Ниже я изложил свои ощущения, основанные на фактах и наблюдениях во время поездки на Шри-Ланку и посещения Сигирии (декабрь 2012 г.) – в том числе наблюдениях некоторых вещей, необъяснимых с точки зрения привычной нам логики. Это ощущения, предположения и версии, которые перерастают в мои твердые убеждения о том, что между Сигирией и другими загадочными памятниками древности (в т.ч. Баальбеком, Мачу Пикчу, египетскими пирамидами и др.) существует прочная, устойчивая связь. Буду признателен за комментарии и ответы на мои вопросы, которые кажутся мне более чем загадочными и стоящими внимания.
Официальная версия (справка): Сигирия (что значит «львиная скала») — скальное плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря и около 170 метров над окружающей равниной в самом центре острова Шри-Ланка. В последней четверти V века н. э. царь Касапа устроил на скале неприступную крепость и свои чертоги, вокруг которых были прочерчены наполненные водой рвы. Вокруг скалы были разбиты бескрайние сады, в которых били едва ли не первые в мире фонтаны. Наверх плато вели монументальные Львиные ворота. До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь. О существовании комплекса европейцам стало известно только в 1907 году.
Самое сильное впечатление от комплекса – это то, что НА СИГИРИИ НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКИХ ДВОРЦОВ, как это принято считать по официальной версии. Комплекс представляет собой грандиознейшее сооружение на пяти уровнях. Никаких зданий либо их развалин – только террасы, сады, бассейны. Диснейленд. Эдем. Рай. Места для дворцовых покоев попросту нет. Места для прислуги, кухни, охраны, гарема, сараев, конюшен и т.п. – нет. Никаких развалин либо их следов нет. Все имеющиеся кирпичные и каменные рукотворные постройки имеют законченный вид и не похожи на «фундаменты». Такое чувство, что комплекс был предназначен исключительно для получения эстетического удовольствия от созерцания его красоты и купания в многочисленных бассейнах.
Верхняя часть комплекса, сооруженная на вершине скалы Сигирия – это ступенчатая пирамида с плоской вершиной размером примерно 17 м на 11 м. На верхней площадке табличка - "Palace" (дворец). Круто. Дворец общей площадью 187 м2. «Дворец дядюшки Тыквы».
Вид на Сигирию с высоты птичьего полета:
Итак, мы начинаем наше путешествие.
1. Нижний, первый уровень "Водные Сады": Комплекс садов, террас и бассейнов с фонтанами – красивейший каскад бассейнов и ландшафтного дизайна, окруженный широким рвом (каменным) с крокодилами. Крокодилы в нем живут до сих пор. Расчищенная длина рва, доступная туристам – около 2,4 километра.
Ступенчатые террасы из кирпича имеют ровную, гладкую, законченную поверхность, ни малейших признаков стен, зданий, сооружений либо их останков (развалин). Это именно ТЕРРАСЫ, не фундаменты.
Ступеньки из белого мрамора, ОРИГИНАЛЬНЫЕ, то есть те самые, «родные», установленные при строительстве объекта изначально и одновременно. Делаю такой вывод исходя из того, что и внизу (на 1 уровне), и в самом верху скалы (на 5 уровне) ступеньки из белого мрамора имеют одинаковые размеры, форму и внешний вид.
Внешний вид, кстати, у них не ахти – поверхность словно изъедена временем, выщерблена, выглядят они очень древними. Это удивительно, так как во-первых, на Шри-Ланке не бывает заморозков (годовые колебания температуры всего плюс-минус 4 градуса – экватор!) и разрушений, связанных с расширением воды при превращении в лед, быть не может; а во-вторых, все остальные вырезанные из гранита «троны» и т.п. имеют очень приличный внешний вид и гладкую, ровную поверхность, не смотря на то, что им уже 1500 лет (по официальной версии). Впечатление: ступеньки и плиты из белого мрамора могут быть на пару тысяч лет старше кирпичей. Согласен, мрамор имеет происхождение из осадочных пород и не может конкурировать с гранитом в долговечности, но мы можем видеть мрамор того же возраста у греков и на севере Африки, который выглядит получше.
Несколько панорамных фотографий с этого уровня (для увеличения кликнуть по картинке):
2. Второй уровень - "Каменные Сады": Защищенное подножие Сигирии – визуально начинается за двумя скалами, формирующими узкий проход-арку к подножию скалы Сигирия.
Ширина прохода такова, что рядом могут комфортно идти не более двух человек. Идеальное место для организации обороны. Заканчивается уровень крутыми лестницами, подъемом на скалу.
На уровне размещены весьма загадочные сооружения (перечислю самые интересные, на мой взгляд):
a. ТРОННЫЙ ЗАЛ, ИЛИ ЗАЛ ДЛЯ ПРИЕМОВ (как утверждал гид) – открытая площадка, полученная путем обработки скалы, из которой целиком вырезано все, что находится на площадке.
Представьте себе скалу, из которой вырезали параллелограмм со сторонами примерно 6 на 6 метров и высотой около 3 метров, и срезали верхушку, вырезав затем из ЦЕЛЬНОГО ТЕЛА СКАЛЫ трон (больше похожий на диван), идеально ровную и гладкую площадку перед троном, а также бордюры (ограждение) вокруг площадки. Складывается впечатление, что гранит резали, как масло, не имея совершенно никаких проблем с его обработкой. Более того, качество обработки не просто удивляет, а шокирует. Идеально ровные поверхности, плоскости, углы. Идеальные переходы. Идеальные радиусы. Никаких сколов и изъянов. Создается устойчивое впечатление машинной обработки.
