Какой есть корень египетского слова для Бога - НТР?

Тексты на древних языках, а также фрески, гравюры, рисунки, скульптуры и статуи. Дешифровка надписей.
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Модератор: Наталья

Какой есть корень египетского слова для Бога - НТР?

Сообщение #1  rakovsky » 25 авг 2016, 22:02

Греки сказали, что египтяне были особенно религиозные. Можно увидеть в многих ключевых египетских слов корень означающее "Бог" - НТР. НТР произносится как Нетр, Нетчр, или Натр.
Та-Нетр - земля Бога; Хут-Нетр или Пер-Нетр - Дом Бога, храм ; Меди-Нетр - Иероглифы, слова Бога

Нетр тоже означает углекислый натрий, с которым Египет приготовил свои муммии. Сказано, что они натрий посыпали по лампам, чтоб сажи на гравюраванных стенах не было.

При всем этом, этимология слова Нетра - большой вопрос для египтологов, с разными мнениями и предложениями. Бадж, известный египтолог начала ХХ-го века, считал, что египтяне ощущали, что есть не только разные боги, но есть самый высокий, единый бог. Он написал в книге Египет времен Тутанхамона:
Религиозная литература создавалась в Древнем Египте во все периоды его существования, и все же ни в одном из текстов нам не удалось обнаружить молитву или обращение, адресованное этому невидимому и непознанному богу. Однако в собрании моральных афоризмов, или «Поучениях», составленных древними мудрецами, мы находим ряд ссылок на некую божественную силу, не имеющую личного имени. Слово, используемое для обозначения силы, — Нетер (Neter),
Изображение
или
Изображение
...
Многие пытались установить значение этого слова и раскрыть его этимологию, но его первоначальное значение до сей поры неизвестно. Судя по контекстам отрывков, в которых оно встречается, оно означает нечто вроде «вечный бог». То же слово часто используется для описания предмета, живого или неживого, который обладает некой выдающейся силой или свойством. Во множественном числе нетеру (neteru) слово символизирует существа или предметы, которым поклоняются в той или иной форме. Великий бог, о котором говорится в «Поучениях», именуется па нетер (ра neter),, «бог», так же как арабы говорят об аль-аллахе, имея в виду аллаха.
... отрывки показывают, что авторы «Поучений» верили в бога, планы которого непостижимы, который был кормильцем людей, который выделил каждому долю богатств этого мира и который ожидал от людей повиновения и воспитания детей так, как это было угодно ему.
http://www.e-reading.club/chapter.php/1 ... amona.html


Бадж создал такое мнение на основе прямого чтения текстов, а не на то, чтоб сравнить разные языки, и найти там общие корни. То есть, читав сам текст он пришел к выводы как применяется это слово. Но я думаю, что полезно тоже сравнить разные языки.

В книге Египетская религия, Бадж написал:
надписи сообщают нам, что это Существо называли словом, которое можно передать как Нетер...

Вполне вероятно, что слово нетер означает «сила», «мощь» и т. п., но это лишь некоторые из его производных. Чтобы определить наиболее вероятное его значение, нам придется обратиться к иероглифическим надписям. Известный французский египтолог Э. Руже связывает имя Бога Нетер с другим словом нетер — «возрождение», «возобновление». В соответствии с этим, по-видимому, можно считать, что основной в концепции Бога была идея о Существе, обладающем способностью постоянно возрождаться, или, другими словами, «Самосущем». Доктор Г. Бругш лишь отчасти разделяет этот взгляд, ибо он определяет нетер как «активную силу, которая вновь и вновь воспроизводит и творит сущее, которая всему дает новую жизнь и возвращает молодость». Безусловно, найти адекватное слово для обозначения понятия нетер невозможно, поэтому в английском языке эквивалентом ему могут быть «самосущность» и «обладание силой бесконечно возобновлять жизнь» вместе взятые.
...
как нам представляется, главное отличие Бога от его посланников и творений состоит в том, что Он — Существо самосущее и бессмертное, в то время как они таковыми не являются.
...
следует упомянуть о нетеру, то есть существах или сущностях, некоторым образом разделяющих природу и свойства Бога и обычно называвшихся «богами». ... Изучая этих «богов» более внимательно, мы приходим к выводу, что они представляют собой просто образы, проявления, периоды существования или атрибуты одного бога — бога, который, как следует помнить, будучи Ра, богом Солнца, является олицетворением и символом Бога. ... Несомненно и то, что какая-то разновидность политеизма издревле существовала в Египте рядом с монотеизмом.

Я сочувствую с предложением Баджа, что в НТР есть смысль само-производимого возрождения. Думаю, что хоть отчасти НТР носит это значение.

И. Ташкинов пишет на сайте ЛАИ в статьи ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ и РУСЬ свое предложение:
К числу таких неразрешенных проблем относятся, рассматриваемые здесь вопросы происхождения древнеегипетской цивилизации, проблема идентификации племен трипольской археокультуры и тайна их исчезновения с исторической сцены, а также тема этногенеза славянских народов.
...
родовые, племенные и общенациональные верования и божества племен триполья являются основой для верований египтян. Для иллюстрации этого тезиса приведем таблицу, куда сведены божества и славян и египтян, причем, они поставлены в соответствие друг с другом.

Древнеегипетские божества - Древнерусские (славянские) божества

Ра - Рарог, Сварог - Верховный Бог, Бог Самосущий, Творец Вселенной

Гор, Хорус - Хорс, Святогор - Солнечное божество, Святой Гор

Змей Нак (Nak) - Ночь - Nak егип., Nakt др.-инд., Night анг., ночь, русск.

Нетер, Нетеру - Натура - Природа

Первое имя, которое необходимо рассмотреть, это имя всемогущего Единого Бога (по У. Баджу) или название сонма великих богов древности (по современным представлениям) - Нетеру. Так оно звучит в устах египтологов. Наше прочтение этого слова (НТР) - "Натура". Истинность такой огласовки слова "нтр" следует проиллюстрировать цитатой самого Уоллиса Баджа: "...египтяне верили в Единого Бога, Самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, создателя моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и растений, а также бестелесных существ - вестников, исполняющих его волю и слово. Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей, ибо на ней базировались его религия и теология в целом".

В наше время многие ученые и просто образованные люди, прочитав такое определение слова из занимательного кроссворда, не долго думая вписали бы в кроссворд слово "природа" или "натура". Почему же отказывать в понимании всеохватывающей функциональности Природы древним нашим предкам, или мы еще не убедились в том, что их интеллектуальные способности, возможность абстрагирования нисколько не ниже наших. Вчитываясь в определение, данное У. Баджем всемогущему божеству, сейчас трудно понять, что помешало ему самому связать "нтр" со словом "натура".

http://lah.ru/text/tashkinov/der.htm

По-моему ответ на вопрос Ташкинова такой - Бадж говорил о "Боге" и о "создателе" земли и неба. Таким образом он говорил о личности, который создал природу. Если это и есть сам природа зависит от Вашего понятия отношения Бога к природе. Если Вы равняете Бога с природой, то Вы будете ответить, что такое описание есть описание природы. Думаю, что Бадж так и не бы сделал - и вот я объяснил ответ, который Ташкинов ищет.

Ташкинов продолжает:
Замечательное по своей простоте подтверждение правильности нашего прочтения имени Нетеру, как Натура, находим у Г. Хэнкока. Он пишет: "Тот (ибисоголовый) был ведущим представителем элитной компании богов Первого Времени, которые доминировали в религиозной жизни Древнего Египта от начала до конца его цивилизации. Это были великие боги Нетеру. Хотя в каком-то смысле их считали сотворившими себя, было общепризнанным, что у них существует какая-то особенная связь с другой страной - сказочной и далекой землей, называемой в древних текстах Та-Нетеру (Та Натура, та природа), Страна Богов (!). Считалось, что у Та-Нетеру (у той природы) существует конкретное земное расположение где-то далеко к югу (?) от Древнего Египта за морями и океанами (!) - даже дальше страны специй Пунт (Понт); последняя предположительно находилась на берегах Сомали в Восточной Африки. Чтобы окончательно запутать (?), Пунт тоже иногда называли Божественной землей, Страной Богов;".

Делаем уже оговоренную нами поправку на локализацию страны Пунт-Понт и все становится на свои места, никто никого не собирался запутывать. За морями находится северная прародина (Та Натура), где иная природа, оттуда, естественно, пришел и бог Тот (Тать). Чтобы уловить очевидные эти тонкости, наверное, необходимо было знать русский язык. Удивляет живучесть языка и оборотов русской речи: "Та натура". Само же слово "натура" более подробно разберем в следующей главе.

Вот здесь я понял, что автор вставляет Натура/Природа там где написано Нетер(Бог). Однако, это не доказательство того, что по этимологии НТР = Натура. И я догадываю, что коренное значение НТР не есть природа. Согласно Виктионерии, этимология Натуры - латинская:
Происходит от лат. natūra «рождение, миропорядок, природа», из nasci «рождаться, происходить». Восходит к архаичн. *gnascor, родств. gigno «рождать». Впервые в белор. переводе Тристана (ХVI в.) и у Котошихина. Заимств., вероятно, через польск.
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BD%D ... 0.B8.D1.8F

Хотя, возможно, какой-то языковый связь существует между НТР и латинским Natura.

А вот здесь я думаю, что Ташкинов, возможно, нашел хороший след и шел ближе к правде, сказав:
Натура - Нетеру, воплощение Непознанного (Верховного Божества) в природе - натуре. Само слово, хоть и обозначает всеобъемлющее понятие Природы, произошло от имени Бога Ра: "Нату" + "Ра". Слово "нату", возможно, другое произношение понятия "Ну", обозначающее ипостась Ра в понимании окружающего мира, вселенной.

Ташкинов здесь выражает неуверенность об отношении Нату к Ну.
А вот есть такой реальность мифологии Египта- Ра едет по Нут . "Нут", это - египетское название для Небес. Его ежедневная поездка - важная тема для египтян.
Я думаю, что возможно, действительно есть какое-то коренное отношение между словами Нут, Ра, и НТР. Это моя - личная теория, что это - не только совпадение.

Тут Ташкинов сделал для меня интересное замечание:
Ра, в образе Птаха-петуха, каждое утро борется со змеем Наком, олицетворяющем ночь, и побеждает его - наступает день. Так и в русских сказках силы тьмы и ночи имеют власть до прихода рассвета, до третьих петухов. Петух, утренняя птица, оповещает мир о том, что ночь умерла и пришел день.

Я передам, что египтологи предлагают, что когда-то в предистории, египтяне произносили Т как К. Получается, что такие слова как НТ (небо) тогда имеют коренный связь к таким словам как НК (Нак, злой змей в рассказе). Я обращаю Ваше внимание также на то, что Нунэт, богиня небесных вод, изобразилась как змей.

Марк Туллий пишет:
Храм виделся египтянами как жилище божества, был обнесен забором, имел внутреннюю комнату, "святая святых", где находился фетиш или символ божества. У ворот ставился высокий шест с флагом, по мнению проф. Зубова именно от этого флажка произошел иероглиф Нетер (ntr) - "бог", во время Среднего и Нового царств флагштоки трансформируются в каменные обелиски.

на борт лодки Херфхафу мог взойти только человек чистый.
Само слово "бог" в древнеегипетском языке - "нетер" - буквально означает "чистый", поэтому, чтобы приблизится к богу, прибыть в Та-Нетеру, необходимо самому быть ритуально чистым, и этому египтяне уделяли особое внимание. В храмовых дворах, перед входом в наос, обязательно стояли особые сосуды для ритуальных омовений, во время храмовых церемоний особые жрецы окропляли верующих этой водой, таким образом очищая. Очистительные церемонии с использованием воды, природной соды (египтяне называли ее "натр") и строгим запретом на вкушение "нечистой пищи", давали возможность попасть на лодку Херфхафу.
Не менее важным была и нравственная чистота.

http://samlib.ru/o/olver_d_v/smertx.shtml


Здесь Туллий сделает замечение - "бог" - чист. Если предметы, названы богами находятся в очищенном положении, значит, что чистота - одна из его свойств. Однако, я не думаю, что чистота или непорочность - главное значение слова НТР (Бога). Я думаю, что мы уже наткнулись на другие - оживление, как предлагал Бадж, и интересное отношение Нут к Ра.

Если Вам интересно, я могу передать Вам кое-что из англо-язычных материалов. Я также интересуюсь Вашими мнениями.
Аватар пользователя
rakovsky
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 25 мар 2016, 21:34
Откуда: Пеннсильвания
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 1

Re: Какой есть корень египетского слова для Бога - НТР?

Сообщение #2  rakovsky » 27 авг 2016, 00:07

rakovsky писал(а):Марк Туллий пишет:
Храм виделся египтянами как жилище божества, был обнесен забором, имел внутреннюю комнату, "святая святых", где находился фетиш или символ божества. У ворот ставился высокий шест с флагом, по мнению проф. Зубова именно от этого флажка произошел иероглиф Нетер (ntr) - "бог", во время Среднего и Нового царств флагштоки трансформируются в каменные обелиски.

на борт лодки Херфхафу мог взойти только человек чистый.
Само слово "бог" в древнеегипетском языке - "нетер" - буквально означает "чистый", поэтому, чтобы приблизится к богу, прибыть в Та-Нетеру, необходимо самому быть ритуально чистым, и этому египтяне уделяли особое внимание. В храмовых дворах, перед входом в наос, обязательно стояли особые сосуды для ритуальных омовений, во время храмовых церемоний особые жрецы окропляли верующих этой водой, таким образом очищая. Очистительные церемонии с использованием воды, природной соды (египтяне называли ее "натр") и строгим запретом на вкушение "нечистой пищи", давали возможность попасть на лодку Херфхафу.
Не менее важным была и нравственная чистота.

http://samlib.ru/o/olver_d_v/smertx.shtml


Здесь Туллий сделает замечение - "бог" - чист.


Думаю, что здесь я ошибся. Цитата не из некого М. Туллия, а из книги "Эволюция воззрений на смерть в древнеегипетской религии."
http://samlib.ru/o/olver_d_v/smertx.shtml
Аватар пользователя
rakovsky
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 25 мар 2016, 21:34
Откуда: Пеннсильвания
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 1


Быстрый ответ


BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Древняя письменность и изобразительное искусство

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1