Великие Змеи. Глава 20.Рыбы, водное происхождение богов

Литературные, изобразительные и прочие творения наших участников
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Великие Змеи. Глава 20.Рыбы, водное происхождение богов

Сообщение #1  Nimrod » 17 апр 2023, 11:28

Рыбы, водное происхождение богов

Очень любопытный момент, который стоит отметить одним из главных: кроме «змеиной» природы в большинстве мифов и сюжетов боги и богоподобные персонажи тесно связаны с водной стихией и, возможно, являются земноводными.

В течение века Рыб, рыба была божественным символом, и солнечное божество кормили двумя небольшими рыбками... Даже Иисус часто назывался рыбаком людей.
В "Хари-Пуране", "Бхагавадгите" и нескольких других книгах бог Вишну показан принявшим форму рыбы с человеческой головой, для того чтобы восстановить веды, утерянные во время потопа. Дав возможность Вишмамитре спастись в ковчеге вместе со своим племенем, Вишну, жалея слабое и невежественное человечество, остался с ним на некоторое время. Именно этот бог научил людей строить дома, обрабатывать землю и возносить благодарность Непознаваемому Божеству, которое он представлял, путем создания храмов и постоянного поклонения. Оставаясь полурыбой, получеловеком, он при каждом закате солнца возвращался в океан, где проводил ночи. "Однажды он погрузился в море и больше не возвратился, так как земля опять покрылась растительностью, фруктами и скотом. Но он научил брахманов тайнам всех вещей".

Оаннес [человек-рыба у вавилонян], как рассказывали предания, не принимал никакой пищи, находясь с людьми: "В течение дня он, случалось, разговаривал с людьми, но не принимал от них в это время никакой пищи".

Древние шумеры главную роль в создании их цивилизации отводили рыбоподобному человеку Оаннесу. В записях вавилонского историка Белрушу (IV— III вв. до н.э.) говорится о том, что однажды к шумерам, жившим подобно диким зверям, из вод Эритрейского моря пришло существо с телом рыбы и головой человека, причём помимо хвоста у этого создания были и ступни. Оаннес умел говорить, он научил людей строительству, грамоте и умению возделывать землю. Этот загадочный получеловек мог проводить среди людей целые дни, не нуждаясь при этом в пище.

В священной книге персов «Авеста» (Avesta) загадочное существо по имени Има (Угла) появляется из моря и обучает людей. В легендах финикийцев упоминается существо с таким же происхождением и способностями по имени Тайт (Taut), а в Древнем Китае во времена правления императора Фук Хи из воды появлялось невероятное создание Менгхо: «чудовище с телом лошади и головой дракона. Его спина была покрыта табличками с буквами».

Рыба всегда ассоциировалась с мировыми Спасителями. Вишну, индуистский Искупитель, который принимал десять воплощений для Искупления мира, при первом своем воплощении был исторгнут изо рта рыбы. Исида, когда она нянчила маленького Гора, часто изображалась с рыбой на головном уборе. Оаннес, халдейский Спаситель (заимствованный у брахманов), изображался с головой и телом рыбы и с человеческими руками и ногами. Иисус часто символизировался рыбой. Он говорил своим ученикам, что они должны стать "рыбаками людей". Знак рыбы был также первой монограммой Христа. Таинственное греческое имя Иисуса, означает "рыба". Рыба была принята как символ Христа многими ранними отцами церкви.

Христианская символика изображает Христа и верящих в Него в образе рыб; рыба - символ на священной трапезе; крещение - погружение в рыбный садок, которому довольно рано стала уподобляться крестильная купель. Три переплетенных рыбы или три рыбы с одной головой символизируют Троицу.

Шумерский бог вод Энки, установивший порядок во вселенной, населяет реки и болота рыбой и называется богом, любящим рыбу. Спутником Энки в шумеро-аккадской мифологии был получеловек-полурыба Кулулу... У Бероса (IV-III вв. До н.э.) в его облике выступает Оаннес. Он вышел из моря и научил людей письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т.д. А отсюда - образ не просто рыбы, а человеко-рыбы.

Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, мы узнаем о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и слуг, о "бассейне Абзу", в котором хранилась освященная вода, о дворике для принесения жертв, о строго продуманном декоре ворот храма, которые охранялись изображениями львиноголового орла, змей и драконообразных чудовищ. Увы, за редким исключением, ничего из этого сейчас уже не увидеть.

