Рамессеум

Рамессеум

Сообщение #1  Наталья » 10 фев 2023, 13:46

РАМЕССЕУМ


Изображение

Расположение - Луксор, Мухафаза Луксор, Египет
Регион - Верхний Египет
Координаты - 25°43'40"северной широты; 32°36'38"восточной долготы
Основан - XIII век до н.э.


Рамессеум - мемориальный (погребальный) храм фараона Рамзеса II (Рамзес Великий, Рамсес, Рамесес, Сезострис). Расположен в Фиванском некрополе в Верхнем Египте, к западу от реки Нил, напротив современного города Луксор.
Название Рамессейон было дано Ж. Ф. Шампольоном, который посетил руины этого места в 1829 году и идентифицировал иероглифы на стенах, как имена и титулы Рамзеса II.
Первоначально Рамессеум назывался "Домом миллионов лет Усермаатра-сетепенра, который соединяется с городом Фивы во владениях Амона". Усермаатра-сетепенра (Wsr-M3't-R' Stp-n-R) - тронное имя Рамзеса II.

Изображение

Картуш Усермаатра-сетепенра. Рамессеум


Сохранившиеся записи указывают на то, что работа над проектом началась вскоре после начала его правления и продолжалась в течение 20 лет. Строительство было начато до конца второго года его правления. Украшение памятника было предпринято не ранее пятого года и, вероятно, закончилось на 21 год правления. Период правления Рамзеса II длился 67 лет, с 1279 по 1212 год до н.э., без учета того факта, что он, возможно, был соправителем своего отца Сети I, который правил Египтом в 1294-1279 годах до н.э.
Дизайн погребального храма Рамзеса II соответствует стандартным канонам храмовой архитектуры Нового Царства.
Рамессеум представляет собой в плане неправильный четырёхугольник, вытянутый примерно на 183 м с юго-востока на северо-запад.
Поскольку храм Рамсеса II построен на фундаменте храма его отца Сети I, то выбор ориентации главной оси храма (соответствующей движению Солнца и обращенной к храму Луксора) объясняет его трапециевидную форму и общее расположение всего памятника. Восточно-западные стены храма не параллельны внешним стенам пристроек. Памятник, в целом, занимает площадь около 6 гектаров.
В центре комплекса расположены два каменных храма, а вокруг них, с трех сторон, северной, южной и западной, расположены пристройки и дома из сырцового кирпича.
Возможно, к Рамессеуму был проведён канал от реки Нил, который, вероятно, заканчивался у причала перед первым пилоном, хотя следов набережной или причала не найдено. По геофизическим данным храм Рамсеса II, как и ряд других царских заупокойных храмов Фиванского некрополя, стоял на берегу древнего нильского рукава, пересохшего к концу Нового царства.
Храм построен в основном из песчаника, добытого в карьере Гебель-Сильсила, расположенном к югу от Луксора. Сохранились имена двух архитекторов храма: Пенре (Penrê), который начал работу, и Аменемона (Amenemone).
Храм был посвящен главным образом богу Амону и фиванской триаде. При этом сцены жертвоприношений охватывают гораздо более широкий пантеон, который объединяет всех великих богов Египта.

Изображение

1898, Ramesseum, plan by James E.Quibell

Изображение

2021. Источник фото: http://www.asramesseum.org/


РАМЕССЕУМ ПОСЛЕ РАМСЕСА II ВПЛОТЬ ДО КОПТСКОГО ПЕРИОДА
Храм, по-видимому, оставался действующим в течение всего периода Рамессидов (XX династия: 1189-1069 до н.э.).


Во времена Рамзеса III это все еще было местом поклонения, и оно упоминается в так называемых "Забастовочных папирусах".


Рамзес VI по-прежнему считал важным, чтобы там было выгравировано его имя.


К концу Нового царства Рамессеум, по-видимому, уже приходил в упадок как культовый и административно-хозяйственный центр и даже подвергался грабежам.
Кражи, совершенные в царствование Рамзеса X, указывают на то, что, по крайней мере, часть храма, должно быть, все еще использовалась в то время.


Рамессеум, вероятно, перестал быть местом поклонения во времена 21-й династии (1069-945 до н.э.).


В Третий промежуточный период, между 22-й и 25-й династиями (945-656 до н.э.), бывшие склады храма использовались для погребений фиванского жречества. Некрополь занимал пристройки к храму и имел большое количество гробниц. Западные и северные пристройки были особенно заняты. В полах кладовых и часовен, расположенных во внутреннем дворе, были вырыты ямы.


В 6 в. до н. э. храм был разорён персами.


В Поздний период храм использовали как источник строительного материала для других построек. Многие блоки от Рамессеума можно найти в позднем строительстве небольшого храма Мединет Абу. И, на самом деле, это был всего лишь справедливый поворот судьбы, потому что Рамсес II также без колебаний использовал строительный материал из храмов своих предшественников. В частности, в южных пристройках есть много известняковых блоков; некоторые из них, вероятно, были привезены из Дейр-эль-Бахари.


В коптский период (с 1 в. н. э. до арабского завоевания Египта в 7 в.) часть памятника на некоторое время вернула себе священную функцию, но на этот раз она предназначалась для другого вида поклонения. Там, на месте, ранее занимаемом вторым гипостильным залом ("Комната лодок"), функционировала коптская христианская церковь.

Изображение

Автор фото: Роман Иванов (2021)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #2  Наталья » 10 фев 2023, 13:54

ПЕРВЫЙ ПИЛОН

Вход в храм (с юго-восточной стороны) пролегал через пилон украшенный рельефами и иероглифическими надписями.
Длина пилона составляла 69,38 м, а высота - примерно 22 м.
Лестница, которая вела с северной стороны, давала доступ к его вершине.
Сохранившаяся западная сторона пилона украшена сценами военной кампании 5-го года правления, в частности эпизодами знаменитой битвы при Кадеше, которая велась против хеттов. Однако, барельеф одного из блоков на вершине пилона рассказывает о разграблении Рамзесом II, на восьмом году его правления, города под названием "Шалем" (есть предположение что речь идет об Иерусалиме).
На северной стороне пилона изображен список городов, захваченных Рамзесом в Сирии и Палестине, среди которых названия, знакомые по Ветхому Завету: Мером, Бафанаф и Салим.

Изображение

Автор фото: Роман Иванов (2021)

Изображение

Premier pylône en 1991. Anne-Marie Taloni. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Jambage sud de la porte du premier pylône. Face occidentale. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Premier pylône, extrémité du montant nord de la face occidentale. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Автор фото: Роман Иванов (2021)

Изображение

Автор фото: Роман Иванов (2021)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #3  Наталья » 10 фев 2023, 14:07

ПЕРВЫЙ (НИЖНИЙ) ДВОР


Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)

За пилоном находится первый внутренний двор храма. Архитектурные остатки первого двора сохранились плохо. Двор размером около 53×43 м (N-S: 52,33-53,45 м; E-W 42,55-43,64 м), справа имевший вдоль стены 11 колонн со статуями Рамсеса II в образе Осириса (осирические статуи), слева (южная сторона) – портик с двумя рядами из 10 папирусообразных колонн каждый. Стена за портиком, с двумя дверями и "окном явлений" фараона, служила фасадом пристроенного к храму небольшого квадратного (со стороной около 30 м) царского дворца из сырцового кирпича.
Дворец состоял из большого аванзала с 16 колоннами, тронного зала с 4 колоннами и дюжины дополнительных комнат. Комплекс был окружен различными складскими помещениями, зернохранилищами, мастерскими и другими вспомогательными зданиями, некоторые из которых были построены во времена Римской империи. Ранее на этом месте располагался небольшой храм, построенный во времена правления его отца Сети I.
При входе во второй (верхний) внутренний двор храма слева находилась колоссальная (одна из крупнейших в Древнем Египте) сидящая статуя Рамзеса II высотой от 16 до 20 м (ширина плеч около 7 м) и массой свыше 1000 тонн. От статуи восседающего на троне фараона остались только фрагменты основания и туловища.
Размеры постамента составляли 5,80×2,70×8,30 метров, что при плотности гранита в 2,7 дает вес примерно в 350 тонн. Сохранился не полностью.
Статуя была выполнена из цельной гранитной глыбы, добытой в каменоломнях в районе г. Асуан. Утверждалось, что гранитный блок был перенесен на 170 миль (273,5 км) по суше.
С южной стороны от колосса возвышался колосс поменьше ‒ 9-метровая гранитная сидящая статуя матери Рамзеса II царицы Мут-Туи (Туйя).
Обе статуи, обращённые лицами к входному пилону, по-видимому, имели свои собственные часовни.
Первое описание статуй сделал Диодор, который говорил о надписи, провозглашающей "Я - царь царей Осимандий. Тот, кто желает узнать, насколько я велик и где пребываю, пусть превзойдет хоть один из моих трудов".
Исследование совместной франко-египетской команды позволило определить точное местоположение колоссов ‒ бок о бок в южной части внутреннего двора, перед западной стеной. Расчистка участка позволила обнаружить многочисленные разбросанные блоки, принадлежавшие колоссу, а также обнаружить существование фриза, украшенного бабуинами, который венчал дверной проем, ведущий во второй внутренний двор.

