Приветствую участников форума.
В Израиле, примерно на полпути между Иерусалимом и Тель-Авивом - возле местечка Модиин, - находится территория, идентифицируемая как палеолитическая индустрия, -- место, где древние люди вырубали желваки кремня из известняковой породы и делали кремниевые (и не только) орудия, сейчас - палеоартефакты. Специфика места находки артефактов - мы увидим их позже - такова: холмистый, каменистый ландшафт, молодой -- 20-30 летний лес: кипарисы, туя, сосна, имеются пещеры-ниши и палеолитические фундаменты жилищ. Послепалеолитических признаков строительства или останков жилья не видно. Местность дикая. Основная порода - известняк.
(фото 1-4)
1. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
2. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
3. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
4.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
Учитывая, что на известняковой подпорке не образуется культурных слоёв (очень сильная эрозия - мягкие породы выветриваются, верхний слой почвы тонкий, преимущественно лёссово-каменистый или тонкий-наносной, глинисто-перегнойный), найденные тут каменные орудия, следовательно, не имеют временной привязки к окружающей их среде. Положительным моментом, однако, является, то, что известняковый фундамент сыграл роль естественного фильтра, и все каменные артефакты всех эпох палеолита (кроме неолитических почему-то, хотя фундаменты жилищ весьма характерны) вперемешку сконцентрированы близко к- или на поверхности. Действительно, ходи и собирай:
(фото 5. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing ).
Важность места находок беспрецендентна - здесь всегда, с момента появления, были, мигрировали и жили человеческие существа. Конечно, это не артефакты с места захоронения или палеостоянки - таковые более конкретны, поскольку могут быть приблизительно быть датированы, - но, тем не менее, имея перед собой вперемешку кучу каменных орудий, мы можем провести сравнительный анализ, иногда дающий сильные результаты.
Иногда можно найти полуистлевшие оранжевые ленточки на нижних ветвях деревьев -- это министерство по управлению древностями метит свою территорию: (фото 6. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing).
К счастью, местные власти ревниво относятся, в основном, к археологическим периодам, связанным с иудаикой и с недавними постпалеолитическими историческими событиями в регионе. Поэтому надо особенно следить, чтобы случайно не наткнуться на кости какого-нибудь древнего еврея, а наткнувшись, сделать вид, что ничего не знаешь.. Вот, как-то при строительстве нового корпуса больницы в Ашкелоне были обнаружены человеческие кости (могилы, кладбище вроде бы). Строительство было заморожено - а вдруг это пращуры? Поскольку религия не отделена от государства, постольку археолог рискует напороться на сопротивление официальных властей. Да, а в Ашкелоне через пару недель был найден (и доказан) римский алтарь-жертвенник в центре строительства, эрго - это римское языческое капище, никак не иудейское - можно дальше строить...Логично? - логично...строительство продолжилось, нормально...
Но, мы отвлеклись.. Итак, допустим, мы нашли древнее каменное орудие и держим его в руках. Прежде всего, ищем характерные детали строения, чтобы исключить, что это случайный природный осколок. Сама форма предмета может быть для нас психологически непривычной, но если мы находим более одного однотипных по форме предмета, то этого достаточно, чтобы говорить о серии и о преднамеренности формы, то есть, неслучайности.
(фото 7. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
8.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
9.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing ).
Другой пример из характерных -- "пробОй", -- глубокие отпечатки скалывающего инструмента
(фото 10. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
11. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
12.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing ).
Сначала может показаться, что мы наблюдаем недоработку мастера - неудавшиеся сколы, - но только до тех пор, пока не возьмём резачок в руку. Вывод прост: данные пробои сделаны преднамеренно для создания шероховатости для пальца, что способствует общей эргономичности данного предмета
(фото 13.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
14.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing ).