Археологический материал, найденный при раскопках в храмах Эреду и Лагаша (а по последним данным, и в других городах-государствах), свидетельствует о том, что жители Месопотамии приносили в жертву богу Энки не зерно или мясо, что было бы естественно для земледельцев и скотоводов, а рыбу!

Существо с телом рыбы и руками, ногами и головой человека существовало в древнекитайской мифологии - это Линъюй ("Холм-рыба").

В египетской мифологии богиней города Мендес была Хатмехит. Ее священное животное - рыба, а эпитет - Первая среди рыб. Изображалась она женщиной с рыбой на голове; в поздний период ее сближают с Исидой: считалось, что эта богиня помогала Исиде собирать части убитого Сетом Осириса.

С незапамятных времен Гора представляли в виде рыбы, и даже гностики изображали его с рыбой над головой.

Многие народы в своих легендах связывали возникновение жизни на Земле именно с рыбами. И можно собрать большое количество мифов, в которых говорится о том, что некогда господствующей расой на нашей планете являлись люди-рыбы, по внешнему виду напоминавшие амфибий. Эти покрытые чешуёй создания дышали жабрами и большую часть времени проводили под водой.
Индейцы, населявшие территорию современной Америки, верили, что в воде обитает народ «водных индейцев», а их сородичи из Перу рисовали на стенах пещер человека с ластами и хвостом, выходящего из моря.

В старинных китайских и японских записях тоже говорится о человекоподобных созданиях с перепонками между пальцами.

Как в китайской, так и в японской мифологии Дракон ассоциируется с водной стихией.

Тиамат, водное чудовище, заступалось за людей: "Что? Мы уничтожим тех, которых создали? Да, они не дают покоя, но будем же добры к ним!"" ("Энума элиш"). - и было убито.

Тиамат - мать Энки (Эйя) и она же Номмо?! (догонов) "Из перворожденных богов, составлявших ее собрание, Она возвысила Кингу, поставила его их главой."

Мардук — главный бог города Вавилона — в конце концов побеждает богиню, морскую гидру в образе Тиамат.

В мифе прообраз Геракла Мардук вложил траву себе в ноздри, чтобы не слышать отвратительный запах богини Тиамат. Гераклу же следовало нейтрализовать дыхание Алкионея (повелитель гигантов-титанов).

Ньерд

Бог из ванов, отданный в заложники асам, отец Фрейра и Фрейи, бог мореплавания, рыболовства и охоты. Согласно мифу, он женился на великанше Скади, которой приглянулись его ноги. Его всегда тянуло на побережье, поближе к морю, а Скади хотелось в горы.

По представлению обитателей Ниассы (Океания), "ужасный рак покрывает пасть змеи, отчего возникает прилив и отлив". Там, где нет прилива и отлива, змей просто приводит в движение воды… У ама-зулу люди боятся пользоваться водой одного озера, так как в нем обитает змей Умугарна. У индейцев муиска змею или дракону, обитающему в озере, приносятся жертвы. В земледельческой и пастушеской Африке особенно ясно прослеживается связь его с плодородием. "Змея, как полагают, дает успех в рыбной ловле. Она имеет власть над рекой и всем, что в ней". Таким образом, змей-податель опять-таки есть змей водяной.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно повторяющие натуру.
РРР: если животные точно повторяют натуру, то, следовательно, господствует реализм, - должно быть то же самое и для "странных" фигурок... (примечание Склярова)


Фигура "Монах" в комплексе Каласасайя очень походит на шумерского Оанна, человека-амфибию, описанного Беросом.


Любопытно, что догоны изображают Номмо получеловеком-полузмеей с гибкими конечностями без суставов, красными глазами и раздвоенным языком. Но ведь примерно так же, согласно легендам, выглядел и создатель древнейших цивилизаций Центральной Америки бог Кецалькоатль, которого майя изображали в виде существа с головой человека и туловищем пернатой змеи. Древние майя верили, что именно Кецалькоатль передал им те удивительные знания, которые, как уже отмечалось, поражают и современных ученых.