Изображение

Источник: http://www.asramesseum.org

Пандус, расположенный вдоль основания колосса Рамсеса II, соединял два внутренних двора, которые находились на разных уровнях.
На западной стене высечен египетско-хеттский договор. Сохранились версии договора от обеих сторон, вероятно, это первый текст такого типа, известный в истории.

Изображение

Le colosse de Ramsès II. 2004. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Colosse. Angelo Sesana. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #4  Наталья » 10 фев 2023, 14:11

ВТОРОЙ ПИЛОН

Сохранилась часть внутреннего (восточного) фасада пилона. На правой части сохранившейся стены изображены сцены праздника в честь Мина, бога плодородия и эпизоды битвы при Кадеше.
На нескольких остатках второго пилона сохранился небольшой список царей.

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)

Изображение

Север западной стороны второго пилона. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #5  Наталья » 10 фев 2023, 14:39

ВТОРОЙ (ВЕРХНИЙ) ДВОР


Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)


Верхний внутренний двор Рамессеума размером около 53,83×43 м (открытое пространство 30,80×26,50 м) лежит примерно на 2 м выше нижнего и был отделён от него вторым пилоном.
Двор представлял собой перистиль, чьи боковые портики состояли из двойных рядов круглых папирусообразных колонн с капителями в виде закрытого бутона лотоса. Портики, перпендикулярные продольной оси храма, имели по 8 обращённых лицом во двор гигантских 7–8-метровых осирических статуй Рамсеса II, скреплённых со стоящими за ними, квадратными в сечении, столбами. Осирический портик, противоположный входу в верхний двор, дополнялся вторым рядом папирусообразных колонн. Сохранились только несколько колонн и осирических изваяний.
По обе стороны центрального пандуса ведущего в гипостильный зал находились два, сидящих спиной к этому портику, "малых" гранитных колосса Рамсеса II из черного гранита, сходных по высоте с колоннами.
От статуи, стоявшей на северной стороне, осталась только голова.
Нижняя часть второй статуи была возвращена на место. Ее верхнюю часть (голова и верхняя часть торса) увез Бельцони, в настоящее время хранится в Британском музее под названием "Молодой Мемнон".

Изображение

Ramses II. British Museum. Фото из открытого источника


Три пандуса ведут на уровень западного портика, который приподнят по сравнению с полом внутреннего двора.
Три гранитных дверных проема, расположенные по оси пандусов, открывали доступ в гипостильный зал. Сохранились фрагментарно.

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)

Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)

Изображение

Автор фото: Ондраш Сабо (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #6  Наталья » 10 фев 2023, 14:59

ПЕРВЫЙ ГИПОСТИЛЬНЫЙ ЗАЛ

За вторым внутренним двором на террасе размещался крытый каменными блоками главный гипостильный зал Рамессеума (39,60×29,65 м) с 48 папирусообразными колоннами, расположенными в шесть рядов, декорированными полихромными рельефами и иероглифическими надписями.
Из них 12 крупнейших колонн высотой 10–11 м, с капителями в виде распустившегося соцветия лотоса, образовывали центральный неф. Боковые колонны имеют капители в виде бутонов лотоса. Освещение в помещении обеспечивалось с помощью окон, которые были встроены в пространство между двумя уровнями центральных и боковых рядов колонн.
Всего сохранилось 29 колонн.
Стены зала снаружи и внутри покрывали многочисленные рельефы с изображениями Рамсеса II, поклоняющегося фиванской триаде – Амону, Мут и Хонсу; получающего от Амона-Ра символы власти и знак жизни анх; сражающегося вместе с сыновьями в Сирии и другие композиции.
На восточной части стены слева от центрального пандуса ‒ рельефы со сценами получения Рамзесом II посвящения и короны от Сохмет, Амона-Ра и Хонсу.
На западной части стены ‒ рельеф со сценой битвы и осады городов Тунип (Tunip) и Дапур (Dapur), датируемой 8-м годом правления.

Изображение

Северо-восточная стена второго двора. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/


Сохранилась часть потолка, украшенного золотыми звездами на синем фоне. Сыновья и дочери Рамсеса появляются в процессии на нескольких оставшихся стенах.
Под гипостильным залом современные археологи обнаружили шахтную гробницу времен Среднего царства, в которой хранился богатый клад религиозных и погребальных артефактов.

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Оксана Люти (2021)

Изображение

Автор фото: Оксана Люти (2021)

Изображение

Автор фото: Ондраш Сабо (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #7  Наталья » 10 фев 2023, 15:04

ВТОРОЙ ГИПОСТИЛЬНЫЙ ЗАЛ


Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)


Второй гипостильный зал (9,17×16,50 м) с 8 колоннами называется "Комната лодок" из-за рельефов, изображающих жрецов, несущих священные ладьи Амона, Мут, Хонсу, Ахмес Нефертари, Амунет и дважды Рамсеса II во время процессии "Прекрасного Праздника Долины", которые находятся на стенах с двух сторон от входа в зал.
Второе название зала ‒ "Комната астрономии", из-за рисунков на центральной части потолка, который служил литургическим календарем. На потолке, разделенном на три части, можно видеть: список деканов (36 деканов для охвата года) и планет, созвездий северного полушария и лунный календарь. В центре на лодках изображены Сотис (Сириус) и Орион. Их появление знаменует начало года (19 июля по юлианскому календарю).
На западной стене рельеф с изображением Древа жизни. В обмен на благочестие фараона боги обещают фараону вечное царствование и бесчисленные юбилеи. Имя Рамсеса II, начертанное богом Тотом и богиней Сешат на плоде персеи (persea) - священного дерева Гелиополиса - гарантирует правление на многие миллионы лет. Ряд исследователей (Ж. Ф. Шампольон и др.) считали данный зал библиотекой, о которой упоминал Диодор.

Изображение

Автор фото: Оксана Люти (2021)

Изображение

Автор фото: Оксана Люти (2021)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #8  Наталья » 10 фев 2023, 15:07

ТРЕТИЙ ГИПОСТИЛЬНЫЙ ЗАЛ


Изображение

Автор фото: Наталья Носова (2018)


Следующий 8-колонный зал ‒ "Комната литаний" (9,17×16,50 м). Сохранились только 4 колонны.
На стенах имелись рельефы с изображением возлияния и воскурения Рамсеса II богам Ра-Хорахти и Птаху, с длинным списком подношений, начертанных на восточной стене.
Фактически, это двустороннее место подношений, выполняющее как солнечные, так и хтонические функции. На юге возлияния приносились Ра-Хорахти, а на севере в честь Птаха сжигались благовония.

Изображение

Зал литаний. Восточная стена, южная половина. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Зал литаний. Восточная стена, северная половина. Yann Rantier. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #9  Наталья » 10 фев 2023, 15:09

ЧЕТВЕРТЫЙ ГИПОСТИЛЬНЫЙ ЗАЛ

Четвертый гипостильный зал размером примерно 16,5×9 м с 8 колоннами.
Не сохранился.

СВЯТИЛИЩЕ ОСИРИСА

За четвертым малым гипостилем находилось Святилище Осириса или Святая Святых. Святилище представляло собой квадратную комнату размером около 8×8 м с 4 колоннами, где, возможно, хранилась ритуальная ладья Амона, а в боковых помещениях – ладьи Мут и Хонсу.
Полностью разрушено.

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #10  Наталья » 10 фев 2023, 15:16

ОКРУЖАЮЩИЕ ПОСТРОЙКИ


Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)


Слева вдоль второго и третьего гипостильных залов размещался "сопредельный храм", по выражению У. Хёльшера (Hölscher. 1941. P. 74) неизвестного назначения, размером около 11×28 м, к которому из верхнего внутреннего двора вёл отдельный проход.


