Страница 1 из 1

Зачем доставлять стройматериалы по льду?

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2013, 22:18
lemar
Зачем доставлять стройматериалы по льду?


Часть самых крупных камней, которые пошли на возведение Запретного города в Пекине, везли из далёких карьеров на деревянных санях по льду. Современные расчёты говорят о том, что на неровных, извилистых дорогах этот метод и впрямь безопаснее, надёжнее и проще использования деревянных роликов или волочения саней по голой земле.

Изображение
Бронзовый лев в Запретном городе (фото li Jingwang / Getty).


Императорский дворец и окружающие здания Запретного города — комплекса, долгое время служившего символическим центром китайской столицы, — были построены в начале XV века, но работы в комплексе и рядом с ним продолжались до конца следующего столетия. Многие крупные камни доставлялись из карьера, располагавшегося примерно в 70 км от Пекина, отмечает соавтор исследования Томас Стоун, специалист по гидромеханике из Принстонского университета (США). Каким же образом?

Историки уже обращали внимание на то, что, судя по историческим источникам, камни везли на санях в разгар зимы. А инженер-механик Цзян Ли из Пекинского научно-технического университета (КНР) недавно наткнулась на более подробное описание одного из камней комплекса.

Древний текст отмечал, что монолит — плиту объёмом 49 м³, весившую, по оценкам, почти 112 т, — везли в Пекин в 1557 году на протяжении четырёх недель, то есть со средней скоростью около 8 см/с. И это был ещё не самый тяжёлый камень, подчёркивает г-н Стоун.

Документ, позднее переведённый на английский, вызвал вопросы. Почему монолиты не грузили на колёсный транспорт, который в Китае существовал с IV века до н. э.? Неужели лучше тащить сани по льду?

По словам г-на Стоуна, ответить на первый вопрос довольно просто. Даже в конце шестнадцатого столетия китайские телеги не могли выдержать груз, превышавший 86 т, и для более тяжёлой ноши приходилось использовать сани.

Для ответа на второй вопрос понадобился более тщательный анализ. Деревянные ролики (представьте себе стволы деревьев размером с телеграфный столб, которые положены под платформу) хороши только на прямых дорогах. К тому же требуется гладкая и твёрдая поверхность, иначе ролики увязнут в грязи. Г-н Стоун и его коллеги подсчитали, что для транспортировки груза массой 112 т подобным образом потребуется свыше полутора тысяч мужчин, тогда как по гололёду или мокрым деревянным рельсам сани смогут тащить всего 330 человек.

А если тобогган пойдёт по льду, смазанному тонкой водяной плёнкой, достаточно всего пятидесяти рабочих.

Изображение
Запретный город с высоты птичьего полёта (фото View Stock / Photoshot).


Мы знаем, дорогой читатель, зачем вы сейчас подбежали к настенной карте мира. Сравниваете широты Пекина и Стоунхенджа? Увы, урок географии на сей раз не поможет. На севере Китая зимы и впрямь бывают достаточно суровыми, чтобы осуществить подобное предприятие, а вот на юге Англии они случаются крайне редко, замечает археолог Майкл Паркер Пирсон из Университетского колледжа Лондона, хотя графство Уилтшир намного севернее древней столицы Поднебесной.

Впрочем, Томас Матиа, эксперт по трибологии из Лионской центральной школы (Франция), считает, что коллеги сильно недооценили размеры требуемой рабсилы. Например, чтобы сдвинуть сани с места даже на скользком льду, нужно куда большее усилие по сравнению с тем, чтобы поддерживать их движение. К тому же дорога не может быть абсолютно плоской. При горке с уклоном всего в 10° придётся позвать ещё примерно 270 человек. Поэтому, по его оценке, камень обслуживало в два–три раза больше народа.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам Nature News.