Антропоморфизм. Описание техники и механизмов древними.
Добавлено: 12 дек 2014, 07:19
Давайте поговорим об антропоморфизме. Мне кажется, изучая древние культуры и пытаясь найти следы каких-то технологий , машин или инструментов, несвойственных для определенного исторического периода времени, очень важно понимать, КАК воспринимали древние, незнакомые с техникой люди то, что они наблюдали.
Антропоморфизм — это наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Антропоморфизм вообще очень присущ человеческой психологии, он существовал всегда, и продолжает проявляться и в наши дни.
Вот какое определение дает антропоморфизму Философский словарь:
АНТРОПОМОРФИЗМ —уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Антропоморфизм возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. Эта форма антропоморфизма господствовала на ранних ступенях развития общества. Антропоморфизм характерен для религиозного мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы.
Из Википедии: «В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости».
Антропоморфизм имеет несколько разных форм и проявлений, но нас, конечно же, будут интересовать те, где признаками живого в прошлом наделялись непонятные древнему человеку механизмы и технические предметы.
Этнологи и этиомологи отмечали, что в примитивных, технически неразвитых обществах даже процесс словообразования тесно связан с антропоморфизмом – частям машин и механизмов люди придают названия из уже известного им лексикона, в основном – из частей тела человека или животного. Это тесно связано с ассоциативным мышлением. Люди, увидев что-то необычное, чего раньше не видели, в своих описаниях будут опираться на то, что им уже знакомо и выстраивать аналогии и ассоциации.
Давайте посмотрим, как люди, не обладающие техническими знаниями и словарем терминов, описывают автомобиль. Индейцы апачи никогда не сталкивались с техникой до тех пор, пока у них не установились контакты с "белыми людьми". "Белые" приобщили их к «цивилизации», и даже стали нанимать апачи на работу, в частности, в автомастерские. Они были умны и хорошо обучаемы, быстро освоили работу по обслуживанию и ремонту машин, но что было замечено, что, общась между своими, на своем языке, они обозначали части машин как части тела. Например, когда они говорили о машине, они так описывали отдельные её части: рот - отверстие бензобака, куда заливается топливо, ноги – колеса, плечи - "передние крылья", лоб – капот, и т.д. Это произошло потому, что у них в языке даже не было слов для обозначения ни самих таких машин и механизмов, ни для отдельных их частей. И это – случай антропоморфизма, когда люди (апачи) хорошо понимали, что имеют дело с механизмами, тем не менее, они их «очеловечивали» в описании.
Что же касается первобытных племен, или совсем незнакомых с техникой обществ, антропоморфизм принимает формы олицетворения с живыми существами не только в языке, но и в сознании. Люди выстраивают ассоциативные цепочки, исходя из своего жизненного опыта и своих знаний, и для тех, кто ранее никогда не встречался с техникой, все, что движется, в сознании ассоциируется с человеком, животными, птицами, рыбами - любой формой живого организма. Они не понимают и не представляют, что двигаться может неживой предмет, у них нет такого опыта.
Те же самые проявления антропоморфизма иногда мы можем наблюдать и в мифах и легендах. Например, «птица-Гром», которая могла поражать врагов «молниями», издавать гром, когда «сердилась». В мифах племён северо-западного побережья Америки её называли Тсоон. Птица грома фигурирует также в мифах алгонкинов, пуэбло и сиу-дакотов. Она (или существа, которые ею управляли) научила людей строить людей многосемейные дома, ставить тотемные столбы. Скорее всего, «птицей» назван какой-то летательный аппарат, с помощью которого «боги» или воевали между собой, или помогали воевать (или защищаться от врагов) тем племенам, которым покровительствовали. «Гром» - звук самолета, преодолевающего звуковой барьер, а «молия», вероятно, лазерный луч.
Ниже я приведу несколько примеров проявления антропоморфизма в изобразительном искусстве древних народов. Я полагаю, что эти примеры несомненно свидетельствуют о том, что в древности люди имели контакт с технологиями, которые намного опережали их время и их уровень знаний и умений.
Другими словами, антропоморфизм – это олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) —приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Я предлагаю в этой теме собирать примеры антропоморфизма из древней истории, мифов, легенд, предметов искусства, - и по возможности пытаться не только описать их, но и попробовать разгадать, какой же механизм явился прототипом антропоморфного существа (антропоморфа).
Антропоморфизм — это наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Антропоморфизм вообще очень присущ человеческой психологии, он существовал всегда, и продолжает проявляться и в наши дни.
Вот какое определение дает антропоморфизму Философский словарь:
АНТРОПОМОРФИЗМ —уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Антропоморфизм возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. Эта форма антропоморфизма господствовала на ранних ступенях развития общества. Антропоморфизм характерен для религиозного мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы.
Из Википедии: «В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости».
Антропоморфизм имеет несколько разных форм и проявлений, но нас, конечно же, будут интересовать те, где признаками живого в прошлом наделялись непонятные древнему человеку механизмы и технические предметы.
Этнологи и этиомологи отмечали, что в примитивных, технически неразвитых обществах даже процесс словообразования тесно связан с антропоморфизмом – частям машин и механизмов люди придают названия из уже известного им лексикона, в основном – из частей тела человека или животного. Это тесно связано с ассоциативным мышлением. Люди, увидев что-то необычное, чего раньше не видели, в своих описаниях будут опираться на то, что им уже знакомо и выстраивать аналогии и ассоциации.
Давайте посмотрим, как люди, не обладающие техническими знаниями и словарем терминов, описывают автомобиль. Индейцы апачи никогда не сталкивались с техникой до тех пор, пока у них не установились контакты с "белыми людьми". "Белые" приобщили их к «цивилизации», и даже стали нанимать апачи на работу, в частности, в автомастерские. Они были умны и хорошо обучаемы, быстро освоили работу по обслуживанию и ремонту машин, но что было замечено, что, общась между своими, на своем языке, они обозначали части машин как части тела. Например, когда они говорили о машине, они так описывали отдельные её части: рот - отверстие бензобака, куда заливается топливо, ноги – колеса, плечи - "передние крылья", лоб – капот, и т.д. Это произошло потому, что у них в языке даже не было слов для обозначения ни самих таких машин и механизмов, ни для отдельных их частей. И это – случай антропоморфизма, когда люди (апачи) хорошо понимали, что имеют дело с механизмами, тем не менее, они их «очеловечивали» в описании.
Что же касается первобытных племен, или совсем незнакомых с техникой обществ, антропоморфизм принимает формы олицетворения с живыми существами не только в языке, но и в сознании. Люди выстраивают ассоциативные цепочки, исходя из своего жизненного опыта и своих знаний, и для тех, кто ранее никогда не встречался с техникой, все, что движется, в сознании ассоциируется с человеком, животными, птицами, рыбами - любой формой живого организма. Они не понимают и не представляют, что двигаться может неживой предмет, у них нет такого опыта.
Те же самые проявления антропоморфизма иногда мы можем наблюдать и в мифах и легендах. Например, «птица-Гром», которая могла поражать врагов «молниями», издавать гром, когда «сердилась». В мифах племён северо-западного побережья Америки её называли Тсоон. Птица грома фигурирует также в мифах алгонкинов, пуэбло и сиу-дакотов. Она (или существа, которые ею управляли) научила людей строить людей многосемейные дома, ставить тотемные столбы. Скорее всего, «птицей» назван какой-то летательный аппарат, с помощью которого «боги» или воевали между собой, или помогали воевать (или защищаться от врагов) тем племенам, которым покровительствовали. «Гром» - звук самолета, преодолевающего звуковой барьер, а «молия», вероятно, лазерный луч.
Ниже я приведу несколько примеров проявления антропоморфизма в изобразительном искусстве древних народов. Я полагаю, что эти примеры несомненно свидетельствуют о том, что в древности люди имели контакт с технологиями, которые намного опережали их время и их уровень знаний и умений.
Другими словами, антропоморфизм – это олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) —приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Я предлагаю в этой теме собирать примеры антропоморфизма из древней истории, мифов, легенд, предметов искусства, - и по возможности пытаться не только описать их, но и попробовать разгадать, какой же механизм явился прототипом антропоморфного существа (антропоморфа).