Страница 1 из 1

Уаки Инков.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2013, 13:51
crimea
Уа́ка или Вака (кечуа wak'a, «объект почитания») — священные места инков и других индейцев Южной и Центральной Америки.

Секе или мн. ч. Секи, Секeс (кечуа siq'i, исп. seques) — уникальное изобретение народов Перу, представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча в Куско во все стороны Империи Инков, а именно — к священным местам — уакам

Меня заинтересовали прежде всего "уаки", которые находятся в районе Куско, как заметил испанский священник и летописец Бернабе Кобо, индейцы могли охарактеризовать термином "уака", практически любой рукотворный объект, предмет или природное образование, которые, по их мнению, имели некие сакральные свойства. Отец Кобо составил список из 350 подобных мест, в этом районе. Даже если взять во внимание, что половина из этих мест не представляют интереса в нашей тематике, мне кажется, что было бы достаточно познавательно более глубоко разобраться и классифицировать интересные нам "уаки", и попытаться понять имеют ли линии Секе, в купе с остатками объектов ВЦ, не только религиозное, но и рациональное предназначение, как отзвук развитой цивилизации, в целях логистики иль иных задач, которые могли возникнуть в технологичном социуме. Интересен сам момент "не разделения" инками природных объектов и несомненно рукотворных, что может указывать на "божественность сотворения", в глазах индейцев в обоих случаях, - этот вариант лишний раз указывает на непричастность аборигенов к созданию многих объектов на территории Перу. Примечательно то, что все эти линии расходились от единого центра в Кориканчи, являющейся, в свою очередь, центром Куско, причем ответственными за определенную линию секе, вместе с находящимися на ней уаками, принимал на себя отдельный клан инка, они следили и ухаживали за ней, совершали жертвоприношения. Было замечено, что расположение некоторых уак связано с солнечным, суточным циклом, археологи предполагают возможную календарную функцию святилищ…

На схеме линий секе показано распределение оных в Куско по географическим регионам, представляющим четыре великих четверти империи. В трех четвертях – Чинчасуйу, Антисуйу и Кольясуйу – было соответственно по девять линий секе. Эти девять линий были подразделены на три группы по три, именуемые кольяна , пайан , и кайао . В Контисуйу число линий секе возрастало до четырнадцати. На территории, ограниченной каждой группой из трех линий, хронисты упоминают одну панаку(род прямых потомков правящего Инки) и одну айлью(от кечуа Ayllu — община) в связи с пайан и кайао. Следовательно, возможно, что правители – основатели панак были связаны с секе кольяна той самой группы, к которой относится их панака.

Изображение



В Уанакаури, наиболее важной уаке, большинство хронистов распознавали небесное божество и описывали как «веретенообразный необработанный камень», располагавшийся на горе Уанакаури неподалеку от Куско. Холм также был связан, согласно Сармьенто, с радугой и может рассматриваться как пример горы, представляющей небесного бога. Согласно мифу о происхождении, камень представлял Айар Учу, одного из братьев Манко Капака, который считался особым покровителем религии для инкских семей и молодежи. По этой причине он играет выдающуюся роль в инкских ритуалах и обрядах достижения совершеннолетия, во время которых императорское семейство посещало святилище для проведения особых церемоний; некоторые источники добавляют, что инки приходили сюда и для того, чтобы поклоняться Создателю. Другие горы в окрестностях Куско предположительно также были влиятельными божествами, чья сверхъестественная сила обычно оценивалась соразмерно их высоте.
Айар Качи, Владыка Земель, еще один из братьев Манко Капака, согласно верованиям, был превращен в камень на месте будущего храма Солнца, когда он символически вступил во владение Куско. Подобные каменные колонны обычно считались уаками и покровителями полей. (Энн Кенделл. Инки. Быт, религия, культура)

Изображение


Изображение


Августинцы
привели список двадцати идолов или групп идолов и их можно
идентифицировать в виде букв от A до U
.


