Великие Змеи. Глава 3. Египет

Литературные, изобразительные и прочие творения наших участников
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Великие Змеи. Глава 3. Египет

Сообщение #1  Nimrod » 10 апр 2023, 12:58

Египет

Все египетские боги (за редчайшими исключениями) имеют связь со змеей. В большей или меньшей степени змея входила в символический культ всех богов.

Из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами - Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске.

В древнеегипетской мифологии кобра Уаджит считается Созидательницей мира.

Столь же большим почетом пользовалась змея и в соседней с Египтом стране Куш, к югу от него. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались обычно увенчанными коронами с эмблемой царей - коброй. Символ крылатой змеи был характерен для глиняной посуды местного производства

В Египте в виде кобры или коброголовой женщины изображалась египетская богиня плодородия и урожая зерна Рененутет. Бог земли Геб иногда изображался с головой змеи. Впрочем, не только они.

Змейный облик имеют очень многие египетские божества: Амон как прабог выступает в образе змеи Кематеф; Мехент — «Окружающий Землю», который выполняет функцию мирового змея, держащего на себе землю; Апоп (Апофис) — соперник бога Солнца, угрожающий его барке; Уто — охранительница Нижнего Египта и города Буто; Рененутет — богиня плодородия и урожая зерна; Меритсегер (Мерит-Сегер) — «любящая молчание» богиня фиванского некрополя; Керастис — рогатая гадюка; демоны времени и отрезков времени, например, двухголовая змея Нехебкау. С головой змеи изображаются: бог земли Геб — иногда; женские божества огдоады — голова змеи. Также имеют змею своим атрибутом: Осирис — согласно египетской Книге его жилище покоилось на воде, а стены были сделаны из живых змей. Неф, стоящий на змее Мехенте с гадюкой в руках.

Парой Амона являлась Амауна, впоследствии названная Мун (некоторые гласные были убраны из имени). Именно ее и изображали как андрогина. С телом и лицом женщины, хвостом змеи (рептилии). Как первую жену Адама - Лилит (Ламия) - дракайна, тело и лицо женщины.

Изиду и Нефтиду, охраняющих Осириса, также изображали в виде крылатых кобр. Богиня Изида – покровительница врачевания в Древнем Египте. По преданиям, ее тело обвивала змея.

Богиня-змея почиталась в Египте, как одно из обличий Изиды, слившейся с богиней-коброй Рененутет, хранительницей урожая и Нейт, «матерью крокодилов». Имя последней может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда почиталась как персонификация все тех же первичных вод, предшествовавших процессу создания мира. Как богиня, связанная с водой, изображалась и в виде змеи. Она вообще считалась прародительницей всех крокодилов и змей, даже злейшего врага бога Ра – огромного змея Апопа, родившегося от плевка Нейт в воды Нуна. Связь Нейт с водой привела к тому, что еще в период Древнего царства она считалась женой бога Сета и матерью Себека – бога-крокодила.

Ее называли именами различных богинь: Хатхор, Тефнут. Сохмет; ее изображали то змеей, то львицей, то львиноголовой женщиной. Мерит-Сегер также аналогично часто изображали в виде просто змеи или львицы со змеиной головой. Богиня-змея Меритсегер, «любящая молчание», олицетворяла фиванский некрополь, охраняла кладбище и покой умерших, изображалась в виде женщины c иероглифом "запад" на голове, в виде кобры с раздутым капюшоном или в виде львицы с головой змеи. Как богиня-покровительница она особенно почиталась в Дейр-эль-Медине – поселении работников некрополя. Считалось, что местом ее обитания является вершина горы над поселком.

Змея использовалась в древнем Египте как общий иероглиф для слова «богиня». Рисунки «выпрямившихся змей», стоящих свободно или в святилищах, защищали входы в египетские храмы.

