Попавший в безвыходное положение, он не только спасается, но и с помощью
чудесной птицы
Анзуд становится скороходом...
Фантастические птицы присутствуют почти во всех мифологиях древности. Очень часто
это не птицы в чистом виде, а соединения птиц с существами иной породы — конем, львом,
змеем, человеком. Местом гнездовья этих птиц является гигантское дерево —
прообраз мира («мировое древо»). Шумерскому герою удалось не только найти такое дерево
в глухих горах Хуррума, не только взобраться на него, но и накормить прожорливого птенца,
оставленного птицей-матерью, и этим заслужить ее благоволение.
Лугальбанда смекалист, поступает разумно
2.
В сладкую пищу — «божье яство»
3.
Раденье к раденью добавляя,
Мед вливает, мед добавляет,
В гнезде орлином перед орленком
Угощенье он расставляет.
Птенец пожирает жир овечий,
А тот ему яство в клюв толкает.
Сидит орленок в гнезде орлином,
Он ему глаза сурьмою
4 подкрасил,
Голову душистым можжевельником украсил,
Венец Шугур
5 из веток сделал.
В это время послышался шум крыльев, и Лугальбанда поспешил покинуть гнездо и спрятался в ветвях.
Приблизилась Анзуд к дереву, но писка птенца не услышала. Позвала его, а он не отозвался.
Смертельно напуганная, птица-мать опустилась в гнездо, увидела птенца, сытого и довольного.
Поняв по краске под глазами детеныша и по можжевеловым ветвям, что в гнезде кто-то побывал,
птица крикнула:
— Явись, кто бы ты ни был, бог или человек, я тебя награжу.
Лугальбанда вышел из своего укрытия и низко поклонился Анзуд.
Вставка в тексте моя
Птица предложила юноше богатство.
— Не надо мне богатства, — отвечал Лугальбанда. — Много серебра в Аратте, и я его добуду.
— Возьми тогда славу! — сказала птица.
— Славу я сам добуду, — сказал Лугальбанда.
— Сильны твои враги, — сказала Анзуд. — Я дам тебе против них волшебное оружие.
— Я добуду победу своим мечом, — ответил Лугальбанда.
И тогда сказала птица:
Что же ты, мой Лугальбанда,
Одарить меня желаньем не хочешь?
Загадай любое! Не нарушу я слова,
Судьба твоя — в твоем желанье.
— Благодарю тебя, Анзуд, — сказал Лугальбанда. — Но я не достоин этих великих даров. Я прошу
тебя об одном. Сделай так, чтобы я был неутомим в беге.
— Пусть так будет! — согласилась птица. — Ты будешь скороходом. Только не открывай тайны
моего жилища и не похваляйся даром, что от меня получен.
2 Стихотворные тексты и проза даются в переводе российского шумеролога В.К. Афанасьевой.
3 Особая пища для богов существует во многих мифологиях — персидская хома,
индийская сома, греческая амброзия.
4 Красная краска сурьма считалась достоянием богов огня и дня. В римской церемонии
триумфа триумфатору, принимавшему облик бога дня Юпитера, окрашивали щеки сурьмой.
Примечательно, что орел считался священной птицей Зевса-Юпитера.
5 Согласно толкованию В. К. Афанасьевой, Шугур — ритуальный венок или повязка,
делавшаяся не только из веток, но также из колосьев и драгоценного металла.
http://www.mifologija.ru/mesop/luga.shtml