Поймите одну важную вещь – все подобные "троны и площадки" (а их там еще много) вырезались из ЦЕЛЫХ скал, их тела, так что у мастеров была всего ОДНА ПОПЫТКА, и если бы они накосячили – то исправить такой косяк уже было бы невозможно. Было бы заметно. Следы трещин и ремонта на этом троне - скорее всего результат деятельности вандалов и/или монахов. На тронах и др., на самом верхнем уровне, куда вандалы не могли добраться тысячелетиями, никаких повреждений нет вообще.
Если посмотреть на тронный зал со стороны ведущей на него лестницы, справа внизу видим еще один «трон» - диван, так же вырезанный целиком из торчащей из земли скальной породы. Впечатление: для тронного зала площадка маловата. Был бы я царем, расчистил бы футбольное поле под тронный зал, чтобы мои подданные могли тысячами падать ниц передо мной. А здесь место всего для пары десятков человек максимум. Несерьезно. Учитывая грандиозность комплекса в целом, широта размаха не та.
Видео тронного зала:
b. БАССЕЙН, вырезанный на верхушке скалы, возвышающейся над тронным залом.
Так же, как тронный зал, бассейн роскошен, прекрасен и совершенен по форме и исполнению (обработке камня). Каменные бортики плотно подогнаны к краям вырезанного в скале вместе со ступеньками бассейна и держатся без раствора, под своим многотонным весом. Впечатление: Те, кто строили методом вырезания объектов (помещений, «мебели», бассейнов и т.п.) из цельного гранита, делали это сознательно по следующей причине – строили на тысячелетия, обеспечивая максимальную прочность, надежность и долговечность, не испытывая особых проблем с обработкой твердой породы. Не может быть никакого другого, более надежного способа (технологии) строительства и более долговечного подручного материала, которые бы обеспечивали тысячелетние эксплуатационные сроки объектов без потери эксплуатационных характеристик и необходимости ремонта. Строили, СОЗНАТЕЛЬНО ЗАКЛАДЫВАЯ СРОКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ объектов в ТЫСЯЧИ ЛЕТ.
На этом фото хорошо видно, как обработан гранит вокруг бассейна, что наводит на предположение о машинной обработке. Хоть убейте, но длинные тонкие перемычки (буртики) не могли бы иметь место, если бы гранит долбили вручную, молотком и зубилом. Вручную надо было бы ОЧЕНЬ здорово постараться их "изобразить" с целью введения потомков в заблуждение. Все выглядит, как "скребки" какого-то режущего инструмента, которым за один проход срезали слой гранита глубиной до 10 см. Соседние "скребки" делались на разную глубину (разница в миллиметры) и сформировали длинные "перемычки", линии переходов между проходами режущего инструмента. Каким инструментом это было возможно сделать, вот в чем вопрос. На мой взгляд, следы обработки выглядят так, будто бы плоское "лезвие" (ширина указана на фото) инструмента погружали в гранит и "протягивали", срезая ровный слой гранита, как "стамеской". Если смотреть на фото, протягивали справа налево.
И эти работы проделывались уже после того, как была срезана верхушка скалы и сформирована плоскость, на которой стоит девушка. Это вполне логично, так как в случае, если имеет место именно МАШИННАЯ обработка, одним движением большого инструмента (дисковой пилы, например) была срезана слишком уж выступающая вверх макушка скалы (при этом обеспечен определенный запас в плюсовом допуске на последующую подрезку), а затем другим, более точным (меньшим) инструментом за большее количество проходов (движений) вырезали гранит под установку бортиков бассейна, да и сами бортики. Подгоняли по месту, как в случае с полигональной кладкой (не заготавливая предварительно одинаковые и стандартные детали в отдельных "каменоломнях").
Особенно также хочется отметить "естественность", "природность" дизайна этого бассейна и других, похожих на него объектов. Тщательная обработка гладких поверхностей стенок, ступеней и ограждения бассейна гармонично сочетается с природной поверхностью скалы. Даже блоки ограждения бассейна устанавливались на неровную, "природную" поверхность скалы и подгонялись по ее форме. Как будто строителям гармония естественной поверхности камня была важнее, чем ровные углы и шлифованные поверхности. Они не видели в этом проблемы, наоборот, они считали совершенной естественную красоту камня, подчеркивая ее своими рукотворными объектами. Создавая шедевры каменного зодчества, они сознательно закладывали в них тысячелетние сроки эксплуатации, в то же время не утруждая себя попытками тотальной обработки всего вокруг, как это сделали бы наши современники.
Видео маленького бассейна над тронным залом:
Видео скалы с маленьким бассейном на верхушке:
Что это был за инструмент? В первой части своего рассказа я сделал предположение, что современным, известным нам аналогом, могла бы быть технология плазменной либо другой резки, основанной на мгновенном нагреве и испарении/разбрызгивании расплавленного камня. Так как высокотемпературная плазма в применении предполагает собой приличный факел раскаленных газов, испаренного гранита и т.п., то без защиты здесь не обойтись.
Оказалось, что я не одинок в таких предположениях. Порывшись в Интернете, нашел много интересных статей с фото рисунков и памятников, доставшихся нам в наследство от древних цивилизаций Междуречья Тигра и Евфрата (древнего Шумера, первой из известных человечеству письменных цивилизаций и впоследствии возникших на этой территории царств), Индии ( и др. Юго-восточной Азии), а также Америки. Ничего утверждать не хочу, просто смотрите картинки.
