Страница 1 из 3

Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 03 окт 2015, 01:10
sea-sea
В этом году в рамках морской экспедиции побывали среди прочего на нескольких беломорских лабиринтах, что дало начало глобальному мозговому штурму.
Суть в чем.
Люди, жившие на побережье Белого моря, выкладывали на берегу лабиринты - сложные фигуры из небольших камней, в виде кругов и спиралей диаметром 10-20 м. Лабиринты встречаются вдоль западного побережья Белого моря от Соловецких островов до Кольского полуострова, всего более 40 объектов. Привязок к сторонам света нет. Аналогичные лабиринты известны в Финляндии, Швеции, Норвегии, а также в Великобритании и Дании (1).
Каменные лабиринты выкладывали непосредственно на морском берегу или вблизи его (на реке Поной). Ни в глубине континента, ни на берегах других рек и озер ничего подобного не обнаружено.
Это факты.

А теперь занятное, почему решила создать тему. Скандинавские лабиринты (те, чьи схемы я нашла) все выложены по схеме классического, или критского лабиринта. Беломорские - "кто во что горазд", но есть два классических лабиринта (с увеличенным количеством витков) и несколько производных от него.
На картинке слева - схема лабиринта на острове Красная Луда (Кандалакшский залив), справа - схема классического лабиринта.
Изображение


Обычно его рисуют так:
Изображение


Символ классического лабиринта оказался древней штукой, он высечен например на петроглифах в Галисии (Испания) примерно в 2500 г до н.э.:
Изображение


Также известны петроглифы с классическим лабиринтом в Аризоне (США), в Индии, в Мексике; найдены кносские монеты (Крит), глиняная табличка (Месопотамия), по интернет-данным существует подобный геоглиф в Наска:
Изображение


Больше и подробнее здесь: http://olesya-narval.livejournal.com/8309.html (мой жж)

Чего ищу на форуме? Возможно, кто-то ранее занимался этим вопросом и имеет информацию, до которой мы не добрались?
1. Достоверные датировки различных изображений классического лабиринта (особенно интересны Индия, аризонские хопи, геоглиф наска)
2. Примеры расшифровок этого символа в разных культурах
3. Небредовые соображения о функциях каменных лабиринтов (рабочая версия археологов - рыболовные ловушки)
Вот здесь немного http://olesya-narval.livejournal.com/8645.html
4. Еще примеры изображений классического лабиринта (я знаю только те, что описаны в жж)
5. Достоверные ссылки на работы по датировке каменных беломорских и скандинавских лабиринтов (наши археологи датируют средневековьем и приписывают поморам, у финнов есть альтернативное мнение: вплоть до 2 - 9 тысяч лет до н.э.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 03 окт 2015, 09:46
Stiv
Тема о лабиринтах была на прошлом форуме. По тому, что не особенно помню достигнутого в обсуждениях, скорее всего по тематике ЛАИ ничего не нашлось.
Но если вы будете вести эту тему, то не имею ничего против обсуждений и сбора информации здесь, на форуме.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 05 окт 2015, 17:23
sea-sea
Stiv писал(а):Тема о лабиринтах была на прошлом форуме. По тому, что не особенно помню достигнутого в обсуждениях, скорее всего по тематике ЛАИ ничего не нашлось.
Но если вы будете вести эту тему, то не имею ничего против обсуждений и сбора информации здесь, на форуме.


Я тоже не уверена, что в данной теме удастся найти что-то достоверное по тематике ЛАИ. Потому что затерялось в бездне веков или потому что не существует :D
Создала здесь тему в основном в надежде на то, что ушлые альтернативщики ранее находили интересные ассоциации с лабиринтами в тех источниках, до которых я скорее всего не доберусь.

Пока что лаи-ассоциация только одна: все лабиринты расположены на ровных площадках, видны с воздуха и не видны или видны плохо с земли. Нет рядом с ними возвышений рельефа, с которых можно ими любоваться.

Изображение
типа такого :D

Нет объяснений, почему поморы называли их "вавилонами" (впрочем, так же называли некоторые декоративные орнаменты на бытовых предметах)

Мы имеем подтверждения только того, чем они не были: ни рыболовными ловушками, ни предметами языческого культа. Также мы не знаем, когда они были сделаны.
Зато знаем, что это некий древний символ, возможно как-то связанный с морем, и известный во всем мире с давних времен. Собственно, все.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 05 окт 2015, 18:14
vlgrus
http://samlib.ru/editors/z/zhurawlew_w_ ... meni.shtml

"....
Например, в древности, для путешествий по различным мирам 'умельцами' применялись специальные лабиринты, сделанные из камней, которые позволяли изменять собственный резонанс с помощью целенаправленного вращения человека по своей оси, когда он проходил по спирали до её центра, не останавливаясь. Спирали были нескольких направлений вращения, так как каждая предназначалась для своего верхнего или нижнего мира. Выложенная камнями на земле спираль в 2,5 оборота позволяла изменить резонанс в пределе до 15 Герц. ...."
:smile:

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 05 окт 2015, 19:21
vlgrus
http://www.wholeworld.ru/stati/labirint ... ginya.html
"....
Тело человека как модель описания мира

Классик русской фольклористики А.Н. Афанасьев глубокий знаток славянских преданий, верований и обычаев, еще в сер. XIX века, исследуя восприятие природы древним человеком, писал что «обоготворенная природа представлялась ему цельною, …но с первыми зачатками сознания тотчас же начался анализ, мерою которого человек поставил самого себя: другой меры он еще не знал и не мог знать» (2).

