Астрономия, мифология и космогония древнего Египта
Добавлено: 29 апр 2013, 16:00
Хочу предложить к обсуждению и обобщить тему, которая так или иначе уже неоднократно всплывала в разных дискуссиях, но так почему-то и не сложилась в отдельное «производство»…
Начнем немного издалека…..
Вот еще мнение…:
Здесь стоит привести такую вот табличку:
И несколько выводов из выше озвученных цитат:
И действительно…, как возможно ориентироваться на столь ненадежные ориентиры…???
Ну, если с разливом Нила еще можно согласится…
Пик разлива Нила.
То «предвестником нового года» восход Сириуса трудно назвать….
В Древнем Египте год начинался в день летнего солнцестояния (~ 21 – 22 июня). И первый месяц назывался - Тот….
Как мог «предвестник» восходить почти на месяц позже, чем наступал новый год….????
Солнце в древнем Египте олицетворял верховный бог РА. Он плыл на своей Ладье Вечности по небесной реке с востока на запад, и солнце освещало землю. Обратный путь — с запада на восток — Ладья проделывала ночью: она плыла под землёй через Загробный Мир, и солнце дарило тепло своих лучей мумиям, лежащим в саркофагах. На рассвете Ладья через пещеру в восточных скалах вновь выплывала на небосвод, и всё повторялось заново.
Но если Сириус не мог быть «предвестником» Ра в день летнего солнцестояния, тогда, кто мог…????
Начнем немного издалека…..
Среди историков астрономии укоренилось мнение, что первые осмысленные наблюдения звездного неба в Египте проводились уже в эпоху Древнего Царства, которое датируется третьем тысячелетием до нашей эры. Эта точка зрения основана на расшифровке таблички, датируемой периодом первой династии, в которой якобы утверждается о том, что первая утренняя видимость (гелиактический восход) звезды Сириус совпадает с разливом реки Нил. Если информация таблички переведена и интерпретирована правильно, то период времени, в который можно провести такое наблюдение может быть датирован.
Единственным документом, в котором согласно современному переводу упоминается связь между первой видимостью Сириуса и разливом реки Нил является табличка из слоновой кости, найденной в гробнице в Абидосе, который находится вблизи современного города Арабет-эль-Мадфуна примерно в 100 км к северу от Дендеры. Историк астрономии Б. Ван дер Ванден приводит по этому вопросу следующую информацию:
Древние египтяне совершали богослужения Сотис, то есть Сириусу как “предвестнику нового года и наводнения”. [Клаус Баэр (Чикаго) сообщил мне, что чтение “Сотис – предвестник нового года и наводнения” нельзя считать достаточно определенным.] …
… Наводнение за несколько недель до его наступления предваряется событием на небесном своде, а именно, первой видимостью Сириуса на утреннем небе.…
… Таким образом, если прочтение приведенного выше текста правильно, мы узнаем, во-первых, что утренний восход Сириуса предвещает разлив Нила, и, во-вторых, что новый год также приблизительно начинается в это же время.
Отметим, комментируя свои рассуждения Ван дер Ванден оговаривается, что перевод (интерпретация) “Сотис(=Сириус) – предвестник нового года и наводнения” не является достаточно надежной. К сожалению, он не уточняет, является ли это мнением одного только исследователя или мнением группы специалистов, однако фактор надежности перевода очень важен.
В том случае, если предлагаемая интерпретация ошибочна в принципе и текст не имеет никакого отношения к астрономии, то попытка датировки теряет смысл. С другой стороны, если в тексте действительно описана связь утренней видимости Сириуса и разлива Нила, то для постановки астрономической задачи нужен точный перевод. Например, в фундаментальном издании Всемирной Истории под редакцией АН СССР на первый взгляд одна и та же информация подается совершенно иначе:
Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год исчислялся по звезде Сириус, утреннее появление которой после временной невидимости совпадало с ежегодным наступлением половодья.
