Врата Солнца
В дальнем северо-западном углу храма Каласасайя находится один из самых замечательных монументов древнего мира – Врата Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol), высеченные из цельного блока серо-зеленого андезита. Они имеют около 3 м в высоту, 4 м в ширину и 0,5 м в толщину. Вес оценивается в 10 т[2]. Врата Солнца главный исследователь Тиауанако Артур Познански назвал «самым совершенным и важным произведением искусства… наследством и изящным свидетельством культуры, знаний и цивилизованности людей и их правителей»[3].
Врата стоят на том месте, где (в очередной раз) были найдены уже в XIX в. Как свидетельствуют гравюры и первые фотографии, они был расколоты на две части. При этом правая половина наклонялась над левой. По словам коренных жителей, ворота раскололись в результате удара молнии [5].
Но, как рассказывает в своей книге «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков» (1877) Э. Скуайер, Врата Солнца не всегда имели вертикальное положение. От него мы узнаем, что А. д’Орбиньи, который посетил руины Тиауанако в 1833 г., застал их лежащими[6]. Однако когда Э. Скуайер работал в Тиауанако (1860-е гг.), врата уже были подняты.
Рис. 1
На гравюрах из книги Э. Скуайера (рис. 1 и 2), сделанных, по его утверждению, с фотографической точностью, обе части портала стоят вертикально и достаточно глубоко уходят в землю.
Рис. 2
Кто поднял врата и с какой целью? На этот вопрос Э. Скуайер не нашел ответа. Никто ничего не знал об этом, либо, по его словам, кто-то заботился о том, чтобы никто ничего не узнал.
Но, по данным боливийского археолога Карлоса Понсе Санхинеса (Carlos Ponce Sanjines), возглавившего изучение Тиауанако с 60-х гг. прошлого века, врата были подняты во время войны за независимость от испанского господства (1810 – 1826), когда Тиауанако и доколумбовое прошлое были поддержаны молодыми борцами за независимость в качестве икон новой нации. В 1825 г. Хосе Антонио де Сукре (José Antonio de Sucre), вначале именовавшийся освободителем Боливии, а затем ее президентом, приказал выкопать из земли и поднять Ворота Солнца в Тиауанако как «символ роста новой нации»[7].
Таким образом, тайна подъема врат, открылась и оказалось, что их подняли люди, а не неведомые силы, как было принято думать. Но тогда как же быть со свидетельством А. д’Орбиньи, который в 1833 г. видел их лежащими? Конечно, может статься, что сеньор Сукре приказал их поднять в 1825 г., а его приказ был выполнен после 1833 г. Но это маловероятно, поскольку, по свидетельству того же д’Орбиньи, в 1833 г. «иконоборцы» вновь активизировались и взорвали одни из храмов Тиауанако.
Рис. 3
В какой-то момент времени, как показывает одна из старых фотографий (рис. 3), бóльшая часть врат, похоже, накренилась так, что уперлась внутренней стороной в землю.
Рис. 4. «Вид на резные Ворота Солнца Тиауанако после раскопок Французской миссии» (подпись к фотографии). Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Sintich Hermanos. Бруклинский музей, США
В 1903 г. Врата Солнца были полностью вырыты из земли (рис. 4 и 4а) Французской научной миссией, возглавляемой Жоржем Креки де Монфором.
Рис. 5[10]. Рисунок из книги А. Познански
А. Познански, который приступил к изучению Тиауанако в 1904 г., обратил внимание на то, что лицевая сторона Врат Солнца и, в частности, ее рельеф прекрасно сохранились, тогда как их задняя сторона сильно пострадала от эрозии. Поскольку врата вырезаны из андезита, требуется, по его словам, несколько тысяч лет, чтобы истереть его таким образом. В результате А. Познански пришел к выводу о том, что врата были повалены лицом вниз, а спустя время занесены аллювиальной почвой, что позволило лицевой стороне сохраниться несравненно лучше. В таком состоянии их нашли около 1630 г. «испанские конкистадоры «искоренители идолопоклонства в Перу»». На рисунке А. Познански показал, как он представляет себе положение поваленных врат на тот момент (рис. 5)[11].
А. Познански называл «Солнечную Дверь» «самым славным памятником», «высшим образцом» третьего (последнего) периода строительства Тиауанако. Он считал, что она незакончена и предполагал, что ее планировали установить во внутреннем святилище Каласасайи, которое он именовал sanctissimum (превосходная степень от латинского «sanctus» – священный) или sanctum sanctorum (святая святых) и также считал незаконченным[12].
Некоторые исследователи считают, что в прошлом врата были частью большого здания, которое могло быть размещено на вершине пирамиды Акапана, где есть различные куски из того же материала, что и этот портал[13]. Алан Колата (Alan L. Kolata), американский археолог, антрополог и этноисторик, наряду с боливийскими учеными исследовавший Тиауанако и его окрестности в течение 80-х и начале 90-х гг. XX в., высказывал предположение, что Врата Солнца первоначально стояли на площадке восточного входа платформы Пума-Пунку[14]. Однако большинство ученых придерживается мнения о том, что Врата Солнца – часть Каласасайи.
Читать полностью...
Врата Солнца, продолжение
«Альбом с изображениями вымерших животных»
Мне показалось интересной и оценка фриза врат Г. Хэнкока. Он пишет:
«На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изображение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10000 года до н.э. Это были представители вида Cuvieronius, слоноподобные отряда хоботных с бивнями и хоботом, похожие на «слонов», изображенных на Вратах Солнца.
Я подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть этих слонов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что каждое изображение скомпоновано из двух хохлатых голов кондора, шея к шее (хохолки образуют «уши», а верхние части шей – «бивни»). Получившихся зверей я воспринимал как слонов, тем более что я уже знал о любимом приеме скульпторов Тиауанако, которые обожали изображать одни предметы при помощи других. Так, явно человеческое ухо на явно человеческом лице могло обернуться крылом птицы. Аналогичным образом роскошная корона могла быть скомбинирована из голов рыб и кондоров, бровь – из птичьей головки и шеи, мысок обуви – оказаться головой животного и т.д. Поэтому не следует думать, что слоны, составленные из голов кондоров, это случайность, оптическая иллюзия; это вполне в духе художественной манеры фриза.
Среди сонма стилизованных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вымершие виды. Мне было известно, что исследователи уверенно идентифицировали один из них, как токсодона, трехпалое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 метра и высотой в холке 1,5 метра. Внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носорога и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были весьма распространены в Южной Америке в позднем плиоцене (1,6 миллиона лет назад) и вымерли в конце плейстоцена, около 12000 лет назад.
На мой взгляд, все это выглядело как мощный аргумент в поддержку астроархеологической датировки Тиауанако концом плейстоцена и подрывало классическое представление, согласно которому городу всего 1500 лет. Откуда в противном случае взяться изображению токсодона, которого художнику нужно было увидеть? Обращаю внимание читателя на то, что только на фризе Ворот Солнца высечено 46 голов токсодона. Кроме того, его изображения обнаружены на многочисленных обломках керамической посуды, найденных в Тиауанако. Еще более убедительно выглядят его трехмерные скульптурные изображения. Другими исчезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, являются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia, которые несколько крупнее современной лошади, с трехпалой ногой.
В каком-то смысле Тиауанако представляет собой нечто вроде альбома с изображениями вымерших животных, увековеченных в камне»[1].
Уместно будет сказать, что в Национальном археологическом музее Боливии (Ла-Пас) есть две золотые фигурки динозавров из Тиауанако (рис. 13).
Читать полностью...