Передача данных: фараоны и боги Древнего Египта

Названия статей в темах являются активными ссылками на первоисточник.

Передача данных: фараоны и боги Древнего Египта

Сообщение #1  Нелли » 25 июл 2016, 22:32



Научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов рассказал Марии Бачениной о цивилизации Древнего Египта

Изображение

Фото: © L!FE/Булатов Дамир

М. БАЧЕНИНА: В студии кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов. Здравствуйте!

Р. ОРЕХОВ: Здравствуйте!

М. БАЧЕНИНА: Сегодняшняя тема — фараоны и боги Древнего Египта, религия Древнего Египта.

Учёным-египтологам сейчас, наверное, очень сложно приходится в связи с тем, что в Египет нельзя летать? Или ваша деятельность не подразумевает этого?

Р. ОРЕХОВ: Есть, конечно, определённые трудности, потому что нам приходится добираться до Египта на перекладных, то есть долетать до какой-нибудь ближневосточной страны, а оттуда — до Египта.

М. БАЧЕНИНА: То есть вас не остановила политическая ситуация?

Р. ОРЕХОВ: Нет, Египет — благодатная страна, и то, что в ней происходят такие события, — это очень печально. Когда люди подолгу работают в Египте, они понимают, что это страна миролюбивых людей, которые очень чтут гостей. Когда мы работаем в Египте на раскопках, у нас не возникает никаких проблем.

М. БАЧЕНИНА: Когда я составляла вопросы, я подумала, что, если брать конец V тысячелетия до н.э., что было в тот момент на территории России?

Р. ОРЕХОВ: Это уже очень сложный вопрос. Скорее всего, мы тогда обитали в других местах.

М. БАЧЕНИНА: Но мы из Африки уже тогда выбрались?

Р. ОРЕХОВ: Конечно. Скорее всего, наша индоевропейская общность в тот момент формировалась в районе двух озёр — Ван и Урмия. Это очень интересная территория, считается, что именно оттуда вышли наши предки для того, чтобы завоёвывать огромные пространства Европы, частично Индостана, Иранского нагорья. Мы можем выяснить, что когда-то наши предки обитали там, исключительно по лингвистическим данным.

М. БАЧЕНИНА: А если брать древних египтян, их цивилизация намного опередила развитие нашей цивилизации?

Р. ОРЕХОВ: Интересный вопрос, потому что египетская цивилизация всегда обращена в прошлое. То есть у неё нет некой точки, с которой всё началось и стремится в будущее. Все цивилизации так или иначе различаются по этому очень важному признаку, то есть у них есть либо эта концепция линейного развития, либо она всегда спиральна и возвращается обратно. Египтяне как раз считали, что изначальное время богов надо постоянно возрождать на земле, именно в Египте. Поэтому эта цивилизация очень серьёзно отличается по многим показателям от нашей.

М. БАЧЕНИНА: Процитирую: "Главный бог, который создал весь мир, является одновременно и первым царём. Это находит отражение в ритуалах коронации, в том, как принимает царство новоявленный царь. Он становится причастным к миру богов". Почему так? Чтобы оправдать божественное происхождение царского рода?

Р. ОРЕХОВ: Действительно, согласно египетским воззрениям, первый царь — это первый бог. В Египте даже существовал культ царственных предков. Эти цари, которые правили Египтом, получили эту власть именно от богов. Первый бог — это, конечно, бог Ра, бог солнца, который породил этот мир, сформировал его. И уже впоследствии, когда он передал эти полномочия своим сыновьям, а они — своим, всё это перешло к людскому роду.

М. БАЧЕНИНА: Но вы на вопрос не ответили. Смысл того, что бог — это первый царь? Почему это не человек?

Р. ОРЕХОВ: Если мы говорим о слове "царь", это слово вообще не египетское, а из древнееврейского лексикона. Это, прежде всего "ангел", "ангел народа". А цари — это те самые ангелы, которые опекали тот или иной народ, согласно Ветхому Завету. И вот само слово "царь" имеет немножко отвлечённый характер. Когда мы говорим о царе Египта, мы говорим о правителе, при определённых ритуалах наследующем этот царский сан, переходящий к нему вместе с силой, которую породил этот бог.

М. БАЧЕНИНА: Они уже тогда называли его фараоном?

