Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Названия статей в темах являются активными ссылками на первоисточник.

Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сообщение #1  Нелли » 07 янв 2015, 21:55



Выставка работает до 11 января 2015 года. Спешите.


Изображение


ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые представляет фундаментальную выставку, посвященную искусству древнего Кипра.

В экспозиции, которая стала результатом многолетнего труда научных сотрудников и реставраторов музея, представлено более 350 памятников – главным образом расписные вазы, скульптура и терракотовые фигуры III тыс. до н. э - начала эпохи эллинизма.
Собрание кипрского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина является самым крупным в России и насчитывает около 900 предметов. Оно было сформировано из трех частных коллекций, две из которых XIX века - археолога А.С. Уварова и выдающегося русского востоковеда В. С. Голенищева, и третья коллекция XX века – П.К. Ермошина, первого советского посла на Кипре.
Другая часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в Музей в 1945 году. Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении. Среди них – ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850–1917) в Идалионе, Лимнити и Китионе. Некоторые из них представлены в нынешней экспозиции. Это целый комплекс фигур адорантов (от лат. adorator – «обожатель», «поклонник» – фигура человека, который обращается к богу с молитвой или даром) и редкие изображения богов. В этой же коллекции имеются вещи, которые были найдены одним из первых ученых-коллекционеров кипрских древностей в Европе Людвигом Россом (1806-1859)и знаменитым археологом-любителем – консулом Соединенных Штатов на Кипре, генералом Луиджи Пальмой ди Чеснола (1832-1904).
Работа по реставрации памятников кипрского искусства началась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2002 году, часть их демонстрировалась на выставке «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005). В течение последних четырех лет мастерские реставрации керамики и каменной скульптуры ГМИИ им. А.С. Пушкина в полном составе работали исключительно с кипрской коллекцией. Были проведены технико-технологические исследования, позволившие определить состав глины и красок кипрской росписи, выработать оптимальные методы консервации памятников. В процессе работы реставраторы использовали целый ряд современных технологий, таких как методы очистки поверхности, применение специальных составов для укрепления керамики.
Культура древнего Кипра связана с особенностями географического положения и исторического развития. Находясь на перекрестье морских путей, Кипр развивался в тесном контакте с соседними народами Передней и Малой Азии, Египта и Эгеиды, что не могло не отразиться на его искусстве. Население острова со второй половины II тыс. до н.э. было многонациональным: кроме местной «этеокипрской» ветви, большую роль играли греческая микенская и с начала I тыс. до н.э. финикийская (западно-семитская). Тогда же стали формироваться города-царства, среди которых выделялись Идалион, Саламин, Ледры (Никосия), Курион, управлявшийся царем, которого присылали из Тира, а также северный Лапифос, западный Марион и другие. На острове развивалась особая ветвь восточно-средиземноморской религии, в которой проявлялось тяготение к отказу от политеизма и от антропоморфных образов искусства в том виде, в котором они нам известны по памятникам древней Эллады.
С начала VIII века до н.э. Кипр утрачивает свою свободу, попадая под власть Ассирии, Египта, Персии, затем египетского царства Птолемеев и древнего Рима, а затем целой серии других владык, вплоть до Британии. Кипр получил свободу только в 1960 году. Идея самосохранения, сформулированная выходцем из Китиона и основателем знаменитой стоической школы Зеноном: «природа дорога себе самой», поэтому человек должен заботиться о себе сам, становится главной для народа.
Созданные однажды формы и образы художественной иконографии и ремесленной техники на Кипре продолжали жить сотни лет, практически не трансформируясь.
Экспозиционное пространство построено по тематическому принципу, а по форме напоминает остров. Открыто и в небольших витринах, размещенных в центре Олимпийского зала музея, представлены два основных раздела произведений, которые знакомят зрителя с самобытным искусством древнего Кипра. Это вазы и скульптура, терракотовая пластика.
Самые ранние кипрские вазы в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина относятся к культуре Филиа (2500–2300 до н.э.). Сосуды этой группы имеют простые, лаконичные формы, с яркой красной облицовкой. Происхождение этой техники связано с керамическими традициями Ближнего Востока. Среди ранних краснолощеных сосудов в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина выделяются два наиболее популярных типа - круглодонный кувшинчик и полусферическая чаша.
В конце III тыс. до н.э. в керамике Кипра появился еще один оригинальный «жанр» – сосуды с прикрепленными к ним отдельными фигурками – налепами-атташами. Из них составлялись целые сюжетные сцены – например, пахота, изготовление гончарных изделий. На выставке представлены отдельные фигурки животных (бычка и барана), входивших в подобные композиции.
При кажущейся монотонности кипрских ваз они удивительны и неповторимы. Белофонные, краснофонные с черной росписью, с черной или красной обмазкой, с лощеной или шероховатой поверхностью, они поражают своими шаровидными формами и строгим геометрическим декором. Фигурных изображений на них практически нет. В экспозиции представлены лучшие образцы кипрской вазописи геометрической и архаической эпох (X - VI веков до н.э.)
Строгая геометрия рисунка, присущая греческой керамике, была чужда вазописи Кипра. В росписях его мастеров нет популярных в греческом мире орнаментальных мотивов – таких, как меандр и плетенка. Кипрские мастера в своем творчестве обращаются к восточному искусству. Они используют традиционные сетчатые треугольники и концентрические круги, которые объединяются в композиции.
Вторым крупным разделом выставки является скульптура, которая появляется на Кипре в эпоху архаики.
Кипрская скульптура становится неотъемлемой частью местных священных участков – теменосов. В VII-VI в. в. до н.э. на острове активно шел процесс реконструкции старых и строительства новых святилищ. Всего их обнаружено более 300. Святилища Идалиона и других поселений заполнялись посвятительными дарами, так называемыми вотивами (от лат. ex-voto – «посвящаю»). Основным видом вотивных даров стали пластические изображения богов и адорантов. Это могли быть, например, фигуры музыкантов, играющих на двойных флейтах-авлосах, лирах и тамбуринах.
Каменные изваяния, во всем многообразии представленные на выставке, отличает строгая фронтальная позиция и плоскостность (обратную часть многих статуй срезали), акцентирование горизонтальных линий – плеч, согнутой под прямым углом руки, резко очерченного нижнего края туники.
К шедеврам архаической пластики Кипра принадлежат монументальная голова бога, «Аполлон из Навкратиса», подвесная плита с фигурой Афродиты-Астарты. Она почиталась на острове вместе с Аполлоном-Решефом. Широко представлены дары этой богине из ее святилищ в Идалионе и Камеларге (где теменос не был найден), и вотивы из места почитания Аполлона-Решефа на северо-западе острова в Лимнити.
Еще одной формой искусства древнего Кипра стали рельефы. Ими украшали погребальные саркофаги и надгробные плиты. Их главной темой стал ритуальный пир - симпосий с обязательным участием супружеской пары. В экспозиции можно увидеть один из лучших памятников этого времени – надгробную плиту супругов, увенчанную фигурой льва.
Кипрские древности, столь непохожие на древнегреческие, получили должную оценку в европейской науке лишь в последние десятилетия. В «грубой работе» и «беспомощном стиле» кипрского искусства нашла выражение особая мировоззренческая система, отличная от классической древности.
С начала 1980-х в крупных музеях мира (Метрополитене, Лувре, Средиземноморском музее в Стокгольме и других городах) благодаря усилиям современного киприолога, профессора Вассоса Карагеоргиса были открыты «Кипрские галереи». Замечательные произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, представленные на выставке, знакомят зрителей с самобытным искусством Кипра, открывают новую страницу в изучении культуры, выступающей для Нового времени связующим звеном между древним и Востоком и Западом.
Куратор выставки: Людмила Акимова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела античного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Аватар пользователя
Нелли
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 5825
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2935 раз.
Поблагодарили: 2786 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 215

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Новости сети

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 47