Давно был знаком с рассказами о посещении Камбоджи. Их можно найти на форуме и на сайте. Смотрел хороший фильм канала «365» о жизни и работе французских реставраторов «Тайна храмов Ангкора».
Сложилось так, что 2014 год начался с отдыха в Таиланде и не съездить в соседнюю Камбоджу - получалось быть не как все туристы. Решил и сам побывать, увидеть своими глазами, получить какое-то свое представление.
Возможно, о чем то я не читал, что-то наивно переврал по незнанию или поспешил с выводами. Буду рад поправкам, критике и откликам.
У меня было всего 3 дня для поездки в Камбоджу. На осмотр всех построек этого мало, это половина или треть необходимого времени.
В первый день взял круг по территории Ангкора, с посещением самых популярных храмов. Масштабы и величие строительства в джунглях на фоне современной бедности и слаборазвитости общества вызывает, конечно, мысли о стимулах, двигавших строителей на такие подвиги. Возникали вопросы целесообразности той или иной конструкции с точки зрения человеческой эргономики.
Prasat Bayon (Байон).
Сейчас внешне довольно странное нагромождение из блоков, которое как что-то единое в виде храма воспринимается с трудом. Возможно, время потрепало его и уже трудно уловить начальную задумку архитектора. Храм знаменит своими лицами, высеченными на всех башнях с четырех сторон.
Лица неплохо сохранились и на самом деле отлично смотрятся на потрепанных башнях. Вопрос, который возник, - легко ли на высоте, где стоять и отойти некуда, высечь столь красивое и гармоничное лицо размером несколько метров? Строительные леса закроют вид, и будет не понятно как высекать. Или тогда должны быть не стройлеса, а большая платформа на уровне лица.. И еще, чем то (наверное, глазами) они напомнили мне египетские статуи.
На территории храма есть постройки с очень крутыми и высокими лестницами с небольшими ступеньками, по которым надо карабкаться с опаской на всех четырех конечностях. Наверху небольшая площадка-помещение. Для чего эти постройки могли быть..?
Сфотографировал подгонку блоков при укладке слоев кладки. Видно, как обработка идет через несколько блоков уже после их укладки. Что-то похожее видел в Египте на Гизе, в фильмах про Перу.. В принципе, примитивными методами можно сделать и эту обработку, и кладку блоками. Может преувеличиваю, но у меня вызывает ассоциацию «впечатывания» твердого блока в слегка «размягченный» нижний слой кладки. Иначе вырезать все эти пазы и ступеньки довольно трудоемко, да и ошибиться легко. Если предположить тут даже что то механическое, типа большого фрезера, то и это тоже не совсем легкая задача. Надо работать с уровнем, могут мешать одни блоки делать ступеньки под другие. Проще уж тогда делать идеальные кирпичи и балки до сборки их в кладку, как мы делаем сейчас, и не подгонять.
Тычки повсюду. Видны на полу на фото выше. Попадались даже на рельефе. Строители либо не стали выравнивать стену и сделали рельеф поверх тычек. Либо они зачем то были нужны. Была версия с облицовкой у С.Баранова, но тут она закрыла бы рельеф.
Эти отверстия все разные. Стенки тычки как перпендикулярно плоскости стены так и сходящиеся ко дну под разным углом. Диаметр весьма примерно одинаков, форма сечения везде разная. Есть и почти n-угольник, и хаотичная. Дно тоже неровное. Как будто делалось стержнем миллиметров 5 в диаметре за несколько заходов.. Но таких сотни и многие тысячи отверстий, если не миллионы.
Храм Baphuon (Бафуон)
Прошел быстро, наверх не поднимался. Отметил попутно, что форма пирамидальная и что-то есть в этом мезоамериканское. Наверное, это ощущение создает большой каменный пол перед пирамидальным сооружением.
Далее по пути к Ta Prohm осмотрел 2-3 храма. Везде шикарная, конечно, «резьба» по камню, барельефы. Можно тут отметить, что компановка всех увиденных мной строений в Камбодже как-то связана с числом 4 и некой квадратностью, которая своим стремлением и прямыми углами бросается в глаза. Везде сечения главных конструкций квадратные, как правило 4 входа, лестницы к ним, башни все имеет 4 стороны а не конические, 4 лица на башнях Байона. Может я преувеличиваю, нужен взгляд архитектора. Если, слегка почитать Википедию, то можно узнать о соответствии элементов архитектуры строению «священной в буддийской космологии горы Меру».
Далее, там же по дороге между храмами, из тук-тука сфотографировал постройки башенного типа. Вблизи не был. На Гугл-карте они называются «Sour Prat Tower», там же есть и фото подробнее. По Википедии они, видимо, соответствуют понятию Пранг - «высокий храм в виде башни». Я вспомнил о них на следующий день, и расскажу чуть ниже.
Храм Ta Prohm (Та Пром).
Здесь деревья, вросшие в стены, рельеф с динозаврами, разные коридоры и помещения.. фото есть везде, я нового ничего не добавлю. Храм навел на раздумья о возрасте построек, и когда на нем могли начать расти деревья.. Сколько лет этим деревьям и сколько их могло в принципе состариться и упасть, а затем быть убранными реставраторами? Хотя по фото «до и после реставрации», и по целостности храма упавших деревьев вроде не было.
Ангкор Ват.
День завершился посещением Ангкор Вата, встречей там заката солнца. Материала по Ангкору очень много, фото и видео и рассуждений. Отмечу еще раз крутизну, на мой взгляд, рельефа на камне. В некоторые прорези и отверстия на рельефе можно просунуть, например, острие шила, не толще. Представил, как бы я сам делал эту работу, ковырял бы, наверное, песчаник по зернышку. Такой работы в храме многие квадратные метры. Так же есть резные танцовщицы и сотни (если не тысячи - в сумме по всем другим храмам) «точеных» колонн, фото и обсуждение есть везде. Каков же должен быть стимул, что бы так стараться у того, кто делал это вручную? И каков должен быть приказ, волевое намерение и ресурсы у короля Сурьявармана II (по Википедии) что бы подвигнуть рабочих на это?
Вполне вероятно, что декор создавался уже после возведения всех контуров здания, поскольку видно, что блоки сочленяются порой довольно хаотично, не ортогонально, а рельеф затем сделан, невзирая на эти стыки между блоками. Но это, на мой взгляд, очень не тривиальная задача. Нужно на высоте до 40м каким то образом работать, при этом видеть со стороны как оно получается - рельеф довольно крупный, не иметь право на ошибку, поскольку здание уже построено. В уме рисуется картинка из мультфильмов, где, когда что то строится, возникает такое облако пыли, в котором мелькает создающий, молотки, пилы, и через 3 секунды работа готова! :)