За Святилищем Осириса, вдоль задней наружной стены храма, располагалось святилище Амона.


В северном углу храмовой части Рамессеума имелось ещё одно помещение протяжённостью около 20 м с 10 поставленными в два ряда квадратными столбами (возможно, святилище Ра-Хоратхи).


Справа вдоль большого гипостильного зала располагались семь часовен, со стороны которых к Рамессеуму вплотную примыкал небольшой "двойной" храм, посвященный матери Рамзеса - Туйе и его любимой главной жене Нефертари, размером около 20×40 м. Он был начат Сети I и перестроен его сыном Рамсесом II.


Храм Сети I, от которого сейчас ничего не осталось, кроме фундамента, когда-то стоял слева от гипостильного зала. Он состоял из двора-перистиля с двумя часовнями-усыпальницами. Весь комплекс был окружен стенами из сырцового кирпича, которые начинались у гигантского юго-восточного пилона.


Комплекс, посвященный отцу Рамзеса, Сети I, к которому можно попасть через гипостиль на юго-запад, и комплекс, посвященный богу Ра-Хоратхи в северо-западном углу храма, который имеет внутренний двор под открытым небом и часовню с 8 квадратными колоннами.


Тайник с папирусами и остракиями, относящийся к третьему промежуточному периоду (XI-VIII вв. до н.э.), указывает на то, что в храме также находилась важная школа переписчиков.


Обступавшие храм с трёх сторон административные и бытовые постройки в основном кирпичные. Среди них – сокровищница, большие склады сырья и продовольствия в виде покрытых изнутри гипсовой штукатуркой галерей с арочными сводами высотой 3-5 м, прежде всего зернохранилища, способные обеспечивать зерном от 17 до 20 тыс. человек в год (по расчётам британского египтолога Б. Кемпа (Kemp B. J. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London ; New York, 1991. P. 195)), хлебопекарни, ткацкие мастерские и другие сооружения. Здесь также мог находиться пруд.

Изображение

Buste en diorite de la déesse Sekhmet. Mission automne hiver 2018. Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Сергей Дешевой (2022)

Изображение

Автор фото: Роман Иванов (2021)

Изображение

Автор фото: Екатерина Норкина (2018)
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #11  Наталья » 10 фев 2023, 15:38

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ


Раскопки британского египтолога Дж. Квибелла в 1895–1896 гг. выявили под Рамессеумом разорённые гробницы эпохи Среднего царства (XII династия), а в заброшенных строениях на территории храма – погребения Третьего переходного периода (XXII династия). А также изучал пристройки к храму в 1896 году.
Источник: Quibell, J.E., The Ramesseum, London, 1898, Pl. I-IV,XV.



В 1896 г. Флиндерс Петри избрал Рамессеум в качестве базового лагеря при исследовании близлежащих храмов. Свои находки, в том числе в Рамессеуме, он описал в книге "Шесть храмов в Фивах".
Источник: W.M. Flinders Petrie, Six temples at Thebes, London, 1897, P.I, Pl.XXII.



Работы по расчистке храма проводились под руководством Говарда Картера (Carter ) в 1900–1901 гг. Картер укрепил лицевую сторону стены второго пилона, который все еще стоит вертикально.
Источник: Service des antiquités de l'Egypte annales du service des antiquités de l'Égypte. Tom II. Le Caire, 1902. pp.193-195, Pl. I,II.



В 1903-1904, 1906 годах французский архитектор E.Baraize (Барайз) расчистил памятник и, таким образом, погреб периферию комплекса под насыпью щебня. Таким образом, на протяжении многих десятилетий границы памятника были определены произвольно.
Источник: Service des antiquités de l'Egypte annales du service des antiquités de l'Égypte. Tom VIII. Le Caire, 1906. pp. 193-200.



В 1913 году памятник инспектировал А. Барсанти (Alexandre Barsanti).
Источник: Service des antiquités de l'Egypte annales du service des antiquités de l'Égypte. Tom XVIII. Le Caire, 1906. P. 11.



В 1931–1932 гг. немецкий египтолог У. Хёльшер (U. Hölscher) проводил раскопки в основном в районе дворца и небольшого храма. Его исследования показали сходство планировки Рамессеума и заупокойного храма Рамзеса III в Мединет-Абу.
Источник: U. Hölscher, Excavations at Ancient Thebes 1930-1931,Chicago, 1932, pp. 54-65.



С 1972 г на этом объекте работает совместная французско-египетская миссия Национального центра научных исследований (CNRS, Париж) и Центра изучения и документации древнего Египта (Каир) и, с недавних пор, с помощью Египетского Верховного совета по древностям.
Работы по расчистке участка включали в себя задачи по изучению, документированию, рисованию и фотографированию его содержимого. Таким образом, смогли изучить часть некрополя, относящуюся к Третьему промежуточному периоду, обнаружить различные типы часовен, раскопать несколько погребальных ям и найти некоторые другие остатки (погребальная мебель). Квибелл, который раскопал более 200 ям, нашел нетронутыми только 4 гробницы. Стела, которая была найдена на террасе, расположенной в задней части большого храма, принадлежала правнучке Осоркона I, а одна из гробниц, расчищенных к западу от кладовых, была более точно датирована правлением Takelot II (Такелота II), примерно 825-800 годами до н.э. Среди найденных погребальных предметов: стелы, фрагменты саркофагов и папирусов, канопы, погребальные и магические статуэтки (ушебти). Определен путь процессии. Тропинка частично скрыта под насыпью щебня. Путь был окаймлен сфинксами, которые были найдены во фрагментарном состоянии вокруг храма и даже внутри ям некрополя. Были найдены различные типы сфинксов: сфинксы с человеческими головами или львиными головами, а также большой шакал, лежащий на высоком пьедестале в форме часовни.


В 1989 году для продолжения исследовательской работы во Франции была создана Ассоциация сохранения Рамессеума ("The Association for Safeguarding the Ramesseum") с целью содействия, включая финансовое, его дальнейшему исследованию, консервации и реставрации (см.: http://www.asramesseum.org/). Эта ассоциация публикует ежегодный обзор "Memnonia".


В 1991 году первое вмешательство, которое считалось чрезвычайным, было направлено на укрепление двери первого пилона, ветхое состояние которого вызывало особую тревогу, поскольку казалось, что оно может рухнуть в любой момент. Были проведены предварительные исследования, которые необходимы перед окончательным вмешательством. Зондирование было проведено в первом внутреннем дворе и под первым пилоном, и оно выявило фундаменты очень небольшой глубины, которые построены на иле. Было предпринято исследование строительного материала и, в частности, разрушающихся блоков песчаника. Египетский Высший совет по древностям предоставляет средства для реставрационных работ, и он начал расчищать груду обломков с трех сторон храма. При расчистке завалов был обнаружен набор предметов, которые были найдены внутри храма и в кладовых: керамика периода Рамессидов и предметы из некрополя, а также фрагменты сфинкса. Доступ к материалу закрыт до совместной публикации. Углубление в земле обнаружило небольшую гробницу, которая предшествовала храму. На самом деле, он восходит к концу Среднего царства (XVIII век до н.э.) и до сих пор содержит некоторые остатки этого времени. Квибелл уже нашел несколько гробниц из Среднего царства под северной группой складских помещений в Рамессеуме.
При расчистке северо-восточного сектора были обнаружены некоторые остатки стен кладовых, предполагается, что там находилось священное озеро.
На севере, за пристройками, также была обнаружена кольцевая стена храма, которая граничит со старым храмом Аменхотепа II.
На северо-западной стороне Моник Нельсон ведет раскопки руин памятника, известного как "Часовня Белой королевы". Некоторые зондирования этого объекта были сделаны Петри в начале XX века. Недавняя работа позволила нам идентифицировать сооружение как часовню, относящуюся ко времени Аменхотепа IV (1353-1337 до н.э.) и которая позже была преобразована в погребальную часовню.
На южной стороне начали расчищать остатки дворца и изучать его. Впервые дворец был изучен пятьдесят лет назад американской миссией из Чикаго.
На южной стороне, но за пределами теменоса, изучаются остатки часовни Ваджмеса (Wadjmes). Этот маленький памятник восходит к началу правления XVIII династии. Часовня состояла из внутреннего двора, вестибюля и трех святилищ. Ваджмес был принцем, сыном фараона Тутмоса I (1493-1481 до н.э.), и был обожествлен после его смерти. Культ праздновался там до времен Рамсеса II и, возможно, позже, в течение Третьего промежуточного периода.


