Хуан-Ди и его сподвижники построили в горах Куньлунь "дворец", откуда совершали экспедиции в долину реки Хуанхэ на удивительных самодвижущихся "колясках" и делились знаниями с местными жителями. В деятельности Хуанди и его помощников обращает на себя внимание удивительный рационализм, который легко просматривается сквозь все и всяческие напластования. Но самым удивительным во всей деятельности "сынов неба" все же был явно просматриваемый по текстам мифов некий технологический аспект, создание и использование сложных и непонятных нам аппаратов и приспособлений.
Известно, например, что команда Хуанди изготовляла какие-то огромные металлические зеркала. Многочисленные источники в один голос утверждают, что Хуанди изготовлял и применял некие приспособления, именуемые "чудесными треножниками".Для этого использовался металл, медь или похожий на нее сплав, добытый на горе Шоушань. Треножники являлись как бы "подобием Великого единого", т.е. Дао, скрытого двигателя Вселенной.
Высота их была около 3 - 4 метров, однако объем был сравнительно невелик - не более 100 литров, так что большая часть этой высоты приходилась на три его опоры.
Заглянуть внутрь столь высоко поднятого вместилища зритель, разумеется, не мог, но источники утверждают, что "сотни духов, чудовищ и животных наполняли его внутри", т.е. можно предположить, что из работающего треножника слышался какой-то шум, доносились голоса. Прямо указывается, что он "клокотал". Появлялись ли на нем изображения, трудно сказать, однако известно, что треножник "изображал дракона, летящего в облаках", а вскоре этот дракон явился воочию и забрал Хуанди и всех его спутников. В пользу того, что "треножник" мог использоваться для установления дальней связи, возможно, говорит и другое - его расположение было выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечить прямую видимость звезд Сюань-юань, откуда Хуанди прибыл на Землю. В источниках сказано также, что "этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал существующее и исчезнувшее". Интересно также, что его можно было приводить в движение и останавливать, и он был в состоянии каким-то образом воздействовать на силы гравитации - "мог становиться легким и тяжелым".
Еще одно любопытное сообщение содержится в конфуцианской канонической "Книге установлений".
В ней говорится, что во времена "совершенномудрых" древних государей "в горах появлялась повозка - сосуд". А в комментарии, цитирующем исчезнувший апокриф, появляется: "Горная повозка - это естественная повозка. Свисают крючья, никто не гнет, не направляет, сама собой закручивается, изгибаясь..." - т.е. речь идет о способности повозки в целом или ее ходовой части (гусеницы?) свободно менять форму, как бы "растекаясь", применяясь к неровностям местности. Даосские тексты упоминают о том, что таких повозок у Хуанди было множество - "горные повозки заполняли равнины", и не только их. Можно допустить, например, что странная "повозка" имела обтекаемую форму сосуда или капсулы, что у нее было какое-то твердое, ярко окрашенное покрытие, сверкающее белым металлом ("серебром"), что она могла двигаться по сильно пересеченной местности, причем в нее никто не был запряжен (обычно это скурупулезно отмечается) и, по-видимому, никто ею не управлял - она передвигалась как бы сама собой, "естественно".
Хуанди и основная группа его помощников действовала в Северном Китае - там, где впоследствии возникло ядро китайской цивилизации.
А освоение юга осуществлялось теми, о которых даже трудно сказать - были ли это живые существа, автономные механизмы - роботы или механизмы, непосредственно управляемые живыми существами. В древних источниках они фигурируют как "Чи Ю и его братья" - можно заключить, что они были подобны друг другу.
В разных источниках примерно одинаково указано число "братьев" – их было 81 или 72 брата, каждый из которых был страшен и необычен, имел медную голову, железный лоб, звериное тело, коровьи копыта, четыре глаза и шесть рук, умел говорить по-человечьи. Рассказывают также, что на голове у Чи Ю рос крепкий и острый рог, а когда волосы за его ушами вставали торчком, они напоминали мечи и трезубцы (антенны?). Некоторые считали, что у Чи Ю было восемь рук и восемь ног - всюду говорится по-разному (или же его внешний вид мог меняться время от времени...). Удивителен не только внешний вид Чи Ю, еще удивительнее то, чем он питался. Его обычной пищей были камни, песок и куски железа.Он был искусен в изготовлении различного оружия и был наделен божественной силой, намного превосходившей силы людей. По сообщениям древних, у Хуанди, как и у Чи Ю, было четыре глаза - во всяком случае, их считали глазами, а также шесть рук или манипуляторов.
Подобно "горной повозке", Чи Ю мог преодолевать пересеченную местность и даже ненадолго взлетать в воздух. Сообщают, что отделенная впоследствии от туловища и с предосторожностями захороненная металлическая "голова" Чи Ю долгие годы продолжала излучать тепло. Из захоронения время от времени выбивалось облачко отсвечивающего красным пара, которому поклонялись местные жители.
Этого единственного Чи Ю, как и Хуанди, именовали "древним сыном неба". Впоследствии только он один был похоронен в долине Хуанхэ - роботы же были переправлены куда-то "за восемь пустот".
В "Описании гор Дракона и Тигра" сказано, что Хуанди, овладевший основным законом Вселенной - Дао, странствовал по ней в "беспредельности".
О том, как происходил сам полет, источники умалчивают, однако не следует забывать, что в мифы о Хуанди органически входит образ "грома".
В "Записях об основных деяниях Хуанди", включенных в священный даосский канон, сообщается следующее: "Фэнцзы сжег себя в куче пламени, вместе с дымом поднялся и опустился, за одно утро долетев до зыбучих песков, т.е. туда, где находилось знаменитое "oзеро Грома" и, вероятно, база возможных "пришельцев".
