Страница 1 из 1

Глиняная армия в истинном цвете

СообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 21:45
Нелли
Глиняная армия в истинном цвете


Это было фантастическое зрелище: тысячи ярко раскрашенных солдат, выполненных в натуральную величину, стерегут гробницу своего императора. Сегодня археологи и художники с помощью новейших технологий воссоздают древнее чудо Поднебесной в первозданном виде.
В деревушке, затерянной в самом сердце Китая, близ города Сиань, зияет гигантский раскоп. На дне его три немолодые женщины собирают один из самых загадочных пазлов в истории человечества. Стриженная под пажа Ян Жунжун, очень живая и энергичная в свои 57 лет, повертев в мозолистых руках неровный обломок, находит для него идеальное место – все одобрительно кивают и смеются.


Изображение

Со стороны все это выглядит так, будто Ян и ее соседки придумали себе веселую забаву, чтобы скоротать часок-другой после обеда. На самом деле придумывать ничего не пришлось: головоломку им подбросила история. Эти женщины буквально по кусочкам собирают таинственную терракотовую армию – глиняных солдат, 22 века несших службу в погребальном комплексе первого китайского императора Цинь Шихуана. Этот правитель, в отличие от многих коллег по трону, по какой-то причине в загробный мир захватил с собой не слуг из плоти и крови, а тысячи воинов, музыкантов и акробатов, выполненных в натуральную величину из красноватой глины – терракоты. Свита его различается чертами лиц, костюмами, званиями, должностями, у них есть лошади и оружие. Одна проблема – почти все это превратилось в глиняные обломки. И именно эту проблему сейчас решают Ян Жунжун и ее помощницы, терпеливо собирающие воина из очередной груды черепков. Обычно на одну такую скульптуру уходит много дней кропотливой работы. Но сегодня воин был собран всего за несколько часов.


Раскопки погребального комплекса ведутся несколько десятилетий, однако пока исследовано менее одного процента его огромной площади.


«Никакого особого таланта у меня нет, – говорит Ян, разгадывающая такие головоломки с 1974 года – тогда ее односельчане, копая колодец в саду, впервые наткнулись на глиняную посуду и терракотовую мужскую голову. – Но почти каждый воин прошел через мои руки». За плечами этой женщины – возрожденная тысячная армия, которая пополняется день ото дня.

Раскопки погребального комплекса ведутся несколько десятилетий, однако пока исследовано менее одного процента его огромной – 90 квадратных километров – площади. В 2011 году были начаты раскопки на двух склонах центрального могильного холма высотой 76 метров. Десять лет назад здесь обнаружили группу терракотовых акробатов и силачей, и новые поиски, как считает директор музея У Юнци, сулят «сенсационные находки».

Археолог Шэнь Маошэн ведет меня по узкой траншее в северной части самого знаменитого сианьского раскопа, известного как склеп №1. На красноватом грунте под ногами разбросаны любопытные предметы, напоминающие терракотовые рюкзаки. На самом деле это глиняные колчаны, из которых все еще торчат бронзовые стрелы. Мы с Шэнем проходим мимо недавно найденной колесницы – вернее, того, что от нее осталось, – и останавливаемся перед пластиковым занавесом. «Показать вам настоящие находки?» – спрашивает он.

За занавесом скрывается остов метрового щита со сколотыми краями. Древесина давно сгнила, но замысловатый орнамент щита и его густые сочные краски – зеленая, красная, белая – четко отпечатались в грунте. Рядом покоится целый и невредимый военный барабан, обтянутый кожей. Складки на коже превратились в хитросплетение тончайших малиновых линий. Вместе с отпечатками шелковых и льняных тканей искусной работы эти находки дают нам представление о расцвете искусств и ремесел во времена династии Цинь и о радужной палитре той эпохи.


Музей терракотовой армии в Сиани – это толпа однотонных коричневых воинов. А ведь когда-то армия ослепляла буйством красок – так повелел правитель, чьи грандиозные амбиции простирались далеко за пределы земного царства. Цинь Шихуан стал первым императором, объединившим Китай под властью одной династии. Он правил с 221-го по 210 год до нашей эры и за это время успел свершить немало. Этот тиран и реформатор унифицировал национальную письменность, систему мер и денежных единиц. Он объединил несколько местных защитных сооружений, сделав их грандиозной Великой Китайской стеной. За государственными делами Цинь Шихуан не забывал и с размахом готовиться к жизни загробной. Причем его армия глиняных солдат и коней совершенно не походила на траурную процессию – разве могут вызывать мрачные ассоциации яркие всполохи красного и зеленого, пурпурного и желтого?

Но, увы, из всего этого красочного великолепия мало что выдержало испытание временем. А когда статуи стали извлекать наружу, археологи лишь беспомощно разводили руками – пережившие подземный плен остатки красок мгновенно будто истаивали в сухом воздухе Сиани: при попадании на воздух лак на краске начинал трескаться уже через 15 секунд и полностью отслаивался за 4 минуты.

В 1985 году в склепе №1 стряслась беда. Рабочий украл голову воина – и поплатился за это своей собственной головой. Раскопки приостановились на долгие годы – зато за это время китайские ученые совместно со специалистами из Баварского государственного управления по охране памятников культуры в Германии придумали, как спасти красочное облачение терракотовой армии с помощью особого вещества, полиэтиленгликоля.

Теперь археологи, едва обнаружив раскрашенный фрагмент, опрыскивают его раствором, а затем оборачивают пленкой, чтобы удержать защитную влагу. Метод работает. Фортуна вообще повернулась к ученым: за три последних года они обнаружили более сотни статуй, в том числе частично раскрашенных – у некоторых из воинов черные волосы, розовые лица, черные или карие, то есть коричневые, глаза. Лучше всего сохранились статуи на самом дне раскопа: их сберег слой грязи.

Самые яркие цветные фрагменты отправляют на исследования вместе с окружавшим их грунтом. Дело в том, что прилегающая к глиняным черепкам почва «скопировала» многие ныне уже утраченные цвета – как оказалось, на грунте древние краски держатся гораздо лучше, чем на глазури. «Для нас земля тоже артефакт», – говорит Жун Бо, глава химической лаборатории музея. Он участвовал в изобретении вещества, которое закрепляет грунт, сохраняя на нем красочный слой. Теперь надо найти способ переносить эти краски обратно на статуи – и тогда воины предстанут перед посетителями музея в своем истинном цвете.

А на дне склепа №1 Ян Жунжун потуже затягивает ремни, скрепляющие восстановленного воина. Его голова все еще обернута пленкой, сквозь которую можно разглядеть остатки розовой и красной краски – следы былого великолепия терракотового воинства. Ученым также удалось сохранить пигмент, придающий коже глиняного солдата теплый телесный оттенок.

На теле воина полным-полно сколов и трещин. Прежде ученые стремились тщательно заштукатурить все повреждения – но сегодня, когда исторической достоверности придается особое значение, ряды новых воинов, выстраивающихся в западной части раскопа, выставляют свои изъяны напоказ. Каждой из этих статуй коснулись умелые руки Ян Жунжун. «Не бог весть какой подвиг», – скромно улыбается она. И с этими словами простые деревенские женщины возвращаются к головоломке, которую разгадывают с таким же терпением и упорством, с каким когда-то возделывали сад, росший на месте нынешних раскопок.

Текст: Брук Лармер Фотографии: О. Луис Маззатента


Читать дальше: http://www.nat-geo.ru/article/968-gliny ... z3SPH40CHa