Уже в XX веке известный современный российский филолог В.Н. Топоров на основе изучении архаических моделей мира в мифах народов мира так же отмечал: «Хотя существуют разные точки зрения по вопросу о том, …первичен ли антропоморфичный код, с помощью которого описывается Вселенная, или космологический код, которым можно описать тело человека, — в настоящее время, кажется, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что роль источника должна быть отдана человеку и его телу. Именно по этой модели мифопоэтическое сознание первоначально строило описание Вселенной» (3).

Исследования учеными процессов становления психики человека при его взрослении так же привели к осознанию того факта, что «мы используем свое тело как образец для понимания мира». И далее: «Тело в этом случае используется как образец для понимания предмета, как подсказка для установления контакта с миром и его структурирования» (4).

......
Примеры подобных изображений (рис.5) приводит и А. Голан в своей книге «Миф и символ». Он пишет: «Известны древние изображения человеческой фигуры с воздетыми руками, имеющими преувеличено большие ладони и растопыренные пальцы. Обычно считалось, что это - изображения молящихся. Действительно, поднятые кверху руки – жест моления, имеющий общечеловеческое распространение, вплоть до пигмеев Африки; этот жест был воспринят христианством и мусульманством.

Изображение
.......

Изображение

Рис. 13. Схема медитативной визуализации построения критского лабиринта
Дело в том, что когда человек поднимает руки в этом молельном жесте, в плоскости его тела выстраивается лабиринт, как показано на рис. 13. И этот лабиринт является с одной стороны как бы границей между мирским пространством и божественным, сакральным пространством, контакта с которым ищет молящийся человек. А с другой стороны этот лабиринт для молящегося является входом в сакральное пространство, усиливающим связь человека с высшими силами.

Опыт медитативной визуализации построения классического лабиринта по схеме, указанной на рис. 13 показывает, что эта медитация приводит к:
- гармонизации психоэмоционального состояния человека:
- увеличению чувствительности человека к восприятию энергетических потоков в его теле;
- формированию чувства защищенности от возможных негативных воздействий.
...."

повторюсь про руки:
http://www.zaikanie.net/2009/07/chelovechek-penfilda.html
Изображение

"....
Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
....
Мне кажется, что не все поняли, о чем речь. Да и я сразу не понял, чего здесь нарисовано. А нарисовано то, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.
......"

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 06 окт 2015, 11:38
sea-sea
Спасибо!
В интернете мне попадалась еще одна аналогия с руками
Изображение


Изображение

Вот здесь например: http://www.wholeworld.ru/stati/labirint ... ginya.html

Хотя по мне так аналогия с рукой хммм... неочевидна и в первом, и во втором случае. С рукой можно многое сделать, в том числе необоснованно
Изображение

(простите мне мой пейнт)

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 06 окт 2015, 11:55
vlgrus
http://www.liveinternet.ru/users/2918592/post258522048/
"...
Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы «украшали» человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.

В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами. Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.

Изображение
...

В Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.
...
История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

Изображение

..."

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 06 окт 2015, 19:26
Andromeda
А может лабиринт - "доска" для древних игр?! Да-да, большая "доска".
В качестве примера можно привести этрусскую вазу.

ИзображениеИзображение

http://museicapitolini.net/object.xql?u ... :mob:00358

Этрусская ваза из Тральятелло с изображением пеших и конных воинов с надписью в лабиринте «truia», VII-VI вв. до н.э.

Изображение

Lusus Troiae: еще раз к вопросу о пережитках инициационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима

История человечества знает немало примеров трансформации изначально сакральных действ в светские и более того - направленные на развлечение толпы. Пожалуй, с наибольшей ясностью подобный процесс заметен в истории Древнего Рима. Достаточно вспомнить знаменитые гладиаторские бои, превратившиеся из жертвоприношения на могилах этрусских правителей в самую излюбленную забаву римского плебса, или флейтистов-tibicines, игра которых во «времена предков» сопровождала практически все священнодействия, а в период Империи - театральные
представления, выступления ораторов и частные пиры. Не были исключением и многочисленные римские ludi («игры»), которые в процессе развития civitas постепенно трансформировались из сугубо сакральных и действ в массовые зрелища и развлечения.
Особенно активно данный процесс пошел в императорскую эпоху, с началом постепенного упадка римской религиозности вообще. Именно к этому времени относятся довольно многочисленные упоминания о так называемых «троянских играх» (Troiae lusus - Suet. Aug. 43.2; Claud. 21.3; Troicus lusus - Sen. Troad. 778; ludicrum Troiae - Tac. Ann. XI. 11), которые, согласно письменным источникам, организовывались во времена диктаторства Суллы (Plut. Cato min. 3) и Цезаря (Suet. Caes. 39.2; Dio Cass. XLIII.23.6) и еще активнее - в правление всех императоров из династии Юлиев-Клавдиев - Августа (Suet. Aug. 43.2; Dio Cass. XLVIII.20.2; XLIX.43.3), Тиберия (Suet. Tiber. 6.4), Калигулы (Suet. Calig. 18.3), Клавдия (Suet. Claud. 21.3; Tac. Ann. XI. 11), Нерона (Suet. Nero 7.1). В самом общем виде, в данный период «троянские игры» представляли собой проводившийся в цирке турнир двух отрядов знатных юношей, судя по всему сочетавший элементы упражнений в верховой езде и имитации конного боя. Очевидно, турнир этот имел прежде всего развлекательный характер - достаточно вспомнить место его проведения (цирк), нередкое соседство с таким зрелищем, как «африканские травли» (Suet. Calig. 18.3; Claud. 21.3), а также встречающееся у Светония именование рассматриваемого действа «потехой» (ludicrum - Suet. Aug. 43.2).
При этом, однако, существуют весьма существенные основания для того, чтобы предположить, что «троянские игры», во-первых, не были нововведением позднереспубликанской и раннеимператорской эпохи и, во-вторых, далеко не всегда играли роль циркового развлечения.
Прежде всего, античные авторы, описывавшие рассматриваемое состязание, в отдельных местах прямо именуют его «древним обычаем» (Suet. Aug. 43.2 - prisci decorique mods; Dio Cass. XLII.23.6 - apxaiov ?7ioir|c;avTO). Также на древность происхождения указывает и закрепившееся в названии выведение этого обычая из Трои, подробно описанное Вергилием в «Энеиде» (III.280-282; V.545-603). Конечно, троянские корни турнира юных всадников - факт весьма сомнительный.
По мнению большинства исследователей, Вергилий в данном случае приводит ложную этимологию, вполне в духе мифологического мышления древних греков и римлян основанную на сходстве слов, тогда как на деле название «игр» происходит от слова truia, производного от глагольной
основы truare, обозначавшей движение танцевального характера. При этом, впрочем, древность анализируемого института отнюдь не умаляется - делаются предположения о древнеиталийском или этрусском происхождении «троянских игр».
Основой для выведения этого действа из Этрурии служит относящаяся к VII-VI вв. до н.э. этрусская ваза из Тральятелло с изображением пеших и конных воинов и надписью «truia». Предположения же о возникновении рассматриваемых состязаний в среде древних италиков восходят к косвенному упоминанию в «Энеиде» (V.596-603), согласно которому первым подобные «ристания» ввел правитель Альба Лонги Асканий, обучившийся этому искусству у троянцев и впоследствии передавший его древним латинянам.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 06 окт 2015, 20:00
леовол
Тренажер сверхчувственного восприятия.Однажды ознакомившись с проходом,попытаться найти его,допустим,с завязанными глазами.Тем более,при наличии множества входов.И местоположение конечной точки можно менять.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 08 окт 2015, 00:54
sea-sea
Идея перехода регулярно встречается.
У индейцев хопи лабиринт - это значок "выход". В контексте их мифологии, говорящей о нескольких мирах
Источник - например http://reydekish.com/2015/04/07/los-indios-hopi/

Касательно именно беломорских лабиринтов - нам после всех материалов кажется, что на Белом море их возводили именно "по приколу". Маленькие камни, нефундаментально, большое разнообразие форм.
Изображение


Для танцев (т.н."девичьи пляски") или для игры, как выше написали. Типа гольфа

В конце концов, люди любят орнаменты, даже не понимая смысла:
Изображение

Сан-Франциско, 2006. Просто чтобы привлечь туристов:
Изображение

По крайней мере, поморы не похожи на людей, балующихся эзотерикой или пространственными тренажерам:
Изображение


Эти современные, но за 500 лет изменилось немного..
Но это все разумно, только если датировки каменных лабиринтов достоверны. А они не достоверны.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 08 окт 2015, 12:36
Нелли
Понравилась статья:
Манюхин И.С. (г.Петрозаводск)
Каменные лабиринты Карелии


sea-sea, она у Вас есть в списке литературы на ЖЖ.
Я скопирую Ваш перечень сюда и будем добавлять, если найдем еще что-то :smile:
Литература:
1. А.А. Куратов. О каменных лабиринтах Северной Европы. «Советская археология», №1. 1970 г.
2. М.Г. Косменко. Принадлежность и функции каменных сооружений в Карельском поморье. «Поволжская археология», №1 (3) 2013 г.
3. И.С. Манюхин. Каменные лабиринты Карелии. Кижский вестник №7, 2002
4. N. Corton, F. Carrera, A. de la Pena, A. Neira, F.B. de Quiros. Advance to the study of the petrogliphs of Pena Fadiel (Filiel, Lucillo de Somoza, Leon). Fervedes, 7 (2011).
5. Т.А. Бернштам. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. 1978 г.
6. А.А. Куратов. Гипотезы о происхождении каменных лабиринтов Русского Севера


Вот, допустим:
В.А. Буров
О семантике каменных лабиринтов севера

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 08 окт 2015, 14:18
Художник
sea-sea писал(а):3. Небредовые соображения о функциях каменных лабиринтов (рабочая версия археологов - рыболовные ловушки)

Похоже на RFID - пассивные метки? ( https://ru.wikipedia.org/wiki/RFID )
Неизвестен только вид энергии, для которой создана антенна-лабиринт с "чипом" в центре.
Или это муляжи-заместители реально металлических конструкций. Люди использовали/утилизировали металл, а чтобы боги не обиделись или не заметили пропажу заменили камнями...

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 10 окт 2015, 09:42
АлексТ
Andromeda писал(а):А может лабиринт - "доска" для древних игр?! Да-да, большая "доска".


