Символ классического лабиринта

Тексты на древних языках, а также фрески, гравюры, рисунки, скульптуры и статуи. Дешифровка надписей.
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Модератор: Наталья

Символ классического лабиринта

Сообщение #1  sea-sea » 03 окт 2015, 01:10

В этом году в рамках морской экспедиции побывали среди прочего на нескольких беломорских лабиринтах, что дало начало глобальному мозговому штурму.
Суть в чем.
Люди, жившие на побережье Белого моря, выкладывали на берегу лабиринты - сложные фигуры из небольших камней, в виде кругов и спиралей диаметром 10-20 м. Лабиринты встречаются вдоль западного побережья Белого моря от Соловецких островов до Кольского полуострова, всего более 40 объектов. Привязок к сторонам света нет. Аналогичные лабиринты известны в Финляндии, Швеции, Норвегии, а также в Великобритании и Дании (1).
Каменные лабиринты выкладывали непосредственно на морском берегу или вблизи его (на реке Поной). Ни в глубине континента, ни на берегах других рек и озер ничего подобного не обнаружено.
Это факты.

А теперь занятное, почему решила создать тему. Скандинавские лабиринты (те, чьи схемы я нашла) все выложены по схеме классического, или критского лабиринта. Беломорские - "кто во что горазд", но есть два классических лабиринта (с увеличенным количеством витков) и несколько производных от него.
На картинке слева - схема лабиринта на острове Красная Луда (Кандалакшский залив), справа - схема классического лабиринта.
Изображение


Обычно его рисуют так:
Изображение


Символ классического лабиринта оказался древней штукой, он высечен например на петроглифах в Галисии (Испания) примерно в 2500 г до н.э.:
Изображение


Также известны петроглифы с классическим лабиринтом в Аризоне (США), в Индии, в Мексике; найдены кносские монеты (Крит), глиняная табличка (Месопотамия), по интернет-данным существует подобный геоглиф в Наска:
Изображение


Больше и подробнее здесь: http://olesya-narval.livejournal.com/8309.html (мой жж)

Чего ищу на форуме? Возможно, кто-то ранее занимался этим вопросом и имеет информацию, до которой мы не добрались?
1. Достоверные датировки различных изображений классического лабиринта (особенно интересны Индия, аризонские хопи, геоглиф наска)
2. Примеры расшифровок этого символа в разных культурах
3. Небредовые соображения о функциях каменных лабиринтов (рабочая версия археологов - рыболовные ловушки)
Вот здесь немного http://olesya-narval.livejournal.com/8645.html
4. Еще примеры изображений классического лабиринта (я знаю только те, что описаны в жж)
5. Достоверные ссылки на работы по датировке каменных беломорских и скандинавских лабиринтов (наши археологи датируют средневековьем и приписывают поморам, у финнов есть альтернативное мнение: вплоть до 2 - 9 тысяч лет до н.э.
Известно, что в эволюции млекопитающих две функции головы – жевательная и думательная – находятся в извечном конфликте (с) А. Марков
Аватар пользователя
sea-sea
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 16:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 44 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 11

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #2  Stiv » 03 окт 2015, 09:46

Тема о лабиринтах была на прошлом форуме. По тому, что не особенно помню достигнутого в обсуждениях, скорее всего по тематике ЛАИ ничего не нашлось.
Но если вы будете вести эту тему, то не имею ничего против обсуждений и сбора информации здесь, на форуме.
«Feci quod potui, faciant meliora potentes»
«Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше»
Марк Туллий Цицерон «Письма»
Аватар пользователя
Stiv
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 3423
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 19:53
Откуда: Москва
Благодарил (а): 820 раз.
Поблагодарили: 961 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 153

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #3  sea-sea » 05 окт 2015, 17:23

Stiv писал(а):Тема о лабиринтах была на прошлом форуме. По тому, что не особенно помню достигнутого в обсуждениях, скорее всего по тематике ЛАИ ничего не нашлось.
Но если вы будете вести эту тему, то не имею ничего против обсуждений и сбора информации здесь, на форуме.


Я тоже не уверена, что в данной теме удастся найти что-то достоверное по тематике ЛАИ. Потому что затерялось в бездне веков или потому что не существует :D
Создала здесь тему в основном в надежде на то, что ушлые альтернативщики ранее находили интересные ассоциации с лабиринтами в тех источниках, до которых я скорее всего не доберусь.

