Великие Змеи. Глава 7. Греция

Литературные, изобразительные и прочие творения наших участников
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Великие Змеи. Глава 7. Греция

Сообщение #1  Nimrod » 11 апр 2023, 13:23

Греция

Все первоначальные династии греков, главные боги (так же, как и боги славян, например, или египтян) так или иначе связаны со змеями. На что еще может намекать это происхождение, как не на далекую связь с кем-то, кто по своим особенностям физиологии ассоциировался древним людям со змеями, очевидно, по ряду своих внешних признаков?..

Особеннности "старших богов":

- голубая кожа, кровь: явный намек на водную среду происхождения
- необычная вытянутая голова
- необычная походка, трудности в обычном для людей передвижении (если были земноводными, то более, чем объяснимо)
- постоянная потребность в водной среде, отсюда многочисленные гидротехнические сооружения, бассейны итд. Причем, что важно, вода требовалась пресная, не морская.
Отсюда можно понять послепотопный отход "старших богов". Изменения климата не в их пользу, цунами, наводнения с морской и океанической водой. В среднем уровень мирового океана поднялся на 110м, это очень значимые перемены, то, что раньше было сушей, стало морем, болота также превратились в моря (вспомним Меотийское болото = Азовское море), почти все было залито водой (плато Наска), изменения планетарного масштаба, сильно повлиявшие на среду обитания
- их вид был неприятен или даже отвратителен для людей, отсюда закрепившийся образ змеи, вызывавший схожие ощущения

Самое главное - "старшие боги" никогда не скрещивались с людьми! Они не были совместимы. Это было возможно только между ними самими, при весьма малом числе "богов". А вот их потомки, "полубоги" - совсем другое дело, именно о них сохранились эти упоминания в древних источниках, включая Ветхий завет... Участие "старших богов" в рождении людей присутствовало только на уровне "генетического ребрендинга".

Впрочем, об этом более детально поговорим в заключительной главе, вернемся к древним грекам.

Гигантами в греческих мифах назывались огромные, змееногие потомки Геи мужского пола. Она родила гигантов, впитав кровь оскопленного Кроносом Урана. Когда Зевс заключил в Аид титанов, Гея стала подстрекать гигантов начать войну с олимпийцами, надеясь свергнуть их и восстановить господство титанов. Во время последующей войны (Гигантомахия), во исполнение пророчества, боги призвали героя Геракла сражаться против гигантов. Он лично убил множество гигантов и способствовал окончательной победе олимпийцев.

На остров Кос послал к Гераклу отец Зевс свою любимую дочь Афину-Палладу призвать великого героя на помощь в их борьбе с гигантами. Гигантов породила богиня Гея из капель крови свергнутого Кроном Урана. Это были чудовищные великаны со змеями вместо ног, с косматыми длинными волосами на голове и бороде.

На знаменитом фризе Пергамского алтаря изображена битва богов со змееногими гигантами. Одним из подвигов Геракла была победа над Лернейской гидрой, а Персея — над змееволосой Медузой Горгоной.

"Битва с Лернейской гидрой" - это память о противостоянии послепотопных "наследников богов" (т.е. полубогов) с остатками мегафауны?

Основателем великих Афин и их Акрополя был рожденный землей Кекроп. Земля-Гея породила его получеловеком-полузмеей. Тело его оканчивалось громадным змеиным хвостом. Кекроп основал Афины в Аттике в то время, когда спорили за власть над всей страной колебатель земли, бог моря Посейдон, и воительница богиня Афина, любимая дочь Зевса.

Эрихтоний · один из первых аттических царей, сын Гефеста и Геи, имевший полузмеиное тело (хвост вместо ног). Его имя указывает на связь с землёй (греч. chthon, «земля», eri — интенсивная частица). Эрихтоний был воспитан в храме самой Афиной.

В античном мире считали, что отцами некоторых мифических богов и героев были змеи (включая Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал Зевс в облике змеи).
Зевс Критский в образе змея вступает в брак с Деметрой, а потом с Персефоной.

Как отмечает Гимбутас, "мотивы змеи и ее абстрактного обозначения, спирали, преобладали в искусстве Древней Европы". Она также отмечает, что связь змеи и Богини сохранилась и в исторические времена, не только в первоначальной форме, как на Крите, но и в греческих и римских мифах, как например, мифы об Афине, Гере, Деметре, Атаргатис.

Снова и снова символизируя разгром старого порядка, герои греческих легенд убивают змеев: Зевс - змея Тифона, Аполлон - змея Пифона, а Геркулес - змея Ладона, стерегущего священные яблоки богини Геры, подаренные ей на свадьбу с Зевсом.

