Фаюм, Хавара
Смотреть на youtube.com
В Фаюм мне хотелось съездить давно – с тех пор, как прочла коэльевского «Алхимика». Оазис, озеро… Потом прочла в сети о «фаюмских портретах»… Но все никак не складывалось. О том, что в Фаюме есть еще и пирамиды, я, к своему стыду, узнала в последнюю очередь, и тут уже поездка перешла в разряд "во что бы то ни стало". Однако скоро сказка сказывается… Покидая Египет – теперь уже надолго, напоследок я запланировала поездку в Фаюм. Всего-то 100 км от Каира. Казалось, чего проще? Но подвела… погода! Дождь начался еще накануне поездки. Отложить? Но у нас с Ондрашем, моим товарищем по путешествию, были и другие планы – и очень, очень мало времени. Решаем – ехать!
Что я хотела посмотреть? Сам оазис, озеро и окрестности. Музей с портретами и другими артефактами из раскопок. Три пирамиды: в Силе, Хаваре и Лахуне. Да и пирамиду в Медуме неплохо было бы посетить – я туда тоже почему-то никак не могла добраться.
Дождь спутал все планы. До самого оазиса мы так и не добрались. Три часа колесили по залитым водой дорогам, и всюду нас заворачивали полицейские – нет проезда. И только последняя – шестая – дорога позволила доехать до двух пирамид. Третья, в Силе, самая загадочная, так и осталась недостижимой. Но, как говорится, лучше, чем ничего. Что я ожидала увидеть? «Пирамидки» – бесформенные кучки из камня и глины. Хотя перед поездкой я перечитала и пересмотрела кучу всякой инфы из интернета, она меня не впечатлила, и ожиданий не изменила.
Что я увидела? Формально, это сложно назвать пирамидами. Пожалуй, единственное «но». Во всем остальном они не уступают другим, хоть и не великим, пирамидам Египта. И загадок в них ничуть не меньше.
Наконец, вот она, пирамида в Хаваре. Она оказалась значительно больше, чем я ожидала. А еще она оказалась темней, чем я видела на фотографиях. Понятно, почему – она просто промокла.
Увязая в мокром песке, подходим ближе. Под ногами (рядом с белыми морскими камушками, которых здесь явно больше, чем на берегу Красного моря, где я таких вообще не встречала) то и дело попадаются разбитые и размокшие кирпичи-адобы. Помимо дождя, накануне был еще и сильный ветер, и их много попадало, объясняет гид. Да, эта пирамида сложена из необожженного кирпича, самана – из глины с соломой.
Рядом с пирамидой изрытое и покрытое кочками поле – гид объяснил, что именно там находился знаменитый египетский Лабиринт. Поскольку я его не видела, то и писать о нем не буду – в сети довольно много информации об этом.
Обходим пирамиду слева. А вот это уже совсем другое дело!
В основании пирамиды – потрепанные временем огромные известняковые блоки, «бункер». Желтоватый камень резко контрастирует с мокрым кирпичом – особенно с мокрым и темным. Здесь вход в… никуда.
Спуститься удается всего на несколько метров – дальше вода.
В сухое время можно было бы пройти еще немного, но дальше все затоплено и заполнено грязью и илом. Но и здесь, в нисходящем коридоре, есть на что посмотреть. Безрастворная кладка, местами отлично сохранившаяся, местами немного поврежденная временем и нагрузками. Известняк покрыт солевой (соленой!) коркой.
Мои попытки снять щель между блоками, были хоть и немного запоздало, но пресечены сопровождающим местным охранником: «как это все построено, этого снимать нельзя!». Но мы уже «зафиксировали» ровные параллельные поверхности блоков, которые можно было бы назвать гладкими, если бы не соль. Определить толщину блока хотя бы на глазок не удалось – осветить через щелочку удалось только сантиметров тридцать…
Недалеко от входа на стене каменная заплатка – аккуратнейшая вставка, немного отличающаяся по цвету и по структуре. Швы ровные и тонкие.
Есть на стене и еще тонкие надрезы, хорошо заметные, несмотря на соль, а может быть, как раз благодаря соли – участок стены вокруг надрезов был, похоже, относительно недавно очищен от солевых наростов, и уже после соль выступила как раз по прорезям. И судя по сколу, прорезь довольно глубокая. Каким инструментом оставлен этот тончайший и глубокий след?
Снаружи видны только блоки перекрытия. Время и вода их не пощадили, но то, что когда-то они были такими же ровными и гладкими, как и внутренние стены, сомнения не вызывает. Стыки и до сих пор ровнехонькие.