Как символ посвящения в услужение или в честь божества скульптуру змея изображали с шаром и крыльями на портиках большинства египетских храмов и на вершинах некоторых обелисков. Храмы Луксора, Эсны, Комомбо, Дендеры и Аполлинополиса, увенчаны этим излюбленным символом посвящения; и он появляется на вершине каждой части обелиска Памфилии. Два змея изваяны на каждой капители колонн храма Гавы, как описано Пококом. На обелиске в Памфилии иероглифический змей появляется во всех обликах, с шаром и крыльями и без него, пятьдесят два раза, и его можно увидеть также на других сооружения.

Лев и змея

Упесет, Дедет, Уаджит, Мертсегер, Сехмет, Тефнут, Рененутет, все они часто изображались в виде урея с головой льва. Многочисленные изображения уреев с головой льва украшают гробницы Рамзеса IX. Они представлены также в храме Эдфу. В соответствующих надписях эти богини ассоциировались с пламенем, направленным против врагов и уничтожающим их.

Изображения на троне, где восседает Уаджит как богиня-львица, показывают ее в облике змеи с орнаментом из растений лотоса.

Примечательна Упес — египетская богиня пламени, испепеляющая врагов, известная также как воплощение богини влаги Тефнут. Она изображалась в виде женщины со змеей на голове.

Образ львиного бога, повергающего врагов своим знойным дыханием, хорошо известен в Египте, но преимущественно соотносится с львиноголовыми богинями, ассоциирующимися с пламенем. Например, богиня-львица «Мехит великая... пламя, которое повергает врагов». Небесная богиня Дедет известна как «сжигающая врагов».В том же качестве выступает богиня Пахет, обращающаяся к царю со следующими словами: «Я... направляю огонь против твоих врагов», а также Тефнут в Омбосе в образе пламени, направленного против врагов

Любопытно, что зороастрийский злой бог Ариман (Ангра, Ангра-Майнью) – адский змей, имеющий иконографический образ также львиноголового чудовища. Считается, что львы созданы Ариманом.

Гностические апокрифы Наг-Хаммади (тексты -1-3 в. н.э., изготовление кодексов -4 в н.э.) описывают Демиурга, «творца этого мира» как змея с ликом льва Иалдабаофа (или «Ялдаваоф» на арамейск. означает «Сын Хаоса», yalda bahut, ילדאבהות). Он явился порождением Премудрости (эон София):«... Когдаже увидела она последствия воли своей, что приняло вид несообразный – змея с мордой льва. Его глаза были как огонь молний сверкающих...» (Апокриф Иоанна). Одно из имен Демиурга Иалдабаофа у гностиков –Самаэль.

С. де Гуайта со ссылкой на «Зогар Хадаш» говорит, что Самаэль и есть Змей искуситель Евы, т.е. Нахаш одной из жен которого являлась Лилит. Согласно книги «Emeck-Ammelech» Лилит (уж) и Самаэль (змей) –две части змея Левиафана. По Книге Зогар, Самаэль также был отцом и мужем демонических красавиц блудниц Ноемы (Нахемы) и Аграт бат Махалат.

Львиноголовые богини-змеи Египта являются прообразом ипостаси мероитского львиноголового бога Апедемака. Львиноголовый Апедемак с телом змеи встречается в храме Нагаа, а также в комплексе Мусавварат-эс-Суфра. Здесь в храме по обеим порталам двери высечены извивающиеся змеи. Верхняя часть изображения не видна, но, возможно, она оканчивалась, как и в Нагаа, головой льва. Расположение этих фигур у входа в храм сходно в обоих поселениях, что также позволяет судить о более раннем происхождении этого символа.

Пилоны храма в Нагаа (построен 2 г. до н.э. —23 г. н.э.) украшены поднимающейся из листьев растений фигурой змеи с человеческими руками и головой льва, увенчанной характерной короной Апедемака. На них же изображена гигантская змея в ипостаси Апедемака в вертикальном положении. Гигантские змеи во весь рост встречаются и на других мероитских рельефах.

