Развивая тему о «золотом сечении», нельзя не придти к выводу о том, что древнеегипетское искусство основано на стремлении к гармоническим построениям. Древнеегипетское искусство пропитано гармонией. Золотое сечение является индикатором присутствия гармонии.
Однако, следует иметь в виду, что гармония – это широкое и глубокое понятие и ограничивать его только числом золотого сечения (√5-1)/2 если не ошибочно, то уж точно, недостаточно.
Об этом говорит сам принцип пропорционирования сооружений Древнего Египта. Как мы доказали, пропорции пирамид строятся на числах ряда Фибоначчи, «пифагоровых» треугольниках, прямоугольниках с целочисленными длинами стороны и диагоналей и т.п., что напрямую не связано с золотым сечением. Это, насколько возможно, показано в данной теме.
Далее, необходимо обратить внимание на некоторые сопутствующие аспекты, которые, может быть, не были затронуты при рассмотрении данной темы, а, может быть, вытекают как следствие из содержания темы.
Мы обратили внимание на пропорции пирамид, основанные на числах Фибоначчи.
Однако числа Фибоначчи начинаются с чисел 1 и 2. А где эти числа используются в пирамидах?
Оказывается, используются, только мы на них не обратили внимание.
Большая галерея, как это было показано выше, построена на этих числах. Отметим, что при построении прямоугольника на этих числах, мы выходим на иррациональное число √3 (Рис. 1). Высота по вертикали стеновых блоков Большой галереи составляет √3 кубитов. Таким образом, с полным основанием мы можем отметить, что Большая галерея посвящена иррациональному числу √3.
Рассмотрим пропорции камеры Царя. Мы уже отмечали, что камера построена на прямоугольнике с основанием 2 и диагоналями 3 кубита, что приводит к высоте прямоугольника √5 (Рис. 2). Высота стеновых блоков камеры Царя составляет √5 кубитов. Это позволяет сделать вывод о том, что камера Царя посвящена иррациональному числу √5.
Изучая пропорции Предкамеры, приходится признать, что они связаны с иррациональным числом √2. Длина камер составляет √32 = 4√2. Ширина камеры составляет √10 = √2•√5. Построение пропорций камеры в плане фактически начиналось с иррационального числа √6 = √2•√3. Диаметр полуокружностей западной стены выражается через √2: (D = √(1/√2)).
Все это позволяет назвать Предкамеру посвященной иррациональному числу √2.
Рассмотрим особенности построений, связанных с числом √2. Первая особенность заключается в том, что данное число получается из построения, где необходимо использовать дробные числа (Рис. 3).
Мы рассматриваем эту особенность, как то, что иррациональное число √2 распространяет гармонические закономерности также и на дробные рациональные числа.
Анализ размеров Предкамеры показывает, что ее детали включают большой диапазон иррациональных чисел. На рис. 4 мы показываем, как на основе числа √2 можно получить набор различных иррациональных чисел. Даная схема напоминает систему диагоналей Хэмбиджа.
Динамическая симметрия Хэмбиджа, как и модулор Ле Корбюзье представляют собой системы пропорционирования в архитектуре, привязанные к золотому сечению.
Система пропорционирования в архитектуре Древнего Египта, зашифрованная в геометрии пирамид, носит гармонический характер, так как ее связь с золотым сечением более глубока и органична.
В пирамиде Хеопса видно, что верхние помещения (Большая галерея, камера Царя, Предкамера) несут в себе «азбучную» информацию о гармонических пропорциях. Далее в камере Царицы и Подземной камере показано применение этих азбучных принципов в пропорционировании более сложных помещений.
Надо отметить, что выводы, которые здесь сделаны, на наш взгляд, – это только начало исследований, за которыми скрывается большое и богатое содержание принципов гармонического проектирования.