Для того, кто облазил не только Гизу, но и Саккару, Дашур и Абусир, вполне очевидно, что каменный «бункер» под пирамидой и кирпичное тело пирамиды относятся к разному времени.
Иначе следовало бы сказать, что глиняно-соломенные кирпичи за 4000 лет сохранились лучше, чем известняковые блоки. Опять же, если строители владели технологией обработки и перемещения камня, позволявшей огромные блоки укладывать без зазора и без раствора – зачем им глиняные кирпичи? Причем, из них исполнены все пирамиды, приписываемые ХII династии, что отличает их от более ранних, пирамид V-VI династий, построенных хоть и из мелкого, несравнимого с блоками больших пирамид Гизы и Дашура, но все-таки из камня.
Любопытно, что от тех пирамид остались кучи камней, а кирпичные все еще стоят, пусть полуразрушенные, но форму держат, хотя, по официальной хронологии, всего на 500 лет моложе… Предполагается, что кирпичные пирамиды были облицованы тонкими плитами из известняка. Это в какой-то мере объяснило бы их сохранность…
Рядом с пирамидой, на площадке, выложены части и гранитных колонн ручной работы, и чего-то еще, тоже гранитного, но работы уже вовсе не ручной, и просто обломки и осколки, весьма разной степени обработки.
Там же лежит рыжий камень, похоже, что кварцит. На нем портрет, как говорит гид, фараона Аменемхета III. Качество работы – удивительное. Кварцит – твердый камень. Здесь же ощущение такое, что картинку «выдавили» в мокрой штукатурке или в пластилине. Особенно это касается мелких деталей и контура. На лице, между глазом и переносицей, дефект камня, ложбинка. Картина «отпечатана» прямо по ней, но этого практически не заметно даже на ощупь.
Возвращаемся к пирамиде...
Допустим, «шуба» из глиняных кирпичей служила «утеплителем» или изолятором, обеспечивавшим какие-то специальные условия в «бункере». Или это была, как говорят гиды, просто маскировка (логично: построить гору, которую видно отовсюду, чтобы спрятать то, что под ней)? Но Фаюм – место достаточно влажное, хоть вокруг и пустыня. Дожди зимой здесь идут регулярно, и сильные, а саманные кирпичи имеют обыкновение размокать, как мы успели убедиться… В общем, похоже, что то ли Аменемхет III не так стар, как считается, то ли пирамиду его имени построили позже. А вот «бункер» – скорей всего, раньше. Намного раньше глиняной пирамиды, возведенной у него на крыше… Но официально – «бункер», конечно, гробница этого самого Аменемхета Третьего.
Гид заученно произносит: «То, что вы видите перед собой – это не вход. Вход направо и вверх. Это сделано для того, чтобы обмануть грабителей».
Вот как описывается хитрая система ходов, «для обмана грабителей», в книге египетского археолога Ахмеда Фахри «Древние загадки фараонов» (пометки мои, я их потом прокомментирую):
Первоначально длина стороны пирамиды составляла около 100 метров, высота – около 58 метров с углом наклона около 48°45'. От входа на юге ступени вели в вестибюль. На вид это был тупик, однако на самом деле плита потолка могла отъезжать назад, открывая дверь в другую комнату, от которой вел проход, наполненный каменными блоками. Это был фокус для обмана чужаков, и, судя по всему, он сработал, ибо один древний вор терпеливо прорыл туннель через все эти блоки – а в конце не нашел ничего! Настоящий коридор вел в другую комнату, которая с виду тоже была тупиковой: здесь скользящая порт-кулиса открывала проход, заканчивавшийся тупиком. Но из него открывался люк, который вел в коридор, идущий с одной стороны погребальной камеры. Две ложные погребальные шахты, которые шли вниз с пола этого коридора, должны были дать дополнительную работу ворам, а другая сторона коридора была заполнена каменными блоками, которые также отвлекали похитителей от погребения. Однако, несмотря на все это, какой-то упорный грабитель нашел косой коридор, который действительно вел в погребальную камеру. Но и на этом его проблемы не кончились – в камере, которая была вырублена из одного блока твердого желтого кварцита, не было двери. В нее можно было войти, только разбив или сдвинув определенный блок крыши, каменную плиту, которая весила более 45 тонн! Воры пробились через блок, добрались до погребения и взяли все, что хотели. Очевидно, они отвели душу за все те муки, через которые им пришлось пройти: воры сожгли все, что было внутри камеры, в том числе и тело фараона. Обожженные кусочки диорита и ляпис-лазури говорят о великолепии погребального инвентаря. Длина монолитной погребальной камеры внутри составляет около 7 метров, ширина – 2,5. Толщина стен - около 55 сантиметров, так что весь камень должен весить около 110 тонн. Кварцитовая комната была вставлена в вырубленную в скале яму под пирамидой и покрыта плитами из известняка толщиной около 2 метров: надо всем этим построили кирпичный свод, и над ним – всю пирамиду.