Тифон - могущественное чудовище, порожденное Геей; олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями... Тифон с Ехидной породили множество ужасных существ: Химеру, лернейскую гидру, псов Орфа и Кербера.

В отместку за избиение гигантов мать-Земля, разделив ложе с Аидом, произвела от него в Корикийской пещере в Киликии своего младшего отпрыска Тифона, которого называли самым большим из когда-либо рожденных чудовищ. Его нижнюю часть тела составляли свернувшиеся кольцами змеи, а когда он простирал руки, они тянулись в обе стороны на сто верст и заканчивались не ладонями, а несчетным количеством змеиных голов.

Ещё один сын Геи – огромный змей Пифон (Питон), обвивший кольцами Парнас или Дельфы, был побеждён Аполлоном. Бился со змеёй и Геракл. Второй подвиг Геракла и состоял в том, что герой-полубог убил многоголовую змееподобную Лернейскую гидру. Морского дракона убил и древнегреческий герой Персей, освобождая царевну Андромеду.

Офион, также Офионей, иногда Опион (др.-греч. Ὀφίων «змей», Ὀφιονεύς) — в древнегреческой мифологии Великий Змей, Король Гигантов; по некоторым мифам — первый владыка Олимпа, сын и муж океаниды Евриномы (Эвриномы). По одной из версий, Уран — сын Офиона и старшей Фетиды.

Офион имел форму огромного змея. Согласно одной из версий греческих мифов (излагаемой Ферекидом Сиросским), задолго до прихода Зевса и воцарения на Олимпе богов там правили Офион и Евринома. По Ферекиду, Офион — противник Кроноса, отец Офионидов.

Первым алтарем, возведенным Циклопам в Афинах был — «Опсе», божеству-змее. Символическое поклонение змею было настолько обычным в Греции, что Джастин Мартин обвинил греков во внесении его в таинство уже всех их богов.

В одном из гимнов, приписываемых самому древнему певцу Элладу Орфею, змеёй названа Афина Паллада. У древнегреческого трагедиографа Софокла она названа «живущей со змеёй». В храме этой богини на афинском акрополе содержались одна-две змеи. Змеи содержались и в рощах эпирского храма Аполлона.

По одной из легенд, от змея родила сына царица Олимпия. Мальчик вырос и стал известен всем как Александр Македонский.

«Золотое руно» охранял огромный змей, прячущийся в ветвях дуба.

Змея считалась посредником между миром живых и мертвых. У Медузы вместо волос
были змеи, у Химеры был змеиный хвост, а Ехидна была наполовину женщиной, наполовину змеей. На каждой голове Цербера росла грива из змей.

Зевсу, именуемому Басилеем (Басилевс, Василиск?!)

«Василевс» - наследственная власть в Греции, а также титул византийских императоров, прослеживается явная связь с «василиск» (от гр. Βασιλίσκος – малый король). «Царь-Змей» - взгляд и дыхание которого убивают. Василиски, как мифические существа несколько раз упоминаются в Вульгате.

Приблизительно до VII века до Р. Х. слово однозначно означало химерическое змееподобное существо, а в более поздние античные времена стало означать «повелитель, правитель».

Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована греками в давние времена от первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Таким образом и «Базилика», скажем, во фразе «Базилика Святого Петра в Риме» демонстрирует связь как с домом змей, так и в последующем с домом царей.

«Царь» - это тоже «Змей». Слово «Царь» от слова «Сар». К примеру: На своем гербе Тудхалия IV первым из хеттских царей поместил надпись «Сар кисати» - «Царь обитаемого мира». «Сар» на древнееврейском - повелитель, владыка, властитель. К примеру: Царь "Саргон" (Ис.20:1) переводится как "царь законный" или "царь Истинный". Царь = сар – это несомненно, чтобы не говорили – доказательств тому много. Но хетты и евреи заимствовали слово «Сар» у шумер. А вот у шумер САР (СЭР) – это однозначно Змей. Слово переползло в Европу как серпент, став серпантином. Известны названия племен: САРматы и САРацины.

Аполлодор, пересказывая «Историю», сообщает, что «[в правление Эвдореша] явилось из Эритрейского моря еще одно существо, похожее одновременно на человека и на рыбу, имя которого было Одакон». По-видимому, здесь мы имеем дело с искаженной формой имени «Дагон» (если только не «Дагон» — искаженный «Одакон»).

Аполлодор критикует Абидена, ученика Аристотеля, за то, что тот умалчивает о появлении других, помимо Оаннеса, земноводных существ.

