Мегалитические сооружения Мальты - наследие древних зодчих
Добавлено: 02 сен 2019, 18:48
Часть I
Я всегда сомневался в том, что мегалитические сооружения на острове Мальта - это типовые языческие храмы, возведенные для обрядов, религиозных церемоний, жертвоприношений и т д. Хотя, в святилищах найдены статуэтки языческих богов и богинь, например, «матери-земли», каменные жертвенники, осколки ритуальной утвари, но все эти артефакты меня не переубеждали.
Если их возраст поддавался датировке (III-IV тысячелетие до нашей эры), то сами мегалитические комплексы в нее не вписываются. Точнее, в каменном или бронзовом веках святилища могли отремонтировать или перестроить, а вот их сердцевина – изначальная постройка древних зодчих выглядела намного старше, вполне возможно на тысячи или десятки тысяч лет. Аборигены острова, скорее всего, вновь задействовали бесхозные мегалиты, брошенные когда-то первыми поселенцами или миссионерами неизвестной цивилизации.
Определяя возраст руин, археологи ориентируются на находки внутри сооружений или рядом с ними – кости животных, угольки, черепки, осколки керамики и т.д. Эти предметы изучают и подвергают радиоуглеродному методу датировки, который относит артефакты к эпохе бронзы или каменному веку. Этот же возраст ученые подгоняют и приписывают мегалитам.
С научным подходом спорить трудно, но метод определения возраста храмов посредством датировки «мусора» оставляет лазейку для сомнений и споров.
Я задался простым вопросом: что стоило языческим племенам намусорить у руин, уже стоявшим на своём месте тысячи лет?
Может, вожди и шаманы приняли древние памятники за наследие божественной расы и поэтому обосновались рядом с ними на «священной земле». Язычники отремонтировали и перестроили руины, превратив их в святилища, снабдили алтарями, утварью и статуями, сохранившимися до наших дней.
На алтарях жрецы приносили жертвы, совершали религиозные обряды с преподношениями своим богам и идолам на протяжении нескольких веков. За это время внутри и вокруг святилищ скопилось достаточно мусора, включая кости животных, которые археологи нашли и исследовали, чтобы определить возраст языческих сооружений. Вот вам и изъяны в системе датировки.
Многие посетители мегалитических комплексов на Мальте не обращают внимания, что большая часть экспозиции – это декорации, собранные из современных стройматериалов и имитирующих элементов. На табличках внутри святилищ мелким шрифтом обозначено, что некоторые конструкции являются имитацией древних памятников и копиями блоков, найденными археологами в ветхом состоянии. Они не подлежали восстановлению, поэтому реставраторам пришлось возводить декорации. Относительно хорошо сохранились лишь те мегалиты, которые со временем ушли под землю или изначально были сооружены под землей. Как, например, в музее Neolithic Temples Tarxien (Таршин), включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди копий и декорационных конструкций Таршина трудно распознать что-то древнее, но следы первых строителей все-таки сохранились и они на полу.
В проходе между храмами я заметил, что археологи или кто-то до них вынул из пола большой фрагмент и обнажили фундамент. В образовавшейся дыре отчетливо просматривается глубина пола, около полуметра. Меня заинтересовала его сборка.
Древние зодчие пошли по сложному и непривычному для нас пути. Вместо типовых плит одинаковой формы, они использовали для сборки пола в Таршине мегалиты разного размера. Их тщательно обтесывали и превращали в многоугольные блоки, которые идеально подгоняли по бокам. Необработанная часть камня уходила в землю, а оставшаяся на поверхности сторона выравнивалась и шлифовалась. Никакого скрепляющего раствора между блоками не видно. Камни настолько плотно притерты со всех сторон и скреплены, что между ними спустя тысячелетия не образовалось даже щели.
Аналогичную технологию сборки каменных полов я видел в Египте. Рядом с пирамидами сохранились фундаменты и фрагменты напольных покрытий разрушенных храмов. Получается, древние египтяне собирали полы в своих святилищах по той же системе, как это делали мальтийцы или наоборот. Кто у кого учился и перенимал опыт, остается загадкой.