Пока что лаи-ассоциация только одна: все лабиринты расположены на ровных площадках, видны с воздуха и не видны или видны плохо с земли. Нет рядом с ними возвышений рельефа, с которых можно ими любоваться.

Изображение
типа такого :D

Нет объяснений, почему поморы называли их "вавилонами" (впрочем, так же называли некоторые декоративные орнаменты на бытовых предметах)

Мы имеем подтверждения только того, чем они не были: ни рыболовными ловушками, ни предметами языческого культа. Также мы не знаем, когда они были сделаны.
Зато знаем, что это некий древний символ, возможно как-то связанный с морем, и известный во всем мире с давних времен. Собственно, все.
Известно, что в эволюции млекопитающих две функции головы – жевательная и думательная – находятся в извечном конфликте (с) А. Марков
Аватар пользователя
sea-sea
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 16:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 44 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 11

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #4  vlgrus » 05 окт 2015, 18:14

http://samlib.ru/editors/z/zhurawlew_w_ ... meni.shtml

"....
Например, в древности, для путешествий по различным мирам 'умельцами' применялись специальные лабиринты, сделанные из камней, которые позволяли изменять собственный резонанс с помощью целенаправленного вращения человека по своей оси, когда он проходил по спирали до её центра, не останавливаясь. Спирали были нескольких направлений вращения, так как каждая предназначалась для своего верхнего или нижнего мира. Выложенная камнями на земле спираль в 2,5 оборота позволяла изменить резонанс в пределе до 15 Герц. ...."
:smile:
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 790
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 107 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 31

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #5  vlgrus » 05 окт 2015, 19:21

http://www.wholeworld.ru/stati/labirint ... ginya.html
"....
Тело человека как модель описания мира

Классик русской фольклористики А.Н. Афанасьев глубокий знаток славянских преданий, верований и обычаев, еще в сер. XIX века, исследуя восприятие природы древним человеком, писал что «обоготворенная природа представлялась ему цельною, …но с первыми зачатками сознания тотчас же начался анализ, мерою которого человек поставил самого себя: другой меры он еще не знал и не мог знать» (2).

Уже в XX веке известный современный российский филолог В.Н. Топоров на основе изучении архаических моделей мира в мифах народов мира так же отмечал: «Хотя существуют разные точки зрения по вопросу о том, …первичен ли антропоморфичный код, с помощью которого описывается Вселенная, или космологический код, которым можно описать тело человека, — в настоящее время, кажется, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что роль источника должна быть отдана человеку и его телу. Именно по этой модели мифопоэтическое сознание первоначально строило описание Вселенной» (3).

Исследования учеными процессов становления психики человека при его взрослении так же привели к осознанию того факта, что «мы используем свое тело как образец для понимания мира». И далее: «Тело в этом случае используется как образец для понимания предмета, как подсказка для установления контакта с миром и его структурирования» (4).

......
Примеры подобных изображений (рис.5) приводит и А. Голан в своей книге «Миф и символ». Он пишет: «Известны древние изображения человеческой фигуры с воздетыми руками, имеющими преувеличено большие ладони и растопыренные пальцы. Обычно считалось, что это - изображения молящихся. Действительно, поднятые кверху руки – жест моления, имеющий общечеловеческое распространение, вплоть до пигмеев Африки; этот жест был воспринят христианством и мусульманством.

Изображение
.......

Изображение

Рис. 13. Схема медитативной визуализации построения критского лабиринта
Дело в том, что когда человек поднимает руки в этом молельном жесте, в плоскости его тела выстраивается лабиринт, как показано на рис. 13. И этот лабиринт является с одной стороны как бы границей между мирским пространством и божественным, сакральным пространством, контакта с которым ищет молящийся человек. А с другой стороны этот лабиринт для молящегося является входом в сакральное пространство, усиливающим связь человека с высшими силами.

Опыт медитативной визуализации построения классического лабиринта по схеме, указанной на рис. 13 показывает, что эта медитация приводит к:
- гармонизации психоэмоционального состояния человека:
- увеличению чувствительности человека к восприятию энергетических потоков в его теле;
- формированию чувства защищенности от возможных негативных воздействий.
...."