Ручной инструмент
Оператор управляет машиной - "огнедышащим драконом"
Обратите внимание на то, что на фото внизу "герои" или "боги" РАЗНЫХ КОНТИНЕНТОВ держат в руках ОДИНАКОВЫЕ предметы: в одной - некий небольшую "сумку", в другой - нечто, инструмент, похожий на "чечевицу" или "скребок" (у американца "сумочка", по видимому, на поясе). О "часах" на руках шумерских богов я просто молчу.
Предположение: этим "инструментом" могла быть, возможно, так называемая "ваджра" (описана в древнеиндийском эпосе), которая могла использоваться и как оружие, и как инструмент для строительства (обработки камня, в древних трактатах пишется, что ими "строили горы"). Причем "ваджры" бывали разных размеров - и ручные, и стационарные, устанавливаемые на большой технике (например, летучих колесницах "виманах"). Ну или он мог называться по-другому, судя по трактатам, у них было множество разных видов инструментов и оружия.
Факты: Обратите внимание, что на самых древних, шумерских барельефах, боги держат сумку в левой руке, а инструмент в правой.
c. "Келья царя" или "Комната для медитаций", в которой, по словам гида, Касапа развлекался в разных позах с многочисленными красавицами.
Представляет собой оборудованную в скале нишу, в которой из тела нижней скалы вырезаны диванчик уже знакомого нам дизайна и бортики - ограда комнаты. Потолок (полукруглый свод верхней скалы) расположен низко, мне с моим ростом 1,85 метра пришлось нагибаться. Потолок (гранит) ОШТУКАТУРЕН, на штукатурке раньше были фрески (как на 3 уровне, вертикальной части скалы с полуобнаженными девушками, на высоте 50 метров от основания, но об этом позже), просматриваются остатки фрески. Фрески были уничтожены монахами, которых смущал вид обнаженных женщин. Видимо, они же и повредили "диванчик", оббив его края.
Смущает то, что мне не известен рецепт ШТУКАТУРКИ, КРЕПКО ДЕРЖАЩЕЙСЯ НА ГРАНИТЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ ЛЕТ, под открытым небом, в условиях антисанитарного, жаркого и влажного климата тропиков. И еще одна, а вернее две непонятных вещи - углубления, вырезанные в граните пола по обе стороны от "диванчика".
Теперь обратите внимание на размеры и форму ниш, расположенных слева и справа от "скамейки":
Углубления неправильной формы, неглубокие (около 5 сантиметров глубиной), с отвесными стенками и плоским дном, по форме напоминающие нечто среднее между следом сапога и инфузорией-туфелькой. Левое и правое углубления немного отличаются по формам. Гид утверждал, что это вазы для цветов. Я считаю, что это бред, так как во-первых, слишком мелкие для вазы, а во-вторых вазу бы делали правильной формы – круг, квадрат и т.п. из эстетических соображений. Впечатление – служили гнездами для вставки чего-то (неких девайсов, загадочных устройств?) соответствующей формы, до чего можно было дотянуться с диванчика. Да и диванчик для траходрома маловат, и потолок низковат… На нем как бы надо чинно сидеть одному. Медитировать… Размышлять… Или...
Предположение: эти ниши были предназначены для того, чтобы в левую - установить большую по размерам "сумку", которая могла быть блоком питания, а в правую - "инструмент" чечевицеобразной формы, который мог быть излучателем.
В первой части своего рассказа я акцентировал внимание на том, что эта комната расположена справа по ходу движения (при подъеме с первого яруса садов на второй, защищенный ярус), на небольшом расстоянии после узкого прохода-арки, сформированного двумя большими скалами (где пройти рядом могут не более двух человек). Комната расположена так, что сидящий на скамейке сидел ЛИЦОМ к арке, то есть лицом ко входу на свой уровень.
Так вот, кроме медитаций, эта комната могла быть использована как боевой пост. Могу авторитетно заявить, что сидящий там пулеметчик (например ) мог бы в одиночку остановить ЛЮБОЕ количество нападающих, поднимающихся по арочному проходу между скал. Слева, сзади и сверху эта комната защищена твердым гранитом скальной породы, так что сидящий там был НЕУЯЗВИМ для атаки снаружи (с нижнего уровня комплекса) примитивным оружием. Как минимум, он мог эффективно прикрыть отход, задержав кого угодно на длительное время, чтобы позволить остальным "своим" уйти на верхний, пятый уровень (вершину скального плато), который был на 100% неприступен (если, конечно, у нападавших не было авиации).
Здесь, конечно же, возникает вопрос о настоящем возрасте Сигирии. Ведь мои предположения отодвигают дату ее постройки до 4 тысячелетия до нашей эры и даже раньше...
Факты: Возраст Сигирии ученые определяют по хронике Махавамса - "Великая Хроника", жизнеописанию королей, причем оригинальная хроника (исходная версия, пакет документов, написана на языке ПАЛИ) охватывает период с 543 г. до н.э. до трехсотых годов н.э. В последствии хроника неоднократно дописывалась, велась буддистскими монахами (на СИНГАЛЬСКОМ языке). В соответствии с некоторыми поздними записями в ней Сигирия была построена королем Касапой (477-495 года н.э.).
Предположение: Понятное дело, как любая другая хроника, она могла быть написана либо переписана много раз в угоду конкретному правителю. Других свидетельств возраста Сигирии вроде как нет.