Вот-вот. Когда-то я начинал большую тему о лабиринтах на разных форумах, и самая подробная и обширная подборка сведений о классическом семикольцевом лабиринте была на старой площадке ЛАИ. Теперь похоже что нашлась разгадка, и Андромеда интуитивно права, до определённой степени..

Оказывается это Аштапада, игра такая древнеиндийская, которая была непосредственной предшественницей Чатуранги. Аштапада была интересной и динамичной игрой, достаточно сложной. http://thaichess.narod.ru/index/alternativnoe/0-7

Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 10 окт 2015, 22:09
Нелли
АлексТ писал(а):Когда-то я начинал большую тему о лабиринтах на разных форумах, и самая подробная и обширная подборка сведений о классическом семикольцевом лабиринте была на старой площадке ЛАИ.

Вот начало этой темы:
АлексТ писал(а):В этой теме- внимание хотелось бы уделить преимущественно форме и смыслу- (так называемого) "классического" лабиринта..

..Хотя "лабиринтом" в привычном понимании -он как раз и не является, в нём практически невозможно заблудиться.

Такие лабиринты встречаются по всему миру, с некоторыми различными "модификациями"- причём в самых неожиданных местах. Видимо, это была достаточно важная часть культуры древнего мира. Но что эта форма обозначает, точно не известно.

Классической формой- склоняюсь называть вот такую семикольцевую форму лабиринта:
Изображение

Например, аналогичным образом часто изображали упоминаемый в Ветхом Завете город Иерихон, разрушенный на седьмой день после обхода города по кругу- "трубным звуком", под предводительством архистратига-архангела Михаила. Форма изображений "стен города Иерихона" - достаточно близка к форме классического лабиринта, представляя собой различные его модификации.

Фотоподборка :
Изображение

Изображение

Так называемая Библия Фархи 1366-1382 гг Испания Иерихон в лабиринте
Изображение

Изображение

Изображение

Иерихон в лабиринте - Миниатюра из еврейского пергаментного свитка
Изображение

Иерихон в лабиринте - Миниатюра из еврейского пергаментного свитка
Изображение


В дополнение к "иудейской теме" :

обычно называют Лабиринтом Соломона :

Изображение

Такие изображения Иерихона - существуют достаточно давно, но неясно, что они обозначают. Предлагаю присоединиться и поразмыслить над этим.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 10 окт 2015, 23:10
АлексТ
Ещё такой вариант. Из Индии

Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 09:35
Stiv
Чем не лабиринт? :smile:
Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 10:24
АлексТ
Stiv писал(а):Чем не лабиринт?


Ничем не лабиринт. ))) Это мейз. Мейзы - это любые запутанные ходы и переходы.

(c) ..Первое, что я узнал о лабиринтах – это то, что я о лабиринтах ничего не знал. Знал, конечно, но не то, что есть на самом деле. Я был тем большинством людей, которые «знают» что в лабиринте обязательно заблудишься. Оказалось, что в лабиринте заблудиться вообще не возможно. Там где можно заблудиться – это мейз. Вы тоже такого слова не слыхали? Лабиринт – это одна единственная дорога, одна тропа, тропа, которая тебя куда-то ведет. Свернуть нельзя, либо - вперед, либо – назад.
При слове «лабиринт» у большинства людей в воображении возникает сложная и запутанная конструкция со множеством ходов и тупиков, из которой трудно найти выход. При этом не многие знают, что специалисты по лабиринтам выделяют два понятия: «мейз» и «лабиринт». Мейз — это построение, в котором имеется несколько вариантов ходов на выбор. Лабиринт — это структура, в которой есть только один ход.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 20:05
Stiv
АлексТ писал(а):Ничем не лабиринт. ))) Это мейз.

Как-то вы уж больно уверенно... А вот наука считает, что этимология слова до сегодняшнего дня остается неясной.
Я не нашел упоминания о лабиринте ранее Филохора, на него ссылаются Плутарх и Евсевий. Но тогда лабиринт это ... обычная тюрьма. И никаких особых отличий он не имел.
А вот упоминаемые вами термин "мейз" имеет английские корни и никак не мог что-либо символизировать в эпоху античной Греции.
Вероятно, прежде чем мы объединим наши усилия в "блужданиях по лабиринтам", надо принять решение о предмете обсуждения. Либо такового не принимать и тащить в тему все подряд.
Добавлю в авторы Германна Керна и его труд "Лабиринты мира"

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 12 окт 2015, 01:58
АлексТ
Stiv писал(а):
АлексТ писал(а):Ничем не лабиринт. ))) Это мейз.

наука считает, что этимология слова до сегодняшнего дня остается неясной.
Я не нашел упоминания о лабиринте ранее Филохора, на него ссылаются Плутарх и Евсевий.


Древнегреческое слово, возможно, происходит от того же корня, что и λαύρα — «улица, переулок, ущелье». Лавра. Лавринт. Лавиринт-лабиринт. Улица-переулок. Слово "лавировать". ..Впрочем, ясно что это тоже лишь эпитет а не изначальное и оригинальное название для структуры семикольцевого классического лабиринта. Нужно будет глубже копать

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 13:41
sea-sea
Stiv писал(а):Вероятно, прежде чем мы объединим наши усилия в "блужданиях по лабиринтам", надо принять решение о предмете обсуждения. Либо такового не принимать и тащить в тему все подряд.
Добавлю в авторы Германна Керна и его труд "Лабиринты мира"

Честно сказать, я создавала тему в надежде на "все подряд"
Мы готовим статью по итогам нашей беломорской экспедиции, с разделом про лабиринты, ввиду чего нужны ассоциации и исторические ссылки, для получения общего обзора.
Например, про индийскую игру нам ранее не попадалось.
Сходство с радиометками требует осмысления.

Правда, с беломорскими и скандинавскими лабиринтами довольно туго...
Любые объяснения с отсылками к змеям, "Калевале" и переходу в иной мир имеют косяк: языческие символы не могли воспроизводиться христианами-поморами, в чью эзотеричность я после личного общения не верю :D
Если относить лабиринты к порталам-переходам, не удается объяснить их появление относительно недавно, при поморах. Спорить с датировками сложно.

А вот если это для игр или танцев - вполне и поморы могли.. В Фенноскандии лабиринты иногда еще называли "Троя", троянские игры... Что не исключает существование более древних объектов, которые создавались с иными целями.

Мне очень понравилось у Куратова (статья 1970 г.):
Любопытный эпизод из своих поездок по Северу рассказала К.П.Гемп. Однажды она побывала в рыбацкой тоне, расположенной на Терском берегу. Белого моря. Подойдя к избушке, К.П. Гемп обратила внимание на любопытную картину. Старик-помор, почтенный седобородый человек, был занят странным делом, выкладывая на земле круги из камней.

- Что это Вы делаете? – спросила Ксения Петровна.

- Вавилон строю, - ответил старик.

- А зачем он?

- Для забавы, видишь ли…Тут ранее стоял большой вавилон из дикого камня. Его люди сбросили в море, вот я новый и строю.(с)
Для забавы? Помор все сказал!

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 14:10
malder
sea-sea писал(а):по итогам нашей беломорской экспедиции

Не секрет, что большинство (если не все) древних сооружений строились на геологически активных зонах - это так называемые места силы, лей-линии и т.д. Но активность подобных мест очень нерегулярна и зависит от многих факторов, например от времени года, суток, фазы луны, солнечной активности... Всвязи с чем у меня к вам ряд вопросов. sea-sea, скажите, во время экспедиции вы ничего необычного в самочувствии не замечали ? В какое время проходила ваша экспедиция ? И проводились-ли какие-либо приборные исследования этих лабиринтов ?
Спасибо.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 14:43
Taya13
sea-sea писал(а): языческие символы не могли воспроизводиться христианами-поморами, в чью эзотеричность я после личного общения не верю


По-моему, Вы переоцениваете степень искренности Поморов. Если Вы впервые встретились с этими людьми,
то, вероятно, истинного понимания сути языческих традиций они не расскажут. Все будет "для забавы" для Вас и очень
глубинно для них самих. Они помнят, как христиане их предков сжигали за ВЕРУ.



Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 17:27
sea-sea
malder писал(а):Не секрет, что большинство (если не все) древних сооружений строились на геологически активных зонах - это так называемые места силы, лей-линии и т.д. Но активность подобных мест очень нерегулярна и зависит от многих факторов, например от времени года, суток, фазы луны, солнечной активности... Всвязи с чем у меня к вам ряд вопросов. sea-sea, скажите, во время экспедиции вы ничего необычного в самочувствии не замечали ? В какое время проходила ваша экспедиция ? И проводились-ли какие-либо приборные исследования этих лабиринтов ?
Спасибо.

В том-то и дело, что многие беломорские каменные объекты по текущим данным НЕ МОГУТ быть древними. Иначе придется предположить, что они были сооружены под водой и вышли из пены морской, как Афродита. Это связано с тем, что суша в Фенноскандии до сих пор поднимается после крайнего ледника, и море отступает. А многие объекты, в том числе лабиринты, расположены у самой воды: эти участки стали сушей в нашем тысячелетии. И конструкции слишком хлипкие, чтобы пережить подъем суши. Я уверена, они были сооружены уже на суше.

Экспедиций было много, крайняя - 2015 год, июнь-август. Приборных исследований не было, необычного не замечали, но шаманы мы хреновые, наступим на портал и не заметим.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 17:46
sea-sea
Taya13 писал(а):По-моему, Вы переоцениваете степень искренности Поморов. Если Вы впервые встретились с этими людьми,
то, вероятно, истинного понимания сути языческих традиций они не расскажут. Все будет "для забавы" для Вас и очень
глубинно для них самих. Они помнят, как христиане их предков сжигали за ВЕРУ.


Не не, мы провели среди славных потомков поморов в совокупности чуть ли не 20 летних сезонов, а уж сколько выпито было :D
Но предков поморов никто не сжигал. Поморы - не этнос, это пардон нижегородские вахтовики, ехавшие на промысел семги на север и впоследствии там осевшие. Они были вполне православными, и понаехали относительно недавно - начиная с 15 века.

Язычниками были фино-угры (саамы, лопари, карелы). Они населяли Карелию и Кольский и в каменном веке, но их поселений на беломорском побережье не обнаружено, за исключением устья реки Выг. Причем на Выге нет ни лабиринтов, ни других каменных объектов. Есть петроглифы известные.

Зато лабиринты хорошо совпадают с известными поморскими промысловыми базами. Их особенно много на Соловках. Если бы это были языческие объекты, монахи бы их разнесли. Насчет сжигать людей не знаю, но кресты поверх петроглифов они выбивали и языческую культуру не любили.

Из этих соображений лабиринты и другие каменные объекты приписывают поморам. Но такие же лабиринты выкладывали и финны, и шведы, и норги, это не могло быть изобретение поморов. Лично мне пока кажется, что сама традиция осталась с более раннего времени, смысл мог затеряться или видоизмениться, и поморы стали их воспроизводить, может быть уже придав им вторичные функции.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 17:53
sea-sea
Материалы из нового
Отчет о том, как откапывали лабиринт на Иваньковской тоне в 2014 г.
http://geolight.livejournal.com/84585.html

М.Г.Косменко, доклад об Иваньковском лабиринте

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 18:41
flight
Оффтопик
malder писал(а):Не секрет, что большинство (если не все) древних сооружений строились на геологически активных зонах - это так называемые места силы, лей-линии и т.д. Но активность подобных мест очень нерегулярна и зависит от многих факторов, например от времени года, суток, фазы луны, солнечной активности... Всвязи с чем у меня к вам ряд вопросов. sea-sea, скажите, во время экспедиции вы ничего необычного в самочувствии не замечали ?

Хорошая тема, но для специалистов по психологий, хотя в виде сбора материалов помогло бы, так сказать имхо.
У Большой пирамиды в Гизе на площадке базальтового пола ощущения выходного дня и спокойствия.
В Перу в двух местах также спокойно и хорошо чувствовалось, но там присутствовал ручей и небольшая речка на другом объекте.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 19:27
malder
flight писал(а):Хорошая тема, но для специалистов по психологий

Не думаю, что всё можно объяснить лишь с точки зрения психологии. Влияние геологически активных зон на человека - реальность. В чем даже я, несмотря на изначально скептический настрой, неоднократно имел возможность убедиться. На собственном, так сказать, опыте )) Но, поскольку это всё весьма субъективно и пока "ненаучно", боюсь, тема не для данного форума.
sea-sea писал(а):необычного не замечали, но шаманы мы хреновые, наступим на портал и не заметим.

Не-не, я не шаманские практики имел ввиду. Чувство легкой эйфории, или наоборот, беспричинной подавленности, проблемы с краткосрочной памятью - подобные симптомы весьма нередки при "работе" активных зон.
На будущее - попробуйте приурочить одну из экспедиций к астрономически значимым дням - солнцестоянию или равноденствию. Особо обратите внимание на моменты восхода и захода солнца. У нас на дольменах это время наибольшей активности "мест силы" - местами даже стрелка компаса скачет как сумасшедшая :)

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 19:50
sea-sea
malder писал(а):Не-не, я не шаманские практики имел ввиду. Чувство легкой эйфории, или наоборот, беспричинной подавленности, проблемы с краткосрочной памятью - подобные симптомы весьма нередки при "работе" активных зон.
На будущее - попробуйте приурочить одну из экспедиций к астрономически значимым дням - солнцестоянию или равноденствию. Особо обратите внимание на моменты восхода и захода солнца. У нас на дольменах это время наибольшей активности "мест силы" - местами даже стрелка компаса скачет как сумасшедшая :)

Ничего такого...
На самом деле поняла о чем вы.
Это на Байкале такое бывает. И это оказывались именно шаманские места ))) И страшно бывало, и холодно, и топологический кретинизм наступал. Компас тоже крутился как дурной, и GPS тоже. Но я не имею методологической базы, чтобы изучать подобные явления, и шаманов боюсь.

Но на Белом море нет, ничего подобного ни разу за все годы. Ни на лабиринтах, ни возле саамского поселения (на реке Поной), которое однозначно относится к каменному веку. Хотя народ в блогах описывает, но здесь мой скептицизм велик. Любители эзотерики и в следах пожара на Воттовааре видят аномальную зону.

Немного поясню про экспедицию: мы снимали трейлер для будущего кино, сама экспедиция не имела целью изучение исторических объектов. Но тема оказалась интересной, поэтому мы взялись за статью. С солнцестоянием согласна, был бы интересный экспириенс.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 23:06
Нелли
Раз уж все подряд собираем, то вот вам сказки на ночь:
Шаманская практика гадания на лабиринтах :smile:
Не поленитесь заглянуть. Про игру тут тоже есть.

На прошлом форуме Алекс-Т приводил хорошую иллюстрацию:
Изображение

Форма очень похожа на обсуждаемые северные лабиринты. Не один ли источник у рисунков...
И вот еще, что бросилось в глаза
sea-sea писал(а):- Для забавы, видишь ли…Тут ранее стоял большой вавилон из дикого камня. Его люди сбросили в море, вот я новый и строю.

Лабиринт на этом месте был. Реставрирует старик. Забава разная бывает.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 23:50
sea-sea
Нелли, спасибо!
Нелли писал(а):Лабиринт на этом месте был. Реставрирует старик. Забава разная бывает.

Да, мне тоже это бросилось в глаза.
Поэтому все больше нравится мысль, что традиция гораздо старше поморов.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 14 окт 2015, 00:51
леовол
Если лабиринты сооружались преимущественно на берегу морей,то,возможно,с их помощью развивались чувства ориентации в пространстве.Когда-то и компаса не было и звезды не всегда видны,а уходили далеко и надолго.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 14 окт 2015, 10:39
Наталья
До кучи :D

Лабиринт около дольменной группы Калежтама (долина реки Аше)
Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 14 окт 2015, 11:43
malder
Наталья писал(а):Лабиринт около дольменной группы Калежтама (долина реки Аше)

Ага, такие (и даже круче)) лабиринты возле дольменов как грибы растут :D

1024.jpg


Я в Пшаде как-то застал группу странствующих эзотериков за изготовлением подобного сооружения. Спрашиваю - зачем ?... Лучше б не спрашивал ! :smile: Такого наслушался о "теллурической энергии" и способах её упорядочения - думал голова лопнет от переизбытка информации !

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 14 окт 2015, 12:33
flight
malder писал(а):Ага, такие (и даже круче)) лабиринты возле дольменов как грибы растут

Фото подсказывает о калибровке или лабиринт свом расположением на местности и рисунком служит для "настройки" способностей.
Натолкнуло на одну теорию (или вопрос), есть ли связь между лабиринтами плюс их колличество на местности с особыми способностями людей (скорее шаманов, знахарей народных целителей)? И есть ли отражение в легендах и сказаниях?

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 14 окт 2015, 13:04
sea-sea
flight писал(а):
malder писал(а):Ага, такие (и даже круче)) лабиринты возле дольменов как грибы растут

Фото подсказывает о калибровке или лабиринт свом расположением на местности и рисунком служит для "настройки" способностей.
Натолкнуло на одну теорию (или вопрос), есть ли связь между лабиринтами плюс их колличество на местности с особыми способностями людей (скорее шаманов, знахарей народных целителей)? И есть ли отражение в легендах и сказаниях?

На Белом море нет.
Больше всего их на Соловках - около 30. Там одни церковнослужители. И нет данных, что когда-то были знахари. Cчитается, что основатели монастыря были первыми поселенцами Соловков. Саамы там не жили, до этого был ледник.
Еще момент. Рисунками классического лабиринта и его производных в Средние века в Европе украшали церкви. Насколько я знаю: во Франции, в Великобритании, в Финляндии, в Дании

Изображение

По порядку: церковь Hesselager (Дания), церковь Кorppoo (Турку, Финляндия); церковь Roerslev (Дания), церковь Мaaria (Турку, Финляндия).

Либо у лабиринтов нет шаманской функции, либо ее в Средневековье забыли, остался просто декоративный орнамент.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 14 окт 2015, 13:10
sea-sea
леовол писал(а):Если лабиринты сооружались преимущественно на берегу морей,то,возможно,с их помощью развивались чувства ориентации в пространстве.Когда-то и компаса не было и звезды не всегда видны,а уходили далеко и надолго.

Как судоводитель рискну утверждать, что такой тренажер бесполезен. Особенно в балтийских шхерах.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 15 окт 2015, 07:44
Художник
sea-sea писал(а):Честно сказать, я создавала тему в надежде на "все подряд"

2. Лечение глаз, восстановление зрения.
Со временем зрение падает, в том числе от ухудшающегося кровоснабжения. Многие видели плакаты – гимнастика для глаз, которые сделаны не на пустом месте.
Если встать достаточно близко в удачном месте (чтобы лабиринт занимал 160-170 градусов обзора), отследив глазами (без поворота головы) путь в лабиринте, учитывая его вполне подходящие размеры, то получим ту самую гимнастику для глаз.
Самостоятельно, без направляющих взгляд линий лабиринта, глаз не может ПЛАВНО вращаться. Плавно глаза могут следить только за движущимся предметом (машиной, как пример). Сами попробуйте провести плавно взглядом горизонтальную линию на статичном пейзаже (почувствуете, как глаза «дергаются»).
Плавная, равномерная нагрузка всех глазных мышц позволяет размыть застойные зоны, улучшает кровообращение.
Некто Жданов утверждает, что правильно подобранными упражнениями можно исправить косоглазие и повысить зрение до 200% (это не шутка, это если человек уверенно видит 12 строчку во врачебной таблице. (например, снайпер видит самую последнюю - «тираж 3000 экз. (шутка)))
Думаю, что зрение для рыбаков/моряков/охотников очень важная вещь, а статичный пейзаж не способствует тренировке глаз.
PS. Хорошо бы иметь инфу об окружении этих лабиринтов. Как далеко поселения, может что-то вытоптано рядом или торчит из земли. Ведь на северах даже след от вездехода остается десятки лет.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 15 окт 2015, 07:56
Художник
PPS. У Жданова есть похожее упражнение для глаз - движение взгляда по сходящейся спирали. Разумеется делается с закрытыми глазами, чтобы хоть как-то выполнить его. А с направляющим лабиринтом наверно проще. Проверьте на натуре. Я только теоризирую.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 15 окт 2015, 23:01
sea-sea
Художник писал(а):PPS. У Жданова есть похожее упражнение для глаз - движение взгляда по сходящейся спирали. Разумеется делается с закрытыми глазами, чтобы хоть как-то выполнить его. А с направляющим лабиринтом наверно проще. Проверьте на натуре. Я только теоризирую.

Не знаю, не очень похоже.
По каменному лабиринту удобно водить взглядом, если зависнуть над ним в воздухе :D
Стоя рядом - сложно. Они обычно расположены на плоских поверхностях, с высоты человеческого роста геометрия плохо видна. Ближние ряды могут заслонять дальние. Те, на которых мы были, не имеют возвышений рядом, с которых можно видеть лабиринт целиком. Мне представляется, что схемы упражнений для глаз логично делать на вертикали, а не на горизонтали.
А вот, например, Краснолудский, показан стрелкой (из книги М.Г.Косменко)
Изображение

Это плоский-преплоский остров, фото сделано с ближайшего к объекту возвышения

И еще момент.
Я так и не нашла геометрического каталога существующих лабиринтов. Самый полный, похоже, приведен в статье Куратова 1970 г.
Вот хорошая картинка из него:
Изображение


Даже беглый анализ показывает, что не все они имеют один путь прохождения. В некоторых есть по два входа (т.н. балтийская форма), есть развилки, то есть они являются не лабиринтами, а мэйзами (или по другой классификации не уни- а мультикурсальными лабиринтами)
Особенно сломал нам мозг Кандалакшский лабиринт. Он имеет внутри замкнутую полость, в которую вообще нельзя войти!
(Полость обозначена зеленым, перегородка внутри нее - желтым). Этот же лабиринт имеет развилки.
Изображение


Это к вопросам прохождения любым способом...

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 10:36
АлексТ
Для общей коллекции: https://www.facebook.com/notes/ancient- ... 2415359155

Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 18:47
Mandor
Бредятина бредом погоняет..,

Ребята, проснитесь! Ну какой "функционал"? В ЧЕМ???

На самом деле, САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ - это то, что ДОВОЛЬНО СЛОЖНАЯ и АБСТРАКТНАЯ фигура (схема классического лабиринта) повторяется В ДЕТАЛЯХ не только у ближайших соседей, но и у... дальних, так сказать...

Распространение от северного полярного круга до индийского океана внушает не только почтение, но и сомнения....

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 20:52
Художник
Mandor писал(а):ОВОЛЬНО СЛОЖНАЯ и АБСТРАКТНАЯ фигура (схема классического лабиринта) повторяется В ДЕТАЛЯХ не только у ближайших соседей, но и у... дальних, так сказать...


Тогда всё ясно - это надпись: "ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ" :smile: - знак какой-нибудь торговой гильдии. А может вехи пути одного купца, одного единственного его путешествия. Ну и без работы подражателей похоже не обошлось. :smile:

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 17 окт 2015, 17:46
sea-sea
АлексТ писал(а):Для общей коллекции: https://www.facebook.com/notes/ancient- ... 2415359155

Изображение

Я одна недоумеваю, как внутренние лучники не перестреляли внешних? :D

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 17 окт 2015, 18:44
Художник
sea-sea писал(а):Я одна недоумеваю, как внутренние лучники не перестреляли внешних?


Извини, одна. Угол тангажа ударных лучников разный, а вторая волна просто в готовности закрыть бреши. Да и копьеносцы в первых трех рядах кажись стоят, а не лучники. Ждут кавалерию. На римлян похожи. Щитов только не видать.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 17 окт 2015, 19:12
fBrown
Художник писал(а):Угол тангажа ударных лучников разный, а вторая волна просто в готовности закрыть бреши. Да и копьеносцы в первых трех рядах кажись стоят, а не лучники. Ждут кавалерию. На римлян похожи. Щитов только не видать.

А при чём здесь угол тангажа? :smile:
Вечный вопрос (до появления коврового бомбометания) об идеальном построении.
Хирд у гномов, свинья у Орденов, нечто у Легионов. Но это обычные утопии. Хотя и красивые. Так как их возможности зависят целиком и полностью от сохранения строя. Когда начинается движение или столкновение - ...
Лучники работают вообще до контакта. Стоя впереди и накрывая аналогом упомянутого выше коврового.
Затем уходят вглубь за основные линии и, либо вообще прекращают бой, либо превращаются в лёгкую пехоту с функциями фланговых атак или добивания.
Стрельба из построения чревата осечками, ветром, человеческим фактором и, соответственно, ненужными потерями и нарушением строя.

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 17 окт 2015, 20:54
Andromeda
АлексТ писал(а):
Изображение


Чакра-Вюьха.

Изображение

Чакра-Вьюха (Чакра-Вьюга) - боевой порядок, часто упоминаемый в колоссальном древнеиндийском эпосе "Махабхарата". Считалось, что Чакра-Вьюху пройти практически нереально. Чакра-Вьюха представляет собой лабиринт из щитоносцев, внутри которого свободно передвигаются пешие и конные воины. В центре Чакра-Вьюхи располагается полководец.
Чакра-Вьюху можно пройти только боевой группой, но сложность в том, что щитоносцы, из которых состоят "стены" лабиринта Чакра-Вьюхи, очень маневренны, мгновенно перестраиваются и отсекают воинов друг от друга, расправляясь с каждым поодиночке.


АлексТ?

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 17 окт 2015, 20:55
АлексТ
В коллекцию:

Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 18 окт 2015, 10:19
Stiv
АлексТ писал(а):В коллекцию:

Какая прелесть!
Это тоже в коллекцию, но из относительно современного.
Изображение

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 18 окт 2015, 10:35
malder
А вот интересно, есть-ли связь между лабиринтами и рисунками в Наске ? Сразу бросается в глаза, что и те и другие выполнены одной линией, так сказать, без отрыва пера ))

5.jpg

Re: Символ классического лабиринта

СообщениеДобавлено: 18 окт 2015, 10:52
Andromeda
malder писал(а):А вот интересно, есть-ли связь между лабиринтами и рисунками в Наске ? Сразу бросается в глаза, что и те и другие выполнены одной линией, так сказать, без отрыва пера ))

Нее, malder, это спираль.