Было ли у неандертальцев эстетическое чувство?

Названия статей в темах являются активными ссылками на первоисточник.

Было ли у неандертальцев эстетическое чувство?

Сообщение #1  Нелли » 02 апр 2017, 22:45



Насечки на вороньей кости, найденной на крымской стоянке неандертальцев, говорят о том, что неандертальцы чувствовали равномерность и регулярность.

На стоянке Заскальная VI в Крыму, в археологическом слое, в котором были каменные орудия и останки неандертальцев, обнаружили также кость ворона обыкновенного. Кость датируется временем между 38 и 43 тыс. лет назад, однако примечательна она не столько своим возрастом, сколько своеобразными насечками, которые оставили на ней неандертальцы.

Изображение

Кость с насечками со стоянки Заскальная VI. (Фото: Francesco d'Errico.)


В статье в PLOS ONE, в которой описана находка, говорится, что эти насечки сделали намеренно. И интересно, что делали их, судя по форме и глубине, в два этапа: сначала мастер процарапал пять бороздок, но они получилось не очень аккуратными – расстояния между отдельными насечками оказались неодинаковыми. И поэтому на кости появились ещё две – в промежутке между первыми.

Зачем были нужны насечки, до конца непонятно. Возможно, с ними кость было удобнее держать. Но нельзя исключить, что перед нами примитивный орнамент: если бы функция насечек была утилитарной, мастер не стал бы заботиться о том, насколько равномерно они нанесены.

Примечательно, что надрезы старались сделать на одинаковых расстояниях друг от друга. Это говорит о том, что у того, кто их делал, были эстетические представления о регулярности и равномерности. Долгое время считалось, что эстетическое восприятие возникло только у Homo sapiens, никак не у Homo neanderthalensis. Однако кость ворона с крымской стоянки показывает, что и неандертальцы умели как-то ценить красоту – по крайней мере, в виде регулярных насечек.

Вообще, в последние годы появляется всё больше исследований о том, что неандертальцы вовсе не были такими уж примитивными родственниками сапиенсов, как считалось многие годы. Так, они были знакомы с загонной охотой на крупных животных, а значит, могли коммуницировать друг с другом и планировать совместную работу.

Рацион неандертальцев также мало чем уступал диете H. sapiens. Они ели не только мясо, но и растения (некоторые травы и клубни, а также зёрна), и птиц. А использование охры для росписи по телу и найденные на их стоянках украшения говорят о том, что у них могли быть определённые ритуалы и символика.

По материалам The International Business Times.

Автор: Егор Антонов
Аватар пользователя
Нелли
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 5825
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2935 раз.
Поблагодарили: 2786 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 215

Re: Было ли у неандертальцев эстетическое чувство?

Сообщение #2  Нелли » 01 ноя 2017, 22:09



Изображение

Реконструкция внешнего вида неандертальца из пещеры Мустье анатома Сольгера, 1910 г. Изображение: Карма2 / Wikimedia Commons


Французские и украинские ученые считают, что у неандертальцев было стремление к визуальной гармонии или даже нечто вроде перфекционизма — к такому выводу они пришли, исследовав насечки на кости ворона, найденной в Крыму.

Французские и украинские ученые считают, что у неандертальцев было стремление к визуальной гармонии или даже нечто вроде перфекционизма — к такому выводу они пришли, исследовав насечки на кости ворона, найденной в Крыму.

Ана Майкич из университета Бордо и ее коллеги заявляют, что получили первые конкретные свидетельства того, что неандертальцы могли делать такие насечки не в утилитарных, а в символических целях — чтобы изделие выглядело завершенным. Это, в свою очередь, предполагает, что неандертальцы были способны оценить, сделаны ли насечки равномерно, и чувствовали потребность изменить «неправильный» рисунок.

Кость, которая помогла ученым прийти к такому выводу, нашли на стоянке Заскальная VI. Эта пещерная стоянка в предгорной полосе на восточной части Крымского полуострова, возле села Вишенное — ее открыли в 1969 году. В ходе раскопок на стоянке в разные годы находили кости мамонта, носорога, лошади и других животных, а также челюсти, зубы, кости рук и другие останки пяти или шести неандертальцев и различные следы их жизнедеятельности.