3. Отвесная скала и тропа вдоль нее, огражденная от пропасти "Зеркальной Стеной" – нижняя половина скалы Сигирия, 3-й уровень. Крутая лестница из кирпича со знакомыми нам старинными беломраморными ступенями привела нас к отвесной скале, собственно самой Сигирии, и началось восхождение. Наблюдение: лестница, по которой осуществлялся подъем на скалу на протяжении 3-го уровня – "родная", каменная, вымощенная уже знакомыми нам беломраморными плитами, со стеной более 2-х метров высотой, ограждающей путь от пропасти.
Стена ограждения, несмотря на прошедшие тысячелетия, ВЫГЛЯДИТ ИДЕАЛЬНО, как будто только после ремонта – фактура поверхности, цвет, равномерность окраски. Многочисленные, но едва заметные древние царапинки-письмена типа "здесь был Касапа" не в счет.
Часть стены, называемая ЗЕРКАЛЬНОЙ СТЕНОЙ, изготовлена из ПОЛИРОВАННОГО ФАРФОРА, идеально гладкая, идеально вертикальная (видно по висящим везде отвесам с грузиками), но в проекции сверху имеет волнистую форму. Начиная с 8-го века н.э. посетители царапали на ней лирические стихи, которые можно читать и сейчас… Амплитуда волны (впадина, кривизна волнистой стены) такая, что в нее прячется человек и из дальнего конца "коридора" его не видно, а стена визуально выглядит ровной, что с успехом продемонстрировал нам охранник. Кстати, охрана вооружена и везде висят таблички, что за повреждение памятников - уголовное наказание вплоть до смертной казни.
Кстати, о фарфоре и керамике вообще. В настоящий момент я работаю на предприятии, которое производит керамическую плитку. Мы обжигаем ее в газовой печи при температуре 1200 градусов Цельсия, и малейшее нарушение режима обжига (температуры, скорости) ведет к появлению дефектов на поверхности керамики. Я просто не могу представить, как можно было обжечь стену длиной в сотни метров? Какой должна быть печь для этого? Это сворачивает мозги, современные технологии вряд ли позволили бы выполнить такую работу.
Не менее шокирующая часть 3-го уровня – фрески на нижней части "козырька" скальной породы, нависающие на высоте около двадцати пяти метров над лестницей. Взбирались туда по винтовой металлической лестнице.
Оштукатуренный гранит, на нем фрески, висящие В ПУСТОТЕ НАД ОБРЫВОМ, на высоте более 50 метров – для кого, зачем? С земли в бинокль рассматривать? Лестниц там не было, никаких следов на камне. Когда-то было около 500 фресок, уцелело лишь несколько. Удивительно яркие краски, не потускневшие за полторы тысячи лет, великолепная, ни на что не похожая техника живописи. По крайней мере, аналогов (чего либо подобного по технике исполнения) я не видел ни в какой другой культуре цивилизаций того времени, до или даже после. Прекрасные девушки с обнаженной грудью, старательно прорисованные черты лиц, мимика, головные уборы, украшения, цветы. Впечатление – я видел девушек, представляющих разные этносы: ланкиек, индусок, китаянку, африканку и даже, как мне показалось, славянку. Судите сами.
Панорама - вид, открывающийся с зеркальной стены:
По лестнице движемся дальше и идем мимо промежуточной площадки, на которой нет ничего особенного, если бы не камень, установленный на дальнем склоне.
Гранитный камень продолговатой формы (плоское дно и выпуклая верхушка-полусфера), метров пятнадцати в диаметре (по плоскости дна), установлен на многочисленных тонких каменных подпорках. Считаем грубо вес камня. Объем шара с радиусом 7,5 м =4/3*πr3≈1766 м3; Так как у нас полусфера, делим на 2 = 883 м3 умножаем на 2600 кг/м3 (плотность гранита) и получаем массу камешка (та-рам!) = 2 295 тонн!
На фотографии видно, что камень весом около 2300 тонн был именно УСТАНОВЛЕН на это место и не может иметь природное происхождение. Так, для установки тонких камней-подпорок в нижней скале были вырезаны специальные глубокие пазы. Причем они были изготовлены и "подпорки" были смонтированы с учетом неровностей поверхности камня, плотно прилегая к его нижней плоскости. На установленные в пазы тонкие каменные подпорки был уложен сверху собственно наш большой камень, где и пролежал успешно тысячи лет, несмотря на сейсмическую активность - многочисленные землетрясения, имевшие место за все эти годы. Камень лежит с наклоном по отношению к линии горизонта, под углом 25-27 градусов. На камне и на скале под ним есть отверстия квадратного сечения небольшой глубины. Следует справедливо заметить, что у строителей с термехом и сопроматом все было в порядке.
Итак, масса камня около 2 300 тонн, угол наклона плоскости, на которой лежит камень - около 25 градусов. И он, гад, не падает! Гид высказал мысль, что камешек установлен здесь с оборонительной целью. Якобы когда наступает враг, подпорки сбивают и камень сползает на головы нападающих. У меня по этому поводу сразу возникает два вопроса - как часто его сталкивали на головы врагов и как его туда затащили?
Впечатление: на сегодняшний день установить этот камень было бы НЕВОЗМОЖНО, так как НЕВОЗМОЖНО ЗАТАЩИТЬ ТУДА КРАН, который бы смог поднять такой груз. А если бы собирать (а потом разбирать) кран на месте, специально для установки этого камня, такое занятие было бы полной идиотией, так как затраченные на это силы и средства не идут ни в какое сравнение с полученным результатом. Напрашивается мысль о том, что поднимать такие грузы для строителей Сигирии было не особо затруднительно, как и для строителей храма в Баальбеке или Мачу Пикчу, например.