В любом случае, полы в храмах Таршина демонстрируют профессионализм и невероятные способности мастеров доисторической эпохи. Их техника оказалась непревзойденной. Аборигены каменного и бронзового века не смогли и близко подойти или повторить технику обработки и состыковки мегалитов.
Язычники мегалитических комплексов старались подражать первым строителям, но это у них плохо получалось. Ничего подобного они построить не могли, их попытки были примитивными и грубыми. Это видно по непропорциональным блокам и необработанным камням, которыми пытались латать дыры строители бронзового века, ремонтируя или переделывая давно заброшенные сооружения.
В Таршине привлекает внимание копия статуи богини-матери, от которой осталась только нижняя часть. Считается, что святилище построили в её честь и поэтому жрецы установили идола внутри храма.
Эта версия кажется вполне убедительной, если закрыть глаза на технику изготовления статуи. Непропорциональная фигура богини вырезана грубо и весьма примитивно, к тому же она прислонена к задней стенке. Скульпторы не смогли создать идола крепко стоящего на ногах. Напрашивается вопрос: если ваятели бронзового века не могли искусно высечь и обработать скульптуру из песчаника (мягкой породы), то, как они умудрялись обтесывать, отшлифовывать и намертво соединять многоугольные мегалиты? Может, автор идола и древние инженеры всё-таки из разных эпох? Иначе, в руках первых каменщиков богиня-мать превратилась бы в шедевр, превосходящий по мастерству творение Микеланджело – Давида, вырезанного из целого куска мрамора.
По стечению обстоятельств, памятники из разных эпох встретились на одной площадке.
Выставлен напоказ только нижний ряд крупных блоков. Видимо, археологи не нашли камни, когда-то установленные сверху. На уцелевших мегалитах видны четко-отполированные выемки для посадки верхних блоков. Эта композиция напоминает большой конструктор, где модуль с углублениями состыковывается с выпуклыми элементами смежной детали. Причем, в этом странном конструкторе смежная деталь только одна, остальные модули не подходят друг к другу, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми.
Первые строители не изготовляли и не использовали типовые стройматериалы, у них не было кирпичей, шлакоблоков и панелей. Все элементы в конструкции были уникальными и подходили только к тем деталям, с которыми состыковывались. И где тут рационализм и целесообразность? Почему зодчие не стандартизировали все блоки, чтобы не терять время и силы для индивидуальной подгонки одного мегалита к другому?
У меня нет однозначного ответа на эти вопросы, но есть некоторые соображения, которыми я хотел бы поделиться. Древние зодчие не были застройщиками типового жилья и не штамповали дома на каждом углу. Сохранившиеся до наших дней сооружения первых строителей на Мальте – штучные, их создатели словно гостили на острове недолгое время и не собирались его заселять. По инженерному решению мегалитические застройки больше напоминают хозяйственные помещения, склады или бункеры (без окон и дверей с мощными полами и стенами). Ничего общего с полноценным жильем здесь нет.
Если первые поселенцы занимались бы массовой застройкой, то на острове остались бы следы их производственной деятельности и, конечно же, сооружения из типовых стройматериалов – одинаковых каменных блоков или кирпичей, как древнеримские храмы, термы, амфитеатры и т.д. Здесь же строители пошли другим путем. Им было вполне достаточного того камня, который можно было добыть в местных каменоломнях для постройки хозблоков или военных объектов. Мастера знали секрет соединения мегалитов без скрепляющего раствора. Метод полигональной кладки не нуждался в цементировании. Расходы на строительство сводились к минимуму. Обработанные и скрепленные между собой монолитные блоки являлись настолько надежной и прочной конструкцией, что пережили тысячелетия.
В дальнейшем полигональный метод в строительстве не применялся, очевидно, он был утерян и забыт, поэтому язычники из бронзового века складывали стены из необработанных камней с закрепляющим раствором и забутовкой.