В львином храме Мероэ (построен в 133—116 гг. до н.э.) встречаются надписи имен трех богов, где мероитский бог Апедемак заменяет бога Осириса в знаменитой триаде Осирис, Исида и Гор.

Огромную змею в вертикальной позиции можно также увидеть на виньетке к 87-й главе одного из списков египетской «Книги мертвых». Такая же змея представлена на одном из рельефов храма Эдфу. Обе они по стилю сходны с описанным изображением Апедемака.

Египетский Шаи – первоначальное божество доброй судьбы, удачи и богатства, покровитель и хранитель человека – изображался в виде змеи и человека. Позже его стали связывать с загробным миром. Образы бога Мехента и богини Мерит-Сегер также подчеркивают представления о связи змей с царством мертвых.

В древнем Египте Бог Нахбкун, "тот, кто объединяет двойники", изображался, как огромный Змий на человеческих ногах, с руками или же без рук.

Атум истолковывается как Все и Ничего, как бог вечности, выделившийся из первичного праокеана Нун. Его изображали в облике крылатого змея.

Согласно египетской эсхатологии, прабог Атум должен в конце мира вернуться в хаос в виде змея Урей. Согласно «Книге Мертвых»: змей выступает символом Земли; змей-психопомп, защищает умершего от врагов на пути в потусторонний мир; демоны-разрушители, населяющие Дуат имеют вид змей с ногами, крыльями, изрыгающих огонь, вооруженные ножами и т. д.; кольца стража девятой двери означают привязанность к миру. змея, сбрасывающая кожу, служит символом продолжения жизни после смерти (гл. LXXXVII). В «Текстах Пирамид» иероглифический знак «змея» снабжен множеством ножей, дабы нейтрализовать опасное животное.

Апо́п — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра.

«В "Книге Амдуат" сказано, что Апопа в его борьбе поддерживает группа змееподобных божеств – Уамемтиу (Uamemtiu) - они часто встречаются в книге мертвых под названием Месу-Бетшу (Mesu-Betshu) «дети мятежа».

Существует вариант египетской легенды, согласно которой Апоп был братом Ра, и в качестве такового тоже претендовал на трон верховного божества, отсюда и борьба между ними. И тоже судились, и тоже не досудились ни до чего, и тоже была война. Победила в тот раз партия Ра, в которую входил и Сет, а поскольку историю пишут победители, то на Апопа повесили все грехи мира и сделали его их прародителем.

В знаменитом «Абидосском списке царей» самые нижние символы – змеи. Верхние – солнце.

В главе «Ритуал» Книги мертвых Тифон описан как «Сет, прежде называвшийся Тотом». Искусствоведы совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету обращаются как к «великому и доброму богу», а в других – как к воплощению зла.

Как "бога исцеления" Тота (ставшего прототипом бога греков Асклепия, его также отождествляли с Гермесом и Меркурием) самого символизировал змей, он учил египтян, что его следует почитать как главный символ божественности. Седьмая буква египетского алфавита называемая, zeuta, или "жизнь", она была ему посвящена и изображалась в виде змея, стоящего на своем хвосте.

Против кого же конкретно вел свою борьбу главный бог египтян Ра, кто его враги? Это гигантский крокодил Мага; это змей Ими-Ухенеф, которого бог Ра убил в Гелиополе под сикоморой, приняв облик огненно- рыжего огромного кота ("Книга мертвых", гл. XVII). "На стенах гробницы царей 19-й и 20-й династий мы вновь встречаем Ра в образе кота"; это гигантский змей Апопи, низвержению которого посвящен папирус Бремнер-Ринд, змей Ник и другие персонажи.

В некоторых вариантах легенды Осирис сам описывается как "великий Дракон", лежащий на песке, в то время как в других встречается символика более близкая к Ангкору; там мы читаем, как бог превратился в змею, когда прошел на тот свет. В "Книге Мертвых" даже сообщается, что "Владыка Дуата" Осирис обитает во дворце, стены которого - "живые кобры".