Кстати, не стал ли этот Фэнцзы прототипом птицы Феникс? Далее, по сообщениям источника, он использовал какое-то "фэйюй" - что означает нечто вроде "летающей рыбы". По-видимому, иероглиф "фэй" следует переводить не как "летающий", а для "полета". Согласно "Книге гор и морей", "фэйюй" "предохраняет от оружия и позволяет не опасаться грома". Далее следует очень интересное. По свидетельству источника, воспользовавшись "фэйюй", сподвижник Хуанди "временно умер и возродился через двести лет". Иначе говоря, сообщение в целом может быть интерпретировано так, что, прилетев на "oзеро Грома", Фэнцзы прибег к некоему средству, необходимому для дальнейшего, более длительного полета и предохраняющему от каких-то его вредных воздействий, после чего погрузился в состояние летаргического сна.При этом возникает мысль об анабиозе как одной из удобных форм решения проблемы времени при космических полетах на дальние расстояния.
В источниках также говорится, что Хуанди якобы овладел самой "субстанцией грома". Создается впечатление, что он мог перемещаться в пространстве с огромными скоростями. На такую мысль наводит, в частности, сообщение о чэнхуане - драконе, на котором Хуанди поднимался к Солнцу. По словам одного древнего сочинения, это удивительное средство передвижения "происходит из страны, где рождаются солнца", и оно очень старо - ему 3 тысячи лет. Но самое главное - его огромная скорость влияет на ход времени, предотвращает старение человеческого организма: чэнхуaн в "один день покрывает мириады верст, севший на него человек достигает возраста 2 тысячи лет".
Есть также основания полагать, что, упоминая Сюань-юань, древние авторы часто имели в виду не все созвездие в целом, а лишь район его самого яркого светила - Регула (альфа Льва). Судя по некоторым косвенным данным, корабль мог приземлиться на северо-западе, в пустыне Гоби. Такую мысль подсказывают сведения об "озере Грома" в древнем "Каноне гор и морей", "Критических рассуждениях" Ванчуна и других книгах. Гром в них рассматривается отнюдь не как атмосферное явление, "меcтонахождение" грома и его божества точно дислоцировано на пустынном озере, отделенном от населенных областей Китая "сыпучими песками". Для посадочной площадки это действительно было бы идеальным местом, особенно, если пришельцы по каким-то соображениям предпочитали бы приводняться. ( Интересно, что сам гром древние китайцы изображали в виде огромного барабана, очень высокого (точнее сказать, длинного) и узкого, с небольшими срезами на концах, где натягивалась кожа, и своей сигарообразной формой они более всего напоминали ракету.)
Что же происходило во времена Хуанди в окрестностях удивительного "озера Грома"?
Оказывается, даже в неблагоприятную погоду в этих гиблых местах день и ночь не прекращалась оживленная деательность. Вот что говорит, например, "Описание первоначальных деяний Хуанди", включенное в даосский канон "Даоцзан": песок такой, что поставишь ногу - и она тонет, глубок - трудно измерить, подует буря - и песок словно туман. Но в тумане этом - множество чудесных драконов, рыб, черепах - и все они могут летать. Каменная корзина, прочная, но чрезвычайно легкая, свободно плывет над песками. Обратите внимание на любопытную деталь - хотя древний человек и отождествлял с животными необычные аппараты, сновавшие в окрестностях "озера Грома", ни одно из них не представлялось ему чем-то мягким, теплым, созданным из живой плоти. О двигающейся как бы на воздушной подушке "каменной корзине" нечего и говорить. Но и все остальные "животные" по китайской классификации входят в разряд панцирных и чешуйчатых, иными словами, их главным отличительным признаком для древнего человека была твердая, непроницаемая оболочка... Летающая "каменная", то есть сделанная из какого-то твердого неметаллического материала, "корзина", по-видимому, могла подниматься не слишком высоко в воздух.
Но у пришельцев было и другое летающе приспособление, которое называлось "драконом". Древние совершенно определенно отмечают исключительность так называемого "отвечающего дракона" Хуанди, его непохожесть на всех других драконов, в изобилии населяющих китайский фольклор. А самое удивительное - для него были небезразличными погодные условия. Именно из-за плохой погоды Хуанди однажды пришлось отменить очень важный полет, хотя, как сказано в источнике, все было готово и дракон уже "набрал воду" (т.е. был заправлен жидким горючим?). То, что тот "дракон" испугался дождя и ветра выглядит очень забавно, поскольку в китайской мифoлогии дракон - сам повелитель дождя. Но если у этого "дракона" был реальный прототип, типа самолета, то происшедшая задержка не вызовет недоумений.
В ряде китайских источников - "Критических рассуждениях" Ванчуна (I век), "Исторических записках" Сымацяня" (II век до н.э.) и других достаточно реалистично описывается сцена отбытия Хуанди и его спутников на этом летательном аппарате после того, как его земная миссия завершилась: "Хуанди, добыв медь на горе Шоушань, отлил треножник у подножиа горы Цзиньшань. Когда треножник был готов, сверху за Хуанди спустился дракон со свисавшими вниз усами (нечто вроде трапа?).Хуанди взошел на дракона, все его помощники и семьи последовали за ним. Взошедших было более 70 человек. Остальные подданные не могли взойти и всем скопом ухватились за усы. Усы оборвались и все попадали на землю. Так отбыл обратно многомудрый пришелец со своими помощниками, оставив подданных в полном отчаянии - они долго оплакивали его и, чтобы как-то отдать дань уважения ему и своим обычаям, похоронили в кургане вещи Хуанди".