Страница 1 из 1

Переосмысление значения триадных групп в культуре майя

СообщениеДобавлено: 20 ноя 2019, 14:20
Нелли


Изображение


В начале своих исследований древней архитектуры майя ученые 20-го века заметили, что некоторые здания имеют тенденцию встречаться в определенных пространственных отношениях друг с другом. Был определен ряд формальных архитектурных групп, среди которых так называемые "Э-группы", "Двойные пирамидные группы" и "Триадические группы". Такие сложные архитектурные особенности, хотя их гораздо труднее интерпретировать, чем простые, общие здания, считаются более перспективными с точки зрения выявления древнего образа мышления и восприятия мира майя. Из этих примеров только триадическим группам, похоже, не хватает де Анита, убедительного толкования их функций и смысла. Целью данной работы является анализ пространственных, архитектурных, иконографических и урбанистических аспектов Триадических групп во времени и демонстрация их более широкого культурного контекста.

Триадические группы встречаются повсеместно во всем регионе майя - от северо-восточного Юкатана до гватемальского нагорья, от среднего и позднего деклассиков до раннего постклассического периода (примерно 350 до н.э. - 1250). О такой архитектуре сообщают с начала 20-го века, но термин "триадическая" был введен в конце 1980-х годов. В 1990-е и 2000-е годы были предприняты несколько попыток сбора и анализа данных в поисках формальных и функциональных моделей триадики, особенно работы Хансена и Тауба. Некоторые замечания по этому вопросу можно найти в книге Freidel et al. Недавняя книга Эстрады-Белли расширяет список триадиков, включенных в работу Хансена, добавляя данные, полученные из проектов региона Гольмул в Гватемале, наряду с обсуждением их хронологического происхождения и ритуального значения на заре цивилизации майя. Собранный в данной статье корпус Триадических групп состоит из 88 комплексов, но их может быть гораздо больше. Например, в каталоге перечислены 10 триадиков из Эль-Мирадора, а Хансен упоминает до 34, хотя без дополнительной спецификации темы. Тем не менее, многие триадийские группы, перечисленные в этой работе, все еще ожидают надлежащего археологического исследования, и нехватка соответствующих данных исключает их из обсуждения.

Пространственное и временное распределение триадических групп

Помещение на карту в общей сложности 88 триадных комплексов, обнаруженных на 47 археологических объектах, приводит к появлению видимого скопления объектов в центре земли майя, особенно в центральной и восточной частях Гватемальского Петерна и в юго-восточной Кампече в Мексике. На северо-западной оконечности полуострова Юкатан расположен еще один сравнительно небольшой, но заметный в силу своей изолированности кластер. Кроме того, лишь немногие из них не являются кластерами, будучи достаточно случайно разбросаны по карте.

Такое распределение, как бы своеобразно оно ни было, не позволяет сделать никаких деанитских выводов, оно лишь указывает на происхождение где-то в восточной части Петерна триадиков. На самом деле, некоторые из самых ранних триадных групп были обнаружены в этом районе, например, в раннем позднем деклассическом царстве или, возможно, даже раньше позднем средневековом сакнабе. В ходе обследования и кратких выборочных раскопок в ходе последнего были получены смешанные образцы керамики мамомы и шиканеля, возможно, самые ранние из известных сегодня, что противоречит убеждению, что триадика была поздней деклассической архитектурной инновацией в административных или церемониальных центрах после более древних средних деклассических групп E-классиков. Вместе с тем, неполнота данных по испытательным ямам делает такую раннюю датировку ориентировочной.

Рассматривая ориентацию отдельных триадиков на своих соответствующих сайтах, можно получить интересную информацию: северные и восточные сайты предпочитаются, в то время как западные сайты встречаются спорадически, в большинстве случаев в качестве дополнительной ориентации на тех сайтах, где есть более одной триадической группы с ориентацией diơerent, как показано в Эль-Мирадоре, Серросе или Накуме. Однако одним из самых ранних триадиков, а возможно и Арстом такого комплекса на месте, является Накбинское сооружение ориентированное на запад. Кроме того, Триадическая группа Эль-Пальмар, единственная триадическая на этом объекте, имеет западную ориентацию. На северном Юкатане преобладает южная ориентация, где-то случайно напуганная. Следует, однако, подчеркнуть, что представленные в данной статье ориентации отдельных триадных групп являются лишь приближением их фактического азимута, округленного до ближайшего кардинального направления, что связано с переменным качеством и точностью опубликованных планов, отсутствием во многих из них разграничения между истинным и магнитным севером.

