АлексТ писал(а):Церковь говорит, мол черти рогатые..
а в то же время половина древних божеств и героев - с рогами. И число их в мифологии- легион
и каким-то образом эти рога связаны то ли с быками-коровами, ..то ли с "драконами"
Ну так, имхо, вполне логично. По мере распространения Христианства множество божеств-антагонистов этой религии изображались с рогами. Чёрт - некий общий собирательный образ противостоящих христианству сил.
Данные из Вики:
"Чёрт — то же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии — злой дух, озорной, игривый и похотливый. Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка.
По версии А. Н. Афанасьева слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское čьrtъ — «проклятый», родственно латыш. kyrė́ti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна.
Также, имя созвучно похожему персонажу германо-сканд. мифологии — Сурту, что значит «чёрный, смуглый».
В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном — покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров — рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе. В православной агиографической литературе черти описываются преимущественно в виде
эфиопов ."
Отмечу, что в древнерусских письменных источниках слово чёрт не встречается, но встречается слово бес.
Впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати», в «Слово о полку Игореве» XII века и в др. летописях, как обзывание всех языческих божеств и духов, в частности Велеса, то есть было синонимом слова демон.
" Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта."
— Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — С. 442—445.
Славянское слово восходит к индоевропейскому корню *bhōi- (*bhəi-, *bhī-), общеславянскому *běsъ и родственно лит. baisà «страх», лат. foedus «мерзкий» и греч. πιθηκος «обезьяна». Одно из самых древних названий беса, синоним чертёнка, — анчу́тка.
Бес по внешнему облику схож с изображением древнегреческого Пана и его древнеегипетского прообраза собственно "Беса", включает в себя характерные для шута качества: озорство ,игривость, лукавство, но в отличие от древнеегипетских народных верований его положительный образ заменен на противоположный знак.