Продолжение следует
Анар Гасимов
Я всегда сомневался в том, что мегалитические сооружения на острове Мальта - это типовые языческие храмы, возведенные для обрядов, религиозных церемоний, жертвоприношений и т д. Хотя, в святилищах найдены статуэтки языческих богов и богинь, например, «матери-земли», каменные жертвенники, осколки ритуальной утвари, но все эти артефакты меня не переубеждали.
Если их возраст поддавался датировке (III-IV тысячелетие до нашей эры), то сами мегалитические комплексы в нее не вписываются. Точнее, в каменном или бронзовом веках святилища могли отремонтировать или перестроить, а вот их сердцевина – изначальная постройка древних зодчих выглядела намного старше, вполне возможно на тысячи или десятки тысяч лет. Аборигены острова, скорее всего, вновь задействовали бесхозные мегалиты, брошенные когда-то первыми поселенцами или миссионерами неизвестной цивилизации.
Определяя возраст руин, археологи ориентируются на находки внутри сооружений или рядом с ними – кости животных, угольки, черепки, осколки керамики и т.д. Эти предметы изучают и подвергают радиоуглеродному методу датировки, который относит артефакты к эпохе бронзы или каменному веку. Этот же возраст ученые подгоняют и приписывают мегалитам.
С научным подходом спорить трудно, но метод определения возраста храмов посредством датировки «мусора» оставляет лазейку для сомнений и споров.
Я задался простым вопросом: что стоило языческим племенам намусорить у руин, уже стоявшим на своём месте тысячи лет?
Может, вожди и шаманы приняли древние памятники за наследие божественной расы и поэтому обосновались рядом с ними на «священной земле». Язычники отремонтировали и перестроили руины, превратив их в святилища, снабдили алтарями, утварью и статуями, сохранившимися до наших дней.
На алтарях жрецы приносили жертвы, совершали религиозные обряды с преподношениями своим богам и идолам на протяжении нескольких веков. За это время внутри и вокруг святилищ скопилось достаточно мусора, включая кости животных, которые археологи нашли и исследовали, чтобы определить возраст языческих сооружений. Вот вам и изъяны в системе датировки.
Многие посетители мегалитических комплексов на Мальте не обращают внимания, что большая часть экспозиции – это декорации, собранные из современных стройматериалов и имитирующих элементов. На табличках внутри святилищ мелким шрифтом обозначено, что некоторые конструкции являются имитацией древних памятников и копиями блоков, найденными археологами в ветхом состоянии. Они не подлежали восстановлению, поэтому реставраторам пришлось возводить декорации. Относительно хорошо сохранились лишь те мегалиты, которые со временем ушли под землю или изначально были сооружены под землей. Как, например, в музее Neolithic Temples Tarxien (Таршин), включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди копий и декорационных конструкций Таршина трудно распознать что-то древнее, но следы первых строителей все-таки сохранились и они на полу.
В проходе между храмами я заметил, что археологи или кто-то до них вынул из пола большой фрагмент и обнажили фундамент. В образовавшейся дыре отчетливо просматривается глубина пола, около полуметра. Меня заинтересовала его сборка.
Древние зодчие пошли по сложному и непривычному для нас пути. Вместо типовых плит одинаковой формы, они использовали для сборки пола в Таршине мегалиты разного размера. Их тщательно обтесывали и превращали в многоугольные блоки, которые идеально подгоняли по бокам. Необработанная часть камня уходила в землю, а оставшаяся на поверхности сторона выравнивалась и шлифовалась. Никакого скрепляющего раствора между блоками не видно. Камни настолько плотно притерты со всех сторон и скреплены, что между ними спустя тысячелетия не образовалось даже щели.
Аналогичную технологию сборки каменных полов я видел в Египте. Рядом с пирамидами сохранились фундаменты и фрагменты напольных покрытий разрушенных храмов. Получается, древние египтяне собирали полы в своих святилищах по той же системе, как это делали мальтийцы или наоборот. Кто у кого учился и перенимал опыт, остается загадкой.