Перечисленные автором идолы собраны по некоему принципу,
скорее всего по ассоциативному; они упорядочены не по
концептуальным андским категориям, и не по порядку обнаружения и
разрушения идолов, и не по географическому месторасположению.
Интересно всё же проследить соответствие вак современным
топонимам, что позволит локализовать ваки:

A – Льайген (Llayguen)
B – Каури (Cauri)
C – Гуальио(Guallio)
D – Коакилька (Coaquilca)
E – Касипома (Casiapoma)
F – Гуамансири (Guamansiri)
G – Топа Льимильай (Topa Llimillay)
H – Мунигиндо (Muniguindo)
L – Гуачекоал (Guachecoal)
N – Усорпильао (Uzorpillao)
O – Акучуакке (Acuchuacque)
P – Янагуанка и Шулька Вака (Yanaguanca y Xulca Huaca)
Q – Майльа (Maylla)
T – Льага (Llaga)
U – Гуаканкоча (Guacancocha)


A. Льайген (Laiguen): Тоже что и Илайген, последняя из девяти главных вак. Возможно, что автор намеревался раздобыть больше сведений о главных ваках (см. пункты D и E) и, просто начинает с последней из сообщенных главных вак. Льайган – это современное название ущелья и озера.

B. Каури (Cauri): Как и Илайген, Каври описана в рукописи как пещера. Топоним Каури – это пик поблизости от Илайгена. Возможно, по этой причине он следует в списке за ним.

C. Гуальио или Гуайлио (Guallio или guaylio). Эта вака идентифицирована с холмом, носящим название Вайльо [Huayllo] (Horkheimer 1944). Эта вака была особенно важна для ткачей, и Инка разместил в этом районе группу ткачей и пастухов митимаев (Espinoza 1970). Гуайльио описана как пещера и потому, возможно, следует продолжение после Льайген и Каури; возможно, что здесь имеет место мысленная ассоциация автора между словами "guallio" и "huayra" (на
кечуа – «ветер») по причине сильного ветра, исходящего их Каври.

D. Каогилька (Caoguilca): Здесь автор возвращается к своему плану изложения главных вак. Согласно выше изложенной гипотетической связи (Llayguen=Lluicho, Caoquilca=Andamarca), представляется интересным, что автор вновь упоминает обе ваки следующих одна за другой. Сейчас пик и ущелье носят названия Каокилька (Caoquilca).

E. Касиапома (Casiapoma): Несомненно, это второй вариант названия Касипома, одной из главных вак. Очевидно, она была расположена в городе Вамачуко, и была почитаема Вайна Капаком.

F. Куамансири (Cuamansiri): Эта вака также располагалась в поселении Вамачуко; она пряталась в стене за церковью, но на линии с главным алтарём. Поскольку августинцы заняли инкские сооружения, гуамансири могло быть объектом поклонения для инкской элиты, в том же виде, что касипома. Куамансири также может быть одним из
вариантов произношения Гуамансури, замечательного героя в мифе о сотворении, где он появляется в качестве отца Катекиля и может быть связан, иным образом, с гуаракаинком и гуанакатекилем (guaracaync и guanacatequil), двумя главными ваками, также связанными с мифом о сотворении.

G. Топа Льимильай (Topa llimillay): Неизвестно то место, где была обнаружена эта вака, но возможно, что она также была в Вавачуко. Она была принесена в Вамачуко инкской элитой, митимаями, происходившими из Куско. Альборнос (Duviols 1967: 27) упоминает, что Льимильай был одной из наиболее важных вак «индейцев из Канко, в упомянутой долине (Xaquixaguana)». Несомненно, речь идёт частично о той ваке или об одном из её сыновей, принесённых в Вамачуко.