Иероглиф с изображением трона обозначал Act (Исиду), а с изображением трона и глаза — ее мужа Асара (Осириса).

Серапис – весьма необычный Бог. На многочисленных изображениях он принимает разные обличия: то он змей с человеческой головой, то обвит змеем, между кольцами которого видны символы знаков Зодиака. А часто – это человек в греческой тунике с корзиной на голове. Иногда он изображён с рогами.

Из «Теософского словаря» Елены Петровны Блаватской:
«СЕРАПИС (Егип.) Великий солнечный бог, который в народном поклонении заменял Озириса, и в честь которого (жрецами) пелись семь гласных. В его изображениях он часто представлен как змий, "Дракон Мудрости". Высочайший бог Египта в течение первых столетий Христианства».

Образование имени Серапис трактуется как: Осирис + Апис = Осирис-Апис / Осерапис / Серапис или Сарапис (разное произношение в зависимости от диалектов).

Латинское слово «змея» (serpens) сходно по звучанию с именем Сераписа, изображение змеи расценивали в древности как символ целительной силы.

Среди других описательных имен Сераписа известны "Священный Бык", "Солнце в Быке", "Душа Осириса", "Священная Змея" и "Ушедший на покой Бык". Больше всего Серапис известен Серапиумом -- посвященным ему храмом при Алекандрийской библиотеке.

Сераписа называли «Дракон Мудрости» или «Священная Змея». Египетская секретная школа философии делилась на Малые и Великие мистерии. Малые посвящались Изиде, Великие – Серапису. Оба изображались в виде змей.

Обращает на себя внимание иконографическое сходство изображений божественных пар Осириса и Исиды, и Сераписа и Исиды в виде змей. В связи с этими сравнениями необходимо указать еще на одно позднеантичное божество, которое сравнивали с Осирисом и Сераписом, и которое изображалось на гностических геммах и амулетах как змея с головой льва (К.Г.Юнг «Психология и алхимия»). Имя этого божества –Агатодемон — благой дух, божество полей и виноградников. Агатодемон нередко изображается с головой Сераписа. В Дельте Нила Агатодемон был гением реки и отождествляется с Осирисом.

В "Жизнеописаниях" Плутарх упоминал что в Спарте также находился свой храм Сераписа.

Змея на изображениях Сераписа присутствует всегда (!). Иногда Серапис держит змею, иногда она обвивает его полностью или присутствует на левой ноге, как на изображениях Пацуцу. Иногда Серапис стоит на змее, драконе или другой рептилии, вроде крокодила, используя его как постамент, основание. Отличительная особенность изображений бога – корона-цилиндр, похожая на монашеский клобук в виде «модиуса» - меры зерновых.

Любопытно, что эпитетом шумерского бога Эа (Энки) было Sarapsi - "Царь Глубин". «Царь Бездны». Или «Царь Океана», «Владыка пресных вод» - в зависимости от того как понимать слово «апсу». Озирис = Серапис = Энки = Змей?..

Богиня Исида называлась Большой Рыбой Абисса, т.е. бездны или глубин.

Змей также символически обозначал Исиду, и был важной частью ее мистерий. Таблица Исиды, которая описывает эти мистерии, в каждой части упоминает змей как символы богини. Из всех видов змей в особенности Исиде была посвящена гадюка. Ее можно увидеть на голове статуй Исиды, на головных уборах и поясах ее священников. Тиара правителей Египта была украшена фигурами той же самой рептилии. "Когда египтяне желали изобразить Исиду как разгневанного мстителя, карающего за злодеяния, они на ее голову помещали гадюку, которую звали особенным именем Термутис, т.е. смертельная". Живых змей держали в храмах Исиды, и они ползали по жертвам, им посвященным.

Гадюка Исиды не была рептилией египетского происхождения. Можно заметить, что Овидий описывает ее как сопровождаемую "peregrina Serpens", иноземной змеей, и на всех изображениях змея имеет длинную вытянутую голову, что не похоже ни на одну змею из тех, что имеются в Египте. Возможно, это была кобра Индии, которая неизменно является священной змеей страны.