В погребальной камере находился кварцитовый саркофаг Аменемхета III. почти не украшенный, если не считать панели у основания и изогнутой крышки. Между саркофагом и стеной находился второй гроб, сделанный из кварцитовых блоков и также накрытый крышкой. Два одинаковых кварцитовых ящика для каноп стояли у изголовья каждого саркофага. Ни на одном из этих предметов не было надписей.
Когда эту камеру обследовал Петри, она была заполнена водой, и изучать ее было весьма тяжело и неудобно. Из воды Петри вытащил фрагменты алебастровых сосудов с одним из имен Аменемхета III, в то время как в последнем коридоре стоял прекрасный алебастровый алтарь и несколько алебастровых тарелок в форме уток. На них было написано: «Дочь царя Птахнефру».
Рассказ про ухищрения строителей ради обмана вездесущих грабителей вызвал ощущение дежа вю. Анатолий Васильев, человек, с которого 30 лет назад началась для меня «пирамидология» и вообще интерес к Египту, тоже все свои расчеты технологии строительства Большой пирамиды излагал, приговаривая: «Хемиун сделал это специально, чтобы обмануть грабителей». Но как показывает история, никакие ухищрения не помогают, не первый, так последний грабитель проходит сквозь стены, не заморачиваясь «головоломками». Правда, редко что находят в пирамиде.
Прочли про устройство «гробницы»? А теперь представьте себе, как должна была выглядеть процедура захоронения. Протащить мумию вместе со всей «погребальной утварью» (гробницу юного Тутанхамона помните? Трон, колесница…) через все эти лазы и ловушки, и замуровать, поставив на место 45-тонный блок… Потом над всем этим выстроить глиняную пирамиду…
А дочку-то фараонову как потом хоронили? Или они одним траншем? И куда они потом делись – фараон и его дочка? Сожгли грабители? Вот так, прямо дотла, что и косточек не осталось, одни обгоревшие камушки? В замкнутом пространстве «погребальной камеры», которая была вырублена из одного блока… из которой им предстояло выбраться со всем добром, через пролом… В общем, я лично себе этого всего представить не могу. Воображения не хватает.
То, что на саркофагах не было надписей, симптоматично. На тарелках были, а на саркофаге – нет… Саркофаг – он кварцитовый, а тарелки – алебастровые. На алебастре-то кто угодно нацарапает, а кварцит… О! Ведь был же чудо-мастер, что изобразил Аменемхета III на кварцитовом блоке? Но сначала приходит в голову мысль, что ни на стенах, ни на саркофагах «старших» пирамид нет никаких надписей или рисунков. Сообщение, относительно погребальной камеры, вырубленной из одного кварцитового блока, опущенного в вырубленную в скале яму, а потом перекрытую двухметровыми блоками, я даже комментировать не хочу. Тут можно задать только один вопрос – тот же самый, который приходится задавать каждый раз в пирамиде имени Хеопса: «Как? Как они это сделали???» При этом, кто такие эти «они» – это уже совсем другой вопрос.
Интересно, а мог один и тот же умелец и саркофаги из кварцита в «гробнице» смастерить, и саму погребальную камеру вырубить, и Аменемхета III изобразить? И Аменемхет ли это? Не поленилась, нашла фотографию статуи Аменемхета III (которая находится в Эрмитаже) в профиль и сравнила. Сравните и вы.
Как минимум, одна деталь сразу бросается в глаза. Аменемхет был мужчина, э-э… лопоухий, если не сказать ушастый. Большими мясистыми ушами отличалась, судя по статуям в музеях, вся династия. А у мужчины, изображенного на кварците, ухо небольшое, «аккуратное». И если фамильную достопримечательность тщательно «прорисовывали» на статуях, то проще всего портретного сходства можно было добиться, именно изобразив большое фамильное ухо.
Нет, это явно не Аменемхет. Для себя я назвала его Амоном – из-за шапки с «перьями», хотя для божественного головного убора на ней и не хватает некоторых деталей.
***
В общем, как всегда – сколько вопросов о пирамидах ни задавай, в результате получишь только новые вопросы. И мы отправились дальше, ко второй фаюмской пирамиде, в Лахуне. Но о ней – в следующий раз.