повторюсь про руки:
http://www.zaikanie.net/2009/07/chelovechek-penfilda.html
Изображение

"....
Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
....
Мне кажется, что не все поняли, о чем речь. Да и я сразу не понял, чего здесь нарисовано. А нарисовано то, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.
......"
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 790
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 107 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 31

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #6  sea-sea » 06 окт 2015, 11:38

Спасибо!
В интернете мне попадалась еще одна аналогия с руками
Изображение


Изображение

Вот здесь например: http://www.wholeworld.ru/stati/labirint ... ginya.html

Хотя по мне так аналогия с рукой хммм... неочевидна и в первом, и во втором случае. С рукой можно многое сделать, в том числе необоснованно
Изображение

(простите мне мой пейнт)
Известно, что в эволюции млекопитающих две функции головы – жевательная и думательная – находятся в извечном конфликте (с) А. Марков
Аватар пользователя
sea-sea
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 16:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 44 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 11

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #7  vlgrus » 06 окт 2015, 11:55

http://www.liveinternet.ru/users/2918592/post258522048/
"...
Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы «украшали» человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.

В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами. Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.

Изображение
...

В Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.
...
История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

Изображение

..."
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 790
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 107 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 31

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #8  Andromeda » 06 окт 2015, 19:26

А может лабиринт - "доска" для древних игр?! Да-да, большая "доска".
В качестве примера можно привести этрусскую вазу.

ИзображениеИзображение

http://museicapitolini.net/object.xql?u ... :mob:00358

Этрусская ваза из Тральятелло с изображением пеших и конных воинов с надписью в лабиринте «truia», VII-VI вв. до н.э.

Изображение

Lusus Troiae: еще раз к вопросу о пережитках инициационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима

История человечества знает немало примеров трансформации изначально сакральных действ в светские и более того - направленные на развлечение толпы. Пожалуй, с наибольшей ясностью подобный процесс заметен в истории Древнего Рима. Достаточно вспомнить знаменитые гладиаторские бои, превратившиеся из жертвоприношения на могилах этрусских правителей в самую излюбленную забаву римского плебса, или флейтистов-tibicines, игра которых во «времена предков» сопровождала практически все священнодействия, а в период Империи - театральные
представления, выступления ораторов и частные пиры. Не были исключением и многочисленные римские ludi («игры»), которые в процессе развития civitas постепенно трансформировались из сугубо сакральных и действ в массовые зрелища и развлечения.
Особенно активно данный процесс пошел в императорскую эпоху, с началом постепенного упадка римской религиозности вообще. Именно к этому времени относятся довольно многочисленные упоминания о так называемых «троянских играх» (Troiae lusus - Suet. Aug. 43.2; Claud. 21.3; Troicus lusus - Sen. Troad. 778; ludicrum Troiae - Tac. Ann. XI. 11), которые, согласно письменным источникам, организовывались во времена диктаторства Суллы (Plut. Cato min. 3) и Цезаря (Suet. Caes. 39.2; Dio Cass. XLIII.23.6) и еще активнее - в правление всех императоров из династии Юлиев-Клавдиев - Августа (Suet. Aug. 43.2; Dio Cass. XLVIII.20.2; XLIX.43.3), Тиберия (Suet. Tiber. 6.4), Калигулы (Suet. Calig. 18.3), Клавдия (Suet. Claud. 21.3; Tac. Ann. XI. 11), Нерона (Suet. Nero 7.1). В самом общем виде, в данный период «троянские игры» представляли собой проводившийся в цирке турнир двух отрядов знатных юношей, судя по всему сочетавший элементы упражнений в верховой езде и имитации конного боя. Очевидно, турнир этот имел прежде всего развлекательный характер - достаточно вспомнить место его проведения (цирк), нередкое соседство с таким зрелищем, как «африканские травли» (Suet. Calig. 18.3; Claud. 21.3), а также встречающееся у Светония именование рассматриваемого действа «потехой» (ludicrum - Suet. Aug. 43.2).
При этом, однако, существуют весьма существенные основания для того, чтобы предположить, что «троянские игры», во-первых, не были нововведением позднереспубликанской и раннеимператорской эпохи и, во-вторых, далеко не всегда играли роль циркового развлечения.
Прежде всего, античные авторы, описывавшие рассматриваемое состязание, в отдельных местах прямо именуют его «древним обычаем» (Suet. Aug. 43.2 - prisci decorique mods; Dio Cass. XLII.23.6 - apxaiov ?7ioir|c;avTO). Также на древность происхождения указывает и закрепившееся в названии выведение этого обычая из Трои, подробно описанное Вергилием в «Энеиде» (III.280-282; V.545-603). Конечно, троянские корни турнира юных всадников - факт весьма сомнительный.
По мнению большинства исследователей, Вергилий в данном случае приводит ложную этимологию, вполне в духе мифологического мышления древних греков и римлян основанную на сходстве слов, тогда как на деле название «игр» происходит от слова truia, производного от глагольной
основы truare, обозначавшей движение танцевального характера. При этом, впрочем, древность анализируемого института отнюдь не умаляется - делаются предположения о древнеиталийском или этрусском происхождении «троянских игр».
Основой для выведения этого действа из Этрурии служит относящаяся к VII-VI вв. до н.э. этрусская ваза из Тральятелло с изображением пеших и конных воинов и надписью «truia». Предположения же о возникновении рассматриваемых состязаний в среде древних италиков восходят к косвенному упоминанию в «Энеиде» (V.596-603), согласно которому первым подобные «ристания» ввел правитель Альба Лонги Асканий, обучившийся этому искусству у троянцев и впоследствии передавший его древним латинянам.
Изображение
Аватар пользователя
Andromeda
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 1128
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 19:57
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 207 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 77

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #9  леовол » 06 окт 2015, 20:00

Тренажер сверхчувственного восприятия.Однажды ознакомившись с проходом,попытаться найти его,допустим,с завязанными глазами.Тем более,при наличии множества входов.И местоположение конечной точки можно менять.
Аватар пользователя
леовол
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 245
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 06:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 3

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #10  sea-sea » 08 окт 2015, 00:54

Идея перехода регулярно встречается.
У индейцев хопи лабиринт - это значок "выход". В контексте их мифологии, говорящей о нескольких мирах
Источник - например http://reydekish.com/2015/04/07/los-indios-hopi/

Касательно именно беломорских лабиринтов - нам после всех материалов кажется, что на Белом море их возводили именно "по приколу". Маленькие камни, нефундаментально, большое разнообразие форм.
Изображение


Для танцев (т.н."девичьи пляски") или для игры, как выше написали. Типа гольфа

В конце концов, люди любят орнаменты, даже не понимая смысла:
Изображение

Сан-Франциско, 2006. Просто чтобы привлечь туристов:
Изображение

По крайней мере, поморы не похожи на людей, балующихся эзотерикой или пространственными тренажерам:
Изображение


Эти современные, но за 500 лет изменилось немного..
Но это все разумно, только если датировки каменных лабиринтов достоверны. А они не достоверны.
Известно, что в эволюции млекопитающих две функции головы – жевательная и думательная – находятся в извечном конфликте (с) А. Марков
Аватар пользователя
sea-sea
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 16:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 44 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 11

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #11  Нелли » 08 окт 2015, 12:36

Понравилась статья:
Манюхин И.С. (г.Петрозаводск)
Каменные лабиринты Карелии


sea-sea, она у Вас есть в списке литературы на ЖЖ.
Я скопирую Ваш перечень сюда и будем добавлять, если найдем еще что-то :smile:
Литература:
1. А.А. Куратов. О каменных лабиринтах Северной Европы. «Советская археология», №1. 1970 г.
2. М.Г. Косменко. Принадлежность и функции каменных сооружений в Карельском поморье. «Поволжская археология», №1 (3) 2013 г.
3. И.С. Манюхин. Каменные лабиринты Карелии. Кижский вестник №7, 2002
4. N. Corton, F. Carrera, A. de la Pena, A. Neira, F.B. de Quiros. Advance to the study of the petrogliphs of Pena Fadiel (Filiel, Lucillo de Somoza, Leon). Fervedes, 7 (2011).
5. Т.А. Бернштам. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. 1978 г.
6. А.А. Куратов. Гипотезы о происхождении каменных лабиринтов Русского Севера


Вот, допустим:
В.А. Буров
О семантике каменных лабиринтов севера
Аватар пользователя
Нелли
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2747 раз.
Поблагодарили: 2500 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 193

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #12  Художник » 08 окт 2015, 14:18

sea-sea писал(а):3. Небредовые соображения о функциях каменных лабиринтов (рабочая версия археологов - рыболовные ловушки)

Похоже на RFID - пассивные метки? ( https://ru.wikipedia.org/wiki/RFID )
Неизвестен только вид энергии, для которой создана антенна-лабиринт с "чипом" в центре.
Или это муляжи-заместители реально металлических конструкций. Люди использовали/утилизировали металл, а чтобы боги не обиделись или не заметили пропажу заменили камнями...
Аватар пользователя
Художник
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 107
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 17:31
Откуда: Пермь
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #13  АлексТ » 10 окт 2015, 09:42

Andromeda писал(а):А может лабиринт - "доска" для древних игр?! Да-да, большая "доска".


Вот-вот. Когда-то я начинал большую тему о лабиринтах на разных форумах, и самая подробная и обширная подборка сведений о классическом семикольцевом лабиринте была на старой площадке ЛАИ. Теперь похоже что нашлась разгадка, и Андромеда интуитивно права, до определённой степени..

Оказывается это Аштапада, игра такая древнеиндийская, которая была непосредственной предшественницей Чатуранги. Аштапада была интересной и динамичной игрой, достаточно сложной. http://thaichess.narod.ru/index/alternativnoe/0-7

Изображение
Лаборатория Азиатских Исследований
Аватар пользователя
АлексТ
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 20:10
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 28

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #14  Нелли » 10 окт 2015, 22:09

АлексТ писал(а):Когда-то я начинал большую тему о лабиринтах на разных форумах, и самая подробная и обширная подборка сведений о классическом семикольцевом лабиринте была на старой площадке ЛАИ.

Вот начало этой темы:
АлексТ писал(а):В этой теме- внимание хотелось бы уделить преимущественно форме и смыслу- (так называемого) "классического" лабиринта..

..Хотя "лабиринтом" в привычном понимании -он как раз и не является, в нём практически невозможно заблудиться.

Такие лабиринты встречаются по всему миру, с некоторыми различными "модификациями"- причём в самых неожиданных местах. Видимо, это была достаточно важная часть культуры древнего мира. Но что эта форма обозначает, точно не известно.

Классической формой- склоняюсь называть вот такую семикольцевую форму лабиринта:
Изображение

Например, аналогичным образом часто изображали упоминаемый в Ветхом Завете город Иерихон, разрушенный на седьмой день после обхода города по кругу- "трубным звуком", под предводительством архистратига-архангела Михаила. Форма изображений "стен города Иерихона" - достаточно близка к форме классического лабиринта, представляя собой различные его модификации.

Фотоподборка :
Изображение

Изображение

Так называемая Библия Фархи 1366-1382 гг Испания Иерихон в лабиринте
Изображение

Изображение

Изображение

Иерихон в лабиринте - Миниатюра из еврейского пергаментного свитка
Изображение

Иерихон в лабиринте - Миниатюра из еврейского пергаментного свитка
Изображение


В дополнение к "иудейской теме" :

обычно называют Лабиринтом Соломона :

Изображение

Такие изображения Иерихона - существуют достаточно давно, но неясно, что они обозначают. Предлагаю присоединиться и поразмыслить над этим.
Аватар пользователя
Нелли
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 4657
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2747 раз.
Поблагодарили: 2500 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 193

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #15  АлексТ » 10 окт 2015, 23:10

Ещё такой вариант. Из Индии

Изображение
Лаборатория Азиатских Исследований
Аватар пользователя
АлексТ
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 20:10
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 28

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #16  Stiv » 11 окт 2015, 09:35

Чем не лабиринт? :smile:
Изображение
«Feci quod potui, faciant meliora potentes»
«Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше»
Марк Туллий Цицерон «Письма»
Аватар пользователя
Stiv
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 3423
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 19:53
Откуда: Москва
Благодарил (а): 820 раз.
Поблагодарили: 961 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 153

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #17  АлексТ » 11 окт 2015, 10:24

Stiv писал(а):Чем не лабиринт?


Ничем не лабиринт. ))) Это мейз. Мейзы - это любые запутанные ходы и переходы.

(c) ..Первое, что я узнал о лабиринтах – это то, что я о лабиринтах ничего не знал. Знал, конечно, но не то, что есть на самом деле. Я был тем большинством людей, которые «знают» что в лабиринте обязательно заблудишься. Оказалось, что в лабиринте заблудиться вообще не возможно. Там где можно заблудиться – это мейз. Вы тоже такого слова не слыхали? Лабиринт – это одна единственная дорога, одна тропа, тропа, которая тебя куда-то ведет. Свернуть нельзя, либо - вперед, либо – назад.
При слове «лабиринт» у большинства людей в воображении возникает сложная и запутанная конструкция со множеством ходов и тупиков, из которой трудно найти выход. При этом не многие знают, что специалисты по лабиринтам выделяют два понятия: «мейз» и «лабиринт». Мейз — это построение, в котором имеется несколько вариантов ходов на выбор. Лабиринт — это структура, в которой есть только один ход.
Лаборатория Азиатских Исследований
Аватар пользователя
АлексТ
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 20:10
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 28

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #18  Stiv » 11 окт 2015, 20:05

АлексТ писал(а):Ничем не лабиринт. ))) Это мейз.

Как-то вы уж больно уверенно... А вот наука считает, что этимология слова до сегодняшнего дня остается неясной.
Я не нашел упоминания о лабиринте ранее Филохора, на него ссылаются Плутарх и Евсевий. Но тогда лабиринт это ... обычная тюрьма. И никаких особых отличий он не имел.
А вот упоминаемые вами термин "мейз" имеет английские корни и никак не мог что-либо символизировать в эпоху античной Греции.
Вероятно, прежде чем мы объединим наши усилия в "блужданиях по лабиринтам", надо принять решение о предмете обсуждения. Либо такового не принимать и тащить в тему все подряд.
Добавлю в авторы Германна Керна и его труд "Лабиринты мира"
«Feci quod potui, faciant meliora potentes»
«Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше»
Марк Туллий Цицерон «Письма»
Аватар пользователя
Stiv
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 3423
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 19:53
Откуда: Москва
Благодарил (а): 820 раз.
Поблагодарили: 961 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 153

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #19  АлексТ » 12 окт 2015, 01:58

Stiv писал(а):
АлексТ писал(а):Ничем не лабиринт. ))) Это мейз.

наука считает, что этимология слова до сегодняшнего дня остается неясной.
Я не нашел упоминания о лабиринте ранее Филохора, на него ссылаются Плутарх и Евсевий.


Древнегреческое слово, возможно, происходит от того же корня, что и λαύρα — «улица, переулок, ущелье». Лавра. Лавринт. Лавиринт-лабиринт. Улица-переулок. Слово "лавировать". ..Впрочем, ясно что это тоже лишь эпитет а не изначальное и оригинальное название для структуры семикольцевого классического лабиринта. Нужно будет глубже копать
Лаборатория Азиатских Исследований
Аватар пользователя
АлексТ
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 20:10
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 151 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 28

Re: Символ классического лабиринта

Сообщение #20  sea-sea » 13 окт 2015, 13:41

Stiv писал(а):Вероятно, прежде чем мы объединим наши усилия в "блужданиях по лабиринтам", надо принять решение о предмете обсуждения. Либо такового не принимать и тащить в тему все подряд.
Добавлю в авторы Германна Керна и его труд "Лабиринты мира"

Честно сказать, я создавала тему в надежде на "все подряд"
Мы готовим статью по итогам нашей беломорской экспедиции, с разделом про лабиринты, ввиду чего нужны ассоциации и исторические ссылки, для получения общего обзора.
Например, про индийскую игру нам ранее не попадалось.
Сходство с радиометками требует осмысления.

Правда, с беломорскими и скандинавскими лабиринтами довольно туго...
Любые объяснения с отсылками к змеям, "Калевале" и переходу в иной мир имеют косяк: языческие символы не могли воспроизводиться христианами-поморами, в чью эзотеричность я после личного общения не верю :D
Если относить лабиринты к порталам-переходам, не удается объяснить их появление относительно недавно, при поморах. Спорить с датировками сложно.

А вот если это для игр или танцев - вполне и поморы могли.. В Фенноскандии лабиринты иногда еще называли "Троя", троянские игры... Что не исключает существование более древних объектов, которые создавались с иными целями.

Мне очень понравилось у Куратова (статья 1970 г.):
Любопытный эпизод из своих поездок по Северу рассказала К.П.Гемп. Однажды она побывала в рыбацкой тоне, расположенной на Терском берегу. Белого моря. Подойдя к избушке, К.П. Гемп обратила внимание на любопытную картину. Старик-помор, почтенный седобородый человек, был занят странным делом, выкладывая на земле круги из камней.

- Что это Вы делаете? – спросила Ксения Петровна.

- Вавилон строю, - ответил старик.

- А зачем он?

- Для забавы, видишь ли…Тут ранее стоял большой вавилон из дикого камня. Его люди сбросили в море, вот я новый и строю.(с)
Для забавы? Помор все сказал!
Известно, что в эволюции млекопитающих две функции головы – жевательная и думательная – находятся в извечном конфликте (с) А. Марков
Аватар пользователя
sea-sea
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 16:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 44 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 11

Вперед

Быстрый ответ


BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Древняя письменность и изобразительное искусство

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1