На сохранившихся египетских статуэтках можно увидеть Исиду не только со змеиным хвостом, венчающим тело, но и небольшим рыбьим хвостиком в головном уборе. Также статуэтка Исиды и Сераписа, переплетенных хвостами.

Сведения о «земноводной» природе Исиды и Осириса, представлявшие собой один из наиболее тщательно охранявшихся секретов древнеегипетских жрецов, после потери Египтом независимости начали просачиваться наружу. Плутарх намекает на это обстоятельство, упоминая о том, что Гор Старший «родился хромым»; похоже, не только хромым, но и с хвостом вместо ног. (В Греции нечто подобное произошло, судя по всему, с богом-кузнецом Гефестом.)

Статуэтка Исиды и Сераписа (Осириса) с переплетенными хвостами очень напоминает подобные изображения, найденные далеко от Средиземноморья — в Китае.

В гробнице Бибана в Мвлуке есть изображение, описывающее ритуалы офиолатрии. У совершающего его жреца в руке меч, на коленях перед огромным змеем стоят три безголовые жертвы. Кажется, что Исида сидит на своде, сделанном из змеиных тел, а священный змей, с человеческим лицом, позади нее, опирается на змеиный хвост. Эта картина доказывает, что змее приносили людей в жертву.

Любопытный нюанс: очень многие боги Египта (Ра, Птах, Осирис, Хапи итд), как и боги древней Индии и других стран, изображаются с синеватой или зеленой кожей. Вспомним у шумеров "возлегающего в болотах" Энки, прельстившегося зеленеющей красотой! Это может быть не столько символизмом, сколько физиологией...

Птаха изображали в странном виде путника, закрытого чешуйчатыми одеждами.

Птах, как гласят египетские мифы, обосновался поначалу на острове Абу, который со времен греков из-за своей формы стал называться Элефантиной (по-русски, Слон). Остров расположен прямо над Первым порогом Нила, у Асуана. В тексте и на рисунках Птах, символом которого была змея, изображался сидящим в подземной пещере, откуда он управлял водами Нила. «Это он охранял двери, сдерживающие воды, это он задвигал засовы в нужное время».


"Я Атон, творец Старших Богов, я дал жизнь Шу, я великий Он-Она, я тот, кто содеял то, что казалось мне хорошим, я обрел свое пространство в своей воле, мне принадлежит пространство тех, что движутся подобно тем двум извивам змея" ("Тексты саркофагов").

"Атон: Ты будешь жить дольше миллионов лет, эры в миллионы лет, но в конце я уничтожу все, что создал, земля снова станет частью Изначального Океана, как Бездна вод в ее исконном состоянии. Тогда я буду тем, кто останется, я и Осирис, когда я снова обернусь Древним Змеем, не видевшим человека и не знавшим богов" ("Книга мертвых")

В Египте и Халдее существовали многочисленные катакомбы, некоторые из них на очень большом протяжении. Наиболее известные среди них были подземные святилища в Фивах и Мемфисе. Первые начинались на западной стороне Нила и простирались по направлению к Ливанской пустыне и были известны как катакомбы или проходы Змиев.

Одним из пяти строителей Фив в Египте был названный в честь бога-змеи финикийцев-Офион.

Гарпократа, очень древнего бога египтян, символизировал змей. Его обычно изображали с посохом в левой руке, увенчанным рогом изобилия: вокруг посоха обвивался змей. Он бог молчания; это обозначается указательным пальцем, прижатым к устам. Полагают, что он был идентичен Гору. Кнеф египетскими жрецами считался "творцом вселенной", и ему поклонялись как "доброму демону". Иногда его изображали в виде змеи с яйцом во рту.

Змей, однако, не ограничивался Кнефом, Тотом и Исидой, хотя и был посвящен их культу особенным образом. Едва ли было хотя бы одно египетское божество, которое бы он не символизировал. Некоторые из божеств изображены со своими собственными головами на телах змей.

