Всё познается в сравнении. Много ученых и просто любителей интересуются древнеегипетскими пирамидами. А сколько теорий предназначения пирамид? И насколько эти теории далеки от истины? В качестве характерного примера приведем рисунок возведения пирамиды.
Этот рисунок показывает насколько может быть далеким представление нашего современника (художника) от истинного положения дел. Конечно, художник имеет право строить «свою» пирамиду. И внешние отличия этой пирамиды от настоящей очевидны. Но какие бы, то, ни были фантазии, они должны опираться на объективные законы. А, если каменные блоки из известняка и люди нормального среднего веса, то они никогда эти блоки не поднимут, как это следует из рисунка. Это может доказать школьник, знающий принцип рычага.
И не мог применять такую технологию народ, изобретший такое простое подъемное устройство, как шадуф, где человек становится только манипулятором двух грузов, подвешенных к концам перекладины, лежащей в пролете на шарнирной опоре, и незначительно отличающихся по массе.
От шадуфа легко перейти к строительству пирамид, где на концы перекладины подвешиваются каменные блоки, где более тяжелый блок поднимает более легкий. Если насыпь, по которой транспортируются блоки, сделать выше нижней ступени пирамиды, то более тяжелый блок, опускаясь на эту ступень, поднимает более легкий блок на ступень выше, как это показано на рисунке. Таким образом, можно поднимать блоки, манипулируя только с массой равной разнице между массой этих блоков.
Надо отметить, что такую технологию описал Н.Е. Стеликов в монографии «Гармония древнеегипетской архитектуры» в 2009 году. Там же показано, что высота насыпи, которую могли использовать строители для подъема блоков, требуется намного ниже, чем высота пирамиды.
Мы привели данный пример для сравнения разных подходов к одной и той же проблеме в рамках предложенной темы. Один подход далекий от реальности, который можно назвать негармоничным. И другой подход, более реальный, обоснованный, направленный на гармоничное (или приближенное к гармонии, так как стремление к гармонии не имеет конца) решение проблемы.
Очевидно, что понятие гармонии можно применять как к теоретическим, так и практическим вещам. Именно в таком духе мы попытаемся вести данную тему, а «путеводной звездой» будут служить древнеегипетские пирамиды.