Одна рука в Испании, другая – в Сулавеси…

Названия статей в темах являются активными ссылками на первоисточник.

Одна рука в Испании, другая – в Сулавеси…

Сообщение #1  Нелли » 04 ноя 2014, 18:57



Специалисты продолжают поиск древнейших наскальных рисунков, а помогают им в этом современные техники датирования. Пару лет назад мы писали о том, как с помощью метода урановых серий удалось определить возраст очень древних изображений в испанских пещерах. На этот раз датировщики добрались до Сулавеси в Индонезии. И это очень здорово – с датировками памятников каменного века здесь до сих пор было плоховато.

Изображение

Рис. 1 из 5 : а. Карта острова Сулавеси. b. Расположение карстовых пещер, где найдены древнейшие изображения. с. Кружками показаны плейстоценовые местонахождения, в которых проводилось исследование. Иллюстрация из обсуждаемой статьи


На юго-западе замечательного острова Сулавеси, в карстовых пещерах вблизи города Марос, есть множество стоянок доисторических людей. И, в частности, тут как минимум 90 памятников пещерного искусства. Хотя многие пещеры и гроты Сулавеси раскапывались с 30-х годов прошлого века, толком описаны только два плейстоценовых памятника - Leang Burung 2 и Leang Sakapao 1 (с Вашего позволения, дабы не навлечь на себя гнев лингвистов, я оставлю здесь английские написания названий). Кстати, на обоих памятниках есть следы красителей, найдены например вымазанные охрой каменные орудия. Отложениям Leang Burung 2 более 35 тыс. лет, и это было до сих пор древнейшим сроком пребывания человека на Сулавеси.

Изображение

Рис. 2 из 5 : Пещерные изображения в Leang Timpuseng (отпечаток ладони и бабирусса). a - фотография, b - прорисовка контура. Стрелками показаны точки, откуда брались образцы для датирования. Иллюстрация из обсуждаемой статьи


Наскальные изображения в пещерах Марос обнаружены еще 60 лет назад, но специалисты считали, что рисункам вряд ли больше 12 тысяч лет. Надо сказать, что в пещерном искусстве Марос явно выделяется 2 периода, для каждого из которых характерен свой стиль. Древнейший период включает отпечатки ладоней (точнее, это «трафареты», полученные распылением красителя вокруг руки, прижатой к стене пещеры), а также большие натуралистичные рисунки млекопитающих. Среди них можно увидеть обычных на Сулавеси карликового буйвола аноа, целебесскую свинью, а также бабируссу. Животные обычно изображались в профиль, в виде беспорядочно заштрихованных контуров. Для второй, поздней фазы пещерного искусства Сулавеси характерны маленькие изображения животных (включая собак), человечков, а также геометрические фигуры (в основном нанесенные черным красителем, вероятно углем). Судя по стилю, это позднее искусство может быть делом рук мигрантов из Австронезии, и ему самое большее несколько тысяч лет. Дальше мы будем говорить только о произведениях сулавесских художников «раннего периода». Эти красноватые изображения расположены обычно на высоких сводах и в других труднодоступных частях пещер и гротов. В большинстве случаев рисунки сохранились плохо. Многие из них покрыты плотными группами маленьких – до10 мм - «кораллоидных» натечных образований (авторы статьи употребили выражение «пещерный попкорн»).

Изображение

Рис. 3 из 5 : Пещерные изображения в Leang Jarie (отпечатки ладоней). a - фотография, b - прорисовка контура. Стрелками показаны точки, откуда брались образцы для датирования. Иллюстрация из обсуждаемой статьи


Вот их-то и решили датировать всё тем же методом урановых серий авторы статьи в октябрьском номере Nature. Логика простая: натёк, перекрывающий рисунок, не может быть старше рисунка. Так что время образования натека даст нам минимальный возраст находящегося под ним изображения. В некоторых случаях – что особенно замечательно – рисунки наносились на уже имевшиеся на скале натеки, которые затем продолжали расти поверх рисунка. Получался «сэндвич». Датировав пробы, взятые под и над рисунком, для него можно определить и минимальный, и максимальный возраст!

Всего было исследовано 19 образцов, собранных с 14 пещерных изображений (12 отпечатков ладоней и 2 изображения животных) из 7 местонахождений в Марос.

Изображение

Рис. 4 из 5 : Наскальные изображения


Что же получилось?
Для отпечатка ладони в местонахождении Leang Timpuseng получен минимальный возраст 39,9 тысяч лет! Таким образом, это не только древнейшее свидетельство пребывания человека на Сулавеси, но и самый древний отпечаток ладони Homo sapiens в мире.
Отпечаток находится на потолке пещеры, на высоте 4 м, рядом с изображением бабирусы (для нее тоже имеется дата, минимум 35,4 тыс. лет). В другом местонахождении - Leang Barugayya 2 - древний художник изобразил непонятного зверя (вероятно, свинью) минимум 35,7 тысяч лет назад. И еще одно древнейшее изображение – отпечаток ладони в местонахождении Leang Jarie, минимум 39,4 тысяч лет.

Изображение

Рис. 5 из 5 : Роспись в Эль Кастилло (Испания). Стрелками показаны датированные отпечаток руки и красный диск


Минимальный возраст всех рисунков из системы пещер Марос лежит в диапазоне от 39,9 до 17,4 тысяч лет назад; при этом большинство изображений древнее 25 тысяч лет.

Приемлемую оценку максимального возраста изображений удалось получить далеко не везде. В ряде случаев для проб, взятых под рисунками, получались даты более 100 тысяч лет… Видимо, натечные образования, из которых брались пробы, появились в пещерах задолго до нанесения на них рисунков. Однако, для отпечатка руки в Gua Jingwe определен приемлемый диапазон: 22,9 тысяч лет минимум и 27,2 тысяч лет максимум.

Таким образом, традиция подобных наскальных изображений просуществовала на Сулавеси как минимум 13 тысяч лет (такая цифра получается, если из 40 тысяч лет мы вычтем 27).

Далее авторы указывают, что изображения, похожие на рисунки в Марос, найдены на Калимантане, а также на материке (Юго-Восточная Азия) и, что еще интересней, на севере Австралии – близкие по стилю отпечатки ладоней и изображения животных (в том числе представителей вымершей мегафауны) есть, например, в Кимберли. Теперь кажется вполне вероятным, что рисунки эти могли сделать самые первые колонизаторы Австралии, более 40 тысяч лет назад! Осталось проверить это предположение с помощью методов датирования.

Интересное кино! Наши постоянные читатели должны помнить, как в 2012 году были датированы древнейшие изображения в испанской пещере Эль Кастилло: 40,8 тысяч лет для красного диска и 37,3 тысячи лет для отпечатка руки. И вот – точно такие же отпечатки в Сулавеси, на другом конце Старого Света, и чуть ли не более древние! Да еще и изображения животных (также одни из древнейших – аналогичные рисунки во французской пещере Шове, согласно радиоуглеродному датированию, сделаны 35 тысяч лет назад). Так что:

либо сходные «изобразительные традиции» возникли у разных групп древних сапиенсов независимо в Европе и в Юго-Восточной Азии;
либо пещерная живопись принесена в Евразию мигрантами из Африки, и это искусство имеет более древние корни, искать которые следует на черном континенте...



Автор: А. Соколов

Источник:

M. Aubert et al. Pleistocene cave art from Sulawesi, Indonesia// Nature 514, 223–227 (09 October 2014) http://www.nature.com/nature/journal/v5 ... 13422.html

За новость благодарим ЧуКчапа .
Нелли
Администратор
Цитата
 
Сообщений: 5285
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2908 раз.
Поблагодарили: 2734 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 205

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Новости сети

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4