Одна из находок — фрагмент правой лучевой кости птицы (скорее всего, ворона) длиной около двух сантиметров. Ее возраст оценивается в 38—43 тысячи лет. В статье 2014 года старший научный сотрудник Института зоологии Национальной академии наук Украины (НАНУ) Александр Цвелых и ведущий научный сотрудник Института археологии НАНУ Вадим Степанчук, соавторы нового исследования, пишут, что, возможно, это фрагмент шила или безушковой иглы, с помощью которой неандертальцы могли сшивать шкуры животных.

Каменным инструментом на кости сделаны насечки с интервалом около одного миллиметра, при этом похоже, что сначала «ремесленник» сделал пять насечек, а потом еще две — вторую и шестую по счету, поменьше и не такие глубокие.

Как рассказал «Чердаку» Степанчук, в новой работе авторы провели профессиональную экспертизу «намеренности» этих насечек. Для этого исследователи не только сопоставили крымскую кость с 17 другими похожими находками, но и провели эксперимент, в котором за неимением неандертальцев участвовали обычные люди.

В ходе эксперимента в Университете Бордо девять добровольцев в возрасте от 23 до 45 лет, из которых один был левшой, кремневыми инструментами делали насечки на плечевых и лучевых костях индюшки. Сначала они тренировались надпиливать кость, а затем их попросили делать похожие параллельные насечки на одинаковом расстоянии — так, чтобы в итоге получалось нечто похожее на то, что когда-то проделали с костью, найденной в Крыму. В итоге, проанализировав результаты эксперимента, ученые, по словам Степанчука, заключили, что насечки на крымской кости «намеренны и не связаны с простой утилизацией тушки ворона» — их сделали из каких-то других, возможно, даже символических соображений.

«Неандертальцы сделали нарезки так, как это делает современный человек, желая намеренно создать серию нарезок. Получена была именно визуально завершенная — правильная, сбалансированная — картина», — рассказал украинский ученый.

Авторы статьи уверены, что две дополнительные насечки неандерталец сделал, как раз чтобы, по словам Степанчука, «исправить картину до совершенства». По их мнению, он или она могли увидеть, что после выполнения первой «очереди» насечек на кости остались пробелы, и решить заполнить их. При этом авторы сомневаются, что сделано это было из функциональных соображений, например, чтобы кость было удобнее держать — две дополнительные насечки, небольшие и неглубокие, никак этому не помогают. Скорее, «мастером» двигало если не чувство прекрасного или перфекционизм, то, по крайней мере, стремление к завершенности визуального образа.

«Насчет чувства прекрасного не знаю — мы же не знаем, что они выражали своими нарезками. Хотя, конечно, „правильное“, „завершенное в ощущении“ и „красивое“ недалеко ходят», — рассуждает Степанчук.

Ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова рассказала «Чердаку», что раньше подобные неутилитарные, не нужные для практической деятельности находки вроде просверленных раковин, связывали прежде всего с таксоном современного человека.

«Про неандертальцев раньше так не думали — считалось, что это достаточно примитивные люди. Но развитие науки последних лет опровергает эти представления. Неандертальцы были очень сложными, и мы про них все больше и больше узнаем», — сказала Медникова.

Изображение

Кость ворона с насечками и процесс нанесения насечек. Фото: Ana Majkić, Sarah Evans, Vadim Stepanchuk et al.


«Мы теперь знаем, что они умели говорить, доказано, что существовали какие-то брачные контакты между неандертальцами и сапиенсами… Это было отдельное человечество, очень хорошо состоявшееся, много чего умевшее — это люди, которые благополучно существовали сотни тысяч лет. Неудивительно, что они пришли к мысли создавать такие не утилитарные вещи», — добавила исследователь.

По словам Медниковой, возможно, неандертальцев могли особенно интересовать хищные птицы — несколько лет назад другая группа ученых обнаружила обработанные когти орлана на неандертальской стоянке под Крапиной, на территории современной Хорватии. Археолог не уверена, можно ли считать артефакты, подобные крымской кости, искусством, но считает, что ответ на этот вопрос у ученых рано или поздно тоже появится.

«Находок все больше и больше, очень много дают современные методы визуализации, микроскопического анализа. Находки, которые раньше так не рассматривались, я думаю, могут быть пересмотрены и дадут необходимую статистику для более весомых заключений», — отмечает Медникова.

Исследование опубликовано в журнале PLoS ONE.
Аватар пользователя
Нелли
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 5825
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2935 раз.
Поблагодарили: 2786 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 215


Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Новости сети

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16