В 1997 году начаты важные работы по расчистке всей разрушенной территории в задней части храма, соответствующей самой священной части памятника.
В этом же году восстановлена до первоначальной высоты оставшаяся часть небольшого колосса "Молодой Мемнон".
Команда французских специалистов (CRETOA), предприняла работы по укреплению и очистки от пыли рельефов, сохранивших часть своей полихромии. Эта работа вернет памятнику часть его былого великолепия.


В октябре 1998 года, в южных пристройках к храму были обнаружены наземные остатки кухонь, которые идентифицировал Кристиан Леблан.


Ведется исследовательская работа над разбросанными фрагментами гранитных статуй ‒ колосса Рамсеса II и колосса царицы Туи ‒ эти блоки находятся в процессе классификации.
Французская комиссия по электроэнергетике (EDF) предложила свое технологическое ноу-хау для создания трехмерного компьютеризированного изображения огромного колосса Рамзеса II.
Отмечено расположение исчезнувших архитектурных элементов и, в частности, местонахождение исчезнувших колонн во втором внутреннем дворе и колонны западного портика того же двора. Уложены небольшие плиты из песчаника во втором дворе и в крытых помещениях храма. Реконструирован по сохранившимся остаткам центральный пандус, ведущий в гипостильный зал. Проведена реконструкция южных стен второго внутреннего двора.
Источник: http://www.asramesseum.org/
Изображение
LA LETTRE DE L’ASR_5_mai 2009 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
Rapport des activites scientifiques_octobre 2010— janvier 2011 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
Rapport des activites scientifiques_octobre 2011— janvier 2012 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
Rapport des activites scientifiques_octobre 2011— janvier 2012 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
LA LETTRE DE L’ASR_8_mai 2012 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
Rapport des activites scientifiques_octobre 2012— janvier 2013 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
LA LETTRE DE L’ASR_9_mai 2013 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
Rapport des activites scientifiques_novembre 2013— decembre 2013 / Источник: http://www.asramesseum.org/

Изображение
Rapport des activites scientifiques_octobre 2017— janvier 2018 / Источник: http://www.asramesseum.org/
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #12  Наталья » 10 фев 2023, 16:47

ПЕРВЫЕ ОПИСАНИЯ


Диодор Сицилийский отправился в Египет между 60 и 57 годами до н.э., но он, вероятно, никогда не посещал Фивы. Его описание храма, представленного как гробница царя Осимандия, содержится в "Исторической библиотеке" (I, 47–49), и в основном заимствовано у Гекатея Абдерского (около 360–290 до н. э.).
Источник: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. I. Египет / пер. О.П. Цыбенко. СПб. 2017. С.86-90.



Первым европейцем, оставившим воспоминания о Рамессеуме, стал итальянский аббат П. Л. Пинчиа. Он посетил храм 1 января 1721 г., но, вследствие незнания тогда ещё не расшифрованной египетской иероглифики, ошибочно идентифицировал его как Мемнониум – святилище или дворец Мемнона, мифического персонажа, упоминаемого в цикле сказаний о Троянской войне, сына Тифона и богини Эос.


В 1725 году в Рамессеуме побывал иезуит К. Сикар. В своей книге "Новые воспоминания о миссиях Общества Иисуса в Леванте" привел краткое описание храма.
"Дворец-усыпальница короля Осимандуаса, упомянутый Диодором: несколько сотен резных и не резных колонн: два бастиона, на которых запечатлены битвы и триумфы этого короля: два гранитных обелиска и два сфинкса из черного мрамора перед бастионами: руины его библиотеки: несколько грязных полуцелых храмов, погребальная камера целиком: набережная на берегу реки."
Источник: Sicard, Cl. Nouveaux Mémoires des Missions de la Compagnie de Jésus dans le Levant, T. V, Paris, 1725, P. 225.



Первое изображение Рамессеума принадлежит датскому морскому офицеру Фредерику Нордену (Frederik Ludvig Norden), побывавшем в Египте в 1737-38 гг. и узнавшим в руинах описанную Диодором "гробницу Осимандия". Его книга "Путешествие из Египта в Нубию" была издана посмертно в Копенгагене в 1755 году и претерпела несколько переизданий.
Источник:
Norden, F.L., Drawings of some ruins and colossal statues at Thebes in Egypt, London, 1741, pp. 13-16, Pl. I,III,IV;
Norden, F.L., Voyage d'Egypte et de Nubie, Nouvelle édition, tome II, Paris, 1795, pp. 123-129, Pl. CX, CXII,CXIII,LVIII.




Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта 1798-1801 гг. Двум французским инженерам, Ж.-Б. П. Жоллуа (Jean-Baptiste Prosper Jollois) и Р. Э. де Вилье дю Терраж (Édouard de Villiers du Terrage), было поручено изучить Рамессеум. Наряду с описанием памятника (1809) они опубликовали рисунки и планы "Мемнониума" (1812) в многотомном издании "Description de l’Égypte" ("Описание Египта"). В 1821 году первое научное исследование, первые планы и реставрации памятника были опубликованы в книге P. Jollois et E. Devilliers, "Description du tombeau d'Osymandyas, désigné par quelques voyageurs sous la dénomination de Palais de Memnon".
Источник:
Description l'Égypte ou recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l'expédition de l'armée française, seconde édition, tome deuxième, antiquités-descriptions, Paris, 1821, pp. 237-308.
Description l'Égypte ou recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l'expédition de l'armée française, tome deuxième, antiquités, planches, Paris, 1812, Pl. 19,23-33.



В 1798 году памятник изобразил Денон, бывший в Египте в составе французской экспедиции Наполеона и издавший в 1802 году труд об этом посещении "Voyage dans la basse et la haute Egypte pendant les campagnes du général Bonaparte".
Источник: Vivant Denon, Planches du Voyage dans la Basse et la Haute Egypte, 1802, Pl. XVII,XX.



В 1816 Рамессеум посетил Джованни Бельцони, артист и инженер итальянского происхождения. Его нанял генеральный консул Великобритании Генри Солт, чтобы вывезти из храма верхнюю часть одной из двух колоссальных гранитных статуй, украшавших второй двор храма и изображающих Рамзеса II, и перевезти ее в Англию. Семитонная гранитная статуя прибыла в Лондон в 1818 году, где ее окрестили "Младшим Мемноном", а несколько лет спустя ей было отведено почетное место в Британском музее.
Источник:
Belzoni, G. (1820), Narrative of the operations and recent discoveries within the pyramids, temples, tombs, and excavations, in Egypt and Nubia, London, 1820, pp. 21-29,37-51,109-112,131-135.
Six new plates illustrative of the researches and operations of G. Belzoni in Egypt and Nubia, London, 1822, Pl. I,II.



В 1817 году под впечатлением от рассказов очевидцев английский поэт Перси Биши Шелли (Percy Bysche Shelley) (1792-1822) написал свой сонет "Озимандия Египетская" ("Ozymandias of Egypt").
Я встретил путника: он шел из стран далеких
И мне сказал: вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.
Из полустертых черт сквозит надменный пламень -
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.
И сохранил слова обломок изваянья:
"Я - Озимандия, я - мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времен, всех стран и всех морей!"
....
Кругом нет ничего...Глубокое молчанье...
Пустыня мертвая... И небеса над ней.

(пер. К. Бальмонта)

Источник:
К. Д. Бальмонт. Из Мировой Поэзии, Берлин, 1921, С. 72.


В 1825-1828 гг. Египет посетил Эдвард Лейн (Edward William Lane), который одним из первых смог прочитать имя Рамзеса II на стенах храма. Его рукописи, содержащие заметки с описанием памятников, пейзажей, видов Египта и Нубии, изданы по инициативе Джейсона Томпсона в 2000 году.
Источник:
Edward William Lane, Description of Egypt, Edited and with an introduction by Jason Thompson, Cairo, 2000, pp. 342-350, Fig. 100,102-104.