По упоминаниям Брайанта Эфиопия означает «страна культа солнечного змея». Согласно преданию первый царь Эфиопии был змеем; он завоевал область Тигре и правил там. Его называли Аруэ, что на абиссинском языке означает «змея». Примечательно, что Nagash (что, очевидно, то же самое, что и Naig Индии, и происходит от евр. Nachash, a snake) (прим.пер.- naaga, санскр.) был титулом древних абиссинских царей. Арабы называли его Nagashi, так же, как и египетских царей называли фараонами: и в записях древних путешественников, мы часто встречаем Negus.

Абиссинский монах по имени Григори посетил Германию незадолго до того, как Лудольф опубликовал свою «Историю Эфиопии», и то, как он пересказал предание о «царе змее» весьма интересно. Когда его спросили о царе Аруэ, он сказал, что среди крестьян было древнее предание, что очень давно жители Эфиопии поклонялись великому змею как богу; и отсюда имя царя Аруэ, «змей». Именно этот змей был убит Ангабусом, который за совершенное им деяние был избран царем, и впоследствии передал свой трон преемникам.

В Абиссинии встречается слово «тот», которое довольно любопытным образом означает «идол», и вот что примечательно: «обнаженная фигура человека- это не Тот; но если вместо человеческой головы у него голова собаки или змеи, он становится Тотом».

Даже агаази, пастушеский народ Эфиопии, который до сих пор живет в горах, называется Хабаб: это означает «змей».

У древних египтян упоминается остров Змея, богатый всякими дарами: жирафами, слоновьими бивнями, корицей, благовониями... "Но однажды опустилась звезда, и огонь, пришедший с нею, уничтожил всех". Об этом и о последнем посещении острова египетскими мореходами рассказано в известном папирусе 1115 из фондов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Подобной историей о разумном змее является сказание из египетского папируса "О потерпевшем кораблекрушение". Могущественный Змей из этого сказания был 13 метров длинной, (30 локтей; египетский локоть = 45 см), с бородой в метр (два локтя). Поскольку греки и римляне усвоили массу египетских легенд, возможно и эта была им знакома.
В этом папирусе, датируемом примерно 2200 до н.э., говорится о мореходе, корабль которого разбился в буре, а его вынесло на берег острова. Текст сказания сохранился на папирусе Эрмитажа №1115, и является примером классического среднеегипетского языка. Некоторые исследователи полагают, что сказание имело широкое распространение и его читали и знали многие египтяне Среднего и Нового царств, о чём косвенно свидетельствуют цитаты этого сказания, найденные в некоторых текстах эпохи Рамессидов.

Вот как описывает свои злоключения выживший матрос:

"Деревья трещали, земля дрожала. Когда же раскрыл я лицо свое, то увидел, это змей приближается ко мне. Длина его - тридцать локтей. Борода его - больше двух локтей. Чешуя его - из золота, брови его - из лазурита, Тело его изогнуто кверху."

Отметим, что египтяне, в определённых случаях изображали священных змей с небольшой бородкой.

В мифе присутствует упоминание о некой звезде, принёсшей смерть всему змеиному выводку. Вот что поведал человеку последний змей:

"Я жил здесь с моими братьями и детьми, нас было семьдесят пять змеев с детьми и братьями моими, не считая малой дочери, которую я добыл себе молитвой. И вот упала звезда и попалила их. Это случилось, когда меня не было - не было меня среди них. Я чуть было не умер, когда нашел их всех в одной груде спаленных тел..."

[Змеиный остров / Лившиц И. Г., Ольдерогге Д. А., Рубинштейн Р. И.. — Сказки и повести древнего Египта. — Л.: Наука, 1979. — С. 198]

Интересно, что же это была за звезда такая, которая спалила сразу семьдесят пять огромных существ?! - вспомним про размер змея. Какое точное и эффективное попадание и какой мощный поражающий фактор!

