Часть 11.
Великий Потоп. Ноах входит в ковчег — устройство ковчега — Всевышний спасает ковчег от грешников.
И было в году 1656 (2104 до н.э.) от сотворения мира, 17-го дня месяца Мархешвана в среду начался Потоп. А Ноаху 600 лет в то время. И не заходил Ноах в ковчег, но лишь когда дошли воды потопа до колен его, зашел он в ковчег. И были с Ноахом трое сыновей его с женами своими, дочерями Эльякума, двоюродными сестрами Ноаха и жена Ноаха Наама. И великан Ог был с ними, и поместил его Ноах на крыше ковчега и построил навес над ним. И свершил Всевышний чудо, и поместились в ковчеге множество животных, от всех нечистых по паре, а от чистых семеро и припасы для них.
И вот устройство ковчега, как показал Ноаху Всевышний. 150 отсеков по правой стороне ковчега, 150 по левой. 33 отсека впереди и 33 сзади. И 10 помещений посредине для запасов и столько же на каждой из трех палуб ковчега. А еще 5 люков по длине ковчега справа и 5 слева, а через них трубы ведущие воду. И драгоценный камень, который достал Ноах со дна Нила, как указал ему Всевышний, взял с собой Ноах для освещения и для определения дня и ночи.
И было, когда зашел Ноах в ковчег, собралось вокруг ковчега множество животных и птиц. И около 700 тысяч людей окружили ковчег. И взывали к Ноаху говоря: «Открой нам ковчег, чтобы не умерли мы». И отвечал им Ноах: «Вот взбунтовались вы против Всевышнего и разве не говорил я вам и не предупреждал вас 120 лет? А теперь хотите вы спастись?» И отвечали они ему: «Вот раскаиваемся мы перед лицом Всевышнего, только пусти нас в ковчег, чтобы не погибли мы». И отвечал им Ноах: «Говорите вы, что раскаиваетесь только потому, что увидели приближающуюся беду, но почему же не раскаялись вы в течение 120 лет, которые установил вам Всевышний для раскаяния?»
И приблизились люди, чтобы разбить ковчег. A Всевышний наслал на них животных, которые окружали ковчег и перебили из них многих и рассеяли их и не смогли люди причинить вреда ковчегу.
И вот начался потоп, и соединились верхние воды с нижними. И погибли в начале все животные, а люди по жестокости своей бросали младенцев своих в источники воды, чтобы остановить воду. И покрыли кипящие воды всю землю и смели все, что было на земле.
Лишь в Святой Земле не было потопа, а все живое в ней погибло от жара кипящей воды.
А вода прибывала на земле, и ковчег двигался по поверхности воды погрузившись большей частью в воду. И раскачивался ковчег и все, кто были в нем. И испугались все животные и люди. И кричали все животные и люди, и взмолился Ноах и услышал Всевышний Ноаха и улеглась буря.
Часть 12.
Что происходило в ковчеге? Хронология потопа. Ноах заботится о животных. Хам нарушает заповедь Всевышнего.
И не было покоя Ноаху и сыновьям его в ковчеге, потому как заповедал им Всевышний заботиться о всех животных. Ноах заботился о зверях, Яфет о змеях, Хам о птицах, а Шем о скоте. А Ога, находящегося снаружи ковчега, кормил Ноах через особое отверстие в крыше ковчега.
И страдали они весьма, потому как есть животные, которых кормили ночью, а есть животные, которых кормили днем. И были животные, которых кормили в первый час дня, а были животные, которых кормили во втором часу дна, а других в полночь или на рассвете. И не могли Ноах и сыновья его сомкнуть глаз все дни пребывания в ковчеге и страдания их были нестерпимы.
И вот Ноах нарушил заповедь Всевышнего заботиться о животных и запоздал с едой для льва, и в наказание за то поразил его лев и хромал с того времени Ноах. И не мог более выдержать Ноах тяжкого труда и запаха животных и сырости и взмолился Ноах перед Всевышним говоря: «Спаси меня от беды этой». И ответил ему Всевышний: «Так установил я, по окончанию года выйдете из ковчега».