Предположение: Этот камень имеет смысл, как датчик сейсмических колебаний. Установленный на относительно подвижных опорах, за счет своей огромной массы и, соответственно, инерционности, он может реагировать даже на незначительную сейсмическую активность.
Для справки: На сегодняшний день LR13000 (на картинке внизу) — самый большой кран в мире, который в состоянии самостоятельно передвигаться. Его грузоподъемность составляет 3000 тонн. Такой груз эта машина может поднять на высоту до 12 метров.
Основным предназначением этой большой машины являются работы по строительству химических и нефтяных заводов. Кран поднимает и устанавливает химические реакторы и перегонные колонны, весом до 1500 тонн. Также такие краны применяются при строительстве ядерных объектов, когда также необходимо поднять и установить большие блоки.
4. «Львиные врата» и подъем с середины на верхушку скалы Сигирия - Четвертый уровень.
После «камешка» лестница выводит нас на широкую площадку, оформление которой и дало название скале (сингх – в переводе означает лев). Лестница, начинающаяся между огромных, высеченных из гранита лап, ведет наверх, на самую верхушку скалы. Говорят, ранее у «льва» была голова, и путь наверх лежал через пасть. Но потом голова якобы «отвалилась» и непонятно куда подевалась. Современная стальная лестница проложена, по-видимому, в том же месте, где проходила древняя. Это видно по выемкам на поверхности скалы, глубоким бороздам, отверстиям и другим следам обработки скальной породы.
Впечатление: лапы вроде бы как не совсем львиные, на кошачьи не похожи совершенно. Три пальца, четвертый палец рудиментарный. Очень высокий, не характерный для пород кошачьих подъем стопы, огромные когти. Скорее напоминают лапы рептилии. Порывшись на форумах, посвященных исследованиям Сигирии, и в частности принадлежности лап, нашел устойчивое мнение, что уж больно похоже на лапы динозавра. Троодонта, например, хотя по этому поводу можно спорить бесконечно.
Опять же, где голова? Если бы она отвалилась/развалилась, были бы обломки, глыбы и развалины. Ничего нет. Куда девали? Может быть, голова целиком укатилась вниз, в обрыв напротив лап? Может быть, я ходил туда, заглядывал с обрыва вниз, в джунгли. Из деревьев торчит край какого-то огромного камня, но ничего не понятно и ни на что не похоже. Кроме того, если бы многотысячетонная голова отвалилась и катилась вниз, то она сокрушила бы и смела всё на своем пути, все эти кирпичи и террасы, площадку и грунт на ней, оставив весьма заметный след.
Напрашивается мысль о том, что кирпичи, формирующие террасу перед лапами, были уложены значительно ПОЗЖЕ того, как отвалилась голова (впрочем, как и везде). Не покидает устойчивое чувство того, что полторы тысячи лет назад подданные Касапы просто обложили кирпичами постройки, которые существовали задолго до этого и были заброшены уже давным-давно…
5. Ступенчатая пирамида на вершине Сигирии, сады, бассейны и странные собаки-хранители – пятый, верхний уровень.
Когда взобрались на самую вершину, мнение о том, что здесь никогда не было никаких дворцов, стало еще сильнее. Ступенчатая пирамида с множеством террас и лестниц. Шикарный бассейн. Несколько бассейнов поменьше. Как я уже говорил, размеры верхней площадки - 17 м на 11 м (площадь 187 м2), дорожки по периметру площадки выложены древними плитами из белого мрамора, и один-единственный торчащий из площадки мраморный камень, как швартовочный узел. Ступеньки на плоскую вершину ведут с двух сторон, противоположных лестнице (входу на вершину скалы) и нижнему каскаду садов 1 уровня (чтобы в бинокль не подсматривали, кто с небес на землю спускается, и наоборот).
Удивили спящие на вершине собаки. Их было две, как инь и янь. Они там именно БЫЛИ, хотя совершенно непонятно, зачем. Они не клянчили еду, ни к кому не приставали и не реагировали на людей. С точки зрения логики, даже собачьей – делать им там было совершенно нечего, охотиться не на кого. Вся еда внизу, в кафешках. Но они сознательно выперлись на самую вершину и либо спали, либо неспешно бродили по ней. Менялись, как в карауле – позже мы встретили на лестнице собаку, самостоятельно идущую наверх с таким видом, как будто она точно знает, куда и зачем идет. А другая шла вниз. Наверное, служба такая. Чего-то охраняют.
Видео подъема на площадку на вершине пирамиды:
Еще одно видео на самой верхней точке Сигирии:
Лестницы, террасы, ступенчатые уступы из кирпича. Ширина мраморных ступеней – как половина длины моей стопы (у меня честный 45-й размер). Места для «дворцовых» помещений нет. Еще один вырезанный из гранитной скалы «трон». Впечатление: это не трон, а садовая скамейка, чтобы сидя на ней, любоваться пейзажем. Почему? Перед «троном» вообще нет площадки, на которой мог бы кто-то преклонять колени или получать ценные указания. Обрыв, несколько уступов и мраморная лестница в метр шириной, как раз чтобы идти в одиночку.
Трон, который хочется использовать как диван-кровать. Тот же дизайн, та же высококлассная, идеальная обработка гранита. Горизонтальные полосы над спинкой трона можно считать следами проходов режущего инструмента. А может, просто структура камня такая.
А вот как выглядят пирамидальные уступы:
И парочка панорамных фото, позволяющих судить о том, как выглядит верхушка Сигирии целиком:
Хочется отдельно остановиться на уникальном, целиком вырезанном в гранитной скале большом бассейне. С двух сторон идущих вниз склонов скалы, бассейн огорожен кирпичной стеной высотой более двух метров.
