Великие Змеи. Глава 14. Драконы

Литературные, изобразительные и прочие творения наших участников
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Великие Змеи. Глава 14. Драконы

Сообщение #1  Nimrod » 13 апр 2023, 17:36

Драконы

Изображения дракона в Китае можно увидеть повсюду и до сих пор: в храмах, во дворцах, на обелисках, на многих древних сооружениях и на стенах крестьянских домов. На берегах рек, озер и морей китайцы строили многочисленные кумирни в честь дракона.

Что интересно изображения драконов присутствуют во всех буддийских храмах. И зачастую невозможно отличить изображения драконов Южной Америки от изображений Китая.

Слово "дракон" - старогреческое, образованное от "derk" (смотреть, следить), и в переводе на русский означает "ясно видящий", "следящий".


Лун - в китайской мифологии фантастическое существо, дракон. Образ дракона сложился в Китае в древности. Начертание иероглифа лун, представляющее пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (по мнению нек-рых ученых — гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н.э.). Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица (Лю Чэн-хуай и др.), а также о связи образа луна с крокодилом (голл. ученый Я. де Гроот).

Культ драконов был связан прежде всего с водой. Драконы, олицетворявшие собой дождевые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцам благостными богами, дарующими «сладкий», «хлебный» дождь. Драконы почитались также в качестве хранителей рек, озер и водоемов, воды которых использовались для орошения (искусственного и естественного).

В надписях на гадательных костях лун связан с названиями прототибетских племен цян, населявших западную и центр. части совр. пров. Хэнань и, возможно, южную часть пров. Шаньси.

Возможно, образ дракона заменил более ранние представления о тотеме — змее, ящерице или крокодиле.

Реликты древнейшей связи дракона с землей заметны в некоторых преданиях, где драконы-лун живут под землей, в колодцах, стерегут там клады, знают расположение т.н. земных жил, помогают герою выбраться из подземелья, а также в представлении о зимней спячке драконов и змей под землей (в нек-рых поздних легендах лун осенью возвращается в море, лето проводит в небесах).

Ван Чун («Лунь хэн» — «Критические рассуждения», I в.) сообщает, что художники его времени изображали луна с головой коня и хвостом змеи. В нек-рых древних преданиях есть упоминание о лун-ма («конь-дракон), живущем в воде, о превращении драконов в коней и быков.

В китайских мифах описывается дракон Гун Гун – рогатое чудовище с телом змеи, который по своему описанию напоминает египетского Сета, а также догонского Ого.

Останки динозавров, часто встречающиеся в пустыне Гоби, монголы называют лууны яс (кости дракона).

Самыми ранними из найденных изображений дракона считаются змееподобные орнаменты на керамике, которые относятся к неолитической культуре Синлунва и датируются VI тысячелетием до н. э. Они были обнаружены в 1986 году при раскопках поселения Чахай в провинции Ляонин [1]. Китайские исследователи сошлись во мнении, что на одной из керамик изображен загнутый хвост дракона, а на второй – фрагмент спиралевидного туловища дракона. На основе этого был сделан вывод, что культ дракона существовал еще в эпоху неолита, при этом форма дракона была спиралевидной, а тело – чешуйчатым.

Символическое изображение дракона используется во множестве сюжетов, связанных с ночным небом и созвездиями на нем. Кроме того, древние китайцы считали, что драконы способны определять плодородные земли и поэтому, с развитием сельского хозяйства культ дракона усилился.

В мифологии понятие дракона часто употреблялось для обозначения фантомов, которые были способны к полетам, но имели при этом странные тела с головами, похожими на собачьи или львиные. В европейской традиции часто ассоциируемы со змеями.