Р. ОРЕХОВ: Нет. Изначально царь — это очень сложно. У них была так называемая пятичленная титулатура. Он обозначался по имени коронных богинь, по имени бога Хора, который передавал ему эту власть, потом у него было специфическое "золотое имя", которое было связано либо с его необычной царской плотью, либо это было имя бога Сета. Коронная богиня — это богиня-покровительница Верхнего и Нижнего Египта. Это кобра Уаджит и коршуниха Нехбет.

М. БАЧЕНИНА: Их две было?

Р. ОРЕХОВ: Да, две. Поэтому корона была двуединой: одна стрела с одной богиней, другая — с другой.

Египетский царь ритуально был богом во всех отношениях. Но бывали моменты, когда он мог быть человеком: в момент отдыха, например, когда снимал с себя частично завесу таинственности.

М. БАЧЕНИНА: "Фараон, исполняя свою должность, отделяет себя от окружающего мира, он находится за священной пеленой. Единственный человек, кто может вступать с ним в непосредственное общение, — визирь. И если человек случайно коснулся царя, его нужно как можно быстрее вывести из этого состояния, потому что на человека может перейти божественная сила". Первый вопрос: фараоны, наверное, очень скучали?

Р. ОРЕХОВ: Нет, я думаю, что они как раз не скучали. У них даже был специальный институт царских сокровищ — это женщины, которые должны были всячески царя ублажать. У нас есть много свидетельств о том, что при дворе было много гаремных дам — музыкантов, танцовщиц и так далее. Царь не был таким одиноким.

М. БАЧЕНИНА: Они его могли видеть?

Р. ОРЕХОВ: Конечно. Не всегда царь обладал таким статусом неприкосновенности. Он появлялся, например, когда инспектировал строительство пирамид, когда путешествовал на ладье. Его тогда могли даже видеть. Но всё равно царь допускал к себе очень немногих. Он, например, дозволял своим приближённым целовать свою ногу. Это тоже очень необычный момент, потому что до этого чиновникам позволялось только целовать землю, по которой ступал царь.

М. БАЧЕНИНА: А как тогда с женой? Они же делили ложе, у них были отношения. Она тоже становилась божественным существом?

Р. ОРЕХОВ: В какой-то мере да. Она была та, которая видит Хора и Сета. Царица египетская — это тоже очень необычное явление, потому что в эпоху строителей пирамид это была женщина, обладающая очень высоким статусом в государстве. Возможно, она даже выполняла роль богини — хранительницы царя. Но это дискуссионный вопрос. Она обладала уникальными титулами, входила в общение с Гором и Сетом, а это цари. Гор — это солнечный бог, а Сет — бог деструктивный, который привносит в этот мир состояние хаоса.

М. БАЧЕНИНА: Созидание и хаос.

Р. ОРЕХОВ: Да, совершенно верно. Они не могли себе представить мир иначе. Они считали, что в любом случае разрушающее начало тоже должно присутствовать, без него невозможно создать полноценный мир.

М. БАЧЕНИНА: Все египетские боги отождествлялись с определёнными созвездиями. Пишут, что в качестве примера можно привести мегалитические комплексы и Мальты, и территории Древнего Египта. Это созвездия Пояс Ориона с Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор, Сириус с богиней Исидой. А как учёные, открыв эти мегалитические комплексы, поняли, что это именно те созвездия?

Для слушателей объясню: представьте себе пустыню, камни, положенные кругом, камни в вертикальном положении — это всё для учёного исторический, археологический памятник, на какие-то мысли наводящий.

Р. ОРЕХОВ: Вопрос сложный, но мы можем судить о том, какие созвездия почитались именно теми людьми, которые строили мегалитические комплексы на Мальте, исключительно по так называемому календарю, который сохранился на стенах храма южной Мнайдры.

Этот примитивный календарь состоит из определённых точек. То есть в определённый момент времени всходило солнце, и относительно этого восхода отсчитывалось количество дней, например, день летнего солнцестояния, и определённое количество точек. Когда стали подсчитывать количество точек, поняли, что в этот момент начинает восходить определённое созвездие. Поэтому очень легко просчитать, какое созвездие восходило в определённый момент.

М. БАЧЕНИНА: Они все были такими астрономически подкованными?