А теперь немного арифметики, чтобы представить себе грандиозность работ и трудозатраты при строительстве бассейна.
Бассейн имеет такие размеры: длина – 27,7 м; ширина – 20,72 м; Высота гранита над водой с угла, ближайшего к вершине пирамиды – не менее 3 м, противоположного по диагонали – 0 м, поэтому для расчетов принимаем среднее значение – 1,5 м.
Глубина бассейна – около 2 м, точнее померить не мог, поэтому принял это значение.
Итак, объем вынутого при строительстве бассейна гранита = 27,7 х 20,72 х 3,5 = 2 009 м3.
Плотность гранита = 2 600 кг/м3.
Итого, масса вырезанного при строительстве бассейна гранита = 2 009 х 2 600 = 5 223,4 тонн.
Интересное наблюдение 1: Технологический процесс удаления больших гранитных пластов предполагает сначала сверление гранита по линии откола, а затем (в древнем варианте) – вбивание туда деревянных клиньев, которые при поливании водой разбухают и откалывают эти пласты, либо (в современном варианте) – помещение в высверленные полости взрывчатки и откалывание путем ее подрыва. И в том, и в другом варианте на поверхности гранита остаются характерные следы, которых в данном случае я не заметил вообще. Вариант с дисковой пилой тоже не подходит, так как на вид поверхность гранита как бы «умеренно природная». Кроме того, дренажная система работает до сих пор. Шли дожди, бассейн был полон, но не переполнен.
Интересное наблюдение 2: Обратите внимание на места, указанные стрелками:
В дальнем конце бассейна (в направлении центра пирамиды) есть лестница, вырубленная в гранитной скале и ведущая из воды на вырубленную в той же скале маленькую ПЛОЩАДКУ, ИЗ КОТОРОЙ НЕТ ВЫХОДА. Вторая такая ступенчатая лестница ведет вправо (вдоль меньшей стороны бассейна) на такую же, не имеющую выхода площадку, расположенную точно на том же уровне. Внимательно присмотревшись, видно, что пол этих площадок находится точно на одном уровне с верхним краем забора, ограждающего бассейн. Напрашивается единственно логичное объяснение – эти ступеньки с площадками были предназначены исключительно для того, чтобы купаясь в бассейне, при необходимости можно было ОЧЕНЬ БЫСТРО ПОДНЯТЬСЯ на уровень выше забора И ПОСМОТРЕТЬ – а что ж там СНАРУЖИ делается и пора ли кричать «караул»? Другого объяснения я не вижу. А куда смотреть в том направлении? Вниз? Эка невидаль… внизу – джунгли. Во все стороны. Интересно другое – что сектор обзора (более 110⁰) с этих площадок позволяет ВИДЕТЬ НЕБО НАД ГОРИЗОНТОМ от востока - над древним городом Поллонарува (28 км по прямой, интересен древними памятниками с мегалитической кладкой, обработка блоков по принципу всех мегалитов, то есть прирезка гранита по месту, как ножом по маслу), до юга – в направлении на Пик Адама (гора Шри Пада, 130 км по прямой).
Видео бассейна:
Панорамная фотография бассейна:
И немного мистики. Говоря о Пике Адама, ощущается мощная, устойчивая связь этого сакрального места с Сердцем Шри-Ланки – Сигирией. Так, это загадочное место стало объектом поклонения всех представленных здесь четырех религий: индуизма, буддизма, ислама и христианства. С некоторым преувеличением можно назвать его одним из самых почитаемых мест в мире. На выдающейся скале на вершине этой горы есть «отпечаток ноги, священный след». Индуисты верят, что этот след оставил танцующий верховный бог Шива при сотворении мира и называют гору Шриван Адипатам ("космический танец Шивы"). Буддисты считают его следом Будды Гаутамы, против чего особенно не выступают и индуисты, считая Будду воплощением (аватаром) бога Вишну. В исламе считается, что именно в этом месте Адам ступил на землю после изгнания из Эдема. А
мусульмане весьма чтут Адама, считая его представителем Бога на Земле, первым его пророком и настоящим создателем священного камня Каабы в Мекке.
Интересная деталь: именно на этой горе собираются ежегодно тысячи и тысячи бабочек в последние часы своей жизни, чтобы там умереть. Говорят, очень красивое зрелище.
Подводя итоги, можно признать, что посещение Сигирии вызвало у меня ощущение того, что ее волшебные сады с равной степенью вероятности могли бы оказаться как Райскими Садами Эдема, из которых в свое время и был изгнан Адам, так и древней рекреационной зоной, Диснейлендом, курортом, неприступным и безопасным, куда могли бы спускаться с небес боги древних Шумеров, паркуя свои воздушные колесницы-виманы на верхней площадке пирамиды. А может быть, и тем, и другим вместе.
Версия со строительством дворца Касапы силами рабов за короткий, в несколько лет срок выглядит не менее сказочно ввиду огромного объема работ, применения необъяснимых, недоступных человеку технологий и просто отсутствия здравого смысла в строительстве такого грандиозного парка развлечений, который просто не мог строиться с целью быть дворцом, с точки зрения элементарных принципов архитектуры и строительства. То, что Касапа мог использовать уже имеющийся комплекс, как свой дворец, вполне логично – почему бы и нет, он был беглецом, и у него могло не быть иного выбора (более шикарного места). Но вряд ли он имел там царский комфорт, будучи вынужденным регулярно карабкаться на огромную высоту и проживая в деревянных времянках на террасах ступенчатой пирамиды величественной Сигирии.
