Приобретенные повреждения появляются в течение жизни скульптуры и в наибольшей мере сказываются на ее сохранности. К таким повреждениям относят: эрозию, засоленность поверхностного слоя, загрязнения, окрашенные пятна, механические (травматические) дефекты-поломки, сколы, трещины и т. п.
Процессы структурного и декоративного видоизменения каменных материалов являются, по существу, необратимыми и, в зависимости от характера воздействий внешней среды и условий бытования произведения, могут протекать с различной скоростью и интенсивностью.
Эти видоизменения нередко выражаются и в утрате первоначальной фактуры вследствие разрушения скульптурной поверхности, и в изменении окраски в результате химических реакций, протекающих в поверхностном слое камня, и в сглаживании скульптурной моделировки различными минеральными новообразованиями.
В первую очередь это относится к структурным повреждениям скульптурной поверхности — ее повреждению и ослаблению в результате появления густой сети микроразрушений, пронизывающих наружный слой камня. На некоторых породах повреждения сопровождается утратой полировки и просвечиваемости скульптурной поверхности.
Повреждению камня может также способствовать кристаллизация на его поверхности (а частично и в порах подповерхностного слоя), в результате подсоса мигрирующей влаги, некоторых присутствующих в камне водорастворимых солей, например хлоридов или сульфатов.
Объемное насыщение пор кристаллами солей (представляющих собой твердый налет или игольчатые щеточки) и возникающее по мере их роста внутреннее давление, которое способно вызывать разрывы и выкрашивание поверхностного слоя камня (последнее особенно характерно для мягких и пористых пород известняка и песчаника).
Так, при скульптурной обработке твердых каменных пород большое значение приобретает их способность принимать и удерживать полировку, так как давно отмечена повышенная устойчивость и долговечность полированного камня по сравнению с грубообработанным. Это легко проследить на любой старой скульптуре с различной фактурной проработкой разных участков поверхности. В немалой степени от характера обработки поверхности зависит степень подверженности скульптуры разрушению.
Научитесь видеть мир таким, какой он на самом деле, а не таким, как вам его описывают другие