В интерпретации Ван дер Вандена появление Сириуса предвещает за несколько недель (но за сколько именно - ?) до наступления половодья. В приведенной цитате утверждается, что появление Сириуса совпадает с наступлением половодья. Поскольку Солнце в среднем проходит в день по эклиптике около одного градуса, если принять отличие “несколько недель”= 5 недель, то это будет соответствовать положениям Солнца отличным на ~35 градусов, что при решении астрономической задачи обеспечит разброс дат около 2500 лет!
Вот еще мнение…:
Средняя дата начала подъема воды в реке Нил совпадает с днем летнего солнцестояния (по современному календарю 22 июня). Случающиеся отклонения в ту или другую сторону от этой средней даты очень невелики. Так происходит в наше время, так было и в древности. Ежегодные разливы Нила играли огромную роль в жизни древнего Египта. Из древнеегипетских источников следует, что начало подъема воды в Ниле в древние времена совпадало с гелиакическим восходом Сириуса, т. е. с его первым восходом на фоне утренней зари. Таким образом, в древние времена гелиакический восход Сириуса совпадал с летним солнцестоянием. Прецессия за прошедшие тысячелетия является причиной того, что гелиакический восход Сириуса наблюдается в наше время на 43 дня позже дня летнего солнцестояния. Н.И. Идельсон вычислил, что на широте Мемфиса (30 град. С.Ш.) гелиактический восход Сириуса в 3100 г. до н. э. совпадал с днем летнего солнцестояния, так что в 3600--2600 гг. до н. э. этот восход действительно мог служить египтянам предвестником разлива Нила. Но уже во времена Цезаря и Клеопатры (I в. до н. э.) гелиакический восход Сириуса запаздывал на 25 дней.
Древние египтяне называли Сириус звездой Сотис или Сопт. Это было хорошо известно грекам, обосновавшимся в Александрии в конце IV в. до н. э. Поэтому никакой путаницы в названиях произойти не могло.
Здесь стоит привести такую вот табличку:
И несколько выводов из выше озвученных цитат:
• Формулировка астрономической задачи на выявление эмпирического правила разлива Нила по гелиактическому восходу Сириуса имеет смысл в случае точности перевода и правильности интерпретации исходного текста костяной таблички. Известно, что не все исследователи разделяют адекватность этой интерпретации. В дальнейшем, невзирая на возражения, мы предполагаем, что перевод точен.
• Датировка правила разлива Нила по гелиактическому восходу Сириуса возможна только в предположении неизменности климата в регионе в течение последних нескольких тысячелетий. В дальнейших рассуждениях мы предполагаем постоянство климата.
• Проведена датировка правила предсказания разлива Нила по гелиактическому восходу Сириуса. Можно уверенно утверждать, что это правило достаточно точно работало на протяжении первого тысячелетия нашей эры, хотя с учетом всех погрешностей этот интервал можно расширить на несколько веков в каждую сторону. Таким образом, интервал возможных датировок находится в диапазоне [-5; 15] веков.
И действительно…, как возможно ориентироваться на столь ненадежные ориентиры…???
Ну, если с разливом Нила еще можно согласится…
Пик разлива Нила.
То «предвестником нового года» восход Сириуса трудно назвать….
В Древнем Египте год начинался в день летнего солнцестояния (~ 21 – 22 июня). И первый месяц назывался - Тот….
Как мог «предвестник» восходить почти на месяц позже, чем наступал новый год….????
Солнце в древнем Египте олицетворял верховный бог РА. Он плыл на своей Ладье Вечности по небесной реке с востока на запад, и солнце освещало землю. Обратный путь — с запада на восток — Ладья проделывала ночью: она плыла под землёй через Загробный Мир, и солнце дарило тепло своих лучей мумиям, лежащим в саркофагах. На рассвете Ладья через пещеру в восточных скалах вновь выплывала на небосвод, и всё повторялось заново.
Но если Сириус не мог быть «предвестником» Ра в день летнего солнцестояния, тогда, кто мог…????