Ступенчатые террасы из кирпича имеют ровную, гладкую, законченную поверхность, ни малейших признаков стен, зданий, сооружений либо их останков (развалин). Это именно ТЕРРАСЫ, не фундаменты.
Ступеньки из белого мрамора, ОРИГИНАЛЬНЫЕ, то есть те самые, «родные», установленные при строительстве объекта изначально и одновременно. Делаю такой вывод исходя из того, что и внизу (на 1 уровне), и в самом верху скалы (на 5 уровне) ступеньки из белого мрамора имеют одинаковые размеры, форму и внешний вид.
Внешний вид, кстати, у них не ахти – поверхность словно изъедена временем, выщерблена, выглядят они очень древними. Это удивительно, так как во-первых, на Шри-Ланке не бывает заморозков (годовые колебания температуры всего плюс-минус 4 градуса – экватор!) и разрушений, связанных с расширением воды при превращении в лед, быть не может; а во-вторых, все остальные вырезанные из гранита «троны» и т.п. имеют очень приличный внешний вид и гладкую, ровную поверхность, не смотря на то, что им уже 1500 лет (по официальной версии). Впечатление: ступеньки и плиты из белого мрамора могут быть на пару тысяч лет старше кирпичей. Согласен, мрамор имеет происхождение из осадочных пород и не может конкурировать с гранитом в долговечности, но мы можем видеть мрамор того же возраста у греков и на севере Африки, который выглядит получше.
Несколько панорамных фотографий с этого уровня (для увеличения кликнуть по картинке):
2. Второй уровень - "Каменные Сады": Защищенное подножие Сигирии – визуально начинается за двумя скалами, формирующими узкий проход-арку к подножию скалы Сигирия.
Ширина прохода такова, что рядом могут комфортно идти не более двух человек. Идеальное место для организации обороны. Заканчивается уровень крутыми лестницами, подъемом на скалу.
На уровне размещены весьма загадочные сооружения (перечислю самые интересные, на мой взгляд):
a. ТРОННЫЙ ЗАЛ, ИЛИ ЗАЛ ДЛЯ ПРИЕМОВ (как утверждал гид) – открытая площадка, полученная путем обработки скалы, из которой целиком вырезано все, что находится на площадке.
Представьте себе скалу, из которой вырезали параллелограмм со сторонами примерно 6 на 6 метров и высотой около 3 метров, и срезали верхушку, вырезав затем из ЦЕЛЬНОГО ТЕЛА СКАЛЫ трон (больше похожий на диван), идеально ровную и гладкую площадку перед троном, а также бордюры (ограждение) вокруг площадки. Складывается впечатление, что гранит резали, как масло, не имея совершенно никаких проблем с его обработкой. Более того, качество обработки не просто удивляет, а шокирует. Идеально ровные поверхности, плоскости, углы. Идеальные переходы. Идеальные радиусы. Никаких сколов и изъянов. Создается устойчивое впечатление машинной обработки.
Поймите одну важную вещь – все подобные "троны и площадки" (а их там еще много) вырезались из ЦЕЛЫХ скал, их тела, так что у мастеров была всего ОДНА ПОПЫТКА, и если бы они накосячили – то исправить такой косяк уже было бы невозможно. Было бы заметно. Следы трещин и ремонта на этом троне - скорее всего результат деятельности вандалов и/или монахов. На тронах и др., на самом верхнем уровне, куда вандалы не могли добраться тысячелетиями, никаких повреждений нет вообще.
Если посмотреть на тронный зал со стороны ведущей на него лестницы, справа внизу видим еще один «трон» - диван, так же вырезанный целиком из торчащей из земли скальной породы. Впечатление: для тронного зала площадка маловата. Был бы я царем, расчистил бы футбольное поле под тронный зал, чтобы мои подданные могли тысячами падать ниц передо мной. А здесь место всего для пары десятков человек максимум. Несерьезно. Учитывая грандиозность комплекса в целом, широта размаха не та.
Видео тронного зала:
phpBB [video]
b. БАССЕЙН, вырезанный на верхушке скалы, возвышающейся над тронным залом.
Так же, как тронный зал, бассейн роскошен, прекрасен и совершенен по форме и исполнению (обработке камня). Каменные бортики плотно подогнаны к краям вырезанного в скале вместе со ступеньками бассейна и держатся без раствора, под своим многотонным весом. Впечатление: Те, кто строили методом вырезания объектов (помещений, «мебели», бассейнов и т.п.) из цельного гранита, делали это сознательно по следующей причине – строили на тысячелетия, обеспечивая максимальную прочность, надежность и долговечность, не испытывая особых проблем с обработкой твердой породы. Не может быть никакого другого, более надежного способа (технологии) строительства и более долговечного подручного материала, которые бы обеспечивали тысячелетние эксплуатационные сроки объектов без потери эксплуатационных характеристик и необходимости ремонта. Строили, СОЗНАТЕЛЬНО ЗАКЛАДЫВАЯ СРОКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ объектов в ТЫСЯЧИ ЛЕТ.
На этом фото хорошо видно, как обработан гранит вокруг бассейна, что наводит на предположение о машинной обработке. Хоть убейте, но длинные тонкие перемычки (буртики) не могли бы иметь место, если бы гранит долбили вручную, молотком и зубилом. Вручную надо было бы ОЧЕНЬ здорово постараться их "изобразить" с целью введения потомков в заблуждение. Все выглядит, как "скребки" какого-то режущего инструмента, которым за один проход срезали слой гранита глубиной до 10 см. Соседние "скребки" делались на разную глубину (разница в миллиметры) и сформировали длинные "перемычки", линии переходов между проходами режущего инструмента. Каким инструментом это было возможно сделать, вот в чем вопрос. На мой взгляд, следы обработки выглядят так, будто бы плоское "лезвие" (ширина указана на фото) инструмента погружали в гранит и "протягивали", срезая ровный слой гранита, как "стамеской". Если смотреть на фото, протягивали справа налево.
