Пропавший саркофаг Менкауры (пересказ).

Литературные, изобразительные и прочие творения наших участников
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Пропавший саркофаг Менкауры (пересказ).

Сообщение #1  Niagarsky » 16 сен 2018, 04:26

"Я берусь за перо и мысленно возвращаюсь к тому времени, когда у моего отца был трактир «Адмирал Бенбоу» и в этом трактире поселился старый загорелый моряк с сабельным шрамом на щеке.
Я помню, словно это было вчера, как, тяжело ступая, он дотащился до наших дверей, а его морской сундук везли за ним на тачке. Это был высокий, сильный, грузный мужчина с темным лицом. Просмоленная косичка торчала над воротом его засаленного синего кафтана. Руки у него были шершавые, в каких-то рубцах, ногти черные, поломанные, а сабельный шрам на щеке — грязновато-белого цвета, со свинцовым оттенком. Помню, как незнакомец, посвистывая, оглядел нашу бухту и вдруг загорланил старую матросскую песню, которую потом пел так часто:
Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому! "

Этим небольшим эпиграфом из "Острова Сокровищ" Стивенсона пробую настроить вас на небольшое воскресное чтение об утерянном саркофаге :popcorn: Текст вы видите ниже, а картинки , фото и примечания переводчика можно также увидеть по ссыле-

