Письменность древних славян

Тексты на древних языках, а также фрески, гравюры, рисунки, скульптуры и статуи. Дешифровка надписей.
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Модератор: Наталья

Письменность древних славян

Сообщение #141  _ML_ » 30 янв 2013, 21:21

Некоторое время назад озадачился вопросом - а была ли у славян письменность до создания глаголицы и кириллицы? Огромный ареал обитания (читай: численности населения) и довольно развитая культура наших предков как бы обязывают... С другой стороны - никаких "ярких" свидетельств об этом вроде как нет... Я только на начальном пути своих исследований, есть даже кое-какая версия, но хотелось спросить, может у кого здесь уже есть наработки в данной теме и нарыто что-то интересное?
"It is no good to try to stop knowledge from going forward. Ignorance is never better than knowledge." Enrico Fermi
Аватар пользователя
_ML_
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 07:49
Откуда: Москва / Портленд
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #142  Корвин » 23 фев 2013, 16:13

Виктор писал(а):
Корвин писал(а):100000 войско во первых могло состоять из всего племени
Если вам так нравится, то называйте русов (росов, славян, варваров) племенем. Почитайте В. Татищева и у вас вопросов не будет, книгу легко найти в сети...
А насчет распространения древних славян с востока на запад, то вы совершенно правы, только это началось гораздо раньше 1 века и тех переселенцев сегодня называют этрусками. Об этом можно прочитать в книге Гриневича "Праславянская письменность".


Нет, это Вы совершенно не правы... согласно современным научным исследованиям распространение славян происходило с запада на восток.

и нет никаких достоверных научных данных подтверждающих сугубо личные предположения и фантазии Гриневича.
Аватар пользователя
Корвин
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 05:22
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #143  Корвин » 23 фев 2013, 16:16

Виктор писал(а):Крвин, только не обижайтесь, что я вас отсылаю к книгам. Пересказывать здесь их содержание просто нет смысла. Тем более, что авторы посвятили им практически всю жизнь, например Татищев писал "Историю российмкую" 30 лет, давая как и положено ссылки на рукописи.


Конечно не обижаюсь. А еще больше я обрадуюсь если Вы укажете мне на конкретный летописный русский источник 1 века н.э.
или на конкретные археологические данные подтверждающие существования русского государства в 1 веке н.э.

А литературное творчество Татищева я читал. Да, занимательное но ничем научно не подкрепленное художественное чтиво.
Аватар пользователя
Корвин
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 05:22
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #144  Stiv » 23 фев 2013, 16:18

С самого начала темы было очевидно, что данных недостаточно для однозначных выводов. Прислушался к Almistov-у, и в очередной раз убедился в переливании из пустого в порожнее.
Просьба к участникам темы, отпишитесь здесь, нужна она еще или уже все точки расставлены? Кратенько отпишите. И пожалуй эксперименты с славянской письменностью и с определением самой народности оставим за бортом форума. На моем счету это были уже 6 или 7 грабли... Да и к тематике ЛАИ это имеет весьма отдаленное отношение.
Almistov-а больше не слушаю... :D
«Feci quod potui, faciant meliora potentes»
«Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше»
Марк Туллий Цицерон «Письма»
Аватар пользователя
Stiv
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 3423
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 19:53
Откуда: Москва
Благодарил (а): 820 раз.
Поблагодарили: 961 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 153

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #145  Almistov » 23 фев 2013, 16:34

Я как лучше хотел )))) просто собрать ссылки на загадочные (предположительно - праславянские) - свидетельства письменности ... Ктож виноват, что всё опять по Черномырдину пошло)))))
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону - кармической неразрывности Вечности...
Аватар пользователя
Almistov
Атлантолог
Цитата
 
Сообщений: 427
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:17
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 35

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #146  Виктор » 23 фев 2013, 16:42