И тут вспоминается ещё один древнеегипетский миф, где Сехмет, грозное око бога Ра, отрезает голову змею-Апопу. Другими словами, убивает этого змея.

В данном случае (миф Змеиный остров), это поражение змея звездой - напоминает самую настоящую небесную кару, в прямом смысле этого слова!

Отмотаем миф немного назад и остановимся на деталях. Выживший матрос упоминает волны в восемь локтей, а размер змея он приводит в тридцать локтей (это важные сравнительные цифры для оценки масштаба):

"И вот ветер все крепче, и волны высотою в восемь локтей. И вот мачта рухнула в волну, и судно погибло, и не уцелел ни один, кроме меня."

Т.е. судя по пересказу, путаницы в размерах быть не может - волны большие, а змей ещё больше этих волн - раза в три, как минимум. И весь этот огромный "змеюшник" (семьдесят пять "братьев и детей") накрывает одним точным ударом некая "звезда". Можно сделать однозначный вывод: взрыв был действительно большой мощности.

"Я - крокодил, главенствующий над страхом. Я Бог - крокодил при прибытии его Души среди людей. Я - Бог-крокодил, выявленный на уничтожение" ("Книга мертвых", Египет).

Во многих традициях хтоническая природа 3мея отражается в его названии, образованном (как и в слав. языках) от названия земли (эфиоп, arwe medr «зверь земли», егип. Сата «сын земли» или «жизнь земли» как описательные обозначения 3мея и т. п.).

Сфинкс был первоначально окружен чем-то вроде крепостного рва с водой. Эта вода поступала из Нила либо через колодцы в Храме Сфинкса или Храме Долины, либо через каменные водоводы, раскопанные в 1995–1996 гг. По-видимому, под основанием Сфинкса и сегодня существуют заполненные водой помещения — что приводит в недоумение современных археологов.

Представление о том, что нильская вода некогда поднималась к подножию Сфинкса, хорошо изложено в работе Джеймса М. Харрела. Он пишет:
«Фундамент Сфинкса расположен на высоте 19,9–20,2 м над уровнем моря. Средний подъем уровня Нила, по измерениям около Каира, составляет в текущем столетии от 19,0 до 19,5 м, а максимальный — 20,3 м в 1938 г. и 21,4 м в 1874 г. За последние два столетия неоднократно случались разливы Нила, при которых вода достигала основания плато Гиза».

Фрагмент книги мертвых из текстов пирамиды Унаса :

Читается слева направо так:
"O You, the Great God, whose name is unknown."
(О, Великий Бог, чье имя неизвестно)

Последний иероглиф ("змея с ушами") переводится египтологами как unknown (неизвестный/безымянный). А если перевести напрямую – как Змей?.. Или, возможно, «рогатый змей»?

Если не выдумывать перевод для этого иероглифа, то как тогда будет читаться эта фраза?..

Все боги Египта имеют прямую связь со змеей, а также с водной стихией. Причем, чем древнее бог и сохранившиеся свидетельства, тем эта связь крепче, а признаки отчетливее. Количество змеиных символов огромно, как и в Южной Америке. Объяснить подобное лишь человеческим страхом перед огромными змеями (с учетом жаркого и влажного на тот момент климата в этих регионах) было бы опрометчиво, хотя и этот фактор наверняка тоже внес свою лепту. С учетом явных следов деятельности древней высокоразвитой деятельности в Египте и ЮА, удивительных каменных построек и других многочисленных следов "цивилизаторов", картина представляется несколько иной. Вероятно, нечто в облике самых первых "богов-прогрессоров" существенно отличало их от древних людей, а впоследствии произошло наложение, поскольку время шло, проходили столетия, тысячелетия, и человеческая память поневоле приспосабливала сохранившееся наследие под современные изменившиеся условия и то, что они могли видеть свои глазами.
Аватар пользователя
Nimrod
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 280
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 13:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 10

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29