В трактате Плутарха есть также очень интересное место, в котором говорится, что, по словам Евдокса, «египтяне в мифе о Зевсе рассказывают, будто у него были сросшиеся ноги и он не мог ходить». Сразу вспоминается Оаннес из шумерского мифа, у которого был рыбий хвост вместо ног. (см. также главу "Оаннес и аннедоты. Дагон")

Древнегреческая мифология просто кишит земноводными персонажами с рыбьими хвостами и человеческими телами.
Их количество просто поражает. Один из самых древних мифологических образов такого рода — «морской старец» Нерей, с его пятьюдесятью дочерьми. Специалисты по мифологии Древней Греции полагают, что именно он вначале почитался как владыка моря — и только позже эта роль перешла к Посейдону. Гесиод (VIII в. до н. э.) писал о Иерее: «И от Моря родился Нерей, старший из его сыновей, чьи уста правдивы и не осквернены ложью. И люди прозвали его Морским Старцем, ибо он верен своему слову, добр и справедлив, и мысли его чисты».

Еще одним «морским старцем» был Протей, отличавшийся куда меньшей прямотой в речах и способностью изменять свой вид. Но и он был мудр и мог предсказывать будущее — если, конечно, вопрошающий правильно формулировал свой вопрос. Подругами этих рыболюдей были, конечно же, сирены и наяды.

Еще одна разновидность древних земноводных — это Кекроп, первый царь Аттики. Он основал Афины, жители которых некоторое время даже называли себя кекропидами, по имени своего царя. На изображениях можно видеть Кекропа рядом с богиней Афиной, которая принимает младенца Эрихтония, сына Кекропа от Геи. И Кекроп, и Эрихтоний имели человеческие тела с рыбьими (вариант — змеиными) хвостами. Именно Кекроп добился покровительства Афины над основанным им городом, разрешив в пользу богини спор между ней и Посейдоном. В одной из пьес Аристофана утверждается, что Кекроп прибыл в Аттику из Египта. Диодор Сицилийский (I в. н. э.) писал, что и египтяне были того же мнения.

Можно вспомнить и о Скилле, памятной всем по гомеровской «Одиссее». Это чудовище имело рыбий хвост, зубы в три ряда и туловище, опоясанное тремя или большим количеством собачьих голов.

Еще одним земноводным героем греческой мифологии был Тритон. В эпоху поздней античности он потерял индивидуальность и превратился в группу веселых морских божеств — тритонов, которых греки очень любили изображать на вазах и в садовых скульптурах. Первоначально, однако, это был бог по имени Тритон, еще один Морской старец, с рыбьим хвостом и человеческим туловищем. Еще четыре Морских старца звались Главком, Форкисом, Палемоном и Нигеоном; итого их было минимум восемь.

Имя «Тритон» заслуживает особого внимания. Именно так назывался оракульский центр, расположенный около Тритонийского озера в Ливии — где, по одному из преданий, родилась богиня Афина.

Любопытно отметить, что в древних санскритских текстах — Ведах — упоминается бог воды Трита, сведения о котором арьи принесли в Индию со своей прародины. Это свидетельствует о громадной древности имени данного бога, восходящей примерно к середине второго тысячелетия до нашей эры. Монье-Уильямс, автор одного из наиболее полных словарей санскритского языка, указывает, что имя «Трита» произошло от греческого слова тритос и значило «третий».

Образ Триты весьма загадочен. Он сражался со злобными демонами, был хранителем божественного нектара, участвовал в приготовлении священной сомы — напитка богов. Трита был союзником бога Индры в его борьбе с хаосом, дружил с богом ветров Ваю и божествами бури Марутами. Его также звали Аптьей, и обитал он на самом краю мира. Трита мог даровать долгую жизнь; считалось, что он собственноручно написал часть Вед. Существует предание о его заключении в колодце, которое может иметь связь с шумерским мифом об Энки, запертом в Абзу («бездне», или помещении, заполненном водой). Тот факт, что имя Тритона можно интерпретировать как «одна треть», тоже весьма интересен. Одно из имен бога Энки — Шанаби — значило буквально «две трети» (бога?).

Почти три тысячи лет назад Гесиод упоминает имя Тритона в своей «Теогонии», называя его «владыкой морских глубин» и «сыном Посейдона».

«Особенно почитали Тритона в двух областях Средиземноморья, где от эгейской цивилизации сохранилось особенно много памятников: в Беотии и на Крите.
В Беотии есть река Тритон, а на Крите найдены монеты с его изображениями. На Крите, кстати сказать, почиталось дельфиноподобное божество, поклонение которому впоследствии распространилось по всему Средиземноморью, утвердившись в Дельфах. Подобным же образом, на ливийском побережье существовали река Тритон и Тритонийское озеро, являвшиеся полем действия во многих космогонических легендах.