В любом случае, полы в храмах Таршина демонстрируют профессионализм и невероятные способности мастеров доисторической эпохи. Их техника оказалась непревзойденной. Аборигены каменного и бронзового века не смогли и близко подойти или повторить технику обработки и состыковки мегалитов.
Язычники мегалитических комплексов старались подражать первым строителям, но это у них плохо получалось. Ничего подобного они построить не могли, их попытки были примитивными и грубыми. Это видно по непропорциональным блокам и необработанным камням, которыми пытались латать дыры строители бронзового века, ремонтируя или переделывая давно заброшенные сооружения.
В Таршине привлекает внимание копия статуи богини-матери, от которой осталась только нижняя часть. Считается, что святилище построили в её честь и поэтому жрецы установили идола внутри храма.
Эта версия кажется вполне убедительной, если закрыть глаза на технику изготовления статуи. Непропорциональная фигура богини вырезана грубо и весьма примитивно, к тому же она прислонена к задней стенке. Скульпторы не смогли создать идола крепко стоящего на ногах. Напрашивается вопрос: если ваятели бронзового века не могли искусно высечь и обработать скульптуру из песчаника (мягкой породы), то, как они умудрялись обтесывать, отшлифовывать и намертво соединять многоугольные мегалиты? Может, автор идола и древние инженеры всё-таки из разных эпох? Иначе, в руках первых каменщиков богиня-мать превратилась бы в шедевр, превосходящий по мастерству творение Микеланджело – Давида, вырезанного из целого куска мрамора.
По стечению обстоятельств, памятники из разных эпох встретились на одной площадке.
Выставлен напоказ только нижний ряд крупных блоков. Видимо, археологи не нашли камни, когда-то установленные сверху. На уцелевших мегалитах видны четко-отполированные выемки для посадки верхних блоков. Эта композиция напоминает большой конструктор, где модуль с углублениями состыковывается с выпуклыми элементами смежной детали. Причем, в этом странном конструкторе смежная деталь только одна, остальные модули не подходят друг к другу, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми.
Первые строители не изготовляли и не использовали типовые стройматериалы, у них не было кирпичей, шлакоблоков и панелей. Все элементы в конструкции были уникальными и подходили только к тем деталям, с которыми состыковывались. И где тут рационализм и целесообразность? Почему зодчие не стандартизировали все блоки, чтобы не терять время и силы для индивидуальной подгонки одного мегалита к другому?
У меня нет однозначного ответа на эти вопросы, но есть некоторые соображения, которыми я хотел бы поделиться. Древние зодчие не были застройщиками типового жилья и не штамповали дома на каждом углу. Сохранившиеся до наших дней сооружения первых строителей на Мальте – штучные, их создатели словно гостили на острове недолгое время и не собирались его заселять. По инженерному решению мегалитические застройки больше напоминают хозяйственные помещения, склады или бункеры (без окон и дверей с мощными полами и стенами). Ничего общего с полноценным жильем здесь нет.
Если первые поселенцы занимались бы массовой застройкой, то на острове остались бы следы их производственной деятельности и, конечно же, сооружения из типовых стройматериалов – одинаковых каменных блоков или кирпичей, как древнеримские храмы, термы, амфитеатры и т.д. Здесь же строители пошли другим путем. Им было вполне достаточного того камня, который можно было добыть в местных каменоломнях для постройки хозблоков или военных объектов. Мастера знали секрет соединения мегалитов без скрепляющего раствора. Метод полигональной кладки не нуждался в цементировании. Расходы на строительство сводились к минимуму. Обработанные и скрепленные между собой монолитные блоки являлись настолько надежной и прочной конструкцией, что пережили тысячелетия.
В дальнейшем полигональный метод в строительстве не применялся, очевидно, он был утерян и забыт, поэтому язычники из бронзового века складывали стены из необработанных камней с закрепляющим раствором и забутовкой.
Продолжение следует
Анар Гасимов