Здравствуйте, уважаемый Андрей Юрьевич!
Много лет назад просмотрел ваши фильмы из цикла "Запрещенная археология". Смотрели всей семьей. Крайне интересные и познавательные фильмы. Большое спасибо Вам за них.
Недавно прослушал Вашу лекцию «Земля Баала». Она очень интересная и открывающая новый взгляд на те времена, что, безусловно, заслуживает самого пристального внимания со стороны исследователей и других интересующихся (к которым я причисляю себя). Но во время просмотра у меня возникло несколько вопросов по темам, на которые Вы опираетесь в своей лекции.
1. Про жертвоприношение Исаака (Ицхака). Вы говорите об этом событие, как о жертвоприношение ребенка. Но дело в том, что согласно Торе Ицхаку было 37 лет. Т.е. он не был ребенком и шел на эту жертву вполне осознанно, без физического принуждения со стороны старого отца (его возраст легко вычисляется по тексту Торы, при сравнивании возрастов людей - его современников). Следовательно, этот пример можно приводить только как человеческое жертвоприношение, но не жертвоприношение ребенка.
2. Вы сказали, про еврейскую заповедь о "жертвоприношении первенцев" в еврейском народе. Да, действительно, даже до сегодняшнего времени сохранился обряд Выкуп первенца - одна из 613-ти заповедей Торы. Суть ее состоит в том, что ребенок (мужского пола), который родился у матери первым, от рождения имеет особый духовный статус. Изначально сыновья-первенцы должны были становиться священниками: "Ибо все первенцы у сынов Израиля - Мои… В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе" (Бемидбар, 8:17). Однако впоследствии евреи согрешили, сотворив себе золотого тельца. Поэтому первенцы еврейского народа оказались недостойными отправлять Богослужение, и священослужение было передано колену Леви, которое не принимало участия в грехе. Священниками стали левиты (представители колена Леви) и Коэны (кстати, тут Вы, вероятно, оговорились, назвав Левитов и Коэнов двумя разными коленами) . Но первоначальный статус первенца не изменился. Получилось так, что сыновья-первенцы по рождению предназначены для священной миссии, которую они не могут выполнить. Поэтому, по законам Торы, отец должен "выкупить" своего сына-первенца, «освободить» его от статуса священнослужителя. Для этого ему нужно осуществить обряд выкупа первенца -- передать Коэну пять серебряных монет, каждая - весом в шекель (во времена дарования Торы - мера веса): "...первенец... должен быть выкуплен... а выкуп за них... пять шекелей серебра..." (Бемидбар, 18:15,16).
Кстати, число «пять» содержит намек на то, что процедура «выкупа» происходит в духовной плоскости. Ибо наш материальный (пространственно-временной) мир по еврейской традиции характеризуется числом «четыре». Число «пять» связано с духовными мирами (поэтому, кстати, Тора - Пятикнижие - состоит из пяти книг).
Вышесказанное подтверждает цитата "И будет, когда спросит тебя твой сын завтра: Что это? - ответь ему: Сильной рукою вывел меня Господь из Египта, из дома рабства. И было, когда не захотел фараон отпустить меня, Господь перебил всех первенцев в Египте. Поэтому я выкупаю каждого своего первенца" (Шмот, 13:14.15).
3. Также мне кажется совершенно неправильным понимать заповедь "око за око, зуб за зуб" (Исход 21:23-27, Левит 24:20) дословно, в отрыве от контекста. Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, — при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19).
Заранее спасибо за Ваши ответы.
С уважением,
Станислав Арье Фрадкин.