ФАЮМ. ЛАХУН
Описание видео:
Смотреть на youtube.com
Когда с дороги я увидела пирамиду в Лахуне, она показалась мне близняшкой той, что в Хаваре. Такая же темная, округлая…
У шлагбаума нас задержали и не хотели пропускать – пирамида открыта до 14-30, а было уже 14 с чем-то. Но мы пообещали, что за 20 минут обернемся. Так что рассматривать подробности и заглядывать в каждую щелку возможности не представлялось. Пришлось не столько смотреть, сколько снимать.
Вблизи эта пирамида оказалась совсем другой – более компактной, и – как в известном мультике – «зубами наружу». В ней сразу чувствовался «внутренний стержень».
Вокруг валялись все те же размокшие и разбитые адобы в окружении морских камушков. И, в общем, это было странно, потому что такая гора глиняных кирпичей, разбиваясь и рассыпаясь четыре тысячи лет, должна была засыпать эти камушки толстым слоем трухи…
Вокруг пирамиды были участки, залитые вроде бы цементным раствором. Но наступать на него не стоило – он расползался, как мокрая глина. Гид объяснил, что это реставраторы что-то «укрепляли».
Обращусь снова к книге египетского археолога Ахмеда Фахри «Древние загадки фараонов». Вот, что он пишет:
«Пирамида Сенусерта II находится в Эль-Лахуне у самого устья широкого пустынного вади, ведущего в Фаюм...
…Поскольку пирамида была построена в основном из глинобитных кирпичей (лишь тонкая облицовка была из белого известняка), теперь она находится в плачевном состоянии: это всего лишь высокий холм с квадратным основанием. Первоначальные размеры пирамиды составляли 48 метров в высоту с длиной основания 106 метров и углом наклона 42°35‘.
Пирамида лежит на естественном возвышении, и выступающая скала, которая образует ее ядро, дает примерно 12 метров общей высоты пирамиды. На этом ядре была воздвигнута квадратная постройка, разделенная по диагонали двумя пересекающимися стенами. Все стены состояли из больших блоков известняка; пространства между ними были заполнены кирпичами, и пирамида завершена с помощью того же материала. Под конец весь памятник был облицован белым известняком, от которого практически ничего не осталось. Граффити, обнаруженные на этом месте, указывают на то, что пирамида была разрушена при Рамзесе II.
…Очевидно, Сенусерт твердо решил обезопасить свою могилу от разграбления, и поэтому он оставил вековую традицию делать вход на северной стороне. В вырубленные в скале подземные помещения можно было попасть, наоборот, с юга с помощью двух вертикальных шахт, вырубленных за пределами здания. Основная шахта была скрыта под мощеным полом гробницы одной из царевен, а вторичная - под камнями двора. Главная шахта, примерно 25 метров глубиной, переходит в длинный проход, который поднимается вверх к вестибюлю. Далее он продолжается в северном направлении, доходит до прихожей и, наконец, - до погребальной камеры. Сама камера облицована блоками из красного гранита и имеет сводчатую крышу. Ее размеры составляют примерно 5 метров в длину, чуть больше 3 метров в ширину и 3 метров в высоту (в самой высокой точке). На западном конце находятся гранитный саркофаг и алебастровый столик для приношений с именем Сенусерта II. От погребения не осталось ничего, кроме золотой кобры, некогда украшавшей царский венец. (Эта находка Петри теперь находится в Каирском музее.) Отверстие в коротком проходе, связывающем прихожую с погребальной камерой, ведет в другой проход, идущий на юг, поворачивает под прямым углом на запад, затем на север, восток и снова на юг, и наконец выходит в северо-западный угол погребальной камеры. Для чего он был нужен – неясно, но Петри считал, что он должен был запутать воров.»
Ну да, ну да, главное – запутать воров… Итак, в основании пирамиды – известняковая коробка из больших блоков, построенная на известняковой же скале, с диагональной крестовиной внутри. Конструкция, насколько можно понять, весьма прочная. Ее зачем-то заполняют глиняными кирпичами, и ими же обстраивают до пирамидальной формы. Поверх облицовывают известняковыми плитами. Но все самое главное находится, как обычно, под пирамидой – «погребальные камеры», коридоры, шахты…
Кстати, шахт вокруг этой пирамиды несколько, в отличие от хаварской, и они не только глубокие, но и имеют в самом низу ответвления – в общем, очень похожи на те колодцы, коими изрыта Гиза.
Но вернемся к пирамиде. Сейчас из ее глиняных стен со всех сторон выглядывают известняковые блоки. Где-то по одному, где-то группами. Солидные такие каменюки. И вот что интересно: в натуре-то этого не видно, а на фотографиях заметно, что камни, которые тысячи лет простояли под укрытием из глиняных кирпичей, выглядят куда более потрепанными, чем окружающие их кирпичи. Кое-где кирпичики выглядят как новенькие, хотя им – четыре тысячи лет!
ФОТО
Скальный выход в виде ступеней выглядит еще более изношенным, хотя, судя по всему, был тщательно обработан.
Вход в пирамиду открыт, за тем, чтобы туда никто не залез, следят строго, но снимать не мешают. А там – грубо вырубленный в скале лаз, за которым – ровненькие, как из сыра ножом вырезанные, известняковые блоки. Которые, как и бункер в Хаваре, плохо сочетаются с глиняно-соломенными кирпичами.
К северу от пирамиды находится восемь больших мастаб. Они стоят рядком, и не на берегу, а прямо в сухом русле какого-то водоема. («Нет-нет, никакой воды здесь не было, просто мастабы», – ответил гид на мой вопрос). Некоторые из них грубо замазаны тем же рыхлым раствором, размокшим от дождя, что нам встретился под пирамидой, но в швах и трещинах – солевые (да, лизнули, а как же!) прослойки, примерно в сантиметр толщиной.
. Вокруг мастаб беспорядочно разбросано несколько крупных кусков кварцита. Один стоит прямо на крайней мастабе – красавец!
В сухом русле – одна из шахт-колодцев, типа гизевских, глубиной, приблизительно, метров 15, а то и побольше. Глядя на эту панораму, я вдруг вспомнила, что в прошлый раз, в рассказе о пирамиде Аменхотепа III, упустила одну деталь: рядом с той пирамидой есть небольшой канал, наполненный водой, хотя там, в Хаваре, я на это обратила внимание.
Но там и подземелье пирамиды затоплено, а здесь, видимо, либо место более высокое, либо грунтовые воды намного ниже.
Пирамиды и вода – это одна из тайн, ждущих разгадки. С этой тайной встречаешься и в Гизе, и в Саккаре, и в Абусире… – теперь и в Фаюме. И куски каменных водостоков здесь тоже встречаются.
«Граффити, обнаруженные на этом месте, указывают на то, что пирамида была разрушена при Рамзесе II», –пишет Ахмед Фахри, и это очень странно. Рамзес имел обыкновение «расписываться» на любом мало-мальски пристойном объекте, особенно построенном над бункером. И сам строил свои храмы в таких местах. Один Абидос чего стоит. Так что, осмелюсь предположить, Рамзес эту пирамиду просто проинспектировал. Ей тогда уже было, если верить официальной хронологии, около тысячи лет. И расписался.
[/img]