H. Минигиндо, Ямагуанка и Ямогунка (Muniguindo, yamaguanca, yamoguanca): Автор доклада упоминает, что Топа Льимильай был одной из первых вак, обнаруженных августинцами. И добавляет, что в тоже время были обнаружены эти три ваки. Поэтому, явно, нам предлагается связующая линия этой группы идолов. В целом, понятно, что Мунигиндо не располагалась в том же месте, что и две других. И она была идентифицирована с пиком, имеющим сейчас это же название. Ямагуанка и Ямогунка упоминаются довольно путаным образом; предположительно речь идёт о тех же идолах, что упоминаются дальше, в пункте P. Всё же, легко можно обнаружить, что связь, образовавшуюся в сознании автора между этими тремя ваками, благодаря тому, что все они связаны с войной.

В этом месте повествование автора, похоже, резко меняется при составлении списка. С утверждением «для каждой вещи, как в отдельности, так и в целом, у них был свой идол» начинается поверхностное, блуждающее и краткое перечисление обнаруженных и разрушенных вак. Возможно, не случайно, что этот поворот происходит почти в середине рукописи. Поскольку доклад служил скорее как вспомогательный справочник для августинцев в Перу, то он не претендовал, в роли первой инстанции, на собрание этнографических данных об андских религиозных практиках. В действительности, сообщение о ваках намеревалось показать только природу языческих практик в Перу, тяготы и трудности, встающие перед теми, что взял на себя бремя христианизации этих земель. Автор стремиться выполнить перечисление вак не вдаваясь во все подробности, но он всё же проявляет интерес, и временами это доходит до невинного восхищения от уже написанного.

I.Киспегуанайай (Quispeguanayay): Она описана как сын Катекиля, которому оказывали почтение в течение трёх лет. Это был, возможно, хрусталь (на кечуа "quispe" это хрусталь), свойство которого разбивать свет на составные цвета наводило на ассоциацию с чернилами и красками. Упоминается, что Киспегуанайай оказывали почтение, когда
мастера-ткачи ("cumbicos") собирались ткать одежды для выплаты подати; потому эта вака может быть ассоциирована, косвенно, с Инкой (см. пункты J и K). Разумеется, что не существует никакой связи с географическим объектом, ведь речь шла об очень маленьком и легко переносимом объекте.

J. Шулька Манко (Xulca manco): Эта вака представлена как медальон, показывающий мужчину с двумя собаками по бокам. Говорится, что он был капитаном Вайна Капака и что это имя (точнее, шулькаманко), в том же документе ранее, приписывается жрецу бога Атагуху. Описание медальона содержит распространённый мотив (от Кальехон-де-Вайлас по всей территории Вамачуко), высеченный на каменных плитах Среднего Раннего Периода и он может быть локализован на одной из стен археологического памятника этого периода.

Изображение

Мотив Инка и две собаки.


K. Магакти (Magacti): Вновь происхождение этой ваки приписывается Вайна Капаку. Она описывается как два кувшина для воды, но обнаружены были только основания, предназначенные для этих кувшинов. Эта вака не была «локализована», но возможная идентификация с археологическим место на горе Амару, возможно, ещё нуждается в последующей проверке.

L. Куачекоал (Cuachecoal): Слово "culle", похоже, предназначено для типа вак, которые на кечуа называются ванка (huanca). Ванки были каменными монолитами, служившими хранителями каждой территории. Августинцы обнаружили и уничтожили их более трёхсот.

M. Тантакоро, Гуараскайде, Гуагальмохон и их десять детей (Tantacoro, guarasqayde, guagalmojon): Речь идёт об очень важной группе вак. Тантакоро был оракулом и, возможно, фаллическим символом плодородия. Хотя форма ваки не описывается, связь с тем фактом, что индейцы могли расти, как растут люди и что они не могли вырости больше чем «полторы пяди», а это как раз размер и высота ваки, то вспоминается описание Касипомы (см. пункт E). Название
Тантакоро использовано ранее в рукописи для указания на сына Катекиля, но не ясно, одна ли это вак или две с тем же именем. Гуагальмохон была, очевидно, богиней, связанной с плодородием. Другие ваки этой группы отдельно не описаны. Неизвестно и размещение этой группы вак, но она могла располагаться возле горы
Урпильао (см. пункт N). Могровехо (Mogrovejo 1920 [1593?]: 251) упоминает место под названием Гуалгалчуал [Gualgalchъal] в этом крае: если "chual" это вариант произношения «coal», как в Гуачекоал, тогда она может быть соотнесена с каменным монолитом, служащим в качестве рубежа или пограничного столба.

