В Кносском дворце повсюду встречаются двоякие архитектурные метафоры:
- Мост-акведук
- Лестницы-водопроводы
- Свето-воздушные шахты мегаронов
- Перевернутые колонны-демпферы
- Трон: Религия и административная власть.
- Освещение: Свет и Тень.
Свет проникал в минойские мегароны с нескольких направлений: через световые шахты, окна, двери. Интенсивность освещения варьировалась в зависимости от времен суток, сезона. Мегароны не были освещены полностью. Архитекторы, пишущие об истории архитектуры, говорят о чудесной игре света и тени в мегароне, сравнивая его с горной пещерой. Но вот если бы вы были древним царем, было ли бы вам комфортно при таком странном освещении вашего тронного зала? Который, к тому же, еще и продувался как аэродинамическая труба… Половина стен состояла из каких-то странных дверей-политеронов, половины потолка не было. Это где же надо жить, кем надо быть, чтобы такие условия были родными и удобными?
Грифоны тронного зала. Полуптицы-полузвери. Также двоякая метафора. В принципе, в этих зверюгах нет ничего фантастического. Птичью маску напялил, звериную шкуру натянул – чем не грифон? Таких «грифонов» и сейчас полно: В Тибете для этого используют маски Гаруды, американские индейцы надевают трансформационные маски своих священных птиц: Равена, Буревестника и других. На Борнео даяки вешают себе на лоб клюв птицы-носорога, тоже типо грифоны…
- Отсутствие стен:
Считается, что критские дворцы не имели укреплённых стен, так как хозяева дворцов считали себя владыками моря и не боялись вражеского вторжения. С другой стороны, рядом с дворцом находился крупный город, а люди ведь разные бывают.
В минойских дворцах были святилища, а у таких объектов в древности всегда имелась сакральная граница - ров, стена, или же часть природного ландшафта – овраг, река. Похоже, в данном случае в качестве границы выступала береговая линия Крита и вся территория острова считалась священной.
Архитекторы постоянно подчеркивают влияние структуры пещеры на устройство мегарона, правда они не спелеологи и о пещерах знают мало. Спелеологи всё знают о пещерах, но они не архитекторы….
Свето-воздушная шахта мегарона, окулус Пантеона и гипетрон крыши Парфенона имеют в природе свой прототип – отверстие в своде пещерной каверны, дыхало.
Рядом с Кносским дворцом находится культовая гора Юктаc. В ней было четыре ритуальные пещеры и мегалитический храм на вершине, построенный вокруг глубокой трещины-расщелины. В дворце было пять мегаронов. Неподалеку от других критских дворцов также есть культовые горы с ритуальными пещерами. На материке, у микенцев – тоже самое, но немного по-другому. На месте Афинского акрополя раньше стоял мегарон анакса, царя-жреца, в склоне скалы десятки пещер и гротов, ставшие впоследствии священными пещерами греков. В восьми километрах от дворцового мегарона Нестора – пещера Нестора. Рядом с мегароном Микен… Рядом с цитаделью Микен есть две горы, но нет священной пещеры! Удивительное дело!
В окрестностях Микен еще Геракл пещеру запечатывал, когда охотился на немейского льва. В древности это вообще было распространённой практикой. Индейцы майя этим увлекались, да и ковчег Завета, по одной из легенд, был спрятан в пещере пророком Иеремией. Наверняка микенцы схоронили в своей священной пещере награбленные сокровища Трои и Крита, добавили своего золотишка и замуровали вход. В принципе, в древности к таким местам вели ритуальные тропы с местами для отдыха и омовений. Тропа должна была начинаться от одного из трех выходов из цитадели.
Самое интересное, туристов после посещения Микен везут куда-то за двадцать километров и показывают им пусть и красивую, но совершенно обычную природную пещеру. Кажется, ученые что-то скрывают от нас…
Посетитель Х9, насколько я понял, это рассказ о Вашем путешествии. А фотографиями Вы бы не хотели поделиться? Ratnik