Загадка двух имён Хуфу.
Добавлено: 17 дек 2013, 11:41
В 1837 году в ходе работ внутри Великой Пирамиды в Гизе командой полковника Ричарда Говарда Вайса были найдены пустоты над Камерой Царя, названные впоследствии разгрузочными камерами. На блоках этих камер были обнаружены надписи. Сэмюэль Бёрч, исследовавший эти надписи, определил что в них встречаются два царских имени. Страницы с отчётом Бёрча
Howard Vyse. Operations carried on at the pyramids of Gizeh in 1837. (vol 1, pp 279-284)
Русский перевод
2_1_2_hufu-comment
Бёрч предположил, что эти два царских имени принадлежат одному царю
Противоположное предположение высказал Флиндерс Питри. Он считал, что два имени принадлежат разным царям, которые были соправителями и аргументировал своё мнение
W. M. Flinders Petrie. The Pyramids and Temples of Gizeh (Chap. 17. Historical Notes, Sec 113. Khufu and Khnumu-Khufu)
В настоящее время считается, что оба имени Хуфу и Хнумхуфу принадлежат одному царю. Однако в этой гипотезе есть противоречия. Противоречия начинаются уже со списка царей в хронологии Манефона.
По Геродоту:
Χέοπα - Kheopa - Cheops - Хеопс - Хуфу
Χεφρῆνα - Chephrena - Chephren - Хефрен - Хафра
Μυκερῖνον - Mycerinon -Mycerin - Микерин - Менкаурa
По Манефону:
Σoῦφις - Suphis - Суфис - Хуфу
Σoῦφις II - Suphis - Суфис - Хнумхуфу?
Mενχέρης - Mencheres - Менхерес - Менкаура
Некоторые имена и у Геродота, и у Манефона переданы довольно точно
Ра (др.-егип. R’ [ri'a] , сред.-егип. Ра, позд.-егип. Р'а (Рэ), демот. Рэ, копт. Ре|, Рэ, лат. R(h)a-mses)
У Геродота:
Хеф ре(н) - Хаф ра
Ми ке ри(н) - Мен кау ра
У Манефона:
С у ф и(с) - Х у ф у
Мен хе ре(с) - Мен кау ра
Вполне очевидно, Суфис I и Суфис II передают либо одинаковые, либо сходные по произношению имена. Хуфу и Хнумхуфу сходны по произношению. Однако считается, что Суфис II это Хафра. У Геродота Хафра упоминается, как брат Хуфу. Здесь интересна сама мысль, что у Хуфу был брат
Согласно современным данным, Хафра не был братом Хуфу
Здесь есть один интересный момент - в тексте Палермского камня говорится о рождении двух детей Снофру
Текст Палермского камня в переводе Черезова Е.В по изданию Эмери У.Б. Архаический Египет. СПб(2001) с.334-353.
По факту оба имени Хуфу и Хнумхуфу тронные
Причём оба имени сопровождались эпитетом "Великий бог". Так выражали божественный статус умершего царя, который после смерти становился Великим богом.
В эпоху Древнего Царства у одного царя не могло быть одновременно два тронных имени. Светлые головы, прекрасно понимая это, выдвинули гипотезу о полном и сокращённом варианте одного имени. Я считаю эту гипотезу ошибочной. Для сравнения
В обоих случаях имена отличаются кардинально а конкретно - именем божества в своём составе. Во втором случае Джедефра и Хорджедефра это два разных человека а не полный и сокращённый вариант одного имени.
Гипотеза о полном и сокращённом варианте одного имени не объясняет, почему на рельефе в Вади Махгара они выписаны на двух отдельных частях
Хотя, например на рельефе Снофру полное составное и краткое вписаны вместе
Гипотеза о двух именах одного царя не объясняет также почему оба имени независимо использовались в названиях поселений
и почему во времена более поздних династий существовали жрецы Хнумхуфу, например два жреца из VI династии
и жрецы Хуфу
Howard Vyse. Operations carried on at the pyramids of Gizeh in 1837. (vol 1, pp 279-284)
Русский перевод
2_1_2_hufu-comment
Бёрч предположил, что эти два царских имени принадлежат одному царю
Существование преноменов неоспоримо, а в могилах около Пирамид есть примеры имен очень ранней эпохи составленных из тех же фонетических элементов, что и имена царей поздних династий, Птолемеев, или Цезарей. Следовательно, без особого нарушения аналогии эти два картуша, возможно, таким образом, могут формировать преномен (тронное имя) и имя одного и того же царя
Противоположное предположение высказал Флиндерс Питри. Он считал, что два имени принадлежат разным царям, которые были соправителями и аргументировал своё мнение
Наиболее деструктивна теория об этом царе - та, где он идентичен с Хуфу, а овен - лишь символ бога Shu, и ставится в как «детерминатив на месте первого слога этого имени». В качестве возражений следовало бы заметить, (1) что в давние времена произносили «Khufu», а не «Shufu», (2) что первый иероглиф, кувшин, таким способом необъясним, и (3) что ни в одном из сотен известных имён и тысяч их разновидностей не встречается аналогичного префикса-детерминатива для царского имени.
W. M. Flinders Petrie. The Pyramids and Temples of Gizeh (Chap. 17. Historical Notes, Sec 113. Khufu and Khnumu-Khufu)
В настоящее время считается, что оба имени Хуфу и Хнумхуфу принадлежат одному царю. Однако в этой гипотезе есть противоречия. Противоречия начинаются уже со списка царей в хронологии Манефона.
ЧЕТВЕРТАЯ ДИНАСТИЯ
Девять мемфисских царей из другого рода
1. Сорис, [правил] 29 лет.
2. Суфис, [правил] 63 года. Он воздвиг самую большую пирамиду, создание которой Геродот приписывает Хеопсу. Он же презрительно относился к богам и написал священную книгу, которую мне удалось приобрести за большие деньги, когда я был в Египте.
3. Суфис [правил] 66 лет.
4. Менхерес, [правил] 63 года.
5. Ратоисес, [правил] 25 лет.
6. Бихерис, [правил] 22 года.
7. Себерхерес, [правил] 7 лет.
8. Фамффис, [правил] 9 лет.
Всего - 274 года. Согласно же Африкану после потопа четыре династии в целом процарствовали 1046 лет.
После него правил Сесохрис, который, как говорили был росту 5 локтей, а в ширину - 3.
9. При девятом [правителе] ничего примечательного не происходило.
В общем они процарствовали 297 лет.
По Геродоту:
Χέοπα - Kheopa - Cheops - Хеопс - Хуфу
Χεφρῆνα - Chephrena - Chephren - Хефрен - Хафра
Μυκερῖνον - Mycerinon -Mycerin - Микерин - Менкаурa
По Манефону:
Σoῦφις - Suphis - Суфис - Хуфу
Σoῦφις II - Suphis - Суфис - Хнумхуфу?
Mενχέρης - Mencheres - Менхерес - Менкаура
Некоторые имена и у Геродота, и у Манефона переданы довольно точно
Ра (др.-егип. R’ [ri'a] , сред.-егип. Ра, позд.-егип. Р'а (Рэ), демот. Рэ, копт. Ре|, Рэ, лат. R(h)a-mses)
У Геродота:
Хеф ре(н) - Хаф ра
Ми ке ри(н) - Мен кау ра
У Манефона:
С у ф и(с) - Х у ф у
Мен хе ре(с) - Мен кау ра
Вполне очевидно, Суфис I и Суфис II передают либо одинаковые, либо сходные по произношению имена. Хуфу и Хнумхуфу сходны по произношению. Однако считается, что Суфис II это Хафра. У Геродота Хафра упоминается, как брат Хуфу. Здесь интересна сама мысль, что у Хуфу был брат
127. Царствовал же этот Хеопс, по словам египтян, 50 лет, а после его кончины престол наследовал его брат... Он поступал во всем подобно брату...
Согласно современным данным, Хафра не был братом Хуфу
Здесь есть один интересный момент - в тексте Палермского камня говорится о рождении двух детей Снофру
Ряд VI.
Царь Снефру: Год (x+) 1
(Рождение) двух детей царя (Нижнего Египта).
Текст Палермского камня в переводе Черезова Е.В по изданию Эмери У.Б. Архаический Египет. СПб(2001) с.334-353.
По факту оба имени Хуфу и Хнумхуфу тронные
Причём оба имени сопровождались эпитетом "Великий бог". Так выражали божественный статус умершего царя, который после смерти становился Великим богом.
В эпоху Древнего Царства у одного царя не могло быть одновременно два тронных имени. Светлые головы, прекрасно понимая это, выдвинули гипотезу о полном и сокращённом варианте одного имени. Я считаю эту гипотезу ошибочной. Для сравнения
В обоих случаях имена отличаются кардинально а конкретно - именем божества в своём составе. Во втором случае Джедефра и Хорджедефра это два разных человека а не полный и сокращённый вариант одного имени.
Гипотеза о полном и сокращённом варианте одного имени не объясняет, почему на рельефе в Вади Махгара они выписаны на двух отдельных частях
Хотя, например на рельефе Снофру полное составное и краткое вписаны вместе
Гипотеза о двух именах одного царя не объясняет также почему оба имени независимо использовались в названиях поселений
и почему во времена более поздних династий существовали жрецы Хнумхуфу, например два жреца из VI династии
и жрецы Хуфу