Триадическая форма и ее городской контекст

Две самые ранние триады в низменности майя, в Накбе и триадическая группа в Сивале, следуют весьма схожим моделям развития. Оба города были основаны задолго до начала позднего деклассического периода, и их первые следы архитектуры восходят к среднему деклассическому периоду. В центре города на Цивале находилось монументальное сооружение Арста - поздняя средневековая группа Е-классицизма. Примерно на рубеже 5 и 4 веков, к востоку от ЭГруппы была возведена массивная Триадическая платформа, что сделало ее устаревшей. Недавние раскопки на платформе показали, что вся масса была построена в виде одного эпизода eơort, изначально задуманного как триадический. Несколько более поздних этапов реконструкции заставили структуру расти, пока она не достигла своей нынешней высоты 33 м. Триадический рисунок сохранялся в течение всего этого времени. По крайней мере, с предпоследнего (4-го) этапа строительства две огромные лепнинные маски украшают обе стороны лестницы, ведущей на верхнюю часть платформы.

Что соответствует и не соответствует триадическому макету?

Около двух десятилетий назад Линда Шеле и Дэвид Фрейдель предложили интерпретацию Триадики как монументальных реконструкций Космического очага. Космический очаг" - это намек на событие Творения, и интерпретация Шеле и Фриделя триадики как таковой была усилена путем идентификации лепных фризов из группы H-Юг в Уаксактуне как Цука, который понимается буквально как "разделение вселенной и появление Арстской земли". Однако позднее эта интерпретация была несколько оттенена, неоднократно подчеркивая часть Космического очага, игнорируя при этом другую половину, касающуюся разделения Вселенной.

Идея воспроизведения важного небесного созвездия в архитектурном узоре действительно очень заманчива, но две формальные особенности триадического узора в определенной степени противоречат такой интерпретации. Во-первых, южная часть созвездия Орионов, известная майя как Небесный Очаг, движется по ночному небу, но никогда не вращается, то есть никогда не меняет своей ориентации по отношению к кардинальным направлениям и поэтому всегда указывает на север и открывает путь на юг. При необходимости строители майя могли и ориентировали важные сооружения почти в нужном направлении, как, например, комплексы E-Group. Как было показано в начале работы, триадные группы майя были ориентированы на все кардинальные направления, при этом в целом наибольшее предпочтение отдавался востоку. Трудно представить себе, что монументальное здание, которое по замыслу отражало бы некую небесную Агуру, было бы построено с пренебрежением к первоначальному виду. Следует, однако, отметить, что на протяжении веков наблюдается сдвиг в пользу ориентации с востока на север. Что касается 148 ESTUDIOS DE CULTURA MAYA XLIV, то ни в один период развития культуры майя триадика не была ориентирована исключительно на какое-либо одно направление.

Вторая особенность, противоречащая отождествлению Триадики с Небесным Очагом, заключается в неравномерности высоты внутри Триадического расположения. Очаг на небе, мифологически один из когда-либо существовавших Арстовых локусов, который впоследствии воспроизводился в каждом домохозяйстве, фактически концептуально вторичен бытовому. Совершенно очевидно, что все культуры в прошлом объясняли природные явления параллельно предметам и видам деятельности из своей повседневной жизни. Изобретение или внедрение керамики в культуру майя в ранние деклассические времена привело к изменениям в технологии приготовления пищи: от установки горячих камней в емкость, полную жидкости, к более древнему и универсальному способу размещения емкости непосредственно над Аре. Раньше это было невозможно при использовании коровьих тыквенных сосудов с предварительной керамической обработкой, а теперь для удержания судна на месте требовалось устройство. Три камня примерно одинакового размера, размещенных вокруг бонара, послужили именно для этого. Четыре камня - это ненужное усилие, плюс они должны быть точно такими же, чтобы предотвратить раскачивание горшков. До сегодняшнего дня в центре современной кухни майя стоят три каменных очага.

С таким близким объектом в каждом доме майя, присутствующим как в повседневной жизни, так и в культурном сознании, три отличительные, одинаково яркие звезды на небе были связаны с очагом. Таким образом, если древние майя когда-либо намеревались восстановить очаг в виде монументальной архитектуры, они, скорее всего, использовали бы схему с тремя одинаково высокими сооружениями, расположенными по углам равностороннего треугольника. Однако центральная подструктура триадных групп значительно выше боковых, и во многих случаях эта диспропорция выходит за рамки просто эстетических или конструктивных соображений. Такая форма была разработана, чтобы восстановить культурный мотив трех элементов, в которых два равны, а третий более заметен или важен.

Выводы

Ни одно большое начинание не может быть доведено до конца без планирования и, по крайней мере, без расплывчатого видения конечного результата. И поскольку строительство монументальной архитектуры, несомненно, было очень трудоемким и дорогостоящим делом, древние строители майя должны были иметь специальные цели для каждого сооружения, прежде чем приступать к его строительству. Как было указано в начале этой работы, почти пятнадцать веков в районе майя повторялся довольно частичный план Триадических групп, подразумевающий некоторые очень настойчивые и важные идеи в качестве мотива, побуждающего целые общества поднимать эти огромные платформы и пирамиды снова и снова.