в «Пополь Вух»: «Одни лишь Создательница и Творец - Тепеу (Великая мать) и Кукумац (Великий отец), находились в бесконечных водах. Да, они находились там, скрытые под зелеными и голубыми перьями, и потому они назывались Кукумац. По природе своей они были большими мудрецами и большими мыслителями». Возможно об этом же говорится и в «Энума Элиш»: «Явились Лахму и Лахаму и именем названы были». Как изображались Лахму и Лахаму неизвестно, судя по описаниям в мифах, их естественная среда обитания была вода. В некоторых мифах они находятся в подчинении у бога Энки и, скорее всего, идентичны ему. Мифология Полинезии дает больше информации на эту тему: «женщина-демон Varima-tetakere ("самое начало"); из куска своей правой части создала первого мужчину Avatea (Vatea) – получеловека-полурыбу (точнее получеловека-полудельфина); из другого куска правой стороны великая мать создала второго сына Tinirau (Бесчисленный); он тоже полурыба (типа кильки); господин рыбы; из левого бока праматери - Tango, затем дочь - Tumuteanaoa, затем сына – Raka, дочь Tu-metua (Stick-by-the Parent). Ватеа взял в жены Папа, их первые сыновья близнецы Тангароа и Ронго (первые чисто антропоморфные существа)». Ватея – полурыба- получеловек, точнее полурыба-полубог, важный персонаж не только в сказаниях Океании, но и, всех других регионов, где мифы достигли более-менее высокого уровня развития, немыслима без этого бога. Разумеется, у разных народов он предстает под различными именами. Например, в Индии ему соответствует бог Вишну - самый величайший и старейший бог. Скандинавский Локи так же претендует на эту роль. Для Локи, как и для Вишну характерны различные метаморфозы. Например, Локи и Вишну перед Всемирным Потопом (Рагнарек) принимали образ рыбы (Матсья первая аватара Вишну).

Локи производное от древнескандинавского слова Logr – вода.

Еще одна параллель между ними это – родословная. Вишну един с расой змеев, что предшествовала богам, а Локи не входил ни в один из скандинавских божественных пантеонов - асов и ванов, он принадлежал к расе великанов, что так же предшествовала богам, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость.

Греческий Прометей поздняя переработка этого бога, расслоившийся на нескольких богов. Негативная сторона была отраженна в образе богоборца Прометея - титана, внука Урана, сына Иапета. Положительные стороны этого бога были отраженны в Посейдоне, Океане и Понте. Он, как и бог Энки лепит из глины людей, покровительствует им и крадет у богов «огонь», передав его людям, за что был наказан Зевсом. В мифах ярко выражена его водная природа и чаще всего он изображается как полурыба, таким образом, изображались не только античные водные боги Посейдон, Нептун, но также и бог филистимлян Дагон, и некоторые водные месопотамские божества - Кулулу. Так как он древнее и умнее богов никто не в силах его подчинить, даже сам верховный бог не может над ним властвовать.

Английский миссионер William Wyatt Gill приводит любопытную информацию в своей книге «Myths and Songs from the South Pacific». В книге рассказывается о полинезийском боге Ра- теа (Ватеа) отце, как богов, так и людей, изображавшийся по вертикали полурыбой-получеловеком.

В трактате Плутарха «Об Исиде и Осирисе» (являющемся частью его большой работы «Моралии», которая превосходит по объему даже знаменитые «Сравнительные жизнеописания»), говорится: «Исида родилась в очень влажной местности»

В шумерской литературе (IV- III тысячелетия до н.э.) Энки действительно считался земноводным:
«Энки в болотах, в болотах лежит, простираясь…»

Мусар значит «мерзость», а аннедот — «некто отвратительный».

Согласно Беросу (в пересказе Александра Полигистора), эти земноводные выглядели следующим образом:
«Тело у [этого животного] было рыбьим, а под рыбьей головой находилась другая, [человеческая], внизу же были ноги как у человека и рыбий хвост [за ними]. Голос его был человеческим, а язык понятным, и изображение его сохранилось до нашего времени. <… > Когда… солнце садилось, это существо отправлялось в море и проводило всю ночь в его глубинах, ибо было оно земноводным».

В трактате Плутарха есть также очень интересное место, в котором говорится, что, по словам Евдокса, «египтяне в мифе о Зевсе рассказывают, будто у него были сросшиеся ноги и он не мог ходить»

И Кекроп, и Эрихтоний, и Нерей имели человеческие тела с рыбьими (вариант — змеиными) хвостами. Еще одним земноводным героем греческой мифологии был Тритон.

Количество земноводных персонажей в китайских мифах огромно. Это, в частности, все тот же Гунгун — «рогатое чудовище с телом змеи», соответствующее догонскому Ого и египетскому Сету.