N. Усорпильао (Uzorpillao): Предположительно, это та же вака, что и Ульпильо, одна из девяти основных вак. Находилась возле горы Урпильао.

O. Акучуакке (Acuchuacque): Название этой ваки затёрто в рукописи, так что орфография и точное произношение не ясны. Наиболее близкий этому названию топоним, похоже, возвышенность, называемая Акке, где размещены протяженные руины (Savoy 1970: 41-42), архитектонически связанные с руинами Марка Вамачуко.

P. Янагуанка и Шулькагуака (Yanaguanca и xulcaguaca): Автор, возможно, называет Янаванка и Шулькаванка две выделающихся вулканических ущелья, расположенных вдоль континентального склона. Они более детальнее сверены ранее (см. пункт H).

Q. Майльар (Mayllar): Похоже, эта вака находилась поблизости от Вамачуко, в месте, ныне называемом Мальан, на северном склоне плато Марка Вамачуко.

R. Павкар (Paucar): По форме эта вака похожа на попугая. Предположительно, она напоминала о месте, где попугай, превращённый в божество, ушёл под землю на виду у людей. В этом месте они построили здание и воспроизвели превращенного попугая в идоле. Очевидно, поэтому, что Павкар физически ассоциировался с местом,
видимым из Вамачуко.

S. Кондор и его сын (Cуndor y su hijo): Тела этих полководцев Инков были сохранены в стогах маиса. Кондор (или его сын) умер в 1517 году, и его тело было обнаружено в 1560 году. Эти тела могли быть спрятаны в «колька», оформленного в виде кукурузного склада на горе Санта Барбара, откуда визуально виден Вамачуко.

T. Льага (Llaga): Это было селение или идол с тем же названием, ориентировочно, поблизости нынешнего селения Льага, на левом берегу Мараньона (Martнnez Compaсуn 1978 ї1789?: Tomo l, Carta topogrбfica de la Provincia de Huamachuco...). В этом месте было много идолов, а также оленьих рогов. Эта вака, кажется, имела значение схожее с Помакама и
Номадой.

U.Гуаканкоча (Guacancocha): Это также было место с большим количеством вак; фактически, более сотни. Возможно, она находилась возле современного озера Вангагоча. В этом месте своей хроники, автор возвращается к рассказу одного из вариантов мифа о Змее (Амару), а затем нацеливает своё повествование на изучение лисиц, небесных тел и т.п.[/shadow]

Перевод с испанского издания «Collecion de documentos ineditos,
relativos al descubrimiento, conquista y colonizacion de las posesiones
espanolas en America y Occeania, sacados, en su mayor parte, del Real
Archivo de Indias». – Tomo III, Madrid, Imprenta de Manuel B. De Quiros,
San Juan, 54, 1865. pp. 5-58.
на русский язык:
А.Скромницкий, 2009,
Украина,
Киев,
http://bloknot.info
creos@narod.ru




А. Скромникий. Таблица Линий Секе, святилищ Вак, и главные места поклонения у Инков, имевшиеся в Куско

"Места выемок и способы достижения наблюдаемого результата."
Весьма интересная тема, содержащая множество различных уак.



На самом деле, данные по этим вопросам, весьма сумбурны и отрывочны , тему создаю скорее для сбора информации, чем для каких-либо выводов. Как предмет исследования,- весьма интересно может получиться. Любопытна возможность, найти(составить) карту линий и уак, в более наглядном виде, с наложением на современный план местности, ведь, даже если авторство инкское, а не остатки чего-либо от ВЦ, следуя данным линиям, вероятно, могут быть обнаружены ранее неизвестные памятники древней развитОй цивилизации.