Древние греки, а потом и римляне передавали легенды о Морском Змее Тритоне. Например, в сказаниях об аргонавтах говорится, что Тритон раздвинул пролив Дарданеллы, после чего начался потоп, получивший впоследствии название Дарданов. Было это около пяти тысяч лет назад. По мнению ряда ученых во время той катастрофы уровень Черного моря поднялся почти на 50 м.

Еще один мифологический персонаж— это Тифон, также полузмей-получеловек. Характер у Тифона был не лучше, чем у Скиллы. По словам Даремберга и Сальо:
«Греческая мифология сохранила в своих глубинах образ финикийского Сета. О нем знают, прежде всего, по египетским мифам. Сет, именуемый также Тифоном, был братом Осириса. Последний персонифицирует собой свет, тогда как Сет — демон бури и мрака… Судя по всему, этот образ возник на Востоке. Еще Гомер помещал место жительства Тифона в Малую Азию… Пиндар описывал Тифона как чудовище с пятьюдесятью головами… Древние художники нередко пририсовывали ему крылья. Вместо ног у этого чудовища были змеи… в поединке с Зевсом Тифон был ввергнут в огонь небес… Пагубные ветра были детищами Тифона и Эхидны (еще одного змееногого чудовища, обитавшего в недрах Земли. — Прим. авт.). В Тифоне часто видели демона бури и урагана. От его союза с Эхидной родились [, в частности,] Сфинкс, Гарпии, пес Орф».

Еще одним отпрыском Тифона и Эхидны был Кербер — пятидесятиголовый адский пес.

Все древнегреческие оракулы на момент своего функционирования располагались в заболоченной или сильно увлажнённой местности, вблизи пещер.

Дракайна (др.-греч. δράκαινα «драконица») — в древнегреческой мифологии — змей (дракон) женского пола, часто с человеческими чертами. К дракайнам относились Кампа, Кето, Дельфина, Ехидна, Скилла, Ламия, Пэна и Пифон (когда описывался как существо женского пола).

Пифон, а также Дельфина в ранних представлениях — гигантские змеи, сходные с древнегреческими драконами. У большинства других дракайн были женские части тела. Ламия, Кампа, Ехидна, а также во многих представлениях Кето, Скилла и Дельфина имели женские головы и туловища.

Вспомним и о традиционном символе медицины – чаша (или посох) со змеей.

"Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа, Асклепия) держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассоциирование змеи с врачеванием - очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано скорее с лечением магией, а не с научными средствами медицины".

Если у посоха, который обвивают змеи, есть крылья, то мы говорим о кадуцее. Согласно имеющейся версии, этот посох принадлежал когда-то греческому богу Гермесу – покровителю путешественников и проводнику душ в загробный мир. Согласно преданию, однажды Гермес поместил посох меж двух дерущихся змей, которые немедленно обвили его, да так там и остались.

Кадуцей

На классическом изображении египетского кадуция: две кобры с коронами на головах, по часовой и против часовой стрелки оплетающие стержень, увенчанный «шишкой». Это рельефное изображение из Верхнего Египта. (Египетский музей, г. Турин)
В том или ином виде кадуцей присутствовал у митраистов и орфеистов, составлявшим в те времена конкуренцию язычникам, грекам, латинянам и герметистам.

Зерван — в иранской мифологии бог-олицетворение времени и пространства. На его изображениях можно заметить у ног яйцо-шишку, которая как будто упала с египетского кадуция. На более поздних «шишка» с кадуция упала, потерялась, и была заменена другими предметами.

Шишка – возможно, это инструмент богов, которым выполнялось сверление и другие работы с камнем?

Современный зритель, глядя на символ, возможно, разглядит в нем прототип молекулы ДНК. Увлеченные изучением восточных религий увидят космический формообразующий принцип соединения мужского и женского, правого и левого, символ Змеиного Огня, или Кундалини. Кроме того, «кадуцей» – производное от шумерского «кадишту», названия расы «дизайнеров жизни», которые использовали ту же символику.

Есть свои кадуцеи и у китайцев. Только вместо змей – драконы, а вместо крыльев – небеса, обозначенные облаками в китайском стиле. Охраняют колонну львы, восседающие на сферах, а на вершине – химера.

В Дельфах, где проводились пророчества, символом торжества жизни была змея. Поэтому жрицы (менады) под одеждами носили живых змей.

Большая змея когда-то покровительствовала афинской цитадели и якобы ежемесячно получала медовые пироги.

Первое упоминание о Бахусе гласило о том, что он появился в результате связи его матери с отцом богов, явившимся к ней в виде «пятнистой змеи».

И даже ты, Бахус...
Аватар пользователя
Nimrod
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 280
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 13:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 10

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

cron