В 1829 г. в составе франко-тосканской миссии Жан-Франсуа Шампольон идентифицировал иероглифы, составляющие имена и титулы Рамзеса II на стенах храма и предложил, использующееся до настоящего времени, название "Рамессейон" (Rhamesséion).
" В некоторых картинах король, в свою очередь, получает милости богов, и здесь я привожу анализ главного из них, потому что именно там я впервые прочитал настоящее название всего здания.
Бог Atmou (одна из форм Phré) представляет богу Mandou фараона Рамсеса Великого в шлеме и в царских одеждах; последнее божество берет его за руку и говорит ему: "Иди, иди в божественные чертоги, чтобы созерцать своего отца, Господа богов, который тебе предоставит долгую череду дней, чтобы править миром и править на троне Гора". Далее, действительно, был изображен сидящий великий бог Амон-Ра, обращающийся с такими словами к фараону: "Вот что говорит Амон-Ра, царь богов, живущий в Рамессейоне в Фивах: Мой возлюбленный сын и мой зародыш, владыка мира Рамсес, мое сердце радуется, созерцая твои добрые дела; ты посвятил мне это здание; я дарю тебе чистую жизнь, которую ты проведешь на троне Sev (Saturne)" (то есть во временном царстве).
Таким образом, в будущем не может оставаться ни малейшей неопределенности в отношении названия, которое будет дано этому памятнику.

Источник:
Lettres écrites D'égypte et de Nubie, en 1828 et 1829, par Champollion le jeune. Paris, 1833, pp. 260-291.


1829 г. Nestor L'Hôte был чертежником, прикрепленным к вышеназванной франко-тосканской миссии, и он оставил большое количество рисунков храма.
Источник:
Diane Harlé, Le ramesseum de Nestor l'Hôte, MEMNONIA I - 1990/1991, Caire, pp. 67-69, Pl. VIII-XI.



Исследования под руководством Карла Лепсиуса, который во время поездки в Египет и Эфиопию в 1844-45 годах составил первый план разрушенных частей святилища.
Источник:
Lepsius, C.R., Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien, Leipzig, 1900, pp.127-137, Pl. 88-90,153-172,219.



В 1876 г. Фивы посетил капитан У. де У. Эбни (W. de W. Abney), описавший свои впечатления в книге о пяти храмах, иллюстрированной фотографиями автора.
Источник:
W. de W. Abney, Thebes its five greater temples. London, 1876, pp. 29-42, Pl. XV-XX.



В 1878 году Огюст Мариетт (Auguste Mariette) опубликовал две фотографии Рамессеума с их описанием.
Источник:
A. Mariette, Voyage dans la Haute Egypte. Explication de quatre-vingt-trois vues photographiques d'apres les monuments antiques entre le Caire et la premiere cataracte, Paris, 1878, pp. 65-68, Pl. 58-59.



Рамессеум вдохновил многочисленных рисовальщиков и художников, запечатлевших первые "визуальные" свидетельства древностей Египта с начала XVIII до середины XIX века. А изобретение фотографии позволило передавать виды такими, какие они есть, в их реальности, без какой-либо личной интерпретации.
Рамессеум в работах художников и фотографов кон. XIX-нач. XX вв
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148