А еще заповедал Всевышний всем, кто пребывал в ковчеге, не размножатся и отделиться от супруг своих так как мир пребывал в беде. И увидел Хам, что жена его беременна от блуда с Огом, и нарушил Хам заповедь Всевышнего для того, чтобы покрыть позор этот. И родила жена Хама великана Сихона. А собака и ворон тоже нарушили эту заповедь Всевышнего.
И вот дни потопа. 12 месяцев длился потоп. 17 Мархешвана начался потоп дождем и шел он 40 дней до 27 Кислева. В этот день начал плыть ковчег. И закончился дождь в этот день, но вода продолжала прибывать еще 150 дней и бушевали бури и шли ливни до 1 Сивана. И начала вода убывать и вот 16 Сивана дно ковчега коснулось земли и перестал ковчег плыть по воде. И по прошествии 60 дней после того, как перестала прибывать вода, показались вершины гор, а еще через месяц ушла вся вода. Но земля не высохла и не могли они выйти из ковчега. 27 Мархешвана высохла земля. И вот все дни потопа — 12 месяцов и 11 дней, потому как длиннее солнечный год лунного на 11 дней.
И все дни потопа не светили все светила небесные и созвездия не были видны на небе. И стер потоп все живое и перемешал все. И погибло все живое на земле, лишь рыба осталась спасаясь в глубине океанов от кипящих вод потопа. И смели воды потопа останки грешников в Вавилон (Бавель) в долину Шинар. И потому всякий, кто ест прах земли Вавилонской, как будто ест мерзость нечистых животных.
Часть 13.
Ноах выходит из ковчега.
27-го дня второго месяца (месяца Мархешвана) 1657 (2103 г. до н. э.) года от сотворения мира вышел по повелению Всевышнего Ноах и все люди спасшиеся с ним из ковчега. И было Ноаху в то время 601 год.
А ковчег остался в Армении, в земле Кут где четыре высокие горы, две против двух — горы Араратские и между ними ковчег. И до сих пор называют это место «местом спуска» — Нахичевань, потому что там остановился ковчег.
И вышли в то время все, кто были в ковчеге, а демоны и вредители, которых взял Ноах в ковчег, причинили вред сыновьям Ноаха. И потому забрал ангел Всевышнего одного из сыновей Ноаха в сад Эденский и обучил его всему что написано в «Сефер а-рефуот» — Лечебной Книге. И была та книга до дней короля Хизкии, который спрятал ее.
И было, когда вышел Ноах с сыновьями своими из ковчега, то увидели, что мир стал пуст и хаос царит в нем. И плакали они увидев, что весь мир разрушен и погибли все люди. И горевали они и говорили: «Вот не будет нам достаточно еды ведь пустынен весь мир и погибнем мы от голода. И дикие животные могут погубить нас или если будет ссора между нами то может случится что убьет один брат другого, потому что нет судей и нет страха перед судом».
И благословил их Всевышний обещав им множество детей и навел страх на животных, и подчинились животные людям и боялись их. А еще позволил Всевышний Ноаху и всем, кто был с ним и потомству их резать животных и есть мясо, запретив лишь есть от живого. И обещал Всевышний взыскать с каждого, кто прольет кровь.
И увидел Ноах, что заповедал Всевышний спасти из чистых животных нечетное число животных. И понял Ноах, что предназначены они для жертвоприношения. И пошел Ноах в Святую Землю и в то место, где ныне Иерусалим. И восстановил Ноах жертвенник Адама, на котором приносили жертвы Эвель и Каин. Но не мог Ноах принести жертву, потому как был он поражен львом и стал увечен. И потому Шем принес в жертву Всевышнему быков, овнов и козлов, а из птиц горлиц и голубей. И установил Всевышний завет с Ноахом и потомством, обещав им не разрушать более весь мир потопом. И показал им Всевышний радугу — знак завета. До потопа же не было радуги в мире.
И установил Всевышний шесть времен года, дабы ослабить человека. Так как от изобилия и избытка силы своей восстали против Всевышнего люди, жившие до потопа.
История жизни Ноаха
Адам в 130 лет породил Шета, Шет в 105 лет породил Эноша, Энош в 90 лет породил Кенана, Кенан в 70 лет породил Маалалэля, Маалалэль в 65 лет породил Йереда, Йеред в 162 года породил Ханоха, Ханох в 65 лет породил Метушелаха, Метушелах в 187 лет породил Лемеха и Лемех в 182 года породил Нoaxа.
