Великие Змеи. Глава 5. Оаннес, аннедоты. Дагон

Литературные, изобразительные и прочие творения наших участников
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Великие Змеи. Глава 5. Оаннес, аннедоты. Дагон

Сообщение #1  Nimrod » 10 апр 2023, 16:52

Оаннес, аннедоты

Цивилизация Двуречья, согласно мифам, была создана группой разумных земноводных существ. Главным среди них было существо по имени Оаннес. Со временем образ Оаннеса претерпел некоторые изменения: финикийцам и филистимлянам он уже был известен под именем Дагона — бога-покровителя земледелия, а впоследствии — и бога войны.

Берос, судя по словам Аполлодора, называл разумных земноводных общим именем аннедоты и говорил о них не как о богах, а как о «полудемонах».

Аполлодор: «… в чье время из Эритрейского моря вышел мусар Оаннес аннедот».

Мусар в переводе означает «мерзость», а аннедот — «некто отвратительный».

(Здесь и далее: Роберт Темпл «Мистерия Сириуса»)

Удивительно, но факт: существа, которым вавилоняне поклонялись как основателям своей цивилизации и в честь которых они воздвигали огромные статуи, считались «отталкивающими» и «омерзительными». Уже это доказывает, что речь здесь идет о чем-то реальном, а не о мифологии. В противном случае следовало бы ожидать рассказа о деяниях великих богов и героев — прекрасных и могучих, являющихся образцом для всех последующих поколений. Но нет — Берос (в пересказе Александра Полигистора) говорит всего лишь о «разумных животных», которые творят благодеяния и должны быть почитаемы, но при взгляде на которых человека просто тошнит от омерзения.

Вот что сообщает Берос. Он пишет, что первым царем Вавилона был халдей Алор; он царствовал десять саросов, а после него Алапар и Амелон, пришедшие из Пантибибло-на, затем Амменон Халдей, в чье время из Эритрейского моря вышел мусар Оаннес аннедот.

(Александр Полигис-тор утверждает, что данное событие произошло на первом году правления этого царя, а Аполлодор — что через сорок саросов. По мнению Абидена, через 26 саросов появился второй аннедот.) Затем правил Мегалар из города Пантибиблона, и длительность его царствования была 18 саросов; и вслед за ним в течение десяти саросов правил Даон-пастух из Пантибиблона; в его время вышел из Эритрейского моря четвертый аннедот, сходный видом с тремя предыдущими — получеловек-полурыба. Затем на протяжении 18 саросов царствовал Эвдореш из Пантибиблона, и тогда же появилось из Эритрейского моря еще одно существо подобного вида, по имени Одакон. Затем правил Амемпсин, халдей из Ларанки, он был в этом списке восьмым и царствовал десять саросов. После него правил Оти-арт, также халдей из Ларанки, и он царствовал восемь саросов. По смерти Отиарта сын его Ксисутр правил 18 саросов; в его время произошел Великий потоп. Всего же царей тех было десять, а общее время их правления составляет 120 саросов. — Синкелл. Хроники, 39; Евсевий Кесарийский. Хронография, 5.

Согласно Беросу (в пересказе Александра Полигистора), эти земноводные выглядели следующим образом:
«Тело у [этого животного] было рыбьим, а под рыбьей головой находилась другая, [человеческая], внизу же были ноги как у человека и рыбий хвост [за ними]. Голос его был человеческим, а язык понятным, и изображение его сохранилось до нашего времени. <… > Когда… солнце садилось, это существо отправлялось в море и проводило всю ночь в его глубинах, ибо было оно земноводным».

Днем это Существо обычно беседовало с людьми, но пищи в это время не принимало. Оно дало людям письменность, науки и искусства. Оно научило их строить дома, возводить храмы, устанавливать законы и разбираться в основах геометрии. Оно показало им семена полезных растений и обучило собирать их плоды. Короче говоря, это Существо сделало все необходимое, чтобы обычаи людей смягчились и смогли они вести цивилизованный образ жизни. И столь всеохватывающими были его деяния, что с тех пор и до наших дней ничего существенного уже не было изобретено. Когда же солнце садилось, это Существо отправлялось в море и проводило всю ночь в его глубинах, ибо было оно земноводным.

Если проанализировать этот отрывок, то можно понять, что существо (Оаннес и подобные) днем могло долго пребывать на суше, без воды. Если посмотреть на фигурку Номмо, то хвост был скорее змеиным, чем рыбьим, однако руки и ноги без суставов также были. И удлиненная нестандартная голова, которая могла одновременно напоминать и рыбью, и человечью.

[Элладий] излагает историю человека по имени Оэ, который появился из вод Красного моря. У него было тело рыбы, но человеческие руки, ноги и голова, и он учил людей астрономии и грамматике. Кое-кто утверждает, что он вышел из великого яйца (почему и получил такое имя) и что на самом деле он был человеком, но одетым в «рыбью чешую».
( из сочинения византийского патриарха Фотия (820–829 гг.) «Крылатая мощь»)

Драконоподобное существо с рогами, телом и шеей змеи, передними лапами льва и задними лапами птицы появляется в месопотамском искусстве с аккадского периода до эллинистического периода (323 г. до н.э. - 31 г. до н.э.). Это существо, известное на аккадском языке как mušḫuššu , что означает «разъяренный змей», использовалось как символ определенных божеств, а также как общая защитная эмблема. Похоже, что первоначально он был помощником бога подземного мира Ниназу , но позже стал помощником хурритского бога бури Тишпака , а также, позже, сына Ниназу Нингишзиды , вавилонского национального бога Мардука , бога писцов Набу и Ассирийский национальный бог Ашур.

Сирруш имеет рогатую змеиную голову и чешуйчатое тело змеи, львиные передние и орлиные задние ноги. Вместе с мотыгой и лопатой являлся одним из символов Мардука - в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона.

Статуэтки убайдской (дошумерской) культуры дают весьма отчетливое и наглядное представление, как могли выглядить представители «змеелюдей».

Свое название их культура получила по холму искусственного происхождения Эль-Убайд возле древнего города Ур.

Особенностью этой культуры были статуэтки с головами ящеров и узкими разрезами раскосых глаз. Наиболее известная из них – это человекоподобная ящерица (лат. ласерта), держащая на руках своего ребенка и кормящая его. Были и другие статуэтки с телом женщины и головой ящерицы.

Остров Кипр изначально назывался Офиуза, что означает "обитель змей". Согласно преданию, раньше на таких местах жило множество змей: это, исходя из того, что они были островами, это представляется маловероятным. В Пафосе, на Кипре, существовала легенда о змее с двумя ногами.

Родос также назывался Офиуза, и, согласно Бошару, до сих пор это значение остается в сирийском слове rhod (змея). На Родосе существует предание о том, что некогда здесь жило множество змей, которые убили множество жителей острова. Выжившие отправились за советом к оракулу в Дельфы, и им было предначертано привести на остров Форбаса, который, поселившись на острове, вскоре истребил всех змей. После смерти он превратился в созвездие Змееносца, что есть то же лицо, что и Офион Финикии.

Офиуза = Офион (греч.) = Змей

Таким образом, можно констатировать, что культ змея пронизывал Вавилон, Ассирию, Месопотамию, Персию, Индию, Кашмир, Китай, Японию, Яву, Цейлон, Аравию, Сирию, Колхиду и Малую Азию--в этих странах (где также существовал культ солнца) ни одна религия не была так повсеместно распространена.

Также отметим, что культ змея тесно связан с земноводными существами, которые, вероятно, и стояли у его истоков.

Представьте себе на секундочку, что наши очень далекие предки могли видеть не только таких необычных разумных существ, несущих в себе отдельные змеиные черты, представителей иной цивилизации, пришедшей извне, но и гигантских земных рептилий (неразумных)! Как трудно было бы передавать достоверное знание о них, когда их уже давно не было здесь на Земле и какое наслоение из этого бы получилось… Собственно, именно то, почему нам так трудно в это верить. Мы верим лишь в то, что мы видим и можем доказать на пальцах. У нас есть скелеты динозавров, и мы знаем, что они существовали когда-то. Но, увы, нет ни одного скелета подобного земноводного создания, которое некогда было здесь…

Дагон

Сидон (Ситон, Цидон) – город Сида (Цида), бога-основателя и покровителя этого древнего города (как, в частности, Иерихон – город бога Луны Йариха, ранее, вероятно, называвшийся «Абу(э)лум»). Несомненно (поскольку «сит, сид» – это «даг»), что «Ситон» – это «Дагон», как об этом и пишет Санхунйатон в «Финикийской истории». Очевидно, что, Дагон (Ситон, Цидон) – протоханаанейское, эпохи керамического неолита, несемитическое божество (переименованное и заимствованное амореями). Сид (Цид) настолько архаичен, что считался богом еще в эпоху собирательства, охоты и рыболовства. Вероятно, с этих времен, в силу традиции, Дагон и изображался человеком с рыбьим хвостом вместо ног (по-видимому, во времена неолита Дагон, подобно Энки, который изображался в таком же виде, считался и богом вод).

В «Финикийской истории», отражающей раннеземледельческие, неолитические представления жителей Ханаана, бог Дагон представлен как изобретатель хлеба и плуга; а в ханаанейском языке (и иврите) слово «даган» приняло значение «зерно, колос, хлебный злак». Бог Дагон считался покровителем земледелия; богом, дающим жизнь урожаю. Так, плодородная равнина Шарон называлась «мощной землей Дагона».
Он непрерывно вел борьбу с силами беспорядка и хаоса, с чудовищами, подобными Лаббу (левиафану), и всегда побеждал. В древней Эбле бог Дагон являлся верховным божеством, владыкой земли и воды. Этот бог считался и покровителем населения долины Среднего Евфрата: в городе Мари был храм Дагона.

Во времена Саргона Древнего (III тыс. до н.э.) Дагон (Даган, акк.) был главным богом Северной Сирии: «бог Даган дал ему (Саргону) верхние земли» (т.е. позволил завоевать).
В аккадской мифологии Дагон почитался как бог не аккадского (не семитского) происхождения. Храм Дагана обнаружен и в Угарите. У филистимлян конца II-начала I тыс. до н. э. бог Дагон – верховное божество, громовержец и воитель. Как изобретатель хлеба, Дагон ассоциировался с «Зевсом Аротрием» и нередко воспринимался, как царь богов.

Итак, Дагон (Ситон) – это одна из ипостасей Великого раннеземледельческого бога-отца куро-араксской археологической культуры (земля и преисподняя уже раз делены). Заметим, что Дагон (Сит(он), Цид) подобно Хену (Кену) – другой ипостаси (преисподняя) Великого бога-отца, «был братом Египта, который правил в Африке». Исследователи отмечают, что «Дагон представляется, по существу, родоначальником другой семьи финикийских богов, параллельной той, что шла от Эла».

Согласно ханаанейской традиции, первый город в Финикии – Библ, был основан древнесемитским богом-демиургом Элом (Илу). Бог окружил выстроенный им город (нижний слой которого датируется VI тыс. до н.э.) защитной стеной и сам жил в нем.
Его также называли Авадоном (Хусаром, Дагоном) – Великим отцом, богом земли и преисподней.

Оаннес = Дагон = Посейдон = Энки?.. Возможно ли, что под разными именами в мифологии разных народов фигурировала одна и та же личность? Учитывая сходство многих признаков и деталей, это можно считать вполне вероятным.
Аватар пользователя
Nimrod
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 280
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 13:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 10

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36