Мифический император Юй первый император династии Ся (около 2205 г. до н. э.), и его отец Гунь также были, судя по их описаниям, земноводными. Иероглиф для имени Гунь содержит в себе элемент «рыба», а иероглиф для имени Юй — элемент «ящерица», что свидетельствует о нечеловеческой природе обоих персонажей. Именно Юй укротил воды Великого потопа.

Предания о Гуне и Юе содержат массу интересных и необъяснимых деталей. Во-первых, Юй родился прямо из живота своего отца. Вспомним об андрогинности догонских Номмо! Родив сына, Гунь превратился в черную рыбу или желтого дракона и нырнул обратно в море, подобно Оаннесу. Юй явно был рожден не на Земле — поскольку, родившись, он сразу «сошел с высоты». Ему было трудно ходить, и в китайском языке даже существует соответствующий термин — «походка Юя». Действительно, земноводному с хвостом прогулка по земле вряд ли показалась бы удовольствием. Одной из главнейших его забот было «измерить мир с востока на запад и с севера на юг».

Мифы Китая знают уже о шести земноводных существах, участвовавших в создании китайской цивилизации. Был, впрочем, и седьмой член этой команды — Фуфэй, дочь Фуси, которая жила в реке Ло и стала ее богиней. Вспомним, что вавилонских аннедотов часто называли «Семью мудрецами».

Известны китайские резные изображения на кости, возраст которых составляет почти две тысячи лет и на которых представлены земноводные существа, похожие на Номмо.
Когда в 1945 году Нидхем посетил западные районы Китая, он еще застал там храмы, в которых поклонялись Фуси и на стенах которых можно было увидеть изображения существ, напоминающих русалок.

Дж. Виллоуби-Мид, многие годы изучавший историю и иконографию китайских мифических чудовищ, пишет в этой связи: «Самые ранние изображения китайских драконов не отличаются особым мастерством и внешне напоминают скорее рыб. Лишь со временем в них появляются ясно видимые черты рептилий». Похоже, что рыбохвостые пришельцы с неба постепенно трансформировались в небесных драконов.

На голове же Сераписа (Осириса) можно видеть калатос — священную корзину, с которой обычно изображались земноводный культурный герой Оаннес и бог Дагон.

На некоторых дошедших до нас сирийских монетах можно видеть изображение Деркето - Атаргатис (морская богиня) - наполовину женщину, наполовину рыба.

По свидетельству Павсания, в храме в Фигалии хранилось изображение олимпийской богини охоты Артемиды - сверху до талии женщины, а ниже - рыбы.

По преданиям некоторых народов (Греция, Ирландия, Перу и др.), морские люди - предки людей. Так, по одной перуанской легенде, в очень далекие времена, когда вода воевала с сушей, постоянно меняя их очертания, в мире было только два народа: обезьяний - "живущий в густых лесах" и "народ, который жил в океане".

"Фараонами", "фараонками" традиционно называются изображения полулюдей-полурыб в русской деревянной резьбе.

Согласно Саратовским легендам, фараончики были "чудными белотелыми девами с русыми кудрями" и рыбьими хвостами.

По рассказам жителей Смоленщины в изложении известного этнографа XIX века В.Н. Добровольского, фараоны были "похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде".

Намму - в шумерской мифологии богиня-прародительница, «мать, создавшая небо и землю», «мать, давшая жизнь всем богам».

Отрывок мифа:
- Из чего же я их (людей) сделаю? - удивился Энки.
- Да хоть из моей плоти, - ответила Намму (вспомним догонского Номмо) - Я отделю ее от себя, насыплю на землю рядом с водой...

Вполне очевидна среда обитания "первых богов".

У восточных хантов известны мифы о происхождении человека из слюны Нуми-Торума или от рыбы, так что ногти – это остатки рыбьей чешуи.

В Аккадии представляли Бога Номо (Amun-Kneph) водным змием. В Мали и Судане бог-создатель Номмо изображался иногда как человек- рыба, иногда – как человек-змея. В Полинезии бог создатель Ватеа был человеком- рыбой.

Лягушка присутствует везде, где изображена египетская богиня Хекет. Богиня могла быть полностью в обличье этого земноводного. Но встречается гораздо больше ее изображений в виде обычной женщины с головой лягушки.
Аватар пользователя
Nimrod
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 280
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 13:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 10

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25