Драконы вызывают дождь, обеспечивают плодородие почвы, осеменяют землю, обитают вблизи «Древа жизни»

Если вспомнить «пернатого змея» Кетцалькоатля (с полуострова Юкатан; он же – Кукулькан), Ажи-Дахаку (мир иранских народов) или дракона – «лун» (в Китае) – становится видна огромная территория распространения крылатого образа. Но суть феномена концепта «дракон» заключается даже не столько в территориальном разнообразии, сколько в удивительном сходстве функциональных характеристик зверя, в самых удаленных (даже – полярных) областях

По-вьетнамски «дракон» – «long» или «rông»13 (龍). На представления вьетнамцев о драконах сильно повлияли китайские мифы о драконах. Вьетнамцы также считают приносящего дождь дракона важным для земледелия. Он также символизирует императора, процветание и силу народа. Подобно китайскому дракону, вьетнамский – символ ян означает мир, жизнь, существование и рост. Согласно древнему мифу о сотворении, вьетнамский народ происходит от дракона Лак Лонг Куана и феи Ау Ко. В честь вьетнамского дракона назван Ханой (вьетн. Hà Nôi14, столица Вьетнама). В древности город назывался Тханг Лонг: от тханг (thăng) – «расти», «лететь», «восходить», «подниматься», «развиваться» и Лонг – «дракон»; архаичное название до сих пор используется в литературе.

Вьетнамцы полагают, что они - потомки короля Дракона Лак Лонг Кван, прибывшего из Вод, и земной феи Ау Ко. От этого союза фея отложила одну сотню яиц, из которых вышла одна сотня сыновей. Позже, когда пара разделилась, пятьдесят из них последовали за их отцом Драконом к более низким прибрежным областям и основали там первую вьетнамскую нацию по имени Ван Ланг, в то время как другие пятьдесят следовали за их земной матерью к высоким равнинам, чтобы родить позже пятьдесят этнических групп.

В 1010 г. император Ли Тхай То перенёс столицу из Хоа Лы в Дай Ла, сообщив в указе, что он видел «жонг ванга15» (жёлтого дракона), летающего вокруг в чистом синем небе. Затем император изменил название на «Дай Ла на Тханг Лонг» («Блеск Вьетнама и развивающееся будущее»). Более того, один из четырёх богов-защитников Танг Лонг (Танг Лонг Ты Чан) был божеством Лонг До (буквально – «драконий центр, место встречи земли и неба»). Божество Лонг До помогло Ли Тхай То построить крепость его столицы. Множество вьетнамских топонимов содержат слова «лонг» или «жонг», означающие «дракон»: залив Ха Лонг, Кыу Лонг (участок руки Меконг), мост Хамжонг, мост Лонг Бьен. Другие слова тоже включают их в себя: Thanh Long, vòi rông, xuong rông, long nhãn.

Дракон, без сомнения, самое известное из мифических животных. Но хотя это существо китайского происхождения, оно стало неотъемлемой частью мифологии Японии. Это мифическое животное живет в основном в океане, в реках или в озерах, но умеет летать и имеет власть над тучами и бурями. Драконы Японии и Китая очень похожи, за исключением того, что у японского Дракона три когтя, а у Дракона Поднебесной – пять.

Как в китайской, так и в японской мифологии Дракон ассоциируется с водной стихией, как это демонстрируется в историях об Урасиме Таро, императрице Дзингу и в приключениях Хоори-но микото.

В китайской мифологии существуют девять главных типов драконов, они все- земноводные, и только один из них имеет чешую, это – тот, чьё логово в горах. Этот дракон имеет развитые конечности, не плавает в открытой воде, но предпочитает болота.

Вишап – дракон, крылатый змей древнеармянской мифологии. Позже армяне стали считать эти колоссальные статуи изображениями злых духов. Древняя столица Армении – Вишап (букв. «Драконы»).

Интересны названия топонимов, где обнаружены вишапы – это Аждаха-юрт и вулкан Аждахак. То есть знакомые нам имена змея-дракона Ажи Даххака (Яже, Яша, Уж, Ягве и т.д.). Как и в семитской, и в афганской мифологии, Аждаак в армянской мифологии – это человековишап (человекодракон). Вишапы, живут в высоких горах, в больших озерах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, производят грохот, сметают все на своем пути.

Существует легенда, что в разных частях света, в разных горах и озерах существует невидимая сеть. Через неё озера разных концов света сообщаются друг с другом. Сквозь эту сеть между озёрами перемещаются чудовища – драконы. В Армении есть легенда, что даже само Лох-Несское чудовище Несси когда-то посещало озера Гегамских гор.