Корвин писал(а):литературное творчество Татищева я читал. Да, занимательное но ничем научно не подкрепленное художественное чтиво.
Если вы не заметили ссылок на древние рукописи у Татищева и если для вас книга Гриневича просто фантазия, то говорить вам что-либо еще на эту тему бессмысленно. У вас одно мнение, а у меня другое.
Аватар пользователя
Виктор
Участник форума ЛАИ
Цитата
БАН Бессрочно
 
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 16 фев 2013, 10:02
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: -2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #147  Stiv » 23 фев 2013, 16:43

Almistov писал(а):Я как лучше хотел )))) просто собрать ссылки на загадочные (предположительно - праславянские) - свидетельства письменности ... Ктож виноват, что всё опять по Черномырдину пошло)))))

Я не в претензии. Лишний раз убедился, да и чертик там все время шуршал: "а вдруг?" Ну и вам это... как урок, что ли? Не лишний опыт администрирования. :)
«Feci quod potui, faciant meliora potentes»
«Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше»
Марк Туллий Цицерон «Письма»
Аватар пользователя
Stiv
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 3423
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 19:53
Откуда: Москва
Благодарил (а): 820 раз.
Поблагодарили: 961 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 153

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #148  Корвин » 23 фев 2013, 18:45

Виктор писал(а):
Корвин писал(а):литературное творчество Татищева я читал. Да, занимательное но ничем научно не подкрепленное художественное чтиво.
Если вы не заметили ссылок на древние рукописи у Татищева и если для вас книга Гриневича просто фантазия, то говорить вам что-либо еще на эту тему бессмысленно. У вас одно мнение, а у меня другое.


Кто-нибудь кроме Татищева эти рукописи видел?
так все таки не могли бы Вы указать где можно ознакомиться с русской летописью 1 века н.э.? Или археологическими подтверждениями существования русского государства в 1 веке н.э.?

Переводы Гриневича не внушают никакого доверия. С таким же успехом те надписи Гриневич мог истолковать как язык любого другого народа мира. Простой подгон действительного под желаемое.
Аватар пользователя
Корвин
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 05:22
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #149  Корвин » 23 фев 2013, 18:52

Stiv писал(а):С самого начала темы было очевидно, что данных недостаточно для однозначных выводов. Прислушался к Almistov-у, и в очередной раз убедился в переливании из пустого в порожнее.
Просьба к участникам темы, отпишитесь здесь, нужна она еще или уже все точки расставлены? Кратенько отпишите. И пожалуй эксперименты с славянской письменностью и с определением самой народности оставим за бортом форума. На моем счету это были уже 6 или 7 грабли... Да и к тематике ЛАИ это имеет весьма отдаленное отношение.
Almistov-а больше не слушаю... :D



ИМХО
можно выложить хоть тонну примеров дохристианской письменности
но где подтверждения, что представляемые артефакты имеют прямое отношение именно к славянам?
с тем же успехом представленные образцы письменности можно отнести к совершенно другим народам
я пока убедительных примеров соответствующих теме "Дохристианская письменность у славян" так и не увидел.
Аватар пользователя
Корвин
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 05:22
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #150  Виктор » 23 фев 2013, 20:12

Корвин писал(а):Кто-нибудь кроме Татищева эти рукописи видел?

Думаю что видели и очень многие, но это не имеет никакого значения. Зачем Татищеву врать? Он не был придворным историком и из-за этой книги попал в опалу, поскольку написанное им опровергало официальную версию. По Татищеву получается, что строительство рюриковичами государственной и церковной вертикали власти привело не к расцвету Руси, а погубило ее. Получается, что рюриковичи не прекратили междусобицу на Руси, а намеренно организовали ее ради захвата власти при финансовой поддержке Византии. Получается, что никакой необходимости в великих князьях, царях и патриархах нет, а конфедерация наилучшее государственное устройство, при котором Русь прекрасно жила по крайней мере с 1 по 10 век. При этом будучи сильным, а иногда и агрессивным государством, не раз дававшего "по носу " Византии.
Аватар пользователя
Виктор
Участник форума ЛАИ
Цитата
БАН Бессрочно
 
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 16 фев 2013, 10:02
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: -2

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #151  Stiv » 23 фев 2013, 20:25

Корвин писал(а):ИМХО
можно выложить хоть тонну примеров дохристианской письменности
но где подтверждения, что представляемые артефакты имеют прямое отношение именно к славянам?
с тем же успехом представленные образцы письменности можно отнести к совершенно другим народам
я пока убедительных примеров соответствующих теме "Дохристианская письменность у славян" так и не увидел.

Спасибо.
«Feci quod potui, faciant meliora potentes»
«Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше»
Марк Туллий Цицерон «Письма»
Аватар пользователя
Stiv
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 3423
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 19:53
Откуда: Москва
Благодарил (а): 820 раз.
Поблагодарили: 961 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 153

Re: Письменность древних славян

Сообщение #152  ЛюблюСпорить » 24 фев 2013, 16:46

Виктор писал(а):Название русские (русы, росы), это общее название жителей государства, состоящего и множества княжеств - вятичей, кривичий, древлян, полян, славян, у которых был один язык и одна культура... Хотя конечно среди них славяне и скифы самые древние. Это примерно как жителей США называют американцами.

Вообще-то мы пытались в этой теме найти древнеславянские письмена. :)

Поиски самых древних предков неизменно приводят к общему предку человека и шимпанзе, что по Дарвину, что по ДНК генеалогии, и чем древнее гаплогруппа, то тем она ближе к первопредку.
Если и так известно, что у славян, скифов, угрофиннов и пр. ... один предок - обезьяна, то какая разница чья команда победила на Евро 2012. ;)
Аватар пользователя
ЛюблюСпорить
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 01:04
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #153  ЛюблюСпорить » 25 фев 2013, 02:50

Корвин писал(а):можно выложить хоть тонну примеров дохристианской письменности
но где подтверждения, что представляемые артефакты имеют прямое отношение именно к славянам?
с тем же успехом представленные образцы письменности можно отнести к совершенно другим народам
я пока убедительных примеров соответствующих теме "Дохристианская письменность у славян" так и не увидел.

Как же отличить славянские письмена от неславянских, разве славяне шли к письменности своим особенным путем и придумали свою азбуку?
Славяне как народ(народы) возникли из смешивания многих народов, язык содержит много заимствований от индоевропейцев, большая часть богов от индоевропейцев, землепашество от трипольцев, металлообработка от кельтов, и письменные знаки должны быть заимствованными, общеевропейскими или общечеловеческими.
Другое дело, что пока надписи достоверно не расшифрованы их рано причислять конкретно славянам, т.к. не ясно текстовая там информация или иная.
Аватар пользователя
ЛюблюСпорить
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 01:04
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #154  lexs » 25 фев 2013, 16:49

ЛюблюСпорить писал(а):Славяне как народ(народы) возникли из смешивания многих народов, язык содержит много заимствований от индоевропейцев, большая часть богов от индоевропейцев, землепашество от трипольцев, металлообработка от кельтов, и письменные знаки должны быть заимствованными, общеевропейскими или общечеловеческими.
Другое дело, что пока надписи достоверно не расшифрованы их рано причислять конкретно славянам, т.к. не ясно текстовая там информация или иная.

Славяне и есть индоевропейцы.
Аватар пользователя
lexs
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 534
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 21:50
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 11

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #155  Almistov » 25 фев 2013, 20:18

Древние Славяне
(сугубо археологические данные - предварительно)

Ну раз пошла такая "норманско-германская" мифотворчества в части отсутствия у славян истории до Рюрика волна будем крыть фактами :)

Зарубинецкая культура
— археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России.

Была открыта и выделена в особую группу памятников В. В. Хвойкой в 1899 г. по результатам археологических раскопок эпонимного могильника у с. Зарубинцы Монастырищенкского района Черкасской области[2]. Позднее, в 1930 г. А. А. Спицын объединил все известные памятники этой группы в отдельную археологическую культуру, которая получила своё название по первому исследованному памятнику[3]. Представлена тремя локальными вариантами: полесским, верхнеднепровским и среднеднепровским[4]. В 80-е гг. ХХ в. А.М. Обломским в Нижнем Посожье и прилегающих приднепровских районах выше устья р. Березины выделена особая группа зарубинецких памятников типа Кистени-Чечерск (чечерская группа, по А.И. Дробушевскому).
Памятники зарубинецкой культуры впервые были открыты и исследованы В. В. Хвойкой в 1899 году у с. Зарубинцы Монастырищенкского района Черкасской области. Он исследовал грунтовый могильник, погребения которого содержали трупосожжения с характерными предметами, неизвестными до того времени. Позднее такие же могильники Хвойка нашёл ещё в нескольких местах на берегах Днепра ниже устья Десны, что позволило ему впервые выделить подобные памятники в особую группу.
А. А. Спицын в 1930 году смог объединить все известные памятники этой группы в отдельную археологическую культуру благодаря тому, что в 20—30-х годах ХХ века было изучено большое количество памятников и исследованный ареал значительно расширился. Культура была названа зарубинецкой по месту обнаружения её первого исследованного памятника. Несколько лет спустя, независимо от А. А. Спицына, это же сделал и польский археолог Ю. Костшевский. Первым досконально изученным зарубинецким памятником стал Корчеватовский могильник. В 1937—1941 годах И. М. Самойловский исследовал в нём более 100 погребений, однако вся полевая документация и большинство материалов, добытых на могильнике, погибли во время войны.
В послевоенные годы полевые исследования памятников зарубинецкой культуры возобновились. В это время исследователи E. В. Махно, В. А. Богусевич, Н. В. Линка и В. И. Довженок обнаружили ряд поселений и могильников к югу от Киева. С 1951 года начались интенсивные поиски и работа над характеризацией памятников зарубинецкой культуры в районах Верхнего Приднепровья, а с 1952 года — на территории Полесья. Именно это позволило получить основные материалы для характеристики зарубинецкой культуры.
Исследования памятников зарубинецкой культуры были особенно масштабными в 60—80-х годах. Их результатом стало выделение трёх локальных вариантов зарубинецкой культуры — полесского, верхнеднепровского и среднеднепровского[11]. В конце XX — начале XXI века раскопки памятников зарубинецкой культуры идут менее интенсивно, однако научные дискуссии по ключевым проблемам продолжаются. В 80-е гг. ХХ в. А.М. Обломским в Нижнем Посожье и прилегающих приднепровских районах выше устья р. Березины выделена особая группа зарубинецких памятников типа Кистени-Чечерск (чечерская группа, по А.И. Дробушевскому). К середине 2000-х годов было выявлено около 500 памятников, из которых раскопано 70, в том числе и около 20 могильников. Исследовано более 1000 погребений и 200 жилищ.

Этническая принадлежность
Относительно этнической принадлежности зарубинецких племён среди исследователей нет единого мнения. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Тем не менее, данные лингвистики, а также типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой III—V вв. н. э. и культурами раннесредневековых славян V—VII вв. н. э. — пеньковской и колочинской — дают убедительные аргументы в пользу славянской принадлежности племён зарубинецкой культуры.
П. Н. Третьяков высказывал следующие доводы в пользу славянской принадлежности зарубинецкой культуры:
«...общие черты в зарубинецкой и раннесредневековой славянской культурах отнюдь не были случайными. В 50—70-х гг. на Киевщине, в пределах Гомельского и Могилевского Поднепровья и повсюду в поречье Десны, в основном севернее Черняховского ареала, были обнаружены и исследованы ранее неизвестные археологические памятники — места поселений и отдельные могильники с трупосожжениями второй и третьей четвертей I тыс., как будто заполняющие брешь между зарубинецкими и раннесредневековыми восточнославянскими древностями. Они позволили проследить, как в течение нескольких столетий (со II по VI в.) зарубинецкая культура мало-помалу эволюционировала, превращаясь в раннесредневековую культуру восточных славян. Нужно при этом отметить, что данная эволюция не приводила к коренным изменениям в облике культуры. Многие её основные особенности почти без изменений сохранились от зарубинецкого времени вплоть до средневековья, несмотря на то, что в указанные столетия зарубинецкие племена и их потомки … сначала расширяли свою территорию к северу, заняв в Верхнем Поднепровье многие земли древних балтов, затем, накануне средневековья, не прекращая движения на север, совершили грандиозное расселение в южном направлении в области, занятые некогда черняховцами. В итоге территория потомков зарубинецого населения — древних восточных славян — за 4—5 столетий увеличилась не менее чем в три раза»
Исследователи также отмечают, что для каждого из локальных вариантов зарубинецкой культуры был характерен свой этнический состав, так, население Полесского региона и Верхнего Поднепровья постепенно смешивалось с балтскими племенами, а Среднего Днепра — с пшеворскими, а также вобрало в себя некоторые балтские и сарматские элементы.
Более достоверное определение этнической принадлежности зарубинецкой культуры было бы возможно при наличии письменных источников, какими являются сообщения греческих и римских историков о племенах, живших севернее от них около рубежа эр, таких как География Птолемея, согласно которой этот регион назывался Европейской Сарматией. Тем не менее, таких письменных источников на данный момент нет, племена лесостепного и лесного Поднепровья этого времени не упоминаются в сочинениях античных авторов, что значительно усложняет окончательное решение вопроса об этнической принадлежности племён зарубинецкой культуры.


Пенько́вская (а́нтская) культу́ра
— славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Харьковской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой.
К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.
Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с родственной колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.
Антропологический облик
Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми и характеризовались мезокранией. Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью. Предполагается, что пеньковцы вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского населения.
Генезис и связь с другими культурами
Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру — культурой летописных уличей. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в II—III веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствие чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.
В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в начале VIII века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.
История изучения
Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону - кармической неразрывности Вечности...
Аватар пользователя
Almistov
Атлантолог
Цитата
 
Сообщений: 427
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:17
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 35

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #156  Almistov » 25 фев 2013, 20:25

Колочинская культура — раннесредневековая археологическая культура (V—VII века), расположенная на территории Гомельской, Брянской и Курской областей.
Генетические связи
Рассматривается как поздний локальный вариант зарубинецкой культуры (киевская культура). Распространялась с территории племён юхновской и почепской культур (большая часть бассейна Десны, Сейма, верховьев рек Сула и Псёл, Гомельское и Могилевское Поднепровье). На юго-востоке эта культура сосуществовала с родственной ей пеньковской культурой. На востоке сменяется протосеверянской волынцевской культурой
Этнический состав
Исследователи считают носителей данной культуры славянами (П. Н. Третьяков, Л. Д. Поболь, В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский, М. Б. Щукин, Н.В. Лопатин, И.О. Гавритухин, А.М. Обломский,И.В. Исланова, А.Г. Фурасьев, М. Парчевский). Колочинская и пеньковская культура ближайшие родственные культуры, образовавшиеся при участии киевской культуры. Славянство киевской культуры признано большей частью исследователей.
Культура
Колочинцы жили в неукреплённых селищах (что отражает период затишья между гуннской и аварской экспансиями), состоящих из землянок.
Посуда (кухонные горшки, сосуды для хранения продуктов, миски, диски и сковороды) была грубо слеплена из глины без использования гончарного круга и неорнаментирована. Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические.
Мёртвых кремировали, а прах помещали в урны[как этрусски], что отличает данную культуру от киевской, не знавшей данной обрядности.

И не надо - "ля-ля" об исторической супермолодости славян :)
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону - кармической неразрывности Вечности...
Аватар пользователя
Almistov
Атлантолог
Цитата
 
Сообщений: 427
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:17
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 35

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #157  Almistov » 25 фев 2013, 20:30

Киевская культура — восточноевропейская археологическая культура, датируемая с II по V век н. э. Выделена в 40-50-е гг. ХХ века советским украинским археологом В. Н. Даниленко.

Развилась на основе зарубинецкой культуры. Поселения представлены в виде неукреплённых селищ, состоящих из землянок, отапливаемых каменными очагами. Рядом с домами располагались погреба-ямы. Мертвецов сжигали и захоранивали в грунт. Погребальные находки бедны. Керамика лепная и более примитивная, чем предшествующая зарубинецкая. О земледельческих занятиях свидетельствуют такие артефакты, как железные серпы, зернотёрки и жернова. Стеклянные бусы и бронзовые пинцеты свидетельствуют о торговых отношениях с Римской империей. На высокий уровень развития ремесла указывает брянский клад (2012), датируемый III веком.
Находилась к северу от черняховской культуры. По современным данным территория киевской культуры доходит до юга Псковской области РФ. Самые восточные памятники киевской культуры в последнее время были обнаружены в Самарском Поволжье. Во второй половине V века подверглась гуннскому нашествию.
Мнения об этнической принадлежности
В вопросе этнической принадлежности носителей киевской культуры нет единства мнений. В. Н. Даниленко, П. Н. Третьяков, В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский и ряд других исследователей (Славянство киевской культуры признано большей частью исследователей!!!) относят её к славянам, предполагая, что на основе киевской возникают последующие славянские культуры раннего средневековья: пеньковская и колочинская.
В. В. Седов и И. П. Русанова считают её балтской. При этом Седов рассматривает славянство колочинской культуры как результат взаимодействия с пеньковской, а киевскую культуру как субстрат для пеньковской и колочинской культур.
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону - кармической неразрывности Вечности...
Аватар пользователя
Almistov
Атлантолог
Цитата
 
Сообщений: 427
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:17
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 35

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #158  ЛюблюСпорить » 25 фев 2013, 20:53

Almistov писал(а):И не надо - "ля-ля" об исторической супермолодости славян :)

Ну так и приводите аргументы о древности. Кстати, зачем было разделять старую тему, чтобы плодить две новые? :)
В Ваших аргументах говорится:
-"В вопросе этнической принадлежности носителей киевской культуры нет единства мнений."
-"Славянство киевской культуры признано большей частью исследователей!!!"
-"Исследователи считают носителей данной культуры славянами"
-"Исследователи полагают ..."
-"Относительно этнической принадлежности зарубинецких племён среди исследователей нет единого мнения. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Тем не менее, данные лингвистики, а также типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой III—V вв. н. э. и культурами раннесредневековых славян V—VII вв. н. э. — пеньковской и колочинской — дают убедительные аргументы в пользу славянской принадлежности племён зарубинецкой культуры."

Т.е. ученые мужи посоветовались и приняли большинством голосов, называть славянами, особенно сильный аргумент данные лингвистики, когда достоверно расшифрованных письменных свидетельств языка нет, иностранцами слова аборигенов не записаны. Генетический анализ невозможен, т.к. большая часть населения сжигала своих покойников. В перечисленных выше культурах наблюдаются материальные остатки принадлежащие различным этносам и т.д.

И кстати, где Вы увидели "норманско-германское" мифотворчество?
Аватар пользователя
ЛюблюСпорить
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 01:04
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #159  Almistov » 25 фев 2013, 20:56

Этногенез славян по данным археологии
Этногенез славян по данным археологии — формирование древнеславянского этноса на базе преемственности сменяющих друг друга археологических культур от 1-го тысячелетия до н. э. до VI века, когда древние славяне были зафиксированы в эпиграфических памятниках как уже сформировавшаяся культурно-языковая общность.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V—VI векам. Пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры структурно близки и разделены географически. Более ранние так называемые постзарубинецкие памятники (II—IV века) предложено выделить в отдельную киевскую культуру, на базе которой по мнению некоторых археологов и развились вышеупомянутые культуры. Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры и более ранние за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Достоверно славянские археологические культуры V—VI вв
Пражско-корчакская археологическая культура: ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина).
Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов. Характерные признаки: 1) посуда — горшки ручной лепки без украшений, иногда глиняные сковороды; 2) жилища — квадратные полуземлянки площадью до 20 м² с печами или очагами в углу или же срубные дома с печью в центре; 3) погребения — трупосожжения, захоронение останков кремации в ямках или урнах, переход в VI веке от грунтовых могильников к курганному обряду погребения; 4) отсутствие инвентаря в погребениях, встречаются лишь случайные вещи; отсутствуют фибулы[1] и оружие.
Пеньковская археологическая культура: ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины).
Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов. Отличается так называемыми антскими кладами, в которых находят бронзовые литые фигурки людей и животных, расцвеченные эмалями в специальных выемках. Фигурки по стилю аланские, хотя техника выемчатой эмали пришла вероятно из Прибалтики (наиболее ранние находки) через провинциально-римское искусство европейского Запада. По другой версии эта техника развилась на месте в рамках предшествующей киевской культуры. От пражско-корчакской культуры пеньковская отличается, кроме характерной формы горшков, относительным богатством материальной культуры и заметным влиянием кочевников Причерноморья. Археологи М. И. Артамонов и И. П. Русанова признавали булгар-земледельцев основными носителями культуры, по крайней мере на её начальной стадии.

Колочинская археологическая культура: ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Зона смешивания балтских и славянских племён. Несмотря на близость к пеньковской культуре В. В. Седов относил её к балтской на основании насыщенности местности балтскими гидронимами, но другие археологи не признают данный признак этноопределяющим для археологической культуры.

Киевская археологическая культура II—IV вв.
Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян, взгляды эволюционируют по мере накопления нового археологического материала. Во 2-й половине XX века были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники киевского типа конца II—IV веков, найденные в Среднем Поднепровье (от устья Роси на юге до Могилёва на севере) и бассейне левых притоков Днепра, Десны и Сейма, вплоть до истоков Северского Донца.[4] Некоторые археологи (Третьяков П. Н., Терпиловский Р. В., Абашина Н. С., Щукин М. Б.) видят прямую переемственность между киевской археологической культурой и вышеперечисленными славянскими культурами V—VI веков (склавинов и антов). О. М. Приходнюк даже предлагал вообще отказаться от термина «киевская культура» и ранние памятники тоже считать пеньковскими. В настоящее время археологи склоняются к следующему варианту преемственности культур:
Колочинская культура развилась непосредственно из киевской как её северный вариант.[5]
Пеньковская культура развилась из киевской при участии этноса полиэтничной черняховской культуры, разгромленной гуннами в конце IV века.[6] Обе последние культуры существовали одновременно и частично перекрывались географически, но относились к разным уровням цивилизации. Однако В.В. Седов полагал, что пеньковская культура развилась потомками прежде всего черняховской при некотором участии переселенцев из ареала киевской, а В. Н. Даниленко предположил, что пеньковские древности возникли на основе колочинской культуры.[7]
Пражско-корчакская культура возникла первоначально как ответвление киевской в бассейне Припяти, где недавно обнаружены наиболее ранние памятники пражского типа первой половины IV века.[8] Пражско-корчакская культура развилась в результате экспансии славян на запад вдоль внешних Карпат к истокам Вислы, затем Эльбы и на юг от верховьев Одера к Дунаю вдоль его притоков (в сторону Паннонии).
Ипотешти-кындештская культура на нижнем и среднем левобережье Дуная возникла в результате экспансии носителей ранней пеньковской культуры на запад и носителей пражско-корчакской культуры на юг в регион совр. Румынии. Культуры развивались одновременно и восходят к киевской, но на формирование ипотешти-кындештской культуры оказало влияние местное фракийское население и близость Византийской империи. Именно в её ареале византийские авторы впервые зафиксировали славянский этнос.
Суковско-дзедзицкая культура в междуречье Одера и Эльбы примыкает на юге к ареалу пражско-корчакской культуры. Географически и хронологически суковско-дзедзицкая культура выглядит как экспансия в VI веке носителей ранней пражско-корчакской культуры вниз сначала по Одеру в сторону Балтики, затем вниз по Эльбе и на восток в сторону средней Вислы. Славянские племена занимали обезлюдевшие к VI веку земли, и видимо ассимилировали оставшееся в некоторых местах местное население. Славяне достигли Балтийского побережья в низовьях Эльбы где-то к началу VII века. Северный ареал суковско-дзедзицкой культуры и ремесленно-бытовые традиции местного населения вызвали заметные отличия в характере памятников от пражско-корчакской культуры, но в целом она соответствует структуре последней.
Признание киевской культуры славянской не решает вопроса об этногенезе славян. Среди возможных кандидатов, предшествующих киевской культуре, указываются зарубинецкая, милоградская и юхновская, более ранняя чернолесская и другие археологические культуры, однако их роль в формировании славянского этноса не может быть точно установлена.
Вложения
Przeworsk_culture.png
Область распространения зарубинецкой и пшеворской культур в І веке н. э.
зелен. — пшеворская культура,
красн. — зарубинецкая культура,
син.— Римская империя.
East_europe_5-6cc.png
Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв.
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону - кармической неразрывности Вечности...
Аватар пользователя
Almistov
Атлантолог
Цитата
 
Сообщений: 427
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:17
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 35

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #160  Almistov » 25 фев 2013, 21:01

ЛюблюСпорить писал(а):
Almistov писал(а):И не надо - "ля-ля" об исторической супермолодости славян :)

Ну так и приводите аргументы о древности. Кстати, зачем было разделять старую тему, чтобы плодить две новые? :)
В Ваших аргументах говорится:
-"В вопросе этнической принадлежности носителей киевской культуры нет единства мнений."
-"Славянство киевской культуры признано большей частью исследователей!!!"
-"Исследователи считают носителей данной культуры славянами"
-"Исследователи полагают ..."
-"Относительно этнической принадлежности зарубинецких племён среди исследователей нет единого мнения. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Тем не менее, данные лингвистики, а также типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой III—V вв. н. э. и культурами раннесредневековых славян V—VII вв. н. э. — пеньковской и колочинской — дают убедительные аргументы в пользу славянской принадлежности племён зарубинецкой культуры."

Т.е. ученые мужи посоветовались и приняли большинством голосов, называть славянами, особенно сильный аргумент данные лингвистики, когда достоверно расшифрованных письменных свидетельств языка нет, иностранцами слова аборигенов не записаны. Генетический анализ невозможен, т.к. большая часть населения сжигала своих покойников. В перечисленных выше культурах наблюдаются материальные остатки принадлежащие различным этносам и т.д.

И кстати, где Вы увидели "норманско-германское" мифотворчество?


Поя зыку - отдельня песня ... А по археологии, этнографии (этнологии), антропологии и схожести культуры (образа жизни) - все данные Вам выше приведены ... В чем проблема? Только не надо о мифич. "договоренности" ученых (да еще в период 100 лет исследований) - в угоду своим (их) диссерам договориться и считать (принять большинством голосов - :) ) де-факто археологически описанные культуры - "славянскими" ... А единое мнение бывает только у "верующих" - в рамках "писания" ... Опровергайте археологию ... Тогда поговорим всерьез и по научному ...
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону - кармической неразрывности Вечности...
Аватар пользователя
Almistov
Атлантолог
Цитата
 
Сообщений: 427
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:17
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 35

Re: Дохристианская письменность у славян

Сообщение #161  ЛюблюСпорить » 25 фев 2013, 23:43

Almistov писал(а):...Опровергайте археологию ... Тогда поговорим всерьез и по научному ...

Не понимаю, что Вы хотите сказать этим обилием букофф и, что нужно опровергать?

Ведь ответ есть в приводимом Вами изложении: "Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам."

Лично я верю (вера не требует доказательств) что предки славян обитали где-то на территории согласно приведенной Вами карты. Но так же как и археологи затрудняюсь ответить где именно. А Вы свободно манипулируете большими массивами информации, и помнится, ранее утверждали, что процент славян среди русских больше, чем среди других народов. Не укажете ли место их исхода на карте?
Аватар пользователя
ЛюблюСпорить
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 01:04
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

НазадВперед

Быстрый ответ


BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Древняя письменность и изобразительное искусство

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1