https://wp.me/p9KYK7-1K

Недавно в поисках более точных схем пирамид Менкауры и Хафры я случайно наткнулся в Сети на блог, принадлежащий Полу Боутону - дипломированному египтологу из Лондона ( Великобритания). Схемы там не нашёл, но с интересом прочёл его подборку фактов по утере саркофага Менкауры. Попробую пересказать его историю. Возможно,кому-то она тоже будет интересна.
Итак, осенью 1838 года английское торговое судно "Беатрис" , подняв паруса, вышло с острова Мальта в направлении порта Ливерпуль , куда оно не прибыло. Сообщение о потере судна было внесено в Ллойдовский реестр погибших кораблей.
Запись от 31 января 1839 года отмечает: " Беатрис", Вичело ( шкипер) вышли из Александрии 20 сентября и Мальты 13 октября на Ливерпуль. С тех пор о них не слышали."
Судно как будто растворилось, и вместе с ним исчезла одна из бесценных исторических реликвий- саркофаг фараона Менкауры, строителя третьей пирамиды в Гизе, правившего в Египте более четырёх тысяч лет назад.
Сегодня история "Беатрис" и саркофага вспоминается мимоходом- обычно в примечаниях к текстам разных работ по истории Египта, а сам он покоится где-то на дне морском.
Однако в начале июня 2008 года происходит всплеск интереса к этой тематике. Внезапную активность проявляет Захи Хавасс - генеральный секретарь Верховного Совета Древностей Египта. Он предлагает Национальному Географическому Обществу спонсировать поиск и подъём саркофага в испанских водах близ порта Картахены. Также он говорит о том, что египетский посол в Испании проводит определённую работу с её властями для содействия в выполнении этой задачи. Хавасс называет Роберта Болларда ( прославился находкой Титаника и является директором Института Морской Археологии при Университете Род Айленда)руководителем будущих работ. И Хавасс, и Боллард - практически штатные " исследователи" в National Geographic.
В интервью еженедельнику "Аль Ахрам" ( 29 мая - 04 июня) Хавасс говорит, что старые газеты и карты позволили вычислить место кораблекрушения и что это место - испанская Картахена.
Чуть позже, 14-го июня Хавасс сообщает журналу Таймс , что он " ищет формулу сотрудничества с испанским правительством и что согласие на возвращение саркофага в Египет будет получено".
Подъём саркофага, даже если он будет возможен, принесёт юридические проблемы: судно было английским, артефакты на нём - египетскими, а находится всё это в испанских водах. Кому принадлежит то, что осталось от судна и его груза? Хавасс категоричен: Египту. "Британцы украли саркофаг в 1837," - заявляет он.
Отметим, что место кораблекрушения академиками, египтологами и историками указывается в разных местах.
Уоллис Бадж считает,что " Каменный саркофаг Микерина, от которого сохранился лишь небольшой фрагмент (БМ №6646), части гроба и мумия утеряны в результате крушения судна, перевозившего их в Англию у берегов Испании к западу от Гибралтарского пролива."
Немецкий археолог Генрих Бругш соглашается с Баджем: " Ценные образцы античности, судно и груз затонули вместе и покоятся на дне за Гибралтаром".
Американский египтолог Боб Брайер : " Саркофаг- прекрасное произведение мастеров Древнего Царства,- было отправлено в Британский музей на торговом судне Беатрис, которое делало остановку на Мальте для пополнения припасов. Оно вышло оттуда 30 октября 1838 года, но затонуло в глубоких водах у Картахены" . Позже он ещё раз напишет: " Беатрис затонула в глубоких водах вблизи Картахены".
Не забываем- Картахена расположена значительно восточнее Гибралтара.
Питер Франс ( здесь и далее цитаты авторов различных книг по истории Египта) пишет : " Саркофаг был утерян в октябре 1838 у Картахены и сейчас лежит там на дне".
Кристи Хобсон идёт дальше. По её предположениям, саркофаг находится много дальше- в Бискайском заливе. К северу от Испании.
Итальянский журналист, специализирующейся на научной тематике, доктор Альберто Силиотти, в1997 году делает интригующее заявление: " Базальтовый саркофаг утонул вместе с судном на пути из Египта в Англию у берегов Испании. Место кораблекрушения только недавно было обнаружено". Но годом позже он уже пишет другое: " Саркофаг был отправлен в Британский Музей, но по пути затонул вместе с судном, попавшим в шторм у берегов Тосканы " ( это уже Италия).
Питер Клейтон в 1994 году также пишет: " Судно, перевозившее саркофаг осенью 1838 года ,попало в шторм и затонуло вскоре после выхода из Ливорно ( Тоскана, Италия). Поиски места его крушения, предпринятые в последние годы с использованием современного оборудования, результатов не принесли."
Тимоти Робертс в 1999 году пишет: " Базальтовый саркофаг снаружи был украшен барельефом в храмовом стиле",- и тут же добавляет,- " к сожалению, саркофаг упал за борт во время его транспортировки в Англию у берегов Испании. Мы представляем как он выглядит только потому, что кому-то пришла в голову счастливая мысль зарисовать его " .
В 2000 году Николас Ривз написал: " Уникальный саркофаг был утерян в море в результате кораблекрушения по выходу судна,его перевозящего ,с Мальты в Англию вблизи Мальты или испанской Картахены."
Салима Икрам и Эйдан Добсон в 1998 году отмечали, что "саркофаг Менкауры, возможно лучший из выполненных в декоративном стиле, был утерян в море близ Испании, и ,к сожалению, любоваться им мы можем только глядя на его рисунки и гравюры, исполненные в 19 веке...."
Таким образом называется несколько мест кораблекрушения : где-то за Гибралтаром, между Мальтой и Испанией, близ испанского порта Картахена, рядом с побережьем Тосканы в Италии, а также в Бискайском Заливе. Все эти места не могут быть одновременно верными .
Историю Беатрис и саркофага нужно рассматривать в контексте событий, происходивших в 1838 году в Англии и Египте.
В то время королева Виктория только взошла на престол, а Египет находился под управлением турков и был тем местом, где охота за древностями приобретала всё более хищнические черты, кроме того, Египет был объектом политических интересов разных европейских держав.
В таком месте оказался Ричард Вильям Говард Вайз (1784-1853)- офицер, политик и исследователь. Он был тем, кто организовал экспедицию к пирамидам Гизы, включая и пирамиду Менкауры. Использование им пороха как инструмента археологических изысканий принесло ему впоследствии мрачную славу среди учёных и археологов.
В 1840 году Вайз издаёт книгу "Operations Carried on at the Pyramids of Gizeh in 1837" , в которой он, в частности, рассказывает об обнаружении саркофага в пирамиде Менкауры в , как он называл "Камере Скорби "( сейчас её обычно называют постоянной погребальной камерой). Он пишет, что саркофаг " был абсолютно пуст. Сделан из базальта тёмно коричневого цвета, прекрасно отполирован, в местах сколов и повреждений цвет голубой."
Кроме песка, камней и разнообразного мусора Вайз отмечает в камере "чёрную пыль", которую он отнёс к жизнедеятельности насекомых и летучих мышей. Также Вайз отмечает большое количество помёта крупных птиц. Он считал, что этими птицами были стервятники, и что они жили там очень долго, судя по количеству помёта во многих местах пирамиды и особенно на саркофаге ( трудно представить себе стервятников в пирамиде, но орнитология ,очевидно, не была любимой дисциплиной Вайза). Он считал, что при изготовлении саркофага использовался абразив ( порошок наждачного камня), он явно пилился, и этот факт Вайз находил примечательным, так как " искусство разрезания мрамора не было известно до позднего Римского периода ". Крышка изначально крепилась к саркофагу двумя шпильками, имелся также "ласточкин хвост". Он предполагал, что также применялась металлическая пластина- " настолько аккуратно пригнанная, что для её извлечения с помощью рычага потребовалось пропилить желобки поперёк бортика саркофага". *** (см. примечание в конце текста)
Каменный саркофаг имел размеры 8 футов длины и 3 фута 1 дюйм ширины,высота 2 фута и 11 дюймов. Внутренний размер 6 футов и 5 дюймов в длину, 2 фута и пол дюйма в ширину, 2 фута и пол дюйма в глубину. Вайз оценил вес саркофага как около трёх тонн. На нём не имелось надписей, но он был декорирован в стиле, который египтологи называют "palace-façade motif". Крышка была разрушена. Её обломки находились в погребальной камере и в других местах в пирамиде. Вайз считал, что оригинально саркофаг располагался в середине камеры, но был передвинут к стене, где и был им найден. Возможно, его передвинули грабители, надеясь найти под саркофагом тайник.
" Так как саркофаг всё равно разрушат, останься он на своём месте, я принял решение переправить его в Британский Музей, " - написал Вайз. Почему он думал, что саркофаг будет уничтожен? Ответа Вайз не оставил. Подобная формулировка была тогда обычным оправданием для вывоза древностей из Египта ( и зачастую обоснованная).
9 августа он был уже в Александрии, готовясь к путешествию в Англию. Из Александрии Вайз шлёт распоряжение своему коллеге Генри Рейвену ( который продолжает работать у пирамиды) вынести саркофаг из пирамиды и подготовить его к отправке. Задача, которую он позже охарактеризовал как " нетривиальную". 27 августа Вайз отплывает на Мальту по пути в Англию.
А в это время в пирамиде идут работы. Одну из рамп в проходе пришлось разобрать, чтобы освободить место для передвижения саркофага, также были убраны несколько блоков в предкамере. Движение давалось с большим трудом.Использовалась колёсная тележка. В какой то момент ось не выдержала, починить её не было возможности из-за нехватки места, в конце концов, приложив все силы и деревянные рычаги, удалось вытащить саркофаг наружу, где он впервые за последние четыре с лишним тысячи лет увидел солнечный свет.
Позже саркофаг из лагеря археологов ( " надёжно защищённый добрыми досками ") был доставлен в Александрию ( вероятно, по Нилу). Вайз не поделился деталями его доставки на этом этапе.
Сам Вайз о потере саркофага сообщает лишь несколько слов: " Он был загружен осенью 1838 года на борт торгового судна и, вероятно, утерян после крушения такового близ Картахены, так как о нём ничего не было слышно после выхода судна из Ливорно 12 октября того года, а следы крушения встречались и были собраны около бывшего порта " .
Потеря саркофага не была потерей для всех. В июне 1839 года Британский Музей получил страховую выплату за неполученный груз - 148 фунтов и 10 шиллингов, что на сегодняшний день составляет 10 тысяч фунтов стерлингов.
Во времена Вайза в Египте всё, что находили в пирамидах ( и других местах), являлось собственностью правящего паши, и не совсем ясно, какого рода разрешение на руках имел Вайз для вывоза находок из Египта. С другой стороны, существовала определённая процедура , которая предполагала наличие двух списков. Первый перечислял предметы , которые отправлялись в Англию ( в основном фрагменты, обломки и осколки - исторически интересные, но не художественно ценные), второй список находок перечислял предметы, остающиеся в Египте ( тоже- в основном осколки и фрагменты - исторически интересные, но не имеющие художественной ценности). Эти списки имеются в книге Вайза. Удивительно, но в обоих списках саркофаг не фигурирует.
Естественно, саркофаг был известным и ценным артефактом. Его прибытия в Англию ждали с нетерпением. Египетская коллекция Британского музея в те года росла быстрыми темпами.
B1824 году помощником хранителя манускриптов Египетской коллекции Британского музея становится Джошуа Форшелл (1795-1863). В письме к нему, написанном в Александрии Британским консулом в Египте Патриком Кемпбеллом и датированным 2-ым июля 1838 года, имеются следующие строки : " Спешу уведомить Вас, что саркофаг, изъятый полковником Вайзом из третьей пирамиды в Гизе, о котором вы упоминали в своём письме виконту Палмерстону с просьбой его сиятельству дать указание мне содействовать в отправке саркофага в Англию, сего дня загружен на борт английского судна "Беатрис", отправляющегося в Ливерпуль и Лондон."
"Беатрис" относилась к классу судов, известных как "сноу". Слово это происходит от голландского snaauw, что значит - рыло,- из-за характерной формы носа судна. Трюмы имели U образную форму, что позволяло загружать быстрее и больше товаров. Суда эти бороздили моря с 16 по 19 века. Большие сноу имели водоизмещение до тысячи тонн, но Беатрис не была большим судном. Водоизмещение 224 тонны, построено в Квебеке в 1827 году , длиной 87 футов 9 дюймов, шириной 24 фута 2 дюйма, глубина трюма 15 футов и 1 дюйм. Судно было крепким, с высоко поднятым бушпритом и фигурой женщины на его носу. В регистре Ллойда 1838 года заявленный маршрут - между портами Ливерпуля и Александрии.

Капитаном "Беатрис" и её совладельцем был Ричард Майл Вичело из Брайтона, Сассекс. В 1838 году ему было 52. В 1805 году он служил на 100 пушечном фрегате Британия, участвовал в Трафальгарском сражении, был награждён медалью.
Документы Ллойда за 1830-1838 годы показывают возможное нахождение Беатрис на маршруте между Англией и Египтом. Постоянными портами были Ливерпуль и Александрия. Регулярно она также заходила в Гибралтар, Ливорно, Геную, Чивита Веччиа и Мальту.
Из Лойдовских же документов мы точно знаем, что "Беатрис" покинула порт Александрии направлением на Ливерпуль 20 сентября 1838 года. Если экипаж был полным на борту, то их должно было бы быть 20 человек на хорошо известном им маршруте. С этого момента дальнейшее движение и нахождение судна сложно оценить с достаточной степенью уверенности.
Вайз пишет, что "Беатрис "заходила в Ливорно и вышла оттуда 12 октября, и что обломки крушения были позже замечены у Картахены. Ллойдовские же бумаги говорят о том, что "Беатрис " была в сотнях миль южнее Ливорно, покинув Мальту 13-го октября. Очевидно, что такое невозможно. Не могла "Беатрис" выйти из Ливорно 12-го, прибыть на Мальту 13-го и в тот же или на следующий день оказаться у испанских берегов.
Из известных фактов о крушении "Беатрис" с саркофагом Менкауры у большинства складывается впечатление, что утонул и экипаж, но, возможно, что это не так. Мы знаем, что её капитан совершенно точно остался жив.
Несмотря на запись в Ллойдовских документах, утверждавших, что Беатрис под командой Вичело отправилась в свой последний рейс из Александрии 20-го сентября 1838 года, мы знаем, что его на борту не было, и что умер он в 1858 году. Почему его не было на его собственном судне? Возможно, ответ на этот вопрос никогда не будет найден. Мы знаем, что спустя 20 дней после отплытия "Беатрис" из Александрии Вичело там же ступил на борт парохода "Блейзер" и 10 октября отплыл как пассажир на Мальту.
Важная информация была отмечена мальтийской газетой "Иль Медитеранио," - пароход "Блейзер" c Вичело на борту пришвартовались там 14-го октября - на следующий день после выхода оттуда же "Беатрис". Если Вичело не сошёл там на берег, а отправился дальше, то значит он прибыл в Англию в конце октября или начале ноября.
На этом можно было бы и закончить рассказ о "Беатрис" и саркофаге, если бы не множество появившихся людей, которые заявляют, что знают где покоится судно и саркофаг, или верят в то, что они знают где.... Пару слов о них.
Испанский египтолог Эстебан Лагостера Куэнка объявил,что он знает, где затонула "Беатрис". В интервью испанскому журналу" La Clave " 10-16 января 2003 года он называет Картахену. К такому выводу он пришёл, проведя поиски информации в Италии, Египте, Картахене и Лондоне. Кроме того, он говорит, что Беатрис шла под итальянским флагом ( хотя и не предоставляет объяснений этому). Далее он утверждает, что крушение произошло из-за смещения груза, и что Ллойд посылал инспекторов в Картахену. Также он сообщает, что экипаж спасся вплавь. Из этого он делает вывод, что место крушения не далее чем в одной миле от берега.
Профессор Эстебан считает, что место затопления находится вблизи акватории базы подводных лодок ВМС Испании и что какие- либо поиски там исключены. Я пытался связаться с сеньором Лагостерой , чтобы получить больше информации о его теориях, но к сожалению, во всяком случае пока, не получил от него ответа на свои письма.
Другой испанский журнал-" La Aventura de la Historia" (No. 25, Ноябрь. 2000) опубликовал статью Алехандро Аламилло и Франциски Наварро Таравилы о судьбе "Беатрис" и саркофага.
Они пишут, что Вайз снарядил два судна для транспортировки своей "добычи" в Англию, и что саркофаг был загружен на "Беатрис". По выходу из Александрии судно, испытывая проблемы из-за смещения груза, зашло на Кипр. Авторы отмечают слухи о том, что саркофаг был там выгружен. Впрочем, это они считают маловероятным....
Далее они сообщают, что 13 октября налетел внезапный и сильный шторм, капитан решился укрыться в Картахене и изменил курс , но нарвался на рифы и получил пробоину. Экипаж спасся, но груз был потерян. Несмотря на то, что экипаж выжил, похоже, никто не запомнил точное место крушения. Тем не менее ходили упорные слухи, что местный дайвер нашёл это место и даже смог поднять судовой колокол. Тем не менее всё равно не известно, где это случилось, дайвер же ревностно хранит свою тайну.
Здесь зададим себе ещё вопрос: что ещё было в трюмах "Беатрис"? Маловероятно, что саркофаг был лишь одним раритетом на борту.
Профессор Иван Негуруела из Испанского Национального музея морской археологии в Картахене сообщил газете Лавердад ( 6-го июня): " Саркофаг находится у берега. Между мысом Палос и Мазарроном".
Кроме этого, он добавил интриги: " Это очень важно. Там ведь есть ещё кое что. И это кое что способно удивить."
Да, 200 ящиков с древностями, содержащими похоронную утварь, золотые изделия, а также сфинксов розового гранита, наверняка способны удивить многих.
Впрочем, совершенно не ясно, является ли это правдой , ложью или приукрашиванием легенд и слухов, которые всегда сопровождают рассказы об утерянных сокровищах.
Время покрыло историю о саркофаге Менкауры толстым покрывалом романтики, тайны и слухов, настраивая будущих исследователей на его поиск и спасение. Из немногих сохранившихся изображений видно, что саркофаг - это не просто великолепное произведение искусства, но и важная часть нашей Истории. Вернётся ли он на свет снова из своего подводного склепа? Время даст ответ.
------------
Аватар пользователя
Niagarsky
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 124
Зарегистрирован: 12 мар 2018, 07:12
Откуда: Ниагара Фолс
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6

Re: Пропавший саркофаг Менкауры (пересказ).

Сообщение #2  Niagarsky » 18 сен 2018, 04:01

Забыл сказать. По поводу затерянных сокровищ, координат, гишпанских берегов....Есть хороший роман - «Карта небесной сферы, или Тайный меридиан» (исп. La carta esférica) — роман Артуро Переса-Реверте. К сожалению не в тему форума,но близкий по духу :) Прочтите.
Вообще Реверте-замечательный автор. Фильм "Девятые Врата" - снят по его роману - «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» (исп. El club Dumas o la sombra de Richelieu). Попробуйте. Ещё раз спасибо за внимание! :)
Аватар пользователя
Niagarsky
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 124
Зарегистрирован: 12 мар 2018, 07:12
Откуда: Ниагара Фолс
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6


Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron