Отличительная черта Пермского звериного стиля – сюжет ящера. Как правило, ящер служит подножием человекообразных фигур (сульде). На поделке, найденной на Каме близ деревни Ныргында, изображен “
огромный, весьма типичный ящер, длинный, изогнутый, с коротким пушистым хвостом и короткими лапами; на сильно вывернутой нижней челюсти и на шее волоса, верхняя челюсть иззубрена”. На ящере сидит человек с раскинутыми руками-крыльями, голова и руки его переходят в лосиные головы, а те, в свою очередь, в птиц.
http://ilion-skiv.livejournal.com/pics/catalog/338/4546Ажурная бляха.
Ящер, рыбы, находящиеся в его чреве, сидящий человеколось в окружении
лосиных голов и птиц.
VI-VIII вв. Бронза, литье.
д. Ныргында Сарапульского р-на, Удмуртия.
Сборы А.А. Спицына, 1898. (Эрмитаж, СПБ)
В ряде случаев ящеру отводится главное место в композиции. Одно из них Ф. Теплоухов описал следующим образом: “
Животное это представляет собой нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме то-го, нижняя челюсть длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой такой рог помещен на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально”.
http://ilion-skiv.livejournal.com/pics/catalog/338/4611Полая подвеска с объемными фигурами двух людей, сидящих на ящере.
VIII-IX вв. Бронза, литье.
р. Ухта. (ГИМ, Москва)
Известный географ, антрополог, этнограф и археолог Дмитрий Николаевич Анучин писал: “
Зверь этот изображался или в виде отдельных фигур, или в подножии антропоморфных и зверовидных фигур – “образков”, как бы заменяя собою Землю. <…>
Тем не менее, ящер представлялся способным к передвижению на себе других, более или менее антропоморфных существ”.
Вот еще одно изображение с прорисовкой из Эрмитажа:
http://pixs.ru/showimage/IMG1766JPG_5120707_7992281.jpgТеперь что касается “изображение бога воды, речного царя”. Рыбаков полагал, что за этим описанием скрывается вполне реальное существо, а именно ящер.
В тридцатом томе Полного собрания русских летописей (1582 г.) зафиксировано: “…
В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и моли-ша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день…” Рыбаков в “Язычестве древней Руси” следующим образом комментирует это сообщение: “
Здесь речь идет не о прикормленных к дому обожествленных “гивоитах” (“живоитах”), а о реальном нашествии речных ящеров”...
Если интересно, подробности здесь:
http://ilion-skiv.livejournal.com/?skip=20&tag=%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2