Р. ОРЕХОВ: Несомненно. Мальта — это уникальное образование в бассейне Средиземного моря, потому что там находится самое большое количество мегалитов на единицу площади. Я посещал Мальту несколько раз для того, чтобы ознакомиться с этими мегалитами. Мне была интересна технология строительства и какие-то культы, которые там происходили. Это очень сложное и интереснейшее явление. Это помогло мне отчасти понять ранний, архаический Египет и то, какую религию могли исповедовать древние египтяне.

Действительно, они почитали звёзды, они смотрели на них, определяли по ним время. Они считали, что звёзды — это души богов. И действительно, любое архаическое сознание выделяет всегда определённую группу созвездий. Это, как правило, Пояс Ориона, Плеяды и звезда Сириус. Есть ещё сопутствующие созвездия, например Лебедя, но они уже второстепенны. Самые главные — эти три. С чем это связано — вопрос сложный.

Недавно мне посчастливилось заниматься исследованием египетского Сфинкса. Там есть очень интересные данные. Мы уверены, что его ось в середине третьего тысячелетия до нашей эры была направлена именно на гелиакальный восход Плеяд.

М. БАЧЕНИНА: А что такое ось Сфинкса?

Р. ОРЕХОВ: Если мы проведём воображаемую линию вдоль тела Сфинкса и спроецируем на горизонт, то мы увидим, что в этот момент времени восходили именно Плеяды. Это подтверждается письменными источниками.

М. БАЧЕНИНА: Можно сделать вывод о том, что Сфинкс был поставлен для богини Хатхор?

Р. ОРЕХОВ: Не совсем так. Если Сфинкс смотрит на Плеяды, он смотрит не просто на них, а прежде всего — на так называемую огненную сикамору. Действительно, богиня Хатхор ассоциировалась с этим священным деревом, но не понимали, что такое священная сикамора.

М. БАЧЕНИНА: Да мы и сейчас не понимаем.

Р. ОРЕХОВ: Это действительно такое растение, которое произрастает на территории Африки. Но что такое именно огненная сикамора, которая вдруг оказывается у восточного горизонта... Учёные долго ломали голову, а на самом деле, если спроецировать ось Сфинкса на линию горизонта и при помощи специальной астрономической программы посчитать, какая картина звёздного неба была в то время в Египте, мы увидим, что там восходили именно Плеяды.

М. БАЧЕНИНА: Я хочу от богов перейти к людям.

Я поняла, что для того, чтобы достичь бессмертия, к чему и стремился каждый египтянин, необходимо было при жизни построить себе гробницу или пирамиду? Почему именно гробницу или пирамиду? Чем они отличаются друг от друга? Ещё саркофаг интересен. Везде лежит труп, но почему у одних гробница, у других пирамида, а у третьих саркофаг? Почему они придумали именно так? Почему не закопать в землю, не сжечь? Почему не пустить вверх по течению Нила?

Р. ОРЕХОВ: Вверх — это на юг, вниз — на север.

Для того чтобы понять, как себя египтянин ориентировал в пространстве, надо представить, что мы стоим лицом по направлению к истоку Нила, то есть мы смотрим на юг. С левой стороны у нас будет восток, с правой — запад. У них не было понятий "восток" и "запад", у них были левая и правая сторона. У них не было представления об истинном востоке и истинном западе.

М. БАЧЕНИНА: Но Нил же течёт с юга на север. Почему они тогда стояли навстречу? Я бы пошла по течению.

Р. ОРЕХОВ: Для них были очень важны именно истоки Нила, потому что оттуда шла эта живительная влага. Там находились боги, которые ведали именно половодьем, поэтому для египтянина было очень важно смотреть не на север, а на юг, оттуда шёл Нил — благодетель Египта.

М. БАЧЕНИНА: А как насчёт захоронений в гробницах, саркофагах?

Р. ОРЕХОВ: Это очень волновало в своё время Освальда Шпенглера, который написал замечательную книгу «Закат Европы». На самом деле, это правильный вопрос. Мы видим, что многие народы сжигали, многие пытались сохранить останки, особенно сакральные.

Мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, почему они их сохраняли. Здесь всё так или иначе упирается в эту осирическую парадигму, согласно которой богиня Исида собрала останки бога Осириса, воскресила его, зачала от него сына, бога Хора, который стал потом мстить за своего отца богу Сету. Это красивая легенда. На самом деле трупы сохраняли, возможно, и по другой причине. Здесь есть интересный феномен — страх смерти. Этот страх — попытка начать новую жизнь. В самых древних текстах употребляется такая формула: «О, не мёртвым, царь, ты от нас ушёл, ты ушёл живым». Но жизнь эта — в земном понимании. Поэтому очень важно было сохранить и тело...

М. БАЧЕНИНА: И быт.

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно. Поэтому мы часто находим в гробницах того времени, допустим, инструменты. Их оставлял какой-нибудь зодчий, который посчитал, что именно эти вещи наиболее важны ему в ином мире. Это странный момент, потому что инструменты действительно безупречны.

М. БАЧЕНИНА: А это разве не связано с тем, что и в загробном мире ты должен будешь "не умереть"? То есть сначала тебя поддерживает царь Египта, но ты должен себе заработать ещё и на другую жизнь, в загробном мире. Что это за двойные стандарты?

Р. ОРЕХОВ: Здесь как раз нет двойного стандарта. В древнейшую эпоху именно царь отвечал за организацию заупокойного культа. Было так называемое соревнование — каждый вельможа хотел показать своё усердие перед царём, он продвигался по служебной лестнице. И если он показал своё усердие, проявил себя как зодчий, как грамотный полководец, медик, он получал возможность быть погребённым на кладбище рядом с пирамидой. И в этот момент царь являлся организатором заупокойного культа этого вельможи. То есть вельможе не надо было задумываться: царь полностью брал эту заботу на себя. Но дело в том, что он был сопричастником царю в его инобытии. То есть если царь следовал на солнцем, за ним следовал и вельможа, он был его свитой. Он не был там один, перед ним не стояла необходимость отвечать перед Осирисом на загробном суде.

Когда заново возрождалось солнце, считалось, что именно царская душа соединялась в этот момент со статуями, и он продолжал аналог земной жизни, он как бы присутствовал на земле. Солнце уходило — уходил царь.

М. БАЧЕНИНА: Есть словосочетание "текст пирамид и саркофагов". Во-первых, что это такое? То, что начертано на стенах, и везде одинаковое? И во-вторых, чем отличается пирамида от саркофага?

Р. ОРЕХОВ: Тексты пирамид появляются в конце пятой династии, это как раз середина третьего тысячелетия. Пирамида Унаса — первая пирамида в Сакарском некрополе, на которой были высечены эти тексты. До этого ни в одной пирамиде текстов не было.

Интересно, с какой целью поместили эти тексты на стены пирамид. Они действительно были на стенах погребальной камеры саркофага, они выкрашены зелёным цветом. Цвет уадж символизирует вечную жизнь, то есть царь, который читает эти тексты когда находится в ином состоянии, пребывает вечно молодым.

М. БАЧЕНИНА: То есть это — заговор на вечную молодость?

Р. ОРЕХОВ: Да. Потому что уадж — это папирус и одновременно символ вечности. Быть вечно молодым — это то, к чему стремился царь в инобытии.

Тексты пирамид — это краткие магические формулы, их содержание может быть очень разным. Это могут быть осирические летания, когда Исида и Нефтида плачут по умершему Осирису.

М. БАЧЕНИНА: Заупокойные плачи?

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно. Это могут быть также тексты, которые утверждают, что царь не умрёт. Потом показывают царя в сообществе богов, боги окружают царя, который умер, и стремятся приобщить его к своему сонму. Таким образом царь, благодаря этим текстам, начинает приобретать некую иную реальность. В текстах происходит трансформация его души. Если царь обладает душой, то, когда он уже обретает просветлённость, он становится ахом — загробным воплощением человека, обретающим иное состояние. Его душа постепенно трансформируется в некое новое качественное состояние.

М. БАЧЕНИНА: А можно сделать вывод, что пантеон богов всё время пополнялся с каждым умершим царём?

Р. ОРЕХОВ: Несомненно.

М. БАЧЕНИНА: Как выглядела "Книга мёртвых"? Её продавали, передавали из поколения в поколение? Или это было каким-то сакральным знанием, доступным только жрецам?

Р. ОРЕХОВ: Это папирусный свиток, который клался в саркофаг умершего.

М. БАЧЕНИНА: То есть они множились?

Р. ОРЕХОВ: Да, были мастерские, которые размножали эту книгу. Считалось, что человек, который находится в инобытии и читает эту книгу, обладает способностью жить, входить и выходить из иного мира. Тексты "Книги мёртвых" тоже очень сложны, но они являются наследниками текстов пирамид и саркофагов. Главное, что здесь появляется новый статус — умерший отвечает на загробном суде за свои дела, которые он совершил при жизни. Это — индивидуальный подход к бессмертию. Если раньше умершему надо было только молиться на царя, то в этом новом качестве...

М. БАЧЕНИНА: Это, получается, путеводитель?

Р. ОРЕХОВ: И путеводитель, и книга, которая помогает ему избежать разных тёмных мест.

М. БАЧЕНИНА: То есть до этого надо было хорошо служить царю — и всё в загробном мире будет хорошо. Потом ещё появляется "Книга мёртвых", которая помогает на Высшем суде.

Р. ОРЕХОВ: Мы должны учитывать хронологический принцип, потому что "Книга мёртвых" появляется в более позднее время. Если мы говорим о времени пирамид, "Книги мёртвых" там не было. Впоследствии, когда происходит крушение цивилизации древнего царства, постепенно люди приходят к идее о том, что они могут самостоятельно приобрести это некое бессмертное состояние. Появляются тексты саркофагов как элемент демократизации погребального культа. То есть Осирисом может стать не только царь, но и простой человек.

М. БАЧЕНИНА: Это прямо революция.

Р. ОРЕХОВ: Да, но эта революция египтянам вышла боком. Получалось так, что многие люди впадали в пессимизм, потому что не все знали эти формулы.

М. БАЧЕНИНА: А сколько длилось крушение монархии?

Р. ОРЕХОВ: Около 700 лет.

М. БАЧЕНИНА: Я представляю, насколько сплочённым был народ, который обслуживал пирамиды: одни строят, вторые подвозят, третьи их кормят, четвёртые обслуживают царя. Каждый знает своё место и дело и передаёт это из поколения в поколение. И ещё возможны иерархические лестницы.

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно. Когда строили пирамиды, сформировалось египетское государство.

М. БАЧЕНИНА: А тут получается "шалтай-болтай" — ушли пирамиды и к чему я должен быть привязан? То есть меня лишили какой-то внутренней оси. Почему их перестали строить?

Р. ОРЕХОВ: Это было очень дорого. Есть несколько моментов. Прежде всего, народ, который строил эти великие пирамиды IV династии — знаменитые Хуфу, Хафра, Менкаура. До этого был царь Снофру, который тоже строил огромные пирамиды. Дело в том. что это требовало колоссального напряжения сил. Соответственно, постепенно цари стали отказываться от масштабного строительства.

М. БАЧЕНИНА: Денег не было, что ли?

Р. ОРЕХОВ: Да.

М. БАЧЕНИНА: А почему они закончились?

Р. ОРЕХОВ: В Египте денег в нашем понимании не было. Не было такого эквивалента, которым можно было расплачиваться. Существовало полукоммунистическое хозяйство с продовольственными выдачами. То есть человек, который работал на строительстве пирамид, получал продовольственный паёк. В какой-то момент времени им приносили завтрак, обед, ужин.

М. БАЧЕНИНА: А семье его? Он имел право семью иметь?

Р. ОРЕХОВ: Конечно, имел. Часть этого пайка он отдавал семье.

М. БАЧЕНИНА: А отпуска у них были?

Р. ОРЕХОВ: Конечно. Потому что они строили пирамиды корабельными бригадами, которые постоянно сменялись. Несколько месяцев работает одна бригада, несколько месяцев — другая.

М. БАЧЕНИНА: Нам в школе рассказывали, какой был рабовладельческий строй в Египте. А тут получается и пайки, и бригады.

Р. ОРЕХОВ: Да, о тех, кто строил пирамиды, очень заботились, к ним был приписан целый штат писцов, пивоваров, прачников, охотников. То есть на пирамиду работало много людей.

М. БАЧЕНИНА: А размер имел значение? Чем больше пирамида, тем что?

Р. ОРЕХОВ: Перед каждым царём стояла задача построить максимальное по высоте сооружение. 146,5 метра — пирамида Хеопса, самая грандиозная пирамида.

Вы правильно подметили, что пирамиды строили не просто для того, чтобы возвеличить царя. Дело в том, что этим эпохальным строительством цари хотели угодить богам, которые как раз обеспечивали возможность нормального функционирования египетского государства. Такой был взаимовыгодный обмен. Боги давали благополучный высокий Нил, обильное произрастание, а люди должны были для богов строить нечто грандиозное.

М. БАЧЕНИНА: А какие самые оригинальные боги Египта? Уместен вообще такой вопрос?

Р. ОРЕХОВ: Все боги Египта оригинальны. Нет ни одного бога, который не был бы оригинален. В качестве примера можно привести бога Тота — символ мудрости. Прежде всего бог Тот — это бог, совершивший первое жертвоприношение. Этот бог, который расчленил тело Осириса, совершил первую математическую операцию. Таким образом, он является одновременно и богом-палачом, и богом, совершившим первое деление. Таким образом, он стал богом-покровителем письма и счёта.

М. БАЧЕНИНА: Палач произвёл первое деление, расчленяя тело бога. Как вы вообще понимаете древних египтян? Для египтян ведь характерны рациональное и мистическое мышление, а у нас оно логическое, и это нормально, мы с ним родились.

Р. ОРЕХОВ: Это очень сложный вопрос. Первые исследователи, которые читали египетские тексты, были просто в ужасе. Одно дело — когда читаешь какой-то исторический текст, а когда речь идёт именно о религиозных текстах, ты сталкиваешься с мистическими реалиями, которые не поддаются нормальному рациональному осмыслению. Поэтому нам очень помогает в этом смысле обращение к неким смежным дисциплинам, в частности, к африканистике. Потому что со многими моментами, связанными с египетским мышлением, мы можем найти аналогии в африканистике — у народов, которые населяют запад Африки. Много архаичных верований аккумулированы в Африке, это, наверное, старейший материк. И то, что египтяне фактически стоят одной ногой в Африке, скорее всего, помогает нам в исследованиях.

Мы мыслим рационально, мы — последователи аристотелевской логики, а у египтян всё было по-другому. Они могли каждое явление осмыслить по-разному.

Простой крестьянин так, возможно, и не мыслил, но жрец, который занимался составлением магических формул, мыслил именно так.

М. БАЧЕНИНА: Философские размышления ему, наверное, были свойственны.

Р. ОРЕХОВ: До философского размышления, вроде бы, они ещё не дошли. Хотя уже какие-то философские прозрения были.

М. БАЧЕНИНА: Но он думал, размышлял.

Р. ОРЕХОВ: Несомненно. Например, они представляли себе небо в виде коровы, женщины, столешницы. Они могли представить его в виде океана, и этих иероглифов было очень много. Когда мы начинаем всё это читать, мы видим, что они таким образом обозначали разные оттенки этого явления. Потому что язык в то время был очень слабо развит.

М. БАЧЕНИНА: Мне это напомнило рассказ Куприна «Суламифь», там было много таких сравнений.

Я забыла спросить. Если у человека не было возможности, он не мог себе позволить гробницу или захоронение рядом с пирамидой, что было с этим человеком?

Р. ОРЕХОВ: Действительно, те, кто были погребены рядом с пирамидой, являлись субъектами этого погребального культа. Они были причастны к заупокойному культу царя. Те люди, которые были всего этого лишены, не имели этих жертв, они не могли существовать в той реальности, которая создавалась искусственно для блаженных умерших. Поэтому вполне возможно, что они путешествовали во времени и перерождались из одного тела в другое.

М. БАЧЕНИНА: Вопрос от слушателя: "Религия Древнего Египта представляет собой симбиоз политеизма и анимализма. Все древнеегипетские боги: Ра, Анубис, Сет — изображались с головами животных. В то же время фараоны отождествлялись с богами, но нет ни одного изображения фараона с тотемом или в маске животного-покровителя. Значит, фараоны были рангом ниже египетских небожителей?"

Р. ОРЕХОВ: Почему некоторые египетские боги изображались с головами животных? С одной стороны, это символика. Например, бог Тот изображался как ибис, но он мог изображаться также в виде павиана.

М. БАЧЕНИНА: Не самые симпатичные животные.

Р. ОРЕХОВ: Египтянин воспринимал мир богов очень символически, с одной стороны. С другой стороны, он отмечал в этих животных некие качества, которые, как ему казалось, роднят именно с богами. Например, если мы посмотрим на ибиса, как он идёт вдоль реки. Он постоянно окунает свой клюв в воду и всё время что-то ищет. А бог Тот — бог письма. Когда писцы садились, они также приносили первое жертвоприношение каплей краски, когда окунали стилус и начинали писать. Таким образом, они повторяли движение этой птицы.

М. БАЧЕНИНА: Ассоциативное мышление?

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно.

М. БАЧЕНИНА: А у египтян были каноны красоты?

Р. ОРЕХОВ: Что касается богов, я не знаю, но что касается женщин — однозначно. В разные эпохи женщин изображали по-разному. Если мы возьмём эпоху пирамид, то женщины, как правило, предстают очень строгими. Они фактически не улыбаются, лица у всех достаточно статичные. Они смотрят куда-то вдаль, в вечность. Если мы посмотрим на более позднее время, на эпоху Нового царства, мы увидим, как люди радуются.

М. БАЧЕНИНА: Это связано, наверное, с демократизацией?

Р. ОРЕХОВ: Люди могли улыбаться сколько угодно, но когда они себя изображали именно в гробницах, возможно, эти эмоции были лишними.

М. БАЧЕНИНА: "Я, как строитель, поклоняюсь Аменхотепу. Откуда историкам стало известно, что после своей смерти он стал сыном бога? — спрашивает слушатель.

Р. ОРЕХОВ: Если мы говорим об Имхотепе, который был архитектором царя Джосера, то именно этот человек был впоследствии обожествлён как предок всех мастеров. И, возможно, именно его начали почитать как сына бога Птаха. Бог Птаха — очень интересная личность, его изображали в виде спелёнутой мумии, но как человека.

М. БАЧЕНИНА: Почему мумии?

Р. ОРЕХОВ: Именно таким образом почитали в Египте обожествлённых предков. Таким образом, Имхотеп, который был современником царя Джосера, в какой-то момент времени стал почитаться уже как Демиург. То есть он был покровителем именно данного ремесла.

М. БАЧЕНИНА: Не потому, что он первым начал с камнем работать?

Р. ОРЕХОВ: Именно потому, что он начал работать с камнем и создал совершенно уникальный ансамбль — Вселенная царя Джосера. Это огромнейший комплекс посреди пустыни.

М. БАЧЕНИНА: А он не превзошёл своего покровителя?

Р. ОРЕХОВ: В чём-то даже превзошёл.

М. БАЧЕНИНА: "Царица Хатшепсут изображалась с бородой. Это идела красоты или первое проявление феминизма?" — спрашивает слушатель.

Р. ОРЕХОВ: Борода — это атрибут именно царя, поэтому она себя считала полноправным царём, должна была изображаться с бородой.

М. БАЧЕНИНА: Немногие ведь могли увидеть её воочию. Они, может быть, действительно думали, что она — мужчина?

Р. ОРЕХОВ: Я думаю, что статус царя в эпоху Нового царства изменился по сравнению с эпохой Древнего царства. Царь стал более публичной фигурой, его могли видеть люди, он участвовал в каких-то ритуалах.

М. БАЧЕНИНА: Она только этим прославилась?

Р. ОРЕХОВ: Она прославилась тем, что была женщиной и правила Египтом. Действительно, личность была уникальная. Она ничуть не уступала по красоте Нефертити, но дело в том, что, когда изображали этих женщин, их немного идеализировали. Египтологи сталкиваются с этим, когда извлекают мумию того или иного царя, пытаются восстановить его внешний облик и сопоставляют с изображениями. Разница, конечно, есть.

М. БАЧЕНИНА: А её изображение сохранилось? Красивая женщина была?

Р. ОРЕХОВ: Сохранилось. Мне кажется, красивая. Есть такой аспект, как скульптор, который влюблён в свою модель.

М. БАЧЕНИНА: А её скульптор и был влюблён, это был её любовник.

Р. ОРЕХОВ: Не совсем любовник. Она была его музой.

М. БАЧЕНИНА: Спасибо. В студии был кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.

Р. ОРЕХОВ: Спасибо вам.



Автор: Даниил Кузнецов
Аватар пользователя
Нелли
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 5825
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2935 раз.
Поблагодарили: 2786 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 215

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Новости сети

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14