На глобусе Ленокса 1503-07гг., который находится в собрании Нью-Йоркской Общественной Библиотеки*, на восточном побережьи Азии записано: "HC SVNT DRACONES” (т.e. "hic sunt dracones” - “здесь есть драконы”).

Страбон «География», кн. 16: 17: «Что касается равнин, то первая из них, что идет от моря, называется Макрас, или равнина Макра. Здесь, по сообщению Посидония, видели мертвого дракона длиной в плефр и такой ширины, что 2 всадника стоя по обеим сторонам его, не видели друг друга; зев его был так велик, что вмещал всадника вместе с конем, а каждая пластина чешуи превышала длину щита».

Апулей во «Флоридах. IV» рассказывает о драконах, живущих в Индии. Чтобы понять, что текст носит не мифологический характер, а представляет собой историко-географическое и социокультурное описание, процитируем его от самого начала гл. IV.

«Индусы – многочисленный народ, насчитывающий огромное количество людей и занимающий огромное пространство. Живут они далеко к востоку от нас, в тех краях, где изгибается берег Океана и восходит солнце, там, где рождаются звезды и кончается земля, дальше, чем египтяне ученые, иудеи суеверные, набатеи-торговцы, дальше арсакидов в развевающихся одеждах и бедных плодами итиреев, и богатых благовониями арабов. У этих-то вот, повторяю, индусов больше всего восхищают меня не горы слоновой кости, не сборы перца, не караваны киннамона , не закалка стали, не серебряные рудники, не золотые потоки; не то, что их Ганг – величайшая из всех рек: Вод повелитель восточных, на сто рукавов разделяясь, Сто образует долин плодородных, сто устьев широких и с Океаном шумящим сливается сотней потоков; не то, что, хотя живут индусы в самом царстве утренней зари, кожа их напоминает ночь своим цветом; не то, что огромные драконы у них вступают в бой с чудовищными слонами – битва, одинаково опасная для обоих и обоим несущая гибель. И в самом деле, дракон, поймав противника в свои гибкие кольца, сковывает его, так что слон, который не в силах и шагу ступить или вообще как-то разорвать свои цепкие чешуйчатые змеиные путы, не видя никакого иного пути к мщению, падает и всею тяжестью своего тела раздавливает врага, захватившего его в плен».

Ранние петроглифы Сикачи-Аляна датируются периодом Осиповской культуры (12-9 тысячелетия до н.э.). На этот период и приходится "битва драконов" с победой огненного дракона над водным.

В мифах разных народов содержатся воспоминания о борьбе солнечных божеств с чудовищными змеями, драконами, горгонами. В религиозных текстах - о войске ангелов, восставших на бога, во главе с Люцифером или Иблисом. Рисунки же на камнях, в большинстве своём, однотипны и будто созданы людьми одной-двух культур.

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: "И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а из другой — твердь земную..." В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании "Энума элиш" говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал — бога Йаму, владыку изначального океана... Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом.

Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь "Илиады") был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы.

В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей.

Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.

Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.


Если собрать все древние изображения богов, из разных культур и хронологически отличающиеся по времени на много веков или тысячелетий, то у всех или у большинства из них — беззрачковые глаза. Любопытно, не так ли? Скульпторы — тщательные резчики такое внимание уделяли другим деталям (ушам, волосам, зубам и всему остальному), а глаза — «окна души»! — пустые. Возможно, глаза у «богов» (зрачок) были другими, и люди просто не знали, как их изображать. Поэтому оставляли пустыми, выпуклыми.

А. Скляров
Наиболее ранние мифы, уходящие корнями в седую старину, не разделяют плохого и хорошего, добра и зла в привычном нам понимании. Боги в этих мифах обладают одновременно всеми качествами: могут быть как добрыми, так и злыми, менять настроение, свое отношение к людям и т.п. В этих же мифах Змей-Дракон – прежде всего символ мудрости и знания, несущий явно положительный оттенок. В более поздних мифах боги разделяются на плохих и хороших, добро отделилось от зла. Там уже Змей-Дракон приобретает негативные качества, олицетворяет зло, и против него сражаются “хорошие” человекоподобные боги и положительные герои.
(«Введение в драконографию»)
Аватар пользователя
Nimrod
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 280
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 13:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 10

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7