Эргономичность каменного инструмента также является качественным показателем неслучайности артефакта, косвенным указателем, что этот кусок камня искуственно обработан и адаптирован к человеческой руке. В нашем контексте эргономичностью мы назовём следующие сочетающиеся качества: удобство - элементы обработки для держания, хвата инструмента (ямки, пробои, выбоины, насечки и тп., и сама форма) и полифункциональность - то есть, максимум рабочих поверхностей, граней, рёбер, зубцов, подточек - любой элемент стремится быть рабочим. Такого, чтобы было: "один предмет - единичная функция", - такой роскоши среди палеолитических орудий мы не наблюдаем.
Мы специально останавливаемся (и будем) с большей степенью подробностей на тех или иных элементах строения каменных орудий, найденных под Модиин - зачем? Затем, что в данной местности в поверхностном слое почвы на достаточно большой территории, буквально на поверхности находятся палеолитические орудия (материал: природный: кремень, базальт, кварц, твёрдые доломиты, кремнистый известняк, шпат) _вперемешку_ с аналогичными по форме, предполагаемым функциям и технике изготовления мелкими орудиями, изготовленными из материалов, более свойственных нашему короткому историческому периоду времени, нежели миллионолетнему периоду прошедших каменных веков (т.е., металл, керамика, стекло, синтетика). Следовательно, мы должны научиться навскидку определять, идентифицировать и доказывать, что мы имеем в своих руках именно предмет из материала Х, обработанный идентичным способом, как и, к примеру, какой-нибудь конкретный кремневый резачок времён палеолита, что доказывает, в свою очередь, пересечение данных предметов в историческом времени.
Возьмём конкретный пример:
(фото 15. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
16. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing), - перед нами кусочек мягкого, серого, тяжёлого металла, который органолептически дефинируется как обработанный методом чеканки кусочек свинца. Очень хорошо видны пробои. Это маленький резак из свинца или тяжёлого сплава, обработанный, как если бы он был кремневый, а также, бывший в употреблении. Соблюдён критерий однотипности формы, - это серийное изделие:
(фото 17. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing ).
С обратной стороны (фото 16) видно, что лезвие загнулось, - у кремневых резаков, бывших в употреблении, лезвие часто бывает сбито и отломано. Если аккуратно проанализировать этот свинцовый резачок, то можно определить характерную крупную зазубренность на загнутом лезвии (если его мысленно разогнуть), когда подбивы ребра с двух сторон дают волнистую в фас линию, а в профиль - зубцы.
Такое техническое решение для палеорезаков весьма распространено:
(фото 18. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing
19.https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing ).
Этот маленький кусочек свинца сразу вызывает вопросы:
1. Учитывая, что самородного свинца в природе не существует, кто, когда и где его выплавил?
2. Кто когда и откуда принёс его в Модиин?
3. Кто обработал его по стандартам палеолитического резака?
4. Кто кем, кому приходится во времени и генезе?
5. И мы тут каким боком?
Можно предположить, что это одна из самых давних работ человеческого существа по металлу, которое держал в руках проныра-кроманьонец: материал - свинец, изделие - палеолитический чоппинг, метод - чеканка. Под кроманьонцем я подразумеваю себя, поскольку сам резак некроманьонской работы. Очевидно, что существо, которое смастерило этот резачок, не знало, что такое свинец, металл, и, соответственно, стандартным образом, как дедушка учил, по стандартному шаблону отчеканило изделие. Я полагаю, что первая же апробация нового необычно тяжёлого материала показало его непригодность, что сохранило для нас изображение метода изготовления - свинец как пластичный материал сохранил все движения руки мастера.
В дальнейшем мы увидим, что, вероятно, этот кусочек свинца не является самым древним куском металла, который сейчас можно подержать в руках. И, ещё точно не определившись по форме изложения материала, дальше я хочу рассмотреть что-то вроде таких или подобного рода артефактов:
(фото20. https://docs.google.com/file/d/0B72UIEP ... sp=sharing).
Конец первой части.