И эти работы проделывались уже после того, как была срезана верхушка скалы и сформирована плоскость, на которой стоит девушка. Это вполне логично, так как в случае, если имеет место именно МАШИННАЯ обработка, одним движением большого инструмента (дисковой пилы, например) была срезана слишком уж выступающая вверх макушка скалы (при этом обеспечен определенный запас в плюсовом допуске на последующую подрезку), а затем другим, более точным (меньшим) инструментом за большее количество проходов (движений) вырезали гранит под установку бортиков бассейна, да и сами бортики. Подгоняли по месту, как в случае с полигональной кладкой (не заготавливая предварительно одинаковые и стандартные детали в отдельных "каменоломнях").
Особенно также хочется отметить "естественность", "природность" дизайна этого бассейна и других, похожих на него объектов. Тщательная обработка гладких поверхностей стенок, ступеней и ограждения бассейна гармонично сочетается с природной поверхностью скалы. Даже блоки ограждения бассейна устанавливались на неровную, "природную" поверхность скалы и подгонялись по ее форме. Как будто строителям гармония естественной поверхности камня была важнее, чем ровные углы и шлифованные поверхности. Они не видели в этом проблемы, наоборот, они считали совершенной естественную красоту камня, подчеркивая ее своими рукотворными объектами. Создавая шедевры каменного зодчества, они сознательно закладывали в них тысячелетние сроки эксплуатации, в то же время не утруждая себя попытками тотальной обработки всего вокруг, как это сделали бы наши современники.
Видео маленького бассейна над тронным залом:
phpBB [video]
Видео скалы с маленьким бассейном на верхушке:
phpBB [video]
Что это был за инструмент? В первой части своего рассказа я сделал предположение, что современным, известным нам аналогом, могла бы быть технология плазменной либо другой резки, основанной на мгновенном нагреве и испарении/разбрызгивании расплавленного камня. Так как высокотемпературная плазма в применении предполагает собой приличный факел раскаленных газов, испаренного гранита и т.п., то без защиты здесь не обойтись.
Оказалось, что я не одинок в таких предположениях. Порывшись в Интернете, нашел много интересных статей с фото рисунков и памятников, доставшихся нам в наследство от древних цивилизаций Междуречья Тигра и Евфрата (древнего Шумера, первой из известных человечеству письменных цивилизаций и впоследствии возникших на этой территории царств), Индии ( и др. Юго-восточной Азии), а также Америки. Ничего утверждать не хочу, просто смотрите картинки.
Ручной инструмент
Оператор управляет машиной - "огнедышащим драконом"
Обратите внимание на то, что на фото внизу "герои" или "боги" РАЗНЫХ КОНТИНЕНТОВ держат в руках ОДИНАКОВЫЕ предметы: в одной - некий небольшую "сумку", в другой - нечто, инструмент, похожий на "чечевицу" или "скребок" (у американца "сумочка", по видимому, на поясе). О "часах" на руках шумерских богов я просто молчу.
Предположение: этим "инструментом" могла быть, возможно, так называемая "ваджра" (описана в древнеиндийском эпосе), которая могла использоваться и как оружие, и как инструмент для строительства (обработки камня, в древних трактатах пишется, что ими "строили горы"). Причем "ваджры" бывали разных размеров - и ручные, и стационарные, устанавливаемые на большой технике (например, летучих колесницах "виманах"). Ну или он мог называться по-другому, судя по трактатам, у них было множество разных видов инструментов и оружия.
Факты: Обратите внимание, что на самых древних, шумерских барельефах, боги держат сумку в левой руке, а инструмент в правой.
c. "Келья царя" или "Комната для медитаций", в которой, по словам гида, Касапа развлекался в разных позах с многочисленными красавицами.
Представляет собой оборудованную в скале нишу, в которой из тела нижней скалы вырезаны диванчик уже знакомого нам дизайна и бортики - ограда комнаты. Потолок (полукруглый свод верхней скалы) расположен низко, мне с моим ростом 1,85 метра пришлось нагибаться. Потолок (гранит) ОШТУКАТУРЕН, на штукатурке раньше были фрески (как на 3 уровне, вертикальной части скалы с полуобнаженными девушками, на высоте 50 метров от основания, но об этом позже), просматриваются остатки фрески. Фрески были уничтожены монахами, которых смущал вид обнаженных женщин. Видимо, они же и повредили "диванчик", оббив его края.
Смущает то, что мне не известен рецепт ШТУКАТУРКИ, КРЕПКО ДЕРЖАЩЕЙСЯ НА ГРАНИТЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ ЛЕТ, под открытым небом, в условиях антисанитарного, жаркого и влажного климата тропиков. И еще одна, а вернее две непонятных вещи - углубления, вырезанные в граните пола по обе стороны от "диванчика".
Теперь обратите внимание на размеры и форму ниш, расположенных слева и справа от "скамейки":
Углубления неправильной формы, неглубокие (около 5 сантиметров глубиной), с отвесными стенками и плоским дном, по форме напоминающие нечто среднее между следом сапога и инфузорией-туфелькой. Левое и правое углубления немного отличаются по формