Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодчих

Комплексы, дольмены, курганы, и т.п.
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Модераторы: belka, Player, СуммаЗн

Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодчих

Сообщение #1  Анар » 02 сен 2019, 18:48

Часть I

Я всегда сомневался в том, что мегалитические сооружения на острове Мальта - это типовые языческие храмы, возведенные для обрядов, религиозных церемоний, жертвоприношений и т д. Хотя, в святилищах найдены статуэтки языческих богов и богинь, например, «матери-земли», каменные жертвенники, осколки ритуальной утвари, но все эти артефакты меня не переубеждали.

Изображение


Если их возраст поддавался датировке (III-IV тысячелетие до нашей эры), то сами мегалитические комплексы в нее не вписываются. Точнее, в каменном или бронзовом веках святилища могли отремонтировать или перестроить, а вот их сердцевина – изначальная постройка древних зодчих выглядела намного старше, вполне возможно на тысячи или десятки тысяч лет. Аборигены острова, скорее всего, вновь задействовали бесхозные мегалиты, брошенные когда-то первыми поселенцами или миссионерами неизвестной цивилизации.

Определяя возраст руин, археологи ориентируются на находки внутри сооружений или рядом с ними – кости животных, угольки, черепки, осколки керамики и т.д. Эти предметы изучают и подвергают радиоуглеродному методу датировки, который относит артефакты к эпохе бронзы или каменному веку. Этот же возраст ученые подгоняют и приписывают мегалитам.

С научным подходом спорить трудно, но метод определения возраста храмов посредством датировки «мусора» оставляет лазейку для сомнений и споров.

Я задался простым вопросом: что стоило языческим племенам намусорить у руин, уже стоявшим на своём месте тысячи лет?

Может, вожди и шаманы приняли древние памятники за наследие божественной расы и поэтому обосновались рядом с ними на «священной земле». Язычники отремонтировали и перестроили руины, превратив их в святилища, снабдили алтарями, утварью и статуями, сохранившимися до наших дней.

На алтарях жрецы приносили жертвы, совершали религиозные обряды с преподношениями своим богам и идолам на протяжении нескольких веков. За это время внутри и вокруг святилищ скопилось достаточно мусора, включая кости животных, которые археологи нашли и исследовали, чтобы определить возраст языческих сооружений. Вот вам и изъяны в системе датировки.

Многие посетители мегалитических комплексов на Мальте не обращают внимания, что большая часть экспозиции – это декорации, собранные из современных стройматериалов и имитирующих элементов. На табличках внутри святилищ мелким шрифтом обозначено, что некоторые конструкции являются имитацией древних памятников и копиями блоков, найденными археологами в ветхом состоянии. Они не подлежали восстановлению, поэтому реставраторам пришлось возводить декорации. Относительно хорошо сохранились лишь те мегалиты, которые со временем ушли под землю или изначально были сооружены под землей. Как, например, в музее Neolithic Temples Tarxien (Таршин), включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Изображение


Среди копий и декорационных конструкций Таршина трудно распознать что-то древнее, но следы первых строителей все-таки сохранились и они на полу.

В проходе между храмами я заметил, что археологи или кто-то до них вынул из пола большой фрагмент и обнажили фундамент. В образовавшейся дыре отчетливо просматривается глубина пола, около полуметра. Меня заинтересовала его сборка.

Изображение


Древние зодчие пошли по сложному и непривычному для нас пути. Вместо типовых плит одинаковой формы, они использовали для сборки пола в Таршине мегалиты разного размера. Их тщательно обтесывали и превращали в многоугольные блоки, которые идеально подгоняли по бокам. Необработанная часть камня уходила в землю, а оставшаяся на поверхности сторона выравнивалась и шлифовалась. Никакого скрепляющего раствора между блоками не видно. Камни настолько плотно притерты со всех сторон и скреплены, что между ними спустя тысячелетия не образовалось даже щели.

Аналогичную технологию сборки каменных полов я видел в Египте. Рядом с пирамидами сохранились фундаменты и фрагменты напольных покрытий разрушенных храмов. Получается, древние египтяне собирали полы в своих святилищах по той же системе, как это делали мальтийцы или наоборот. Кто у кого учился и перенимал опыт, остается загадкой.

В любом случае, полы в храмах Таршина демонстрируют профессионализм и невероятные способности мастеров доисторической эпохи. Их техника оказалась непревзойденной. Аборигены каменного и бронзового века не смогли и близко подойти или повторить технику обработки и состыковки мегалитов.

Изображение


Язычники мегалитических комплексов старались подражать первым строителям, но это у них плохо получалось. Ничего подобного они построить не могли, их попытки были примитивными и грубыми. Это видно по непропорциональным блокам и необработанным камням, которыми пытались латать дыры строители бронзового века, ремонтируя или переделывая давно заброшенные сооружения.

В Таршине привлекает внимание копия статуи богини-матери, от которой осталась только нижняя часть. Считается, что святилище построили в её честь и поэтому жрецы установили идола внутри храма.

Изображение


Эта версия кажется вполне убедительной, если закрыть глаза на технику изготовления статуи. Непропорциональная фигура богини вырезана грубо и весьма примитивно, к тому же она прислонена к задней стенке. Скульпторы не смогли создать идола крепко стоящего на ногах. Напрашивается вопрос: если ваятели бронзового века не могли искусно высечь и обработать скульптуру из песчаника (мягкой породы), то, как они умудрялись обтесывать, отшлифовывать и намертво соединять многоугольные мегалиты? Может, автор идола и древние инженеры всё-таки из разных эпох? Иначе, в руках первых каменщиков богиня-мать превратилась бы в шедевр, превосходящий по мастерству творение Микеланджело – Давида, вырезанного из целого куска мрамора.

По стечению обстоятельств, памятники из разных эпох встретились на одной площадке.

Изображение


Выставлен напоказ только нижний ряд крупных блоков. Видимо, археологи не нашли камни, когда-то установленные сверху. На уцелевших мегалитах видны четко-отполированные выемки для посадки верхних блоков. Эта композиция напоминает большой конструктор, где модуль с углублениями состыковывается с выпуклыми элементами смежной детали. Причем, в этом странном конструкторе смежная деталь только одна, остальные модули не подходят друг к другу, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми.

Первые строители не изготовляли и не использовали типовые стройматериалы, у них не было кирпичей, шлакоблоков и панелей. Все элементы в конструкции были уникальными и подходили только к тем деталям, с которыми состыковывались. И где тут рационализм и целесообразность? Почему зодчие не стандартизировали все блоки, чтобы не терять время и силы для индивидуальной подгонки одного мегалита к другому?

У меня нет однозначного ответа на эти вопросы, но есть некоторые соображения, которыми я хотел бы поделиться. Древние зодчие не были застройщиками типового жилья и не штамповали дома на каждом углу. Сохранившиеся до наших дней сооружения первых строителей на Мальте – штучные, их создатели словно гостили на острове недолгое время и не собирались его заселять. По инженерному решению мегалитические застройки больше напоминают хозяйственные помещения, склады или бункеры (без окон и дверей с мощными полами и стенами). Ничего общего с полноценным жильем здесь нет.

Если первые поселенцы занимались бы массовой застройкой, то на острове остались бы следы их производственной деятельности и, конечно же, сооружения из типовых стройматериалов – одинаковых каменных блоков или кирпичей, как древнеримские храмы, термы, амфитеатры и т.д. Здесь же строители пошли другим путем. Им было вполне достаточного того камня, который можно было добыть в местных каменоломнях для постройки хозблоков или военных объектов. Мастера знали секрет соединения мегалитов без скрепляющего раствора. Метод полигональной кладки не нуждался в цементировании. Расходы на строительство сводились к минимуму. Обработанные и скрепленные между собой монолитные блоки являлись настолько надежной и прочной конструкцией, что пережили тысячелетия.

В дальнейшем полигональный метод в строительстве не применялся, очевидно, он был утерян и забыт, поэтому язычники из бронзового века складывали стены из необработанных камней с закрепляющим раствором и забутовкой.

Продолжение следует

Анар Гасимов
Аватар пользователя
Анар
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 02 сен 2019, 15:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6

Re: Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодч

Сообщение #2  Mеханоид » 03 сен 2019, 06:43

Анар писал(а):Видимо, археологи не нашли камни, когда-то установленные сверху. На уцелевших мегалитах видны четко-отполированные выемки для посадки верхних блоков.

А это случайно не новодел? Светлый участок отделил красной разметкой:

900-0_lgmf179eddd7-GN1U2YkClYa78YMKmDKdoDV4hNrUYvdv.jpg
900-0_lgmf179eddd7-GN1U2YkClYa78YMKmDKdoDV4hNrUYvdv.jpg (59.36 KiB) Просмотров: 674
Уточняю объём черепных коробок (погрешность измерения 0,01 куб.мм)
Изображение
Аватар пользователя
Mеханоид
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 3024
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 05:55
Откуда: Россия, г. Челябинск
Благодарил (а): 1751 раз.
Поблагодарили: 1395 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 172

Re: Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодч

Сообщение #3  Atlantuk » 03 сен 2019, 13:04

Mеханоид писал(а):А это случайно не новодел?

Полигоналка не бывает без "фасок" которые маркеры для стыковки, здесь их нет
Atlantuk
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 824
Зарегистрирован: 27 фев 2013, 16:05
Благодарил (а): 132 раз.
Поблагодарили: 139 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 42

Re: Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодч

Сообщение #4  Анар » 04 сен 2019, 12:09

Mеханоид, в мегалитическом комплексе Таршин, увы, много новодела, я это отметил в публикации. Что касается блоков на фото, то к ним нельзя подойти близко и внимательно рассмотреть. Со стороны кажется, что новодел, причем блоки частично повреждены эрозией. Может они были выкопаны? Хорошо сохранившиеся части находились под сухой землей, а части на поверхности подверглись разрушению. Но, это только догадки. Реставраторы зачем-то отштукатурили многие блоки в Таршине, а на некоторых камнях штукатурка начала отслаиваться.
Аватар пользователя
Анар
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 02 сен 2019, 15:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6

Re: Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодч

Сообщение #5  Анар » 04 сен 2019, 12:11

Atlantuk, трудно сказать, к этим блокам нельзя подойти. Они находятся на площадке за оградой.
Аватар пользователя
Анар
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 02 сен 2019, 15:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6

Сообщение #6  Анар » 04 сен 2019, 14:38

Часть II

Во второй части очерка я расскажу о странных объектах в мегалитическом комплексе Таршин на острове Мальта. Реставраторы попытались отвлечь внимание и скрыть от посетителей самые интересные детали экспозиций, закрыв к ним доступ.

Экспозиция в Таршине разграничена странным образом – значительная часть помещений закрыта для посетителей. Несколько интересных участков полностью изолированы. Один из них расположен в центре комплекса. Посетители не задерживаются у перекрытого стойками прохода, кто-то останавливается на пару секунд, чтобы сделать дежурный снимок и идет дальше. Действительно ничего примечательного в комнате овальной формы нет. Её интерьер собран небрежно, кривая конструкция в виде дольмена и невысокие стены из камней разной формы и размера, словно вот-вот развалятся.

Зачем же понадобилось устраивать этот цирк? По всей видимости, для того чтобы отвлечь внимание туристов и скрыть то, что находится на заднем плане.

Я не собирался тратить время на осмотр новодела, но взгляд неожиданно остановился на странном объекте за шаткой стеной. Там возвышалась серая громада – монолитный блок высотой более 2-х метров с обтесанными стенами. Причем в нём просматривался большой оконный или дверной проём, аккуратно вырубленный в монолите толщиной от полуметра.

Изображение


Таинственный монумент напомнил мне знаменитые Ворота Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol) в Тиауанако – город мертвых в Боливии. Они высечены из цельного блока серо-зеленого андезита, высота ворот составляет около 3 метров, ширина – 4 метра, а толщина – полметра.

Изображение

Замеченный мною объект похож на заготовку, из которой собирались изготовить портал наподобие Ворот Солнца. Монумент в Таршине явно недоработан. И что важно, это не конструкция из нескольких мегалитов, вплотную подогнанных друг к другу. Заготовка вытесана из монолитного блока без щелей и зазоров. Если так, то его вес должен составлять не менее 50 тонн.

Как же такой мегалит умудрились вырубить, обработать и транспортировать в каменном или бронзовом веке? Этим же вопросом, очевидно, задались археологи и решили оставить его без ответа. Они спрятали гигантскую заготовку подальше от любопытных глаз, заслонили его ложной стенкой и таким образом избавились от лишних объяснений. Но, это ещё не всё!

Туристическая тропа обходит стороной несколько апсидальных помещений-камер, к ним невозможно пробраться. Перелезать за ограждения запрещается, за порядком следят смотрители и десятки видеокамер. Разглядеть же со стороны изолированный участок можно только с высокого подиума, который окружает весь мегалитический комплекс по периметру. Даже с дистанции 8-10 метров отчетливо видна разница в технике строительства помещений-камер и восстановленной экспозицией.

Изображение

Изображение

Я нашел подходящую точку на подиуме, наиболее приближенную к камерам и навел на них объектив фотоаппарата. Максимально приблизив фокус и добившись четкости изображения, я сделал серию фотографий, чтобы разглядеть все детали странных помещений.

Апсидальные стены возведены из оригинальных мегалитов. Отсутствие потолков позволяет рассмотреть внутреннее пространство и толщину стен. В первоначальном виде без переделок остались три камеры, расположенные друг напротив друга и разделенные внутренним коридором. Четвертая была когда-то демонтирована, от неё ничего не осталось. Недавно реставраторы восстановили исчезнувшее помещение, но сделали это довольно странным способом. Они использовали не копии мегалитов, а грубо-обработанные мелкие камни. Результат получился нелепым.

Все камеры когда-то были возведены одинаково посредством соединения 19-ти массивных мегалитов, идеально отшлифованных и подогнанных друг к другу. Однако часть из них не сохранилась, поэтому в оставшихся трех камерах можно насчитать разное количество блоков. Практический полный комплект из 18-ти камней сохранился в самом близком к подиуму помещении. В нем отсутствует только один блок – верхняя панель входной арки, оставшиеся камни стоят на своих местах и восхищают идеальными пропорциями, качеством обработки и состыковки.

Изображение

Изображение

Никаких украшений или декора на стенах внутри камер нет. И это довольно необычно для действующего храма. Жрецы всячески украшали святилища узорами и религиозной символикой. К слову, узоры на камнях в Таршине есть, даже встречаются рисунки с животными, их достаточно грубо и примитивно выбили на некоторых блоках. Но внутренние стены в камерах чистые и гладкие без малейших следов росписи.

Интересно, что вход в камеры не закрывался. Порталы в каждом помещении сложены из трех мегалитов, два стоят вертикально, а третий когда-то лежал сверху – горизонтально. На вертикальных камнях по углам видны глубокие выемки, в которые ложился верхний блок. Ни в одной камере верхняя часть порталов, увы, не сохранилась.

Площадь в камерах настолько мала, что жить в них или совершать культовые обряды было бы весьма проблематично. Толстые апсидальные стены без окон (полное отсутствие солнечного света и свежего воздуха), не закрывающийся вход, низкий потолком (около 1,5 метра) – эти условия никак не подходят для обрядов и тем более жизнедеятельности. Такие помещения напоминают бункер, склад или погреб, а не жилые дома или многокомнатные квартиры.

Мегалиты, образующие камеры, были тщательно обтесаны не только с внутренней, но с внешней стороны. Это хорошо видно, стоит только обогнуть подиум и спуститься вниз, чтобы рассмотреть гигантские блоки с более близкого расстояния.

Изображение

Древние зодчие не строили на Мальте жилые дома, мощеные дороги и коммуникации, не проводили ирригацию, не развивали сельское хозяйство и т.д. Они находились в постоянном движении, передвигались с одного места на другое, выполняя какие-то задачи, и при этом чувствовали себя в полной безопасности.

Откуда такое предположение? Смотрите, если бы экспедиции грозила реальная опасность нападения и любая угроза извне, то её участники, скорее всего, решили бы себя обезопасить. Они укрепили бы свой лагерь, возвели оборонительные сооружения из мегалитов с высокими стенами. Но ничего подобного на Мальте не обнаружено.

Может мегалитические крепости со временем разрушились, и от них не осталось и следа? Тогда почему уцелели мегалитические святилища?

Если же крепостей действительно не существовало, то получается, что среда обитания экспедиционной группы была безопасной и не представляла для них угрозы. Может в те далекие времена, когда экспедиция прибыла на Мальту, остров ещё не был заселен или аборигены оказались вполне миролюбивыми и приняли иноземцев за богов?

Продолжение следует

Анар Гасимов

Анар, не нужно открывать новую тему. Просто продолжайте ее здесь же. Это будет и соответствовать Правилам форума, и читать будет удобнее. Ratnik.
Аватар пользователя
Анар
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 02 сен 2019, 15:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6

Re: Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодч

Сообщение #7  Анар » 13 сен 2019, 17:54

Часть III - Окончание

Свидетель Всемирного потопа

Изображение


Святилище Мнайдра обдувается со всех сторон, из-за этого хрупкий коралловый известняк выветрился, эрозия в разной степени повредила и разрушила древние мегалиты. Большую часть развалившихся камней убрали с территории комплекса. Почерневшие от времени и потерявшие форму камни свалили в кучу на левом краю святилища и оградили от посетителей стойками с канатами. Прикасаться и тактильно ощутить возраст мегалитов, увы, не разрешается, но издалека хорошо видно насколько стары эти камни и сколько всего они пережили за тысячелетия.

Изображение

Изображение


Именно в таком обветшалом состоянии англичане обнаружили руины в XVIII веке, пока не вмешались реставраторы и не обновили весь храмовый комплекс. Его полностью перестроили, используя новые имитирующие блоки, поэтому сооружение сейчас напоминает конструктор из разных деталей. Нынешний храм практически не имеет ничего общего с тем, что возвели первые строители, а за ними язычники в каменном веке.

Изображение


Археологи считают, что святилище Мнайдра значительно старше соседнего Хаджар-Кима. Такое предположение возникло неспроста. В ходе изучения мегалитов святилища ученые установили, что их эрозия гораздо серьёзнее и глубже, чем у камней, лежащих в основании верхнего храма.

Изображение


Результаты лабораторных исследований образцов эрозии наиболее старых мегалитов в Мнайдре привели исследователей в замешательство. Разъедание оказалось весьма странной природы. Его причиной послужило не только обветривание и другие атмосферные явления, но и губительное воздействие соленой морской воды, в которой, по всей видимости, мегалиты пребывали длительный период. За это время камни успели изменить форму, обросли моллюсками и морскими ракушками.

Изображение


Как это понимать? Ведь святилище стоит на краю утеса – около 100 метров над водой. Чтобы добраться до моря, нужно спуститься по крутой тропинке, огибая острые камни. Как же тогда храм мог оказаться под водой, намного ниже нынешних ста метров? Не могли же его построить из пораженного эрозией кораллового известняка, добытого из морских глубин – это бред.

Изображение

Изображение


Если же мегалитический комплекс когда-то пребывал на дне морском, а потом море отступило, то получается, что сооружение является «живым» свидетелем Всемирного потопа?

О таком масштабном катаклизме, произошедшем на Мальте, увы, нет никаких упоминаний в местном фольклоре, сказаниях и летописях. В средневековых и более ранних источниках сведений о потопе не найдено. Это вполне объяснимо. Слишком часто остров становился ареной военных конфликтов, его захватывали и наводили свои порядки разные народы. Новые колонизаторы грабили и уничтожали всё, что принадлежало прежним жителям. Так история Мальты начиналась заново, а всё, что было прежде, быстро забывалось. Никаких письменных свидетельств, свитков или манускриптов с языческих времен не сохранилось. Археологам и историкам приходиться довольствоваться только древними руинами, статуями божков или богинь, осколками керамической посуды и каменными алтарями. Они о потопе, к сожалению, ничего рассказать не могут.

Однако реальные свидетельства потопа на Мальте всё-таки нашлись, и они способны перевернуть нынешние представления об истории современной цивилизации. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Изображение


С края высокого обрыва, где стоит храм, открывается потрясающая панорама на морскую гладь и бескрайний горизонт, за которым скрывается Африка. До неё рукой подать. Кратчайшее расстояние от Мнайдры до берегов южного континента менее 300 километров. На этом пути часто встречаются многочисленные острова, самые крупные из них – Пантеллерия (Pantelleria), Линоза (Linosa) и Лампедуза (Lampedusa e Linosa), а совсем мелкие видны с площадки древнего святилища.

Изображение


Один из необитаемых островов Филфла просматривается с Мнайдры, он находится в пяти километрах к югу от храма. В конце XIX века этот остров исследовал католический священник – отец Эммануэль Магри, он нашел на маленьком клочке суши следы колесных пар, уходящих в море, и занес это открытие в свой дневник. А в 1912 году английский исследователь Р.Н. Брэдли обнаружил окаменевшие колеи недалеко от Хаджар-Кима и отметил, что они идут к крутому склону в направлении к Филфла. В ХХ веке все следы колесных пар на острове были уничтожены в результате артиллерийских обстрелов, поскольку Филфла превратили в полигон для проведения военных учений и стрельбищ.

В настоящее время бывший полигон и пространство вокруг него объявлено природным заповедником, и совершать погружения в этих водах категорически запрещено. Скорее всего, этот запрет введен для безопасности дайверов. Ведь на морском дне, по всей видимости, лежит масса неразорвавшихся снарядов, накопившихся за долгие годы артобстрелов. В любой момент один из них может активизироваться и взорваться, тогда всё живое в радиусе нескольких сотен метров неминуемо погибнет.

Очень жаль, что исследовать морское дно между храмом Мнайдра и Филфлой воспрещается. На этом участке могли сохраниться не только окаменевшие колеи, но и мегалитические памятники утраченной цивилизации, ушедшие под воду в далеком прошлом.

Что же это за россыпь остров и почему их так много между Мальтой и Африкой?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к геологическим и топографическим исследованиям, проведенным мальтийскими и европейскими учеными в Сицилийском и Мальтийском проливах. Результаты научных изысканий оказались весьма любопытными. Тщательное изучение морского дна в проливах убедило исследователей в том, что нынешнюю Италию (Сицилию) и Африку связывал сухопутный коридор – архипелаг, от которого на поверхности Средиземного моря остались лишь самые высокие участки. Именно они являются грядой крупных и мелких островов – Мальта, Гозо, Пантеллерия, Линоза, Лампедуза и др.

Изображение


Обрушение архипелага и его исчезновение в водах Средиземного моря произошло в период миоцена. Термин «миоцен» ввел в оборот шотландский учёный Чарльз Лайель, который в 1830 году написал книгу «Основы геологии». В своём труде шотландец рассматривает и классифицирует Третичный период – промежуток времени от эпохи вымирания динозавров 65 млн. лет назад до последнего ледникового периода – 1,8 млн. лет назад.

Изображение


Чарльз Лайель поделил Третичный период на пять геологических эпох: палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен и плиоцен. Миоцен охватил временной промежуток от 23 до 5 млн. лет назад. Именно тогда материки ещё активно двигались, их столкновение вызывало на Земле серьезные катаклизмы и изменения ландшафтов. Когда африканский континент столкнулся с Евразийской платформой, возникли Альпийские горы. В тоже время исчез архипелаг, соединявший Африку с Италией.

Возможно, около 5-10 млн. лет назад сближение Африки с Евразией вызвало резкое повышение уровня Средиземного моря. От нарастающего противостояния двух континентов сухопутный коридор начал разваливаться и уходить под воду. Большая часть архипелага со временем скрылась в морской пучине, а Мальта превратилась в один из островов между континентами.

Если развивать эту гипотезу, то можно предположить, что святилище Мнайдра стало свидетелем масштабного природного катаклизма, и на какое-то время ушло под воду, пока Средиземное море не отступило от края утеса.
Эта фантастическая версия раскрывает приблизительный возраст мегалитического комплекса – не менее 5 млн. лет!

Изображение


Что же получается, святилище Мнайдра появилось до ледникового периода? Как же так? Ведь по версии Чарльза Дарвина в те далекие времена на Земле не было разумных существ, способных что-то строить. Теория эволюции предполагает, что от 4,2 до 1,8 млн. лет назад по деревьям прыгали обезьяноподобные австралопитеки (australopithecus) – дикие предки человека разумного. Антропологи относят их к высшим приматам, обладавших признаками прямохождения и антропоидными чертами в строении черепа. Эти обезьяны ещё прямо ходить не научились, а строить и подавно. Или мы чего-то не знаем?

Изображение


Появление на Мальте рукотворных сооружений, переживших 5 млн. лет назад природный катаклизм, косвенно подтверждает ещё одна неожиданная находка – руины мегалитического комплекса на дне Средиземного моря.


Храм под водой

31 октября 1999 года в газете Il-Mument (Иль Мумент) – еженедельном воскресном издании на мальтийском языке, которое печатает Stamperija Indipendenza, вышло сенсационное сообщение о том, что на шельфе в местных водах обнаружены руины, напоминающие мегалитический храм. Это открытие сделала исследовательская группа в составе немца Хуберта Цайтльмайера и братьев Шауна и Курта Арриго – профессиональных дайверов.

Изображение


В ходе подготовленного погружения 13 июля 1999 года они нашли на дне Средиземного моря странный рукотворный объект, возведенный из огромных прямоугольных блоков, внимательно его осмотрели, а затем сделали фото и видеосъемку всего сооружения.

В газете Il-Mument отмечается, что обнаруженный артефакт находится к северо-востоку от побережья Мальты – около полутора миль от города Слима.

Фотографиями и описаниями подводных руин Хуберт Цайтльмайер поделился с журналистами Maltadiscovery. На официальном сайте этой организации появился материал об истории открытия и особенностях мегалитического памятника, найденного у берегов Мальты.

По словам доктора Цайтльмайера, артефакт находится на глубине от 7 до 25 метров. Его планировка схожа с наземными святилищами на Мальте. Каменные блоки обтесаны и выровнены. Диаметр внутренних помещений составляет 6-7 метров, высота стен от 4 до 6 метров. Апсидальный стороны некоторых комнат ориентированы на восток. Через центр развалин проходит улица.

Изображение


Определить точную дату постройки морского храма сложно. Если предположить, что его возвели одновременно со святилищами на Мальте, которые датируются 3-4 тысячелетиями до нашей эры, то каким образом этот артефакт оказался под водой – в 1,5 милях от берега и на глубине до 25 метров?

В каменном веке Мальту не сотрясали природные катаклизмы, повлекшие к резкому повышению уровня Средиземного моря или провалившие береговую линию острова на 2 мили под воду. Что же тогда получается? Может морской храм и его наземные собратья все-таки намного старше, чем это принято считать?

Такое предположение высказал Йозеф Эллул – мальтийский исследователь археологических памятников и руин храма Хаджар-Ким. Он считает, что возраст мегалитических сооружений нужно отодвинуть минимум на 12-13 тысяч лет к периоду последнего ледникового периода, когда уровень мирового океана был значительно ниже. Именно тогда древние зодчие могли возвести на суше объекты, которые в результате изменения климата и резкого потепления, оказались затопленными и погрузились на дно Средиземного моря.

Этой теорией Йозеф Эллул поделился в своей книге «Допотопная культура Мальты и храмы каменного века», изданной в 1988 году. Однако эту работу научные круги не приняли всерьез, ученые поставили под сомнение гипотезу автора о том, что мегалитические памятники на Мальте возвела допотопная цивилизация около 13 тысяч лет назад. Эллул утверждает, что 5 тысяч лет назад Земля пережила глобальный катаклизм, в результате чего воды Атлантического океана проврали и перекинулись через Гибралтарский пролив, затопив бассейн Средиземноморья. Этот потоп, якобы, и погубил древнюю цивилизацию на Мальте и разрушил её сооружения. Часть из них так и осталась под водой.

Некоторые европейские, американские и российские ученые разделяют версию Йозефа Эллула, но с одной оговоркой. Они считают, что глобальное потепление климата и движение континентов на Земле действительно привели к повышению уровня мирового океана и поэтому воды Атлантики вполне могли затопить средиземноморский бассейн, только эта катастрофа произошло не 5000 лет назад, а значительно раньше – 5 млн. лет назад, то есть в период миоцена.

Изображение


Теперь вернемся к находке в глубинах Средиземного моря. В своей книге «Загадки затонувших цивилизаций» Грэм Хэнкок отмечает, что в распоряжении Йозефа Эллула оказались уникальные снимки аэрофотосъемки северо-восточного побережья Мальты, сделанные Британскими королевскими военно-морскими силами незадолго до начала Второй мировой войны. На некоторых фотографиях можно разглядеть рукотворные объекты под водой. Английские военные не интересовались археологическими памятниками на Мальте, у них были другие цели, касающиеся укрепления военного присутствия, обнаружения активности противников в прибрежных районах и в акватории острова.

Изображение


Архивные аэрофотоснимки убедили Йозефа Эллула в верности его гипотезы. Он неоднократно обращался к властям и предлагал организовать поисковую группу с аквалангистами, чтобы найти и изучить уникальные памятники. Однако на призывы энтузиаста откликнулся лишь один человек - Хуберт Цайтльмайер.

Немец был лично заинтересован в успехе предприятия, он согласился самостоятельно собрать команду с техническим оснащением и исследовать подводный объект, попавший в военные фотокамеры англичан в середине ХХ века. Эллул подарил гостю из Германии один из черно-белых снимков, который вполне мог послужить картой для нахождения подводного объекта. Находчивый немец воспользовался случаем и по старой фотографии вычислил правильное месторасположение мегалитические руины под водой и нашел их.

Со дня этого открытия и шумихи в прессе прошло 20 лет. О подводных руинах местным дайверам хорошо известно, но серьезного исследования памятника никто так и не предпринял. Официального подтверждения или опровержения версии о рукотворном происхождении храма до сих пор нет.

К нему периодически погружаются любители и профессиональные аквалангисты, чтобы самостоятельно убедиться в наличии руин на шельфе. Но, частные разведчики не афишируют результаты своих изысканий.
Подводный храм остается неизученным «белым пятном», ожидающим внимания ученых и профессиональных исследователей, способных раскрыть тайну, скрытую в морской пучине.


Между камнями Мнайдры

Мнайдра укрыта брезентовым куполом, который с высоты птичьего полета напоминает белую раковину гигантского моллюска. Внутри неё спрятана «жемчужина», появившаяся на свет 3600-2500 гг. до нашей эры, но этот возраст определен весьма условно, ученые не решаются выдать более раннюю дату.

Изображение


Реставраторы собрали святилище как конструктор из несовпадающих деталей, и это сразу бросается в глаза. Я стоял перед аркой мегалитического портала и представлял, как рабочие в спецовках суетятся и бегают по стройплощадке, а ловкие автопогрузчики поднимают искусственные блоки и ставят их поверх ранее поставленных камней. Ничего оригинального в святилище выше пола нет, но некоторые мегалиты всё-таки напоминают технику строительства первых зодчих.

Изображение


Меня крайне возмутило разграничение внутреннего пространства храма. Его перегородили столбиками с канатами и перекрыли доступ к мегалитам. К ним не позволяют приближаться и тем более трогать. Почему? Мне кажется это сделано вовсе не для того, чтобы уберечь древние камни от посягательств вандалов. На территории экспозиции полно камер видеонаблюдения и все посетители находятся под строгим контролем. Поэтому ограничения в передвижении туристов скорее на руку реставраторам, которым не хочется, чтобы к их подделкам близко приближались, внимательно рассматривали и быстро разоблачили. А подделок в Мнайдре, увы, хватает.

Изображение


Однако вернемся к следам древних зодчих. Как-то странно получается, что реставраторы свалили в кучу на краю комплекса поврежденные эрозией бесформенные мегалиты, а внутри экспозиции выставили отлично сохранившиеся, практически новенькие, блоки. Имитация? Конечно!

Изображение


Иначе как объяснить, что на одной площадке соседствуют потемневшие и практически рассыпавшиеся мегалиты из кораллового известняка, и другие, словно только что доставленные из каменоломни. Хотя, есть еще одно объяснение такому странному соседству.

Вполне возможно, что старые бесформенные мегалиты – это и есть те самые камни, которые пережили ледниковый период, затем оказались в глубинах поднявшегося Средиземного моря и вновь вышли на поверхность, когда море отступило. На появившиеся волшебным образом из воды руины обратили внимание новые поселенцы острова – язычники каменного и бронзового века, которые отремонтировали святилище и обставили его новыми блоками, изготовленными по лекалам первых строителей. Аборигены не обладали их знаниями и техническими способностями, поэтому вырубали и обрабатывали блоки довольно примитивно и грубо. Они небрежно состыковывали мегалиты, оставляя между ними зазоры. Некоторые щели реставраторы тщательно зацементировали, замазав их скрепляющим раствором.

Гуляя по помещения Мнайдры можно наткнуться на стенку из свежих мелких блоков, поддерживающую мегалиты. Взгляд также цепляют несуразные блоки с низкими дверными проемами и прямоугольными отверстиями, напоминающими бойницы в средневековых крепостях.

Изображение


Что это такое и почему здесь стоит – непонятно. Я также заметил в храме пару мегалитов с признаками полигональной кладки, но она выполнена настолько грубо, что никак не вяжется с филигранной техникой древних зодчих. Опять имитация?

Изображение


Что же может на самом деле произвести впечатление в Мнайдре? Может огромный дверной проем, вырезанный из цельного куска известняка? Кто-то отколол верхнюю часть каменного косяка и теперь через него может спокойно пройти взрослый человек, практически не нагибаясь. Но, этот монолит настолько грубо обработан, что мастерство каменщика не вызывает восхищения.

Изображение


В святилище есть мегалиты, напоминающие дольмены, сложенные из огромных прямоугольных блоков – тоже плоды творчества реставраторов. Точно такое же ощущение складывается при осмотре внешних и внутренних стен, проходов, напольного покрытия и каменных лестниц с кривыми ступеньками. Всё собрано невпопад, а что плохо держалось, то просто зацементировали.

Изображение


Я покидал Мнайдру со смешенным чувством. Внутри затаилась горечь от глубокого разочарования. Вспомнилось давно забытое ощущение обманутого ребенка, которого обвели вокруг пальца. Я тщетно пытался найти в храме хоть что-то настоящее из того времени, к которому относят археологический памятник. Но, всякий раз работа реставраторов напоминала мне декорации на съемочной площадке в Голливуде или Диснейленд.

Изображение


А чего собственно я ожидал увидеть? Ведь англичане, впервые обратившие внимание на руины мегалитического комплекса, видимо долго спорили и выясняли – это на самом деле рукотворный объект или очередная причуда природы? В момент обнаружения и первых исследований храма, он представлял собой бесформенное нагромождение камней, пораженных эрозией. Неужели туристам было бы интересно любоваться подобной картиной? А голливудская экспозиция в любом случае оставит хоть какие-то впечатления.


Размышления на краю утеса

Покидая Мнайдру, я направился к асфальтированной дорожке, ведущей к верхнему храму и выходу из музейного комплекса, но решил не спешить и повернул к обрыву. С него открывалась потрясающая панорама на бескрайнее море, а справой стороны были видны крутые склоны утесов Дингли.

Тропинка вдоль берега проходила по самому краю обрыва и петляла между колючими кустарниками и острыми камнями. Она вела к высокой сторожевой башне, возведенной рыцарями в средние века.

Изображение


В этом месте время словно остановилось. От красоты природы, восхваляемой кистью Айвазовского, кружилась голова, лазурное море успокаивало и наполняло сердце радостью, а пережитое разочарование мгновенно растворилась, не оставив ни малейшего следа. Я смотрел вдаль, о чём-то думал, пока моё внимание не привлекли маленькие острова, практически незаметные в отблеске ярких лучей дневного солнца. Самым далеким островом, очевидно, был Филфла – бывший военный полигон для стрельбищ. Рядом с ним медленно проплывала яхта с большим белым парусом, капитан которой, видимо, не подозревал о затаившейся в глубинах опасности. Сколько неразорвавшихся боеприпасов лежит на морском дне в окрестностях Филфла? И что ещё там скрыто?

Изображение


Я представил себе библейского Моисея с посохом, раздвинувшего воды Красного моря, чтобы евреи смогли убежать от преследования египетского фараона через временный коридор по высохшему дну. Способности патриарха здесь бы вновь пригодились. Пару взмахов посохом и глубокое Средиземное море на время бы отступило, обнажив темное дно со всеми сюрпризами. Эта возможность позволила бы археологам тщательно исследовать образовавшийся коридор от утеса с храмом Мнайдра до острова Филфла и дальше до побережья Африки.

Возможно, на пути в Африку археологам бы встретились многочисленные окаменевшие колеи «повозок» и неизвестные руины мегалитических комплексов, возведенных в допотопные времена на архипелаге, ушедшем под воду более 5-ти млн. лет назад. Если бы цепочка древних сооружений действительно была бы найдена на дне Средиземного моря, то это открытие перевернуло бы нынешнее представление о предназначении мегалитов.

Сухопутный коридор, когда-то соединявший Европу с Африкой, по всей видимости, являлся активной магистралью с транспортными узлами, которые находились на разных участках пути, в том числе и на Мальте. Наличие мегалитических объектов на этом пути свидетельствовало бы, что мощные сооружения к святилищам и храма не имеют никакого отношения. Они, скорее всего, являлись сортировочными станциями, базами, складами или заправками для транспортных средств, преодолевающими сотни километров от одного континента к другому и обратно.

Изображение


Вероятность этой гипотезы косвенно подкрепляется природной особенностью Мальты. На острове отсутствуют источники пресной воды, их вообще нет. Мальтийцы давно привыкли, что на территории их государства нет ни одного родника, реки или озера. С давних времен местные жители собирают и берегут дождевую воду, только для питья она не годится. Её используют в технических целях и для орошения. Точно также поступают с опресненной морской водой. А питьевая вода всё ещё доставляется на Мальту из соседней Сицилии.

Тогда почему отсутствие источников питьевой воды на Мальте не смущало и не отпугивало финикийцев, древних римлян, арабов, турок, первых христиан и рыцарей, а позже французов и англичан? Они ведь постоянно проливали кровь, жертвовали жизнями тысяч солдат и завоевывали остров, а потом обживались на нем, пока не были изгнаны следующими завоевателями. Здесь речь идет о владении островом в стратегически выгодном географическом положении – на торговом пути между Европой, Азией и Африкой. Когда же Мальта не была островом, а являлась частью транзитной территории сухопутного коридора, её не рассматривали в качестве «земли обетованной».

На Мальте не найдено ни одного древнего колодца или искусственного водоема, сравнимого по возрасту с мегалитическими комплексами (я не приминаю во внимание древнеримские акведуки, они были возведены в начале новой эры).

Как же тогда жили аборигены, создавшие на безводном острове языческие святилища? Не могли же они постоянно плавать за пресной водой в Сицилию, а потом возвращаться на Мальту, чтобы помолиться и принести жертву богам…

Итак, я убежден, что первые зодчие не обосновывались на Мальте и не жили на её территории постоянно. Они возводили сооружения для технических нужд, пользовались ими по мере необходимости – перегружали товары, делали мелкий ремонт транспортных средств, заправляли их и т.д. Спустя тысячелетия их нашли и превратили в языческие святилища.

Изображение


Это всё, конечно, догадки и предположения, но они всё-таки более реалистичные, чем нынешние декорации в музеях под открытым небом.

Анар Гасимов


А КАК ЧИТАТЕЛИ УЗНАЮТ, ЧТО Я ОПУБЛИКОВАЛ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ГЛАВУ?

Форум сконструирован так, что любое новое сообщение, в любой теме, обозначается определенным образом так, что всем посетителям это видно....Ratnik.
Аватар пользователя
Анар
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 02 сен 2019, 15:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 6


Быстрый ответ


BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Мегалитические, храмовые сооружения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1