Re: Рамессеум

Сообщение #13  Наталья » 10 фев 2023, 19:31

БИБЛИОГРАФИЯ


- Cl. Sicard, Nouveaux Mémoires des Missions de la Compagnie de Jésus dans le Levant. Volume V. 1725 ( = Cl. Sicard, Relations et Mémoires imprimés, Oeuvres, Il, édition critique de M. Martin, IFAO, Bibliothèque d'Etude 84, Le Caire 1982, p. 228-229.
- F.-L. Norden, Drawings of some ruins and colossal statues at Thebes in Egypt. Londres 1741, p. 3-16 et pl. 1-111.
- R. Pococke, A Description of the East and some other countries. Volume I. Observations on Egypt. Londres 1743-1745, p. 91, 106-109,218, pl. XIX, XXXV, XLII-XLIII.
- F.- L. Norden, Voyage d'Egypte et de Nubie. Nouvelle édition, tome II. Paris 1795, pl. CX, CXII-CXIII.
- F.-L. Norden, Atlas du voyage d'Egypte et de Nubie, Bibliothèque portative des voyages, tome Xl, Paris 1800, p. 97-104 et pl. XVI et XXI.
- D. V. Denon, Voyage dans la basse et la haute Egypte pendant les campagnes du général Bonaparte, éd. Didot l'Aîné, Paris 1802 ( = éd. IFAO, Le Caire 1989, p. 121, 198, 207, et pl. 17, 20, 27.
- W. Hamilton, Aegyptiaca ober Beschreibung des Zustandes des alten und neuen Aegypten, Weimar 1814, p. 113-114.
- G. Belzoni, Voyages en Egypte et en Nubie, Paris 1821 ( = G. Belzoni, Voyages en Egypte et en Nubie, éd. Pygmalion, Paris 1979, p. 63-71 et p. 120-127. Présentation et commentaires de L.-A. Christophe).
- P. Jollois et E. Devilliers, « Description du tombeau d'Osymandyas, désigné par quelques voyageurs sous la dénomination de Palais de Memnon », dans la Description de I'Egypte, éd. Panckoucke, tome 2 (antiquités-descriptions), Paris 1821, p. 237-308. Pour les planches correspondantes, cf. Description de I'Egypte, tome II (planches-antiquités), pl. 19, 23-33.
- J .-B. Gail, Recherches sur les hiérons de I'Egypte, les monuments grecs, et le monument d'Osymandyas, décrit par Diodore; avec examen des opinions de divers savans: pouvant servir de suite à la Description de I'Egypte. Paris 1823, p. 89-167, p. 168-227 et pl. 92-95.
- Th. Young, Hieroglyphics, collected by The Egyptian Society (arranged by Thomas Young). Londres 1823, pl. 10, 98.
- H. von Minutoli, Reise zum Tempe! des Jupiter Ammon in der Libyschen wüste und nach Ober-Aegypten in den Jahren 1820 und 1821, Berlin 1824, p. 258-263, 399-400.
- F. Cailliaud, Voyage à Méroé, au fleuve blanc, au-delà de Fazoql dans le midi du royaume de Sennar, à Syouah et dans cinq autres oasis; fait dans les années 1819, 1820, 1821 et 1822. Tome III. Paris 1826, p. 283-291 et pl. LXXII-LXXIII.
- A. J. Letronne, Mémoire sur le monument d'Osymandyas de Thèbes, 2e édit., Paris 1831, p. 1-73 et pl. I-II.
- A. Rosellini, I Monumenti deli'Egitto e della Nubia. Tomo primo: Monumenti Storici. Pise 1832, pl. CVIII-CX.
- G. Wilkinson, Topography of Thebes, and General View of Egypt, Londres 1835, p. 8-29.
- H. Horeau, Panorama d'Egypte et de Nubie. Le Caire 1841, p. 19-20 et pl. XIX-XX.
- F. Arundale, J. Bonomi, Gallery of Antiquities selected from the British Museum, with descriptions by S. Birch. ? London : Weale, 1842, pl. 39.
- G. Wilkinson, Modern Egypt and Thebes. Volume Il. Londres 1843, p. 145-156.
- J.-F. Champollion, Notices descriptives. Volume 1. Paris 1844, p. 578-599, 867-908.
- J.-F. Champollion, Monuments de l'Egypte et de la Nubie, éd. F. Didot, tome II, Paris 1845, pl. CXLIX-CL ter; tome IV, Paris 1845, pl. CCCXXII, CCCXXV-CCCXXXI, CCCXXXIIICCCXXXIV, CCCXXXVI.
- A. Rosellini, I Monumenti deii'Egitto e della Nubia. Tomo terzo: Monumenti del Culto. Pise 1844, pl. LXXI-LXXIII, LXXV -LXXVII, LXXX.
- G. Long, The Egyptian Antiquities in the British Museum. Volume 1. Londres 1846, p. 234-257.
- E. Prisse d'Avennes, Monuments égyptiens. Bas-reliefs, peintures, inscriptions etc ... , éd. F. Didot, Paris 1847, pl. XXIII, no 14.
- D. Roberts, Egypt and Nubia. Londres 1847, pl. I-11.
- G. Wilkinson, The Architecture of Ancient Egypt. Londres 1850, p. 44-47, 62-65, pl. IX et XVI.
- S. Sharpe, Egyptian Inscriptions from the British Museum and other Sources. Londres 1855, pl. 49-53.
- H. Brugsch, Recueil de monuments égyptiens dessinés sur lieux et publiés sous les auspices de Son Altesse le Vice-Roi d'Egypte Mohamed Said Pacha. Paris 1863, p. 65 et pl. LIII-LIV.
- E. de Rougé, Album photographique de la mission remplie en Egypte. Paris 1865, pl. LXIX-LXXIV.
- J.J. Ampère, Voyage en Egypte et en Nubie. Paris 1868, p. 392-395.
- E. Prisse d'Avennes, Atlas de l'histoire de l'art égyptien, d'après les monuments, depuis les temps les plus reculés jusqu ?à la domination romaine, éd. A. Bertrand, Paris 1868-1878 ( = Prisse d'Avennes, Atlas de l'art égyptien, éd. Zeitouna, Le Caire 1991, pl. 11-17, 11-39, 11-40).
- W. de W. Abney, Thebes and its five great er Temples. Londres 1876, p. 27-41 et pl. XV-XX.
- Ch. Blanc. Voyage de la Haute Egypte. Paris 1876, p. 209-212.
- A. Mariette, Voyage dans la Haute Egypte. Tome Il. Paris 1878, p. 65-68 et pl. LVIII-LIX.
- G. Ebers, L ?Egypte du Caire à Philae. Paris 1881, p. 309-312, fig. p. 64, 185, 308, 309, 310.
- G. Perrot et Ch. Chipiez, Histoire de l'art dans l'Antiquité, tome I « Egypte », Paris 1882, pl. 220, 302-303, 346-347.
- H. Brugsch, Thesaurus Inscriptionum Aegyptiacarum. Tome I, Leipzig 1883, p. 52-53,64-67,80-81, 86-89; tome V, Leipzig 1891, p. 958-961; tome VI, Leipzig 1891, p. 13~1303.
- E. Béchard et A. Palmiéri, L ?Egypte et la Nubie, grand album monumental, historique, architectural. Paris 1887, pl. C-CIII.
- Grand Bey, Rapport sur les temples égyptiens. Le Caire 1888, p. 8 et pl. VI.
- G. Maspero, Les contes populaires de /'Egypte ancienne. Paris 1889, p. XXXVIII-XXXIX.
- U. Bouriant, « Notes de voyages » dans Recueil de Travaux, 14e année, Paris 1893, p. 67-70 (traité de l'an XXI, texte du Ramesseum).
- A. Gayet, Itinéraire illustré de la Haute Egypte. Les anciennes capitales des bords du Nil. Paris, 1893, p. 210-214 et fig. 67, 72, 73 et 80.
- G. Daressy, Notice explicative des ruines de Médinet Habou. Service des Antiquités de l'Egypte. Le Caire 1897, p. 12-13 et 22-23.
- G. Maspero, Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. Tome II: « Les premières mêlées des peuples ». Paris, 1897, p. 127-128, 138, 259, 393-399.
- W. M. FI. Petrie, Six Temples at Thebes. 1896. Londres 1897, p. 3-7 et pl XXII-XXIII, XXVI.
- J. E. Quibell and others, The Ramesseum, éd. B. Quaritch, Londres 1898 ( = Egyptian Research Account, 1896).
- G. Daressy, « Notes et remarques », dans Recueil de Travaux, 21e année, Paris 1899, p. 143.
- G. Daressy, « La chapelle d'Uazmès », dans ASAE 1, Le Caire 1900, p. 97-107.
- C.-R. Lepsius, Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien. Text. Dritter Band. Leipzig 1900, p. 127-139 et p. 163-165
- C. R. Lepsius, Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien, Abtheilung 1 (Topographie und Architektur) BI. 73, 88-90; Abtheilung III (Denkmaeler des Neuen Reichs) BI. 39, 153-171.
- H. Carter, « Report on work done at the Ramesseum during the years 1900-1901, dans ASAE 2, Le Caire 1901, p. 193-195 et pl. 1-11.
- P.-E. Newberry, « Topographical Notes on Western Thebes collected in 1830 by Joseph Bonomi », dans ASAE 7, Le Caire 1906, p. 80 (16), 81 (22).
- E. Baraize, « Déblaiement du Ramesséum », dans ASAE 8, Le Caire 1907, p. 193-200.
- K. Sethe, « MiBverstandene lnscriften », dans ZÄS 44, Leipzig 1907-1908, p. 36-39.
- A.H. Gardiner, Literarische Texte des Mittleren Reiches, Il. Leipzig 1909.
- H. Hartleben, Lettres et Journaux de Champollion. Tome 2: Lettres et journaux écrits pendant le voyage d'Egypte. Bibliothèque égyptologique, tome 31, Paris 1909, pp. 308-328 (lettre du 18 juin 1829).
- G. Maspero, « Le Ramesséum de Thèbes et la nécropole », dans Etudes de mythologie et d'archéologie égyptiennes, tome 7, Paris 1913, p. 101-120.
-W. E. A. Budge, Egyptian Sculptures in the British Museum, Londres 1914, p. 16 et pl. XXX.
- C. Lagier, L ?Egypte monumentale et pittoresque. Notes de voyage. Bruxelles 1914, pp. 190-193.
- H. Kees, « Nachlese zum Opfertanz des iigyptischen Konigs' ?, dans ZÄS 52, Leipzig 1915, p. 69-72.