Имя Ноаха происходит от слова «облегчить». Подразумевается, что он должен был облегчить жизнь людей. До Ноаха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда ее засевали пшеницей, а в дни Ноаха успокоилась.
Хронологическая таблица, составленная на основе этих данных, показывает, что Ноах был первым человеком, который родился после смерти Адама. Его рождение становится зарей новой эры человечества. Когда Ноаху было 500 лет, он породил Шема, Хама и Йефета.
Во время Ноаха начался процесс слияния двух цивилизаций. Потомки Каина, несмотря на развитие искусств и технический прогресс, зашли в тупик из-за отсутствия моральной основы. Потомки Шета воспитывающиеся в духе любви к Всевышнему начали брать в жены дочерей из рода Каина и оказались под влиянием идеологии и образа жизни той цивилизации, которая основывается только на физических возможностях и умственных способностях человека. Все человечество начало забывать о Всевышнем и культивировать то дурное, что таит в себе природа человека. Это было первым предупреждением о том, к какой трагедии приводит брак с идолопоклонниками.
Всевышний решил навести на мир Потоп, если люди не прекратят свои злодеяния. Для этого он дал им сто двадцать лет, чтобы люди могли осмыслить свое поведение, оставить дурные дела и раскаяться. Хотя были свидетели гибели поколения Эноша, когда океан поднялся и затопил третью часть мира, поколение Потопа не смирилось, не пожелало извлечь урок из того.
Еще до того, как потомки Шета стали брать в жены дочерей из рода Каина, в мире существовали гиганты. Их необычная физическая сила сделала их известными, окружающие относились к ним как к героям. Однако известность и слава, которые основываются только на физической силе, никогда не бывают долговечными. Их судьба — исчезнуть с лица земли и быть забытыми. Человек, нация или поколение, которые не соответствуют высокому замыслу Творца, не могут долго существовать. А род человеческий возьмет свое начало от Ноаха.
Люди не скрывали своих грехов и все делали открыто. Даже скот, зверь и птица случались с особями других видов. Извращение путей животными привело к появлению уродливых гибридов, которые заполнили всю землю. Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных. Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабеж.
Hoax назван в Торе праведным человеком — несмотря на несправедливость и неприкрытое злодейство, торжествовавшие во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным этим общим для всех его современников процессом моральной деградации. Но с другой стороны, он принадлежал к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность; живи Ноах во времена Авраама, он не считался бы за праведного человека вообще.
Строительство ковчега заняло у Ноаха 120 лет. Всевышний не ускорил его работу чудесным образом — ковчег не был завершен за более короткий срок, чтобы дать возможность людям раскаяться в грехах и исправить свое поведение. Современники Ноаха с любопытством наблюдали за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ноах объяснял, что Всевышний вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены. Но никто не верил ему, все смеялись, не придавая его словам никакого значения.
Размер ковчега был: триста локтей — длина ковчега, пятьдесят локтей — его ширина, и тридцать локтей — его высота (локоть — около 60 см). Современники Ноаха говорили: «Как только увидим, что он входит в ковчег, разобьем ковчег, а его убьем». Всевышний защитил Ноаха, чтобы ковчег не разбили: окружил его медведями и львами, и они убивали замысливших зло.
В шестисотом году жизни Ноаха, семнадцатого числа второго месяца вскрылись все источники бездны великой и открылись проемы небесные. Ковчег был погружен в воду на одиннадцать локтей, подобно груженому судну, часть которого находится в воде. Воды поднялись на 9 метров выше самой высокой горы и все человечество погибло, за исключением тех, кто находился в ковчеге. Но рыбы, которые в море не погибли.
После сорока дней непрерывного дождя воды достигли наивысшего уровня, на котором оставались сто десять дней. После того, как прошло сто пятьдесят дней, воды начали убывать. И затворились источники бездны и проемы небесные, и прекратился дождь с небес. Ковчег остановился на горах Арарата. Здесь Арарат используется как название местности. Септуагинта переводит название Арарат как «Армения». В памятниках ассирийской клинописи Армения упоминается как Урарту. Высота горы Арарат — около 5000 метров над уровнем моря.
Через сорок дней Hoax открыл окно ковчега и выпустил ворона. Ноах выбрал именно ворона, который питается падалью, полагая, что останки всего живого, погибшего во время Потопа, должны покрывать землю во многих местах, и если ворон не вернется, это будет знаком, что земля в значительной степени освободилась от воды и он смог найти пищу. Когда ворон вернулся, Ноах выпустил голубя. Скорее всего, Ноах выпустил голубя утром, и тот, по всей видимости, пролетел большое расстояние, так как вернулся только вечером. Ноах понял, что значительная часть поверхности земли до сих пор покрыта водой.
Когда обитатели ковчега вышли на сушу, Ноах построил жертвенник, так как он испытывал внутреннюю потребность выразить благодарность Всевышнему.
В отличие от первого человека, Адама, потомкам Ноаха было дано разрешение употреблять в пищу мясо. В Торе кровь часто выступает как символ жизненных сил. В самом деле, кровь доставляет всем органам тела все самое необходимое. Если организм теряет кровь, жизненные силы быстро убывают, пока не прерывается сама жизнь. Любая сложная форма жизни обладает элементом святости, поскольку жизненные силы даются непосредственно Всевышним. Поэтому, хотя разрешение есть мясо животных было дано, появилось дополнительное строгое ограничение: прежде чем человек возьмет какую-либо часть мяса животного для употребления в пищу, жизнь должна полностью оставить животное.
Человек не имеет права пользоваться той силой, в которой кроется тайна жизни, для удовлетворения своих материальных потребностей, ему запрещено есть кусок, отрезанный от живого. В этом запрете есть две стороны: запрет пользоваться жизненной силой, и запрет варварского обращения с животным. Впоследствии на еврейский народ были наложены дополнительные ограничения, однако их смысл точно такой же: закон забоя скота («шхита») является способом мгновенного и безболезненного умерщвления животного, запрет употребления в пищу любой крови, выделившейся из мяса, является продолжением и развитием запрета употреблять в пищу кусок от живого.
Всевышний повелел также потомкам Ноаха плодиться и размножаться. Это повеление выражает принципиальное желание Всевышнего наполнить землю людьми и еще раз подчеркивает, насколько убийство отвратительно Всевышнему. Талмуд осуждает человека, который намеренно не вступает в брак, чтобы не родить детей, и приравнивает его к тому, кто проливает кровь. Такое сравнение убийства и нежелания исполнить повеление Всевышнего «плодитесь и размножайтесь» вытекает из рассматриваемого нами выражения («плодитесь и размножайтесь»), которое в данном месте текста воспринимается как противопоставление убийству.
Мудрецы объясняют, что этот отрывок текста Торы, содержащий законы, данные Всевышним Ноаху после Потопа, фактически состоит из семи заповедей, которые принято называть «заповедями сынов Ноаха»:
1. обязанность повсеместно установить справедливые суды;
2. запрет проявления неуважения к имени Всевышнего;
3. запрет идолопоклонства;
4. запрет убийства;
5. запрет кровосмешения;
6. запрет воровства и грабежа;
7. запрет употреблять в пищу кусок от живого.
Ученые могли бы назвать эти законы «Кодексом естественной религии», так как они являются необходимым минимумом для поддержания существования общества. В еврейском законе этот свод из семи заповедей применяется только по отношению к неевреям. Если нееврей изъявляет желание жить среди еврейского народа на земле Израиля, он должен принять на себя исполнение этих семи законов, в противном случае ему не будет разрешено поселиться в пределах Святой Земли.
После Потопа впервые появилась радуга. Комментаторы расходятся во мнениях о природе этого знака.
РАМБАН считает, что радуга стала с этого момента знаком, свидетельствующим о том, что между Творцом и людьми был заключен союз.
Однако МАЛЬБИМ полагает, что существуют два условия появления радуги: проникновение солнечных лучей в неплотное облако, преломление и дифракция их или когда облака не закрывают все небо. Непосредственно перед Потопом и во время него эти условия отсутствовали, так как плотные и густые облака закрывали все небо. Теперь сам факт появления радуги свидетельствует о том, что не собралось количества воды, достаточного для того, чтобы затопить землю.
Всего Ноах прожил девятьсот пятьдесят лет.
Источник: ©
http://www.moshiach.ru