Ангелы являются людям в образе человеческих существ необычайной красоты, причем человек не сразу признает их ангельскую природу. Ангелы могущественны и грозны, они одарены мудростью и знают обо всем, что совершается на земле; они безупречны в своих суждениях, святы, но не безгрешны, так как иногда ссорятся между собою и Бог восстановляет тогда между ними мир.
Когда Авраам уже готов принести Исаака в жертву, ангелы вмешиваются и протестуют против такого страшного дела, задуманного Богом. Наряду с библейским термином מלאן (ангел) в агадической литературе часто встречается слово העליונים (высшие)
Чтобы Моисей походил на ангелов, вся принимавшаяся им пища и питье ассимилировались в его внутренностях. Пищею ангелам служит манна, которою питались до грехопадения также Адам и Ева. Познания Адама превышали познания ангелов, и не только Адам, но все праведники стоят выше ангелов. Они печалятся при смерти Адама и уносят из скинии Надаба и Абигу. Несмотря на то, что ангелы безусловно послушны Богу и готовы исполнять Его приказания, даже не выслушав их, они все-таки не безгрешны. Есть и павшие ангелы. Двое были удалены с неба на 138 лет за хвастовство или преждевременное сообщение о божественном решении разрушить Содом.
Один ангел принял вид Моисея, чтобы фараон захватил по ошибке в плен его вместо Моисея; другой ангел, приняв образ Соломона, сверг его с престола. Один первосвященник был умерщвлен ангелом в Святая Святых; отпечаток бычьего копыта остался на лопатке этого первосвященника.
Как ревностные слуги Бога, ангелы действуют в духе Господнем, но подчас неправильно понимают Его намерения. Они, напр., спорят о том, кто из них освободит Авраама из огненной печи, но Бог оставляет за собою решение. Когда Бог сражался с египтянами у Красного моря, ангелы пожелали принять участие в битве; когда Пинхас пытался вместе с Богом избавить Израиль от моровой язвы, ангелы стремились устранить его. Они хотели вконец уничтожить идолопоклонника Миху, но Бог, вспомнив о гостеприимстве Михи, пожалел его). Бог выслушал, однако, их доводы относительно протяжения Иерусалима, который по их желанию не должен был иметь границы, подобно тому, как Бог не положил границ обителям небесным, и удовлетворил их просьбу.
К ангелам же Бог обращается во время построения вавилонской башни со словами: «Смешаем язык их». Судьба отдельных народов тесно сплетена с судьбою их небесных вождей. Наказав какой-нибудь народ, Бог наказывает вместе с тем и ангела-хранителя этого народа. Враждебное отношение древних народов к Израилю выражается в легенде в том, что 70 ангелов-представителей народов земли выступают с жалобами на Израиль, на сторону которого становится сам Господь. Бог вменяет послушание в обязанность Израилю, дабы он мог противостоять враждебному натиску этих ангелов. Яков видел их в сновидении всходящими и нисходящими по лестнице, достигающей неба, и опасался их враждебного отношения к Израил. Личных имен не имеет ни один из ангелов-представителей народов, за исключением Михаила и Самаеля, ангела-покровителя Эдома; упоминаются еще особо ангелы-покровители Египта, Вавилона, Мидии, Явана (Греции, а также Сирии), Эдома (Рима).
Подобно египетской магии, каббала проникнута твердою уверенностью, что ни один ангел не в силах противиться заклинанию, лишь бы последнему предшествовали известные приготовления, лишь бы место и время были избраны для того правильно.
Помимо тех ангелов, которые несут службу на небесах, целое воинство их оказалось предназначенным следить за всеми действиями человека и окружающего его мира; отдельные ангелы, вошедшие в состав этого воинства, получили каждый свое особое имя.
Таких имен встречается до тысячи и более в «Книге Разиель», претендующей на древнее сверхъестественное происхождение: она является будто бы преподанною ангелом Разиилом Адаму, затем от Адама перешла к Аврааму, от него к Моисею и т. д. к пророкам в прямой последовательности от отца к сыну.
Ангелы наделены нравственным чувством, но далеки от идеальной чистоты и совершенства Бога, пищею ангелов служит манна («хлеб могучих». Точно так же они питаются от райского древа познания, плоды которого могут одарить человека божественной способностью распознавать добро и зло, и от древа жизни, как это вытекает из слов Господа, сказанных Им ангелам — сынам Божиим: «Ведь вот человек стал как один из нас в разумении добра и зла; а теперь он, может быть, протянет руку и возьмет (плод) от древа жизни, поест и будет жить вечно». Для предупреждения этого Господь изгнал Адама из рая. Иногда ангелам приписывается Божия мудрость; с другой стороны, и люди по разуму своему лишь немногим отличаются от ангелов.
Нет ни малейшего сомнения, что вся система ангелологии явилась следствием того взаимодействия, которое установилось между иудаизмом и Персией и, главным образом, Вавилонией. Последнее подтверждается также одной раввинской традицией, которая гласит: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилонии».
Особенный интерес в библейской литературе возбуждало ангельское имя עיד (Дан., 4, 10, 14), которое многими производилось от арамейского слова ציד «посол»; «ангел»; другие же комментаторы в связи с преданием толкуют это слово термином «страж», «ir we-kadisch» (страж и святой), появляющийся с неба, чтобы сообщить предрешенную судьбу «по решению стражей и святых». По-видимому, тут имеется в виду высший класс ангелов, составляющих Божий «совет святых» , тогда как существуют еще «тысячи и десятки десятков тысяч ангелов, стоящих перед Ним» и прислуживающих Ему. Было ли имя ir (от ur, עוד, означающего «бодрствующий») заимствовано из персидской ангелологии, а именно из цикла семи амешаспентов — этих персидских архангелов, означающих «недремлющие», а по толкованию Spiegel’я и Darmsteter’a — «нетленные, бессмертные», — или нет, во всяком случае можно лишь констатировать тот факт, что и в книге Эноха эти «стражи» играют очень важную роль и занимают выдающееся место. Здесь получил огромное значение принцип, заимствованный у вавилонских магов и у маздаистов и раскрывающий ту картину широко развитой ангелологии, какую находим в сочинении, сохранившемся под именем «Книги Эноха». Странная история о «сынах Божиих» (Быт., 6, 1—4), которая в связи с пророчеством Исаии (14, 12—15) дает начало так называемой истории «падения ангелов». Две идеи — идея небесного трона с прислуживающими ангелами и идея космоса с его злыми силами, подчиненными высшим ангельским силам, — вот существенные факторы ангелологии.
В славянской книге Эноха, составленной немного раньше начала христианской эры, небесная иерархия достигла еще большего развития. Энох, поднятый на небо двумя ангелами огненного вида, Шемиэлем и Разиэлем, видит на третьем небе солнце и звезды — первое окруженное фениксами, а вторые — крылатыми созданиями и сопутствуемые 400 (по другой версии — 15000) ангелов, на четвертом небе он видит вооруженные рати ангелов (для Страшного Суда). На пятом он видит стражей Господних, расставленных в четыре ряда, опечаленных судьбою, постигшей товарищей — павших ангелов. На шестом небе он видит легионы ангелов, более блестящих и сияющих, чем солнце; они поставлены над солнцем, звездами, временами года, реками, растениями, живыми существами; посреди них находятся также семь фениксов (серафимов?), семь херувимов и семь шестикрылых созданий (хаиот?). Наконец, на седьмом небе все огненные рати великих архангелов, ангельские власти, херувимов и серафимов, очи недремлющие бесчисленных офанимов — всего десять полчищ, занимающих различное положение на иерархической лестнице.
..полчища могучих ангелов, стоящих вокруг трона Господня, угрожают погубить Моисея огнем, вылетающим из их уст; но Моисей благополучно достигает трона Славы, Господь простирает над ним Свою тучу и ему вручается Закон вопреки протестующим ангелам.
Сатана есть также сын Божий. Это обстоятельство делает проблему зла крайне трудной для разрешения. Библейская история о сынах Божиих, женившихся на «дщерях людей» (Быт., 6, 1—4), указывает на некоторые пороки, присущие и ангелам, как, напр., страсть, непослушание и т. д., и признает возможность падения не только для людей, но и в такой же мере для чистых небесных существ. Сравнивая ее с (вавилонским?) мифом о Люцифере (Ис., 14, 12), можно прийти к заключению, что она была составлена для того, чтобы установить существование злых духов, действующих и поступающих противно воле Господа. Предшественники павших ангелов — мрачные рати злых ангелов, склоняющих людей к преступлениям и порокам; но они в конце концов обуздываются силами небесными и наказываются архангелами Рафаилом и Гавриилом; следовательно, достаточно знания одних этих имен, чтобы держать всех духов зла в подчинении, не давая им властвовать над природою людей. Такова идея, проходящая красной нитью через всю историю падения ангелов, которая приведена в книге Эноха, состоящей из двух различных частей, фрагментарно в настоящее время соединенных в одно целое (Энох, VI—ΧV). Из легенды, рассказанной в книге Эноха, видно, что под начальством этих двух предводителей-повстанцев, когда они поклялись на горе Хермоне свергнуть небесное правление, было десять высших и сто низших ангелов. Наказывают их архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриель. Азза, עוה (Шамхазай) и Азаель (Азазель) тайно сообщают небесные секреты царю Соломону (Иеллинек, Bet ha-Midrasch, II, стр. 86, ср. там же, V, стр. 173). Многие ангелы были впоследствии обвинены в сообщении людям различных небесных тайн, подслушанных ими за занавесью (מאחודי הפדנוד, Бер., 186) и за то смещены с занимаемых ими мест.
Архангел Михаил посвятил Адама и Сета в тайны мироздания (Апокр. Моисея, III, 13) и научил Адама земледелию; архангелы Михаил, Уриель и Разиель посвятили Эноха во все тайны вселенной. Рафаил научил Ноя распознавать целебные травы. Тайну богопознания раскрыл Аврааму архангел Михаил. Ангел или «князь лика Господня» — שד הפנים, научил Авраама еврейскому языку, на котором Бог отдавал приказания во время созидания вселенной; таким образом, это откровение дало ему возможность предаться изучению творений первых отцов человечества. Ангелы понимают и говорят только по-еврейски и один ангел Гавриил знает все семьдесят языков, которым он, между прочим, обучил патриарха Иосифа, где в качестве учителя этих семидесяти наречий выставляется ангел Загзагаель. Моисей, научившийся всем премудростям у ангела лика Господня, был обучен ангелами искусству лечения на горе Синайской. Иногда и сами ангелы посреди пения и плясок собираются послушать речи мудрецов, посвященных в тайны небесной науки; временами же они полны такой боязни к людям, что готовы воспрепятствовать им в познании высших небесных истин. На этом основании, они, напр., убеждали Господа не давать Моисею Торы. Ангелы иногда выступают защитниками и ходатаями перед Богом за жителей земли. Ангелы прислуживают Адаму и приводят его к месту последнего упокоения, присутствуют при погребении Авраама (Авраамов Завет, А. XX) и хоронят Моисея.
Однако, несмотря на тенденцию довести количество ангелов до крайних пределов и определить их влияние на человеческую жизнь, существует и другое воззрение на ангелов, по которому они признаются существами, стоящими даже ниже человека. Уже Энох (ХV, 2) рассказывает о том, что не он обратился к помощи ангелов, а что последние прибегли однажды к его помощи. Он же указывает на то, что в то время, как ни один из ангелов не удостоился лицезреть Славу Божию, он этой чести удостоился, или передает, что он им раскрыл те тайны, которых они не знали. Ангелы поклонялись Адаму как изображению Господа. До своего падения Адам занимал место возле самого Бога и Его царственной Славы, где ни один ангел не мог пребывать; точно так же и в будущей жизни праведные будут помещены ближе к Богу, чем ангелы. Они «оказались по разуму гораздо ниже Адама, когда давались имена всем созданиям». «Праведные занимают высшее место в сравнении с ангелами». «Когда Аарон в первосвященническом облачении вступал в «святая святых», ангелы-прислужники в страхе убегали»
и тп