- A.H. Gardiner, « An Ancient List of the Fortresses of Nubia », dans JEA 3, 1916, pp. 184-192. [Papyrus Ramesseum C].
- G. Jéquier, L'architecture et la décoration dans l'ancienne Egypte. Tome 2: Les temples ramessides et saïtes de la XIXe à la XXXe dynastie, Paris 1922, pls. 34-36, 38-39 et 41.
- W. Wreszinski, Atlas zur Altiigyptischen Kulturgeschichte, Leipzig 1923-1928, tomes 1-11, pl. 90-91, 92, 95, 96, 101-109.
- A.-M. Blackman, G. Roeder, Das Hundert-torige Theben, Leipzig 1926, pp. 128-151 et pls. 30-31.
- J. Capart, Thebes. The Glory of a Great Past. Londres 1926, pp. 38-44, 96-99, 120-128.
- P. Lacau, Stèles du Nouvel Empire, Catalogue Général du Musée du Caire. Le Caire 1926, pp. 65-67.
- K. Sethe, « Dramatische Texte zu altiigyptischen Mysterienspielen, Il. Der Dramatische Ramesseumpapyrus », dans Untersuchungen zur Geschichte und Altertumskunde Agyptens, 10. Leipzig 1928.
- Ch. Kuentz, La bataille de Qadech, MIFAO 55, fasc. 2, Le Caire 1929, pp. 155-181; fasc. 3, Le Caire 1934, p. 209-306.
- S. Clarke, R. Engelbach, Ancient Egyptian Masonry. Londres 1930, pp. 3-4, 113, 142-143, 151, 173, 179-182, pls. 127, 158, 169, 213-215.
- M. Pillet, Thèbes. Palais et nécropoles. Coll. « Les villes d'art célèbres », éd. H. Laurens, Paris 1930, p. 55-62.
- M. A. Murray, Egyptian Temples. Londres 1931, p. 132-139, pl. XXX-XXXII.
- A. Carlier, Thèbes. Paris 1932, p. 3 et pl. 38-44.
- U. Holscher, Excavations at Ancient Thebes 1930-1931. The University of Chicago Press, OIC 15. Chicago 1932, pp. 18-19, 24-25, 28-29, 54-65. H. Ricke, Der Grundriss des Amarna-wohnhauses. Leipzig 1932, p. 64.
- L. Borchardt, Statuen und Statuetten von Konigen und Privatleuten. Teil 4. Catalogue Général du Musée du Caire. Le Caire 1934, p. 80-81.
- J. Simons, Handbook for the study of Egyptian Topographical Lists relating to Western Asia. Leyde 1937, pp. 64-66, 148-149.
- A.-H. Gardiner, « The House of Life », dans JEA 24, Londres 1938, p. 177.
- U. Holscher, The Mortuary Temple of Ramses Ill. Part I. OIP LIV. The Excavation of Medinet Habu, volume III. Chicago 1941, pp. 22-25 et 71-82.
- G. Goossens, « Le tombeau d'Osymandyas », dans CdE 34, Bruxelles 1942, pp. 176-184.
- H. H. Nelson, « The significance of the temple in ancient Near East. I.- The Egyptian temple with particular reference to the Theban temples of the Empire period », dans The Biblical Archaeologist, vol. VII, fasc. 3, 1944, pp. 44-53.
- P. Smither, « The Semnah Despatches », dans JEA 31, 1945, pp. 3-10. [Papyrus Ramesseum C].
- A.H. Gardiner, Ancient Egyptian Onomastica, 3 volumes, Londres 1947. [Papyrus Ramesseum D].
- J. G. Griffiths, « Shelley's Ozymandias and Diodorus Siculus », dans MLR 43, Cambridge 1948, p. 80-84.
- J.G. Griffiths, « Diodorus Siculus, 1.47.3?, dans The Classical Review, 62, 1948, p. 114.
- R. Parker, « The Calendars of Ancient Egypt », dans SAOC 26, Chicago 1950, p. V, VII, IX et 43.
- A. Bataille, Les Memnonia. Recherches d'archéologie, de philologie et d'histoire, t. 23. IFAO. Le Caire 1952, pp. 119-142.
- A.H. Gardiner, The Ramesseum Papyri. Oxford 1955. [Papyrus Ramesseum C, E, I à XVIII].
- A.H. Gardiner, « A Unique Funerary Liturgy » dans JEA 41, 1955, pp. 9-17, pls. 11-VI. [Papyrus Ramesseum E].
- K. Lange, M. Hirmer, Aegypten. Munich 1955, pp. 81-82 et pls. 220-226.
- C. Nims, « Places about Thebes », dans JNES 14, Chicago 1955, p. 119 et 123.
- J. Vandier, Manuel d'archéologie égyptienne. Tome II, Les grandes époques. L'architecture religieuse et civile. Paris 1955, pp. 700-713.
- J. W.B. Barns, Five Ramesseum Papyri. Oxford 1956.
- A.H. Gardiner, « Hymns to Sobek in a Ramesseum Papyrus », dans RdE 11, 1957, p. 43-56, pl. 2-4. [Papyrus Ramesseum VI].
- W. Helck, « Ramessidische Inschriften aus Karnak », dans ZÄS 82, Berlin 1958, pp. 120-122 et 135.
- J. V ergote, « Le roi Moiris-Marès », dans ZÄS 87, Berlin 1962, pp. 66-76.
- J.-L. de Cénival, Egypte. Architecture universelle. Office du Livre. Fribourg 1964, pp. 101, 108-111.
- Ph. Derchain, « Le tombeau d'Osymandyas et la maison de la vie à Thèbes », dans NAWG 8, Gôttingen 1965, pp. 165-171.
- Ph. Derchain, « Réflexions sur la décoration des pylônes » dans BSFE 46, Paris 1966, pp. 17-24.
- G. Haeny, »L'origine des traditions thébaines concernant Memnon », dans BIFAO 64, Le Caire 1966, pp. 203-212.
- G. A. Gaballa, « New Evidence on the Birth of Pharaoh », dans Orientalia, 36, Rome 1967, pp. 299-304, pls. LXIII-LXV.
- A. Badawy, A History of Egyptian Architecture. Tome III: The Empire (The New Kingdom). Los Angeles 1968, pp. 36-39, 140-147, 321-371.
- L. Habachi, « La reine Touy, femme de Séthi 1, et ses proches parents inconnus », dans RdE 21, Paris 1969, pp. 27-47.
- J. Lipinska, »Amenemone, Builder of the Ramesseum », dans Etudes et Travaux 3, Varsovie 1969, pp. 42-49.
- O. Neugebauer et R. Parker, Egyptian astronomical Texts, tome III: Decans, Planets, Constellations and Zodiacs, Londres 1969, pp. 17-20 et pls. 5-6.
- M. Bietak, Theben-West (Luqsor). Vorbericht über die ersten vier grabungskampagnen (1969-1971). Vienne 1972, pp. 17-29.
- A. Burton, Diodorus Siculus. Book I. A Commentary. Etudes Préliminaires aux Religions Orientales dans l'Empire Romain,n° 29, Leyde 1972, p. 148-154.
- W. Helck, Die Ritualdarstellungen des Ramesseum ? I, dans Agyptologische Abhandlungen 25, Wiesbaden 1972, pp. 1-182.
- R. Stadelmann, « Tempelpalast und Erscheinungsfenster in den Thebanischen Totentempeln », dans MDAIK 29, Mainz 1973, pp. 221-242.
- G. Sée, Grandes villes de I'Egypte antique. Ed. Serg. Paris 1974, p. 279-300.
- G. Goyon, « Le grand cercle d'or du temple d'Osymandyas », dans BIFAO 76, Le Caire 1976, pp. 289-301.
- C. Nims, « Ramesseum Sources of Medinet Habu Reliefs », dans SAOC 39, Chicago 1977, p. 169-175.
- D. Arnold, « Vom Pyramidenbezirk zum ?Haus für Millionen Jahre »?, dans MDAIK 34, Mainz 1978, pp. 1-8.
- K.-A. Kitchen, « Sorne Ramesside Friends of Mine », dans JSSEA 9 (n° 1), Toronto 1978, pp. 13-20.
- R. Stadelmann, « Tempel und Tempelnamen in Theben-Ost und -West », dans MDAIK 34, Mainz 1978, p. 171-180.
- P. Barguet, « Architecture », dans Les Pharaons. Volume II: L'Empire des Conquérants, Coll. Univers des Formes, Paris 1979, chap. 1, p. 45-48 et 295.
- K.-A. Kitchen, Ramesside Inscriptions. Tome Il, Oxford 1979, pp. 173-174, 179, 644-699, 845, 867-868, 919-920; tome V, Oxford 1983, .pp. 200-213,292; tome VI, Oxford 1983, pp. 49-50, 322; tome VII, Oxford 1989, p. 217.
- J. Ruffle, K.-A. Kitchen, « The Family of Urhiya and Yupa, High Stewards of the Ramesseum », dans Glimpses of Ancient Egypt, Studies in honour of H. W. Fairman, Warminster 1979, p. 55-74.
- R. Stadelmann, « Totentempel und Millionenjahrhaus inTheben », dans MDAIK 35, Mainz 1979, pp. 303-321.
- J. Van Haaften, J. E. Manchip White, Egypt and the Holy Land in Historical Photographs. 77 Views by Francis Frith. New York 1980. Pl. 29-30.
- Ch. Leblanc, « Piliers et colosses de type ?osiriaque' dans le contexte des temples de culte royal », dans BIFAO 80, Le Caire 1980, pp. 69-89 et pls. XIX-XXII.
- S. B. Shubert, « Studies on the Egyptian Pylon », dans JSSEA 11 (n° 3), Toronto 1981, p. 135-164.
- H. Sourouzian, « L'apparition du pylône », dans Bulletin du Centenaire, IFAO, Le Caire 1981, pp. 141-151.
- G. Haeny, « La fonction religieuse des ?châteaux de millions d'années »?, dans L'Egyptologie en 1979, tome 1, Colloques internationaux du CNRS, no 595, Paris 1982, p. 111-116.
- Ch. Leblanc, « Le culte rendu aux colosses ?osiriaques' durant le Nouvel Empire », dans BIFAO 82, Le Caire 1982, pp. 295-311 et pl. XLIX-LVI.
- A. Bellod, J.-Cl. Golvin, C. Traunecker, Du ciel de Thèbes. Ed. Recherche sur les civilisations, ADPF, Paris 1983, pls. 23-24.
- M. Azim, « L'état du premier pylône du Ramesseum.Problèmes à résoudre avant les relevés archéologiques », dans Rapport des activités scientifiques de I'ERA 439/URA 1064 au CNRS (1983-1984), Paris 1984, pp. 28-40 et pl. 1-11.
- Ch. Jacq, Les grands monuments de I'Egypte ancienne. Ed. Perrin, Paris 1984, pp. 190-196.
- P. Spencer, The Egyptian Temple. A Lexicographical Study. Londres 1984.
- R. Stadelmann, « Ramesseum », dans Lexikon der Ägyptologie, Band V, Wiesbaden 1984, col. 91-98.
- K.-A. Kitchen, Ramsès II, le pharaon triomphant. Sa vie et son époque. Coll. Civilisation et Tradition. Ed. du Rocher. Monaco 1985, pp. 234, 241-246.
- M. Dewachter, D. Oster, Un voyageur en Egypte vers 1850. »Le Nil » de Maxime Du Camp. Ed. Sand/Conti. Paris 1987, pl. p. 192 et 196.
- E.-R. Russmann, Egyptian Sculpture. Cairo and Luxor. The American University Press, Le Caire 1989, pp. 150-153.
- H. Champollion, L ?Egypte de J.-F. Champollion. Lettres et journaux de voyage (1828-1829). Paris 1989, pp. 284-297.
- H. Sourouzian, Les monuments du roi Merenptah. Deutsches Archaologisches Institut Abteilung Kairo. Sonderschrift 22. Mayence 1989, pp. 1-30, 185 et pl. 4.
- K.-A. Kitchen, « Building the Ramesseum », dans CRIPEL 13, Mélanges Jacques Jean Clère, Lille 1991, p. 85-89.
- G. Moukhtar, « Le Ramesseum et sa documentation », BdE 64/2, 1972, pp. 95-102.
- F. Hassanein, « Enregistrement et publication du Ramesseum : bilan et perspectives », BdE 88, 1981, pp. 169-171.
- R. Stadelmann, « Ramesseum », LÄ V, 1984, col. 91-98.
- Ch. Leblanc, « Diodore, le tombeau d'Osymandyas et la statuaire du Ramesseum », Mélanges Gamal Eddin Mokhtar, BdE 97/2, 1985, pp. 69-82.
- F. Hassanein, G. Lecuyot et M. Nelson, « Les récentes découvertes au Ramesseum », BSFE 106, 1986, pp. 7-.
- Ch. Leblanc et F. Hassanein, »Le Ramesseum, temple de millions d'années à la gloire de Ramsès le Grand », Les Dossiers Histoire et Archéologie, n° 136, Dijon 1989, pp. 36-45.
- F. Hassanein et alii., « La nécropole de Troisième Période Intermédiaire du Ramesseum implantée sur les aménagements périphériques du temple et de ses annexes : architecture et mobilier funéraire », SAK 2, 1989, pp. 181-188.
- Piero Racanicchi et alii., Fotografi in terra d'Egitto. Pubblicazione edita nell'ambito del Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Turin 1991. Pl. 28 et 29 + p. 121. Anciennes photographies du Ramesseum prises par H. Béchard.
- M. Rodenbeck, Egypt from the air. Ed. Thames and Hudson, Londres 1991, pp. 50-51.
- K. A. Kitchen, « The Vintages of the Ramesseum », in Studies in Pharaonic Religion and Society for J. Gwyn Griffiths, 1992, pp. 115-123. (map).
- Ch. Desroches Noblecourt, « Le zodiaque de Pharaon », Archéologia n° 292 [juillet-août], Dijon 1993, p. 21-45 et plus particulièrement p. 26-31.
- Ch. Leblanc, « Le temple de millions d'années de Ramsès II à Thèbes. Histoire et sauvegarde du Ramesseum », Bulletin du Cercle Lyonnais d'Égytologie Victor Loret, 7, 1993, pp. 63-76.
- Ch. Leblanc, J.-C. Golvin et A. A. Fahmy Sadek, « La sauvegarde du Ramesseum », Atti del Sesto Congresso Internazionale di Egittologia, II, Turin 1993, pp. 133-143.
- H. Stierlin, Baukunst der Pharaonen. Ed. Terrail (traduction en langue allemande). Paris 1993, pp. 167-172.
- G. Lecuyot, [11]. »Ramesseum (Thèbes-Ouest) » Mission franco-égyptienne CNRS (URA 1064)-CEDAE et CSA. Bulletin de Liaison sur la céramique égyptienne, fasc. XIX, IFAO, Le Caire 1996, pp. 34-35.
- J. Osing, « Zur Funktion einiger Räume des Ramesseums », in Studies in Honor of W.K. Simpson,
II, Boston 1996, pp. 635-646.
- K.A. Kitchen, « Memoranda on Craftsmen at the Ramesseum », in Chief of Seers, Egyptian Studies in Memory of Cyril Aldred, London-New York 1997, pp. 175-177.
- Ch. Leblanc, « The Tomb of Ramesses II and Remains of his Funerary Treasure », Egyptian Archaeology, Bulletin of the Egypt Exploration Society, n° 10, Londres (mars) 1997, pp. 11-13.
- Ch. Leblanc, « Les monuments d'éternité du «Grand Soleil d'Égypte» », Le Monde de la Bible, 102, 1997, pp. 46-49.
- Ch. Leblanc, « Quelques réflexions sur le programme iconographique et la fonction des temples de millions d'années » dans The Temple in ancient Egypt. New discoveries and recent research, Stephen Quirke éd., British Museum Press, Londres 1997, pp. 49-56.
- Ch. Leblanc, « Ramses II e il «Tempio di Milioni di Anni» », Archeologia Viva, n° 77, Firenze 1999, pp. 18-31.
- Ch. Leblanc, « Le « château de millions d'années d'Ousermaâtrê Setepenrê qui s'unit à Thèbes-la-cité dans le domaine d'Amon, à l'Occident », in Les monuments d'éternité de Ramsès II, RMF, Paris 1999, pp. 63-74.
- G. Lecuyot, « Le Ramesseum, de la Troisième Période Intermédiaire à l'époque copte », in Les monuments d'éternité de Ramsès II, RMF, Paris 1999, pp. 75-80.
- M. Nelson, « Les fonctionnaires du Ramesseum », in Les monuments d'éternité de Ramsès II, RMF, Paris 1999, pp. 58-62.
- Ch. Leblanc, « Le Ramesseum et la tombe de Ramsès II. Recherches et travaux de mise en valeur », Les Dossiers d'archéologie, 241, Dijon 1999, pp. 12-23. XXIe siècle
- R. H. Wilkinson, The Complete Temples of Ancient Egypt, London 2000, pp. 182-186.
- Ch. Leblanc, « Récentes recherches et mesures de conservation dans le temple de millions d'années de Ramsès II, à Thèbes-Ouest », in Isis, Bulletin de l'Association angevine et nantaise d'égyptologie, n° 7, Angers 2000, pp. 7-17 (cf. également Tebas. Los dominios del dios Amon, Serie Cursos y conferencias, 2, Madrid 2002, pp. 109-125).
- Ch. Leblanc, « The Ramesseum. The Temple of Ramses II », in K. Weeks (éd.), The Treasures of the Valley of the Kings : Tombs and Temples of the Theban West Bank in Luxor, Vercelli 2001, pp. 86-95.
- Ch. Leblanc, G. Lecuyot et M. Maher-Taha, « Documentation, recherches et restauration au Ramesseum : bilan et perspectives », in Egyptology at the Dawn of the Twenty-first Century. Proceedings of the Eighth International Congress of Egyptologists, Cairo 2000, 3, Le Caire 2003, pp. 257-266.
- M. Nelson, « The Ramesseum Necropolis », in N. Strudwick and J. H. Taylor, The Theban Necropolis. Past, Present and Future, London 2003, pp. 88-94.
- D. Arnold, The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture, London-Cairo 2003, pp. 196-197.
- Ch. Leblanc, « L'école des scribes de Ramsès II », La Recherche, n° 379, 2004, pp. 70-74.
- Ch. Leblanc, « Recherche, valorisation et gestion du patrimoine sur la rive gauche du Nil : autour du Ramesseum », Museum International, Heritage Landscape of Egypt, n° 225/226, Éd. UNESCO, Paris (mai) 2005, pp. 79-86.
- Ch. Leblanc, « Château de millions d'années. Le Ramesseum se dévoile », Le Monde de la Bible, n° Hors-Série, Paris 2006, pp. 58-63.
- Ch. Leblanc, « L'école du temple (ât-sebaït) et le per-ânkh (maison de vie). À propos de récentes découvertes effectuées dans le contexte du Ramesseum », in Proceedings of the Ninth International Congress of Egyptologists, OLA 150, Leuven 2007, pp. 1101-1108.
- Ch. Leblanc, « The Ramesseum. A Model for Conservation and Presentation of Heritage », in Conservation. The Getty Conservation Institute Newsletter, vol. 23, n° 2. Los Angeles 2008, pp. 18-19.
- Ch. Leblanc, « Ousermaâtrê Setepenrê «Soleil-des-Princes». À propos de l'étude d'un apprenti-sculpteur ramesside », Ramesside Studies in Honour of Kenneth A. Kitchen. Liverpool-Bolton 2011, pp. 293-300 et fig. 1-7.
- B. Lurson, « Eine übersehene Titulatur Ramses'II. in änigmatischer Schrift im Ramesseum », GM 220, 2009, pp. 43-49 .
- Ch. Leblanc, « Bilan de vingt campagnes de recherches et d'études dans le temple de millions d'années de Ramsès II à Thèbes-Ouest », Cahier Supplémentaire des Memnonia, 2, Le Caire 2010, pp. 105-118 et pl. XV-XVII.
- B. Lurson, « Nouveaux éléments sur la décoration et l'architecture du temple contigu du Ramesseum », Studien zur Altägyptischen Kultur, 39, 2010, pp. 243-270 et pl. 23-29.

Источник: http://www.mafto.fr/ressources/bibliographie/
"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен
Аватар пользователя
Наталья
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 2120
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 17:32
Благодарил (а): 2176 раз.
Поблагодарили: 1330 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 148


Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron