Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Темы не вошедшие в специализированные разделы форума, но близкие к тематике проекта.
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Модераторы: Ratnik, Atlantuk

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #21  Марк Пулий » 02 окт 2014, 19:01

Общую схему начнем выстраивать с карт-схем.
Ниже показаны карты на которых показаны народы и ареалы их проживания в разные периоды времени.
По карте видно, что "зеленые" кушиты первоначально имели ареал распространения, который включал Египет.
В дальнейшем, с течением времени, "зеленые" кушиты остались только на крайнем западе Африки. Отсюда
можно выстраивать связь с областью догонов. Также интересны капсийцы и египтяне, которые имели большой
ареал расселения в древности.

Названия по карте с переводом:
1. Египтяне - Egyptiens
2. Сахаро-суданцы - Ounaniens
3. Хасси-эль-Абиод - Hassi-el-Abiodh
4. Кушиты - Couchites (Берберы, Египтяне, Семиты)
5. Капсийцы - Capsiens (Протоберберы)
6. Иберийцы - Ouchtatiens.

Годы указаны в правом верхнем углу.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Источник: http://atil.pagesperso-orange.fr/atil/www.htm
Operae officiales. Служебные дела.
Аватар пользователя
Марк Пулий
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 1877
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 00:55
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1926 раз.
Поблагодарили: 874 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 176

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #22  ivan68 » 03 окт 2014, 11:33

Коровьев писал(а): С египтянами всё ясно – у них был сотический культ Сириуса, так названный по египетскому названию Сириуса – Сотис; а был он у них потому, что после гелиакического восхода Сириуса начинались разливы Нила, а какую роль они играли в земледелии ДЕ, объяснять, думаю, необходимости нет.


Да вот и неясно... :roll:

viewtopic.php?f=70&t=1224#p12182
Надо запретить думать! Это оскорбляет чувства тупых.
Аватар пользователя
ivan68
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 531
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 07:54
Откуда: Ленинград СССР
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 37

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #23  Коровьев » 03 окт 2014, 13:07

Чего ж тут неясного? Зачем земледельцам астрономическая точность? Знай смотри на небо, взошёл Сириус в утренних лучах Солнца - стало быть, готовься к разливу Нила. День-два или даже неделя-другая особой роли не играли: всё равно, пока Нил не разольётся, пока не нанесёт ила, пока вода не сойдёт обратно - посевную не начнёшь. К тому же, вода начинала прибывать не мгновенно, а всё-таки постепенно, да и уровень подъёма воды в Ниле тоже год на год не приходился. А вот то, что разливы Нила всегда начинались после гелиакического восхождения Сириуса, было действительно важно. Поэтому определённые познания ДЕ о Сириусе вполне объяснимы, потому что естественны.
Но вот зачем догонам знания о Сириусе и - тем более! - о его системе, невооружённым глазом с Земли не видимой, - вот вопрос! У них-то в Мали никакого Нила нет. И чем дольше я над ним думаю, тем всё больше крепну во мнении, что сперва Гриоль, а потом Гриоль и Дитерлен просто придумали историю про "познания догонов о системе Сириуса", а вернее всего - сами же догонам её и рассказали, а когда убедились, что догоны сказочку усвоили, на них же и сослались как на источник. Зачем - это другой вопрос. Но совершенно очевидно, что никаких 20-ти лет среди догонов, как и вообще в Африке, Гриоль не проводил, зато после Второй Мировой войны обвинение в коллаборционизме от родимой Франции заработал. Не потому ли он столь резво рванул в Африку в 1946 году, прихватив с собой Жермену Дитерлен, которой в худших традициях французских ура-патриотов наверняка грозила принародная пострижка наголо?
- Фамилия моя - ну, скажем, Коровьев. ©
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #24  ivan68 » 03 окт 2014, 13:51

Коровьев писал(а):. А вот то, что разливы Нила всегда начинались после гелиакического восхождения Сириуса, было действительно важно.
Я же и говорю... - Совсем не всегда.... и может совсем не Сириус....! читайте по ссылке... ну... :roll:
Надо запретить думать! Это оскорбляет чувства тупых.
Аватар пользователя
ivan68
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 531
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 07:54
Откуда: Ленинград СССР
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 37

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #25  Марк Пулий » 03 окт 2014, 23:05

Догонов можно определить как последователей древней календарной традиции из Египта. Важность наблюдений за Сириусом диктовалась важностью неизменности календарных дат.

"Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, - а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в вычислении времен года и лет отныне верно исправлены царем Евергетом". (полный текст смотрите ниже)
.
http://www.lah.ru/konspekt/back/kalen.htm

Египетский календарь:

Первый календарь, основанный на движении Солнца, появился в Древнем Египте...
Ведя многовековые астрономические наблюдения, египетские жрецы установили, что три природных явления происходят практически одновременно: летнее солнцестояние, начало разлива Нила и первый утренний восход яркой звезды Сотис (греки именовали эту звезду Сириус). Приурочив начало года к восходу звезды Сириус и совпадавшему с ним летнему солнцестоянию, можно было определить время наступающего разлива Нила. Это же позволило египетским жрецам рассчитать длину астрономического года, первоначально определив в нем 360 дней.
Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый.
PPP: Первый видимый глазом утренний восход Сириуса действительно происходил во времена Древнего Египта вблизи дня летнего солнцестояния (до этого Сириуса просто не было видно, т.к. он появлялся над горизонтом позже Солнца). Однако с достаточно серьезной погрешностью. Наилучшее соответствие (по программам моделирования звездного неба - RedShift и StarCalc) между восходом Сириуса непосредственно перед восходом Солнца - в районе 1500 гг. до н.э. В другое время - нарастает рассогласование этих двух событий с приблизительной скоростью 1 неделя за тысячу лет. Т.е. в начале династического правления Сириус показывался над горизонтом уже дней за 10 до летнего солнцестояния!.. И вести речь о некоем "результате многовековых наблюдений - не совсем корректно).
PPP: Без связи с Шумером (или с общим источником) и лунным календарем выбор чисел 12 и 30 абсолютно безоснователен!..


Год также делился на три земледельческих сезона, включавших в себя по 4 месяца: "Время половодья" - середина июля - середина ноября, "Время всходов" - середина ноября - середина марта", "Время засухи" - середина марта - середина июля.
Месяцы египетского календаря посвящались различным богам и праздникам. Так, первый месяц был посвящен богу Тоту - богу луны и мудрости, властелину времени. Месяцы делились на три декады, по 10 дней в каждой, или шесть пятидневных недель, которые греки называли "пентадами".
Вместе с официальным, гражданским календарем в Египте также использовался народный, лунный календарь. В нем чередовались месяцы по 29 и 30 дней. Новый год по этому календарю всегда совпадал с началом разливов Нила. Любопытно, что само слово "год" в египетском языке не имеет какого-либо астрономического значения, оно переводится как "возрождение", с которого начинался каждый год.
Со временем египетские астрономы уточнили продолжительность года, установив в нем не 360, а 365 дней.
В мифологии египтян это календарное усовершенствование нашло свое поэтическое отражение. В начале творения родились вместе и были слиты воедино бог земли Геб и богиня неба Нут. В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном, - 360. по просьбе бога солнца Ра бог ветра Шу отделили небо от земли. Но Нут тайно по ночам все равно приходила к Гебу. Узнав об этом, ревнивый бог солнца проклял все 360 дней солнечного года, и отныне Нут уже не могла родить детей ни в одни из этих дней. В отчаянии Нут обратилась к богу Тоту с просьбой о помощи. И бог мудрости придумал, как помочь несчастной Нут. В облике птицы ибис Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним партию в сенет (игра наподобие шашек). На кон решили поставить 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости, разумеется, одержал победу, и Луна потеряла 5 дней своего года. С тех пор лунный год длится всего 355 дней. Выигранные у Луны дни Тот назвал "те, что над годом", потому что эти пять дней не вошли ни в один месяц, а помещены в конце года, перед наступлением нового года. Поскольку новые дни бог мудрости посвятил Ра, то бог солнца простил Нут и разрешил ей рожать детей в эти предновогодние дни. Так появились на свет пять главных египетских богов, в остальные же годы Нут рождала звезды.
Пять дополнительных дней в конце года у египтян предназначались для поминания умерших и покаяния в грехах.
Теперь египетский год насчитывал 365 суток и приближался к тропическому. Однако в истинном солнечном году 365 дней и 1/4 часть суток...
Подобное расхождение тропического года и календарного года приводило к "запаздыванию" появления Сириуса на небе и постепенному передвижению дня начала года, которое можно назвать "блуждающим". Заметим, что при таком "блуждающем" начале нового года передвигались на другие сезоны и остальные календарные праздники.
Предположим, в некий первый год Сириус восходит на небосклоне и наступает 1 число 1 месяца Тота, то есть новый год. Через 40 лет восход Сириуса наступит не 1, а 11 числа Тота. А через 1460 тропических лет (365х4=1460) или 1461 египетский год начало нового года, последовательно пройдя все сезоны, вернется на прежнее место - 1 число 1 месяца. Этот период в 1461 год называют периодом Сотиса или Великим годом.
Египетский солнечный календарь оказался настолько простым и удобным, что использовался около четырех тысяч лет.
Принципиальное нежелание египтян использовать систему високосов для уравнивания календарного года с тропическим, объясняется, надо думать, религиозными мотивами. Каждый фараон, всходя на престол, давал клятву не изменять длину года.
И все же один из фараонов предпринял попытку реформировать календарь и ввел високосные годы. Это был Птолемей III Евергет из династии Птолемеев, правивший в III веке до н.э.
Сохранился текст реформы, выполненный на каменной плите по приказу фараона: "Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, - а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в вычислении времен года и лет отныне верно исправлены царем Евергетом".


Сириус входил в один из египетских календарей, как опорная звезда для вычислений длительности периодов календаря и внесения поправок.
"В 1950 г. Ричард Паркер в книге Календари Древнего Египта (The Calendars of Ancient Egypt) выдвинул гипотезу о существовании в Египте трех календарей:
1. Исходный лунный календарь, в котором первый день года приходился на первое новолуние после гелиакического восхода Сириуса. Как в любом лунном календаре, в нем было 12 месяцев по 29 и 30 дней, и раз в 2-3 года к ним прибавлялся 13-й месяц продолжительностью 29 или 30 дней. Таким образом, в лунном году было либо 354 дня, либо 383/384 (иначе с лунным годом быть не может, т.к. все его месяцы строго привязаны к фазам луны и просто добавить к 354 дням 11 дополнительных дней, чтобы подогнать продолжительность лунного года к солнечному, невозможно).
2. Гражданский календарь, насчитывавший ровно 365 дней: 12 месяцев по 30 дней + 5 дополнительных дней-эпагомен. Паркер избегает однозначного ответа на вопрос, когда именно этот календарь был введен, но тут мы можем опереться на достижение О.Д.Берлева (имеется в виду статья "Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия") и принять, что он был введен на 18 году правления Джосера, что соответствует 2767 или 2770 г. до н.э.: в этот день восход Сириуса пришелся на календарную дату I Axt 1.
3. Вторичный лунный календарь, который был введен позднее - он понадобился для того, чтобы устранить нарастающее расхождение между исходным лунным календарем и гражданским, который сдвигался на 1 день каждые 4 года (это небольшое упрощение: на самом деле иногда и раз в 3 года, т.к. цикл Сириуса тоже чуть-чуть подвижен - в течение одной "эры Сотис" таких трехлетий могло быть ок. семи). Количество дней во вторичном лунном календаре было, естественно, такое же, как и в исходном лунном, а отличие между ними состояло в том, что вторичный лунный календарь был привязан не к восходу Сириуса, а к первому дню гражданского года (например, начинался в первое новолуние после I Axt 1 по гражданскому календарю). (см. ниже)."
Источник: http://www.egyptology.ru/cgi-bin/topic_show.pl?tid=544

Файл: Depuydt_Sothic Chronology and the Old Kingdom_p181-182.pdf (353.0k)
Файл: Depuydt_Civil Calendar and Lunar Calendar_p163.png (50.6k)
Operae officiales. Служебные дела.
Аватар пользователя
Марк Пулий
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 1877
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 00:55
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1926 раз.
Поблагодарили: 874 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 176

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #26  Марк Пулий » 04 окт 2014, 20:13

Коровьев писал(а):Зачем земледельцам астрономическая точность? Знай смотри на небо, взошёл Сириус в утренних лучах Солнца - стало быть, готовься к разливу Нила. День-два или даже неделя-другая особой роли не играли: всё равно, пока Нил не разольётся, пока не нанесёт ила, пока вода не сойдёт обратно - посевную не начнёшь. К тому же, вода начинала прибывать не мгновенно, а всё-таки постепенно, да и уровень подъёма воды в Ниле тоже год на год не приходился. А вот то, что разливы Нила всегда начинались после гелиакического восхождения Сириуса, было действительно важно. Поэтому определённые познания ДЕ о Сириусе вполне объяснимы, потому что естественны.

Точность нужна для неизменности календарных дат, чтобы "времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето". Сириус служит аналогом "сигналов точного времени". Знания о Сириусе это знания о изменениях в календарной системе с течением времени.

Поддержание точности календаря нужно для иерархически организованного общества, с развитой административной системой, сельскохозяйственной экономикой и развитой торговлей. Точный календарь это важный элемент административного управления в государстве. Календарь позволяет выстраивать точную систему администрирования и управления государством, рассчитывать начало и продолжительность хозяйственных периодов, отмерять начало сбора налогов с высокой точностью.

Преимущества иерархических культур описаны в модели опубликованной в журнале Наука Модель предполагает преимущества иерархических культур (лучшего варианта пока не смог найти).

У "французских догонов" существование развитого иерархического общества не описано, но модель позволяет предположить, что у реальных догонов все это могло существовать в развитом виде, в государстве с развитой экономикой и торговлей, иначе календарь не имеет смысла.
Operae officiales. Служебные дела.
Аватар пользователя
Марк Пулий
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 1877
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 00:55
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1926 раз.
Поблагодарили: 874 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 176

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #27  vm3015 » 04 окт 2014, 22:11

Сириус служит аналогом "сигналов точного времени". Знания о Сириусе это знания о изменениях в системе точного времени.

Для человека характерно обращать внимание и запоминать на то, что поразило воображение. До седьмого века Сириус описывался как красная звезда, а после голубая, предполагался взрыв сверхновой. Почему -то принято принято считать что для сельского хозяйства, в древности была необходимость использовать точное время. Думаю необязательно, неделей раньше или неделей позже, главное какая стоит погода и начался сезон дождей. А в центаральной Африке дождь интересен в первую очередь.
Аватар пользователя
vm3015
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 80
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 18:51
Откуда: Херсон, Украина
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #28  Земляника » 04 окт 2014, 22:58

:Rose: Лучше найти того, кто сделал "биографию" догонам. Сколько по миру ходит всяких лженаучных трудов,
ложных "дневниковых" записей..., которые мы почитаем подлинниками. Каждый египетский крестьянин
знал и без календаря, когда и в какую землю сеять-сажать. И вообще, меня интересует только ДВЦ, простите... :pardon:
Аватар пользователя
Земляника
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 238
Зарегистрирован: 31 авг 2013, 21:32
Откуда: Обнинск
Благодарил (а): 134 раз.
Поблагодарили: 26 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 3

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #29  Марк Пулий » 04 окт 2014, 23:14

vm3015 писал(а):
Сириус служит аналогом "сигналов точного времени". Знания о Сириусе это знания о изменениях в системе точного времени.
Для человека характерно обращать внимание и запоминать на то, что поразило воображение. До седьмого века Сириус описывался как красная звезда, а после голубая, предполагался взрыв сверхновой. Почему -то принято принято считать что для сельского хозяйства, в древности была необходимость использовать точное время. Думаю необязательно, неделей раньше или неделей позже, главное какая стоит погода и начался сезон дождей. А в центральной Африке дождь интересен в первую очередь.

Если мы говорим о точном календаре и "сигналах точного времени" основанных на положении Сириуса, то это необходимо в первую очередь для административного управления государством. Такой календарь позволяет рассчитывать начало и продолжительность хозяйственных периодов, отмерять начало сбора налогов и поддерживать ежегодный регламент с высокой точностью. Дворец и его администрация, также как в Египте, управляет всей общественной структурой, всеми сословиями и экономикой.
Сельское хозяйство и обработка земли, управляется жреческим административным аппаратом и подчиняется регламентам и информации календарной системы. Познания отдельных работников никак не учитываются. (В египетских хрониках никак не описано, что какой-то крестьянин изобрел чего-то там интересное для сельского хозяйства.)

Изолированность территории Мали (где проживают догоны) от Египта кажущаяся, изолированность это миф. Как в древнее, так и в более позднее время эта взаимосвязь с Египтом сохранялась. То есть как Коровьев написал выше, Египет мог быть родоначальником.
Operae officiales. Служебные дела.
Аватар пользователя
Марк Пулий
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 1877
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 00:55
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1926 раз.
Поблагодарили: 874 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 176

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б

Сообщение #30  Коровьев » 05 окт 2014, 02:03

Марк Пулий писал(а):Важность наблюдений за Сириусом диктовалась важностью неизменности календарных дат.

С этим спорить не стану, тем более, что Сириус - самая яркая звезда на земном небе вообще, и уже потому сам по себе привлекает внимание.

Марк Пулий писал(а):Поддержание точности календаря нужно для иерархически организованного общества, с развитой административной системой, сельскохозяйственной экономикой и развитой торговлей. Такой календарь позволяет рассчитывать начало и продолжительность хозяйственных периодов, отмерять начало сбора налогов с высокой точностью. Поскольку это относится к функциям управления, то точный календарь это важный элемент административного управления в иерархическом обществе.

Это справедливо применительно к обществу ДЕ, но справедливо ли это также и в отношении догонов? Тем более, что
Марк Пулий писал(а):У "французских догонов" существование развитого иерархического общества не описано
И попутно: чем "французские догоны" отличаются от "реальных догонов", у которых
Марк Пулий писал(а):все это могло существовать в развитом виде, с развитой экономикой и торговлей
и кто такие эти "реальные догоны"?

Заодно, может, кто поможет с инфой, кто такая Жермена Дитерлен, всюду преподносимая как "видный французский этнограф" и "верная спутница Марселя Гриоля"? Никакой инфы о ней у меня нагуглить не получилось, непосредственно о ней нет ничего (ни биографических данных, ни хотя бы фотки); она если и упоминается, то только вкупе с самим Гриолем, сведения о котором тоже крайне скудны, хотя всё-таки кое-что имеется. Уж не виртуальный ли это персонаж - Жермена Дитерлен, придуманная Эриком Геррье и Робертом Тамплем через 20 лет после смерти Гриоля?

Библиография непосредственно Марселя Гриоля (по данным БСЭ):
«Les flambeurs d'hommes», P., 1934;
«Masques dogons», P., 1938;
«Dieu d'eau. Entretiens avec Ogotemmêli», P., 1948;
«Fouilles dans le région du Tchad», «Journal de la Société des Africanistes», 1948, t. 18, 1950, t. 20 (совм. с J. P. Lebeuf);
«Méthode de l'ethnographie», P., 1957.
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #31  Коровьев » 05 окт 2014, 07:21

Приношу почтенному собранию свои извинения по поводу моих сомнений в реальности существования Жермен Дитерлен. Всё дело, оказывается, во французской грамматике, согласно которой её имя пишется как Germaine Dieterlen и произносится не как Жермена, а как Жермен.
Библиография Жермен Дитерлен:
«Renard Pâle. Ethnologie des Dogon», Institut Français d'Ethnologie. Marcel Griaule (posthume) et Germaine Dieterlen, 1965, 531 pp.
«Essai sur la religion bambara», Ed. de l'Université de Bruxelles, 264 p., 1996 (2° ed).
«Les Dogon: Notion de personne et mythe de la création», L'Harmattan, 115 pp.
«Textes sacrés d'Afrique noire», Germaine Dieterlen, Collectif, et Amadou Hampâté Bâ, 306 pp.
«Le Titre d'honneur des Arou (Dogon, Mali)», Paris, 1982, 215 p.
Тут ещё свою роль сыграл переводчик Google, который переводит как хочет. Например, «Renard Pâle. Ethnologie des Dogon» он перевёл не как «Бледный лис (Бледная лиса). Этнология догонов», а как «Ренар Бледный. Этнология догонов». Вот и думай тут што хош, кто такой этот Ренар Бледный и к какой из королевских династий он относился. :(
- Фамилия моя - ну, скажем, Коровьев. ©
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #32  serg » 05 окт 2014, 12:09

Sirius figures prominently in the Dogon myths. The tribe has a periodic Sirius festival called the "Segui" ceremony; each celebration lasts several years (the last was in 1968-72.) The interval between ceremonies may be forty, fifty or sixty years.

http://www.debunker.com/texts/dogon.html

Каждые 50 лет Догоны празднуют фастиваль посвящёный Сириусу. Сириус Б имеет элиптическую орбиту и цикл составляет 50 лет.

Through the carbon dating of old ritual masks researchers have established the antiquity of the Segui ceremonies. Such criteria suggest that these periodic festivals have been going on for at least 600 years and possibly much longer.

Датировка масок, радиоуглеродным методом, показала, что они 600 лет старые.
Если Сириус Б увидели в телескоп в позапрошлом столетии, откуда Догоны знали об Цикле Сириуса Б вокруг Сириуса А?
Аватар пользователя
serg
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 974
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 09:01
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 170 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 57

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #33  Марк Пулий » 05 окт 2014, 22:40

serg писал(а):Датировка масок, радиоуглеродным методом, показала, что они 600 лет старые.
Если Сириус Б увидели в телескоп в позапрошлом столетии, откуда Догоны знали об Цикле Сириуса Б вокруг Сириуса А?

Брюшинкин С.М. пишет, что в период троянской войны грекам и троянцам Сириус был известен как один Сириус на фоне другого Сириуса, две звезды наблюдались невооруженным глазом. Поэтому нужно учитывать внешние научные контакты с ближними и дальними соседями, которые продолжались с древних времен.
Коровьев писал(а):
Марк Пулий писал(а):Поддержание точности календаря нужно для иерархически организованного общества, с развитой административной системой, сельскохозяйственной экономикой и развитой торговлей. Такой календарь позволяет рассчитывать начало и продолжительность хозяйственных периодов, отмерять начало сбора налогов с высокой точностью. Поскольку это относится к функциям управления, то точный календарь это важный элемент административного управления в иерархическом обществе.
Это справедливо применительно к обществу ДЕ, но справедливо ли это также и в отношении догонов? Тем более, что
Марк Пулий писал(а):У "французских догонов" существование развитого иерархического общества не описано
И попутно: чем "французские догоны" отличаются от "реальных догонов", у которых
Марк Пулий писал(а):все это могло существовать в развитом виде, с развитой экономикой и торговлей
и кто такие эти "реальные догоны"?

Принято называть догонов носителями календаря. Реальность другая. У М.Гриоль, Ж.Дитерлен говорится о четырех народах Судана. http://www.smoliy.ru/lib/000/003/000003 ... riusa0.htm
Указано: "Знания о системе Сириуса, изложенные в этой статье, получены от четырех суданских народов: догонов в Бандиагара, бамбара и бозо в Сегу и миньянка в Кутиала."

Если посмотреть историческую ретроспективу территории Судана и Мали, где проживают догоны и другие народы имеющие календарь основанный на наблюдениях Сириуса, то за последние две тысячи лет происходит постоянное образование и распад череды царств. При этом менялся только клан, который находился у власти, менялся размер земель царства, перечень народов, а остальное - контроль за торговыми коммуникациями, добыча золота, крупные демографические ресурсы, научные контакты с соседями (грамантским или египетским царствами и др.) сохранялись. Царства Мали и Судана постоянно контактировали с Египтом и контакты были научными, торговыми и финансовыми (в средние века арабы использовали разработанные задолго до них древние коммуникации для торговли и древние золотые прииски):
.
http://www.geografia.ru/NIGER-2.html
Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами.
Во-первых, в стране находилась часть золотых копей Судана, то есть они были под прямым контролем мансы Мусы.
Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные пути Западной Африки и взимал дополнительные пошлины с товаров, поступавших с побережья Средиземного моря.
В-третьих, в годы правления мансы Мусы в Судане царил мир. Демографические ресурсы были огромны, у царя было 100 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы.
Следствием контроля над торговыми путями было возникновение новых торговых центров в Мали. После поражения Ганы торговые центры переместились из Аудагоста и Кумби-Сале в Томбукту, Дженне и Гао.
Томбукту был при этом не только торговым центром, но и средоточием просвещения, что привлекало туда ученых мужей и исследователей из стран Средиземноморья.
О богатстве Мали во времена мансы Мусы имеются в высшей степени интересные сведения. Некоторые историки приводят даже весьма точные цифры, в частности Ниань пишет, ссылаясь на Р. Мони, что манса Муса собрал по своей стране 12 750 кг золота. Другие довольствуются более общими данными. Но, во всяком случае, исторически достоверно, что благодаря богатствам Мусы цена золота в Каире упала и потребовалось двенадцать лет, чтобы цены на золото в этом важнейшем торговом центре начали стабилизироваться.


У М.Гриоль с Ж. Дитерлен говорится о календарной системе у догонов и соседних с ними малых народов, но ничего не говорится о внешних контактах, о контроле за золотыми приисками, контроле за торговыми коммуникациями, не говорится о демографических и военных ресурсах, которыми располагали догоны и другие народы Мали, когда в древности входили в одно из распавшихся позднее царств, образовавшихся после периода Нового царства в Египте. То есть мы имеем удобное с точки зрения французских антропологов и этнографов описание, которое показывает, что только европейцы принесли в дикую Африку просвещение, а если некое прогрессивное знание есть и получено не от европейцев, то это "инопланетяне" постарались.

С другой стороны, если некая разветвленная структура внешних контактов была, а потом кто-либо из авторов статей говорит, что никакой структуры не было, догоны жили сами по себе, то это не значит, что структуры не существовало, это значит, что мы не анализируем признаки, которые позволят реконструировать такую структуру, существовавшую в древности. Самодостаточных, замкнутых народов практические не существует в регионах с богатой исторической традицией.

Брюшинкин С.М. пишет, что аналогичная догонам календарная система была у египтян, греков, троянцев, А.Ю.Скляров пишет о Египте и Шумере:
.
http://www.lah.ru/konspekt/back/kalen.htm

Египетский календарь:

Первый календарь, основанный на движении Солнца, появился в Древнем Египте...
Ведя многовековые астрономические наблюдения, египетские жрецы установили, что три природных явления происходят практически одновременно: летнее солнцестояние, начало разлива Нила и первый утренний восход яркой звезды Сотис (греки именовали эту звезду Сириус). Приурочив начало года к восходу звезды Сириус и совпадавшему с ним летнему солнцестоянию, можно было определить время наступающего разлива Нила. Это же позволило египетским жрецам рассчитать длину астрономического года, первоначально определив в нем 360 дней.
Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый.
PPP: Первый видимый глазом утренний восход Сириуса действительно происходил во времена Древнего Египта вблизи дня летнего солнцестояния (до этого Сириуса просто не было видно, т.к. он появлялся над горизонтом позже Солнца). Однако с достаточно серьезной погрешностью. Наилучшее соответствие (по программам моделирования звездного неба - RedShift и StarCalc) между восходом Сириуса непосредственно перед восходом Солнца - в районе 1500 гг. до н.э. В другое время - нарастает рассогласование этих двух событий с приблизительной скоростью 1 неделя за тысячу лет. Т.е. в начале династического правления Сириус показывался над горизонтом уже дней за 10 до летнего солнцестояния!.. И вести речь о некоем "результате многовековых наблюдений - не совсем корректно).
PPP: Без связи с Шумером (или с общим источником) и лунным календарем выбор чисел 12 и 30 абсолютно безоснователен!..


Год также делился на три земледельческих сезона, включавших в себя по 4 месяца: "Время половодья" - середина июля - середина ноября, "Время всходов" - середина ноября - середина марта", "Время засухи" - середина марта - середина июля.
Месяцы египетского календаря посвящались различным богам и праздникам. Так, первый месяц был посвящен богу Тоту - богу луны и мудрости, властелину времени. Месяцы делились на три декады, по 10 дней в каждой, или шесть пятидневных недель, которые греки называли "пентадами".
Вместе с официальным, гражданским календарем в Египте также использовался народный, лунный календарь. В нем чередовались месяцы по 29 и 30 дней. Новый год по этому календарю всегда совпадал с началом разливов Нила. Любопытно, что само слово "год" в египетском языке не имеет какого-либо астрономического значения, оно переводится как "возрождение", с которого начинался каждый год.
Со временем египетские астрономы уточнили продолжительность года, установив в нем не 360, а 365 дней.
В мифологии египтян это календарное усовершенствование нашло свое поэтическое отражение. В начале творения родились вместе и были слиты воедино бог земли Геб и богиня неба Нут. В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном, - 360. по просьбе бога солнца Ра бог ветра Шу отделили небо от земли. Но Нут тайно по ночам все равно приходила к Гебу. Узнав об этом, ревнивый бог солнца проклял все 360 дней солнечного года, и отныне Нут уже не могла родить детей ни в одни из этих дней. В отчаянии Нут обратилась к богу Тоту с просьбой о помощи. И бог мудрости придумал, как помочь несчастной Нут. В облике птицы ибис Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним партию в сенет (игра наподобие шашек). На кон решили поставить 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости, разумеется, одержал победу, и Луна потеряла 5 дней своего года. С тех пор лунный год длится всего 355 дней. Выигранные у Луны дни Тот назвал "те, что над годом", потому что эти пять дней не вошли ни в один месяц, а помещены в конце года, перед наступлением нового года. Поскольку новые дни бог мудрости посвятил Ра, то бог солнца простил Нут и разрешил ей рожать детей в эти предновогодние дни. Так появились на свет пять главных египетских богов, в остальные же годы Нут рождала звезды.
Пять дополнительных дней в конце года у египтян предназначались для поминания умерших и покаяния в грехах.
Теперь египетский год насчитывал 365 суток и приближался к тропическому. Однако в истинном солнечном году 365 дней и 1/4 часть суток...
Подобное расхождение тропического года и календарного года приводило к "запаздыванию" появления Сириуса на небе и постепенному передвижению дня начала года, которое можно назвать "блуждающим". Заметим, что при таком "блуждающем" начале нового года передвигались на другие сезоны и остальные календарные праздники.
Предположим, в некий первый год Сириус восходит на небосклоне и наступает 1 число 1 месяца Тота, то есть новый год. Через 40 лет восход Сириуса наступит не 1, а 11 числа Тота. А через 1460 тропических лет (365х4=1460) или 1461 египетский год начало нового года, последовательно пройдя все сезоны, вернется на прежнее место - 1 число 1 месяца. Этот период в 1461 год называют периодом Сотиса или Великим годом.
Египетский солнечный календарь оказался настолько простым и удобным, что использовался около четырех тысяч лет.
Принципиальное нежелание египтян использовать систему високосов для уравнивания календарного года с тропическим, объясняется, надо думать, религиозными мотивами. Каждый фараон, всходя на престол, давал клятву не изменять длину года.
И все же один из фараонов предпринял попытку реформировать календарь и ввел високосные годы. Это был Птолемей III Евергет из династии Птолемеев, правивший в III веке до н.э.
Сохранился текст реформы, выполненный на каменной плите по приказу фараона: "Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, - а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в вычислении времен года и лет отныне верно исправлены царем Евергетом".
Operae officiales. Служебные дела.
Аватар пользователя
Марк Пулий
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 1877
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 00:55
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1926 раз.
Поблагодарили: 874 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 176

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #34  Коровьев » 06 окт 2014, 08:01

Марк Пулий писал(а):Брюшинкин С.М. пишет, что в период троянской войны грекам и троянцам Сириус был известен как один Сириус на фоне другого Сириуса, две звезды наблюдались невооруженным глазом.

Ничего удивительного в этом не вижу. В настоящее время Сириус виден как звезда видимой звёздной величины −1,46 и является ярчайшей звездой на всём земном небе.
Вики писал(а):Первоначально Сириус состоял из двух бело-голубых звёзд спектрального класса В. Масса одного компонента была 5 масс Солнца, второго – 2 массы Солнца (Сириус B и Сириус A). Затем более массивный компонент Сириус B прогорел и стал красным гигантом, а затем сбросил внешнюю оболочку и перешёл в своё современное состояние белого карлика.
И было это не так уж и давно даже по историческим меркам. Например, о том, что Сириус – красная звезда, в своё время писали и китайский астрономом Сыма Цянь (II-I века до н.э.), и Луций Анней Сенека (I век до н.э. - II век), и Клавдий Птолемей (I-II века), следовательно, Сириус В в стадии красного гиганта в те времена также был виден с Земли невооружённым глазом. Поэтому ни в каких «внешних научных контактах» догоны (вернее, их предки) нужды не испытывали, поскольку сами видели на небе то же самое, что и все остальные.

Это что касается возможного происхождения знаний догонов о системе Сириуса, хотя, конечно, «гипотезу миссионера» со счетов тоже совсем сбрасывать нельзя, имхо.

Куда интереснее другое. Догонам ведь была известна не только система Сириуса, но и система Юпитера, а тут появляются такие заковыки, что не обоим Сириусам чета.

Дело в том, что догоны знали о 4-х спутниках Юпитера. Откуда?! Ведь ни один спутник Юпитера с Земли невооружённым глазом не виден! И почему они знали только 4 спутника? Никакой «гипотезой миссионера» этого не объяснить, т.к. в 20…30 годах ХХ века у Юпитера уже были известны 9 спутников, а в настоящее время их насчитывают как минимум 67. И никакими античными «внешними научными контактами» этого не объяснить. И контактами с пришельцами тоже не объяснить, разве что те пронеслись мимо Юпитера на такой скорости, что только 4 спутника и разглядели.

Кроме того, догоны не знали ни об Уране, ни о Нептуне. А это как понять? В 20…30 годы ХХ века обе эти планеты были уже известны, так что если астрономическими знаниями с догонами делился некий «миссионер», то это был очень странный миссионер. Да и «пришельцы» тоже были какие-то странные: о третьей звезде в системе Сириуса – Сириусе С – они догонам рассказали, а об внешних планетах Солнечной системы – ни гу-гу? Это чего ж так?

Марк Пулий писал(а):У М.Триоль, Ж.Дитерлен говорится о четырех народах Судана. http://www.smoliy.ru/lib/000/003/000003 ... riusa0.htm

Теперь понятно, почему ничего не найдёшь в Инете. :evil:
Какой-то олух царя небесного набирал текст книги и набрал: «СУДАНСКАЯ СИСТЕМА СИРИУСА М. Триоль (?!), Ж. Дитерлен», хотя там же буквально строкой выше: «Марсель Гриоль Жермена Дитерлен Суданская система Сириуса», да ещё жирно так выделено.
- Фамилия моя - ну, скажем, Коровьев. ©
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #35  Коровьев » 06 окт 2014, 16:54

Марк Пулий писал(а):мы имеем удобное с точки зрения французских антропологов и этнографов описание, которое показывает, что только европейцы принесли в дикую Африку просвещение, а если некое прогрессивное знание есть и получено не от европейцев, то это "инопланетяне" постарались.

Не надо приписывать Гриолю и Дитерлен то, чего они никогда не говорили. Кадило с инопланетным происхождением астрономических знаний догонов раздули не они.

В 1950 году в докладе «Суданская система Сириуса», опубликованном в «Journal de la Société des Africanistes», они отмечали:
«С нашей стороны собранные документы не дают повода для гипотезы, или исследования происхождения. Они лишь были расположены так, чтобы свидетельство четырех основных племен можно было объединить в одном обзоре. Никогда не решался и не ставился вопрос, откуда люди, не имеющие вообще никаких инструментов, могут знать о движении и особых свойствах практически невидимых небесных тел.»
В 1965 году под редакцией Дитерлен вышла книга «Бледный лис. Этнология догонов», предназначенная для узкого круга специалистов и широкой известности по этой причине не получившая.

А вот вышедшие в 1975 году книга «Эссе на тему догонской космогонии: ковчег Номмо» Эрика Геррье и в 1976 году книга Роберта Темпля «Тайна Сириуса», рассчитанные как раз на массового читателя, и положили начало той самой «догономании», которая стала столь популярна у сторонников палеоконтакта. Не следует забывать, что к тому времени по свету уже вовсю гуляли «Воспоминания о будущем» («Колесницы богов») Эрика фон Деникэна, так что сочинения Геррье и Темпля пришлись вполне «ко двору».
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Поговорим о Догонах, Сириусе Б,

Сообщение #36  slavik » 24 окт 2014, 21:15

А вдруг Мы чё нибудь "недогоняем" о дагонах. Есть фильм таинственное путешествие с J.J. Benitez "DeAPLaneta prezenta planeta encantado" как раз о Дагонах. :good:
Понимание нашего видимого мира начинается и заканчивается нашими органами чувств... , но и у сердца есть свой разум и желания и всё что в нём возникает, всегда с нами, даже после смерти.
Аватар пользователя
slavik
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован: 12 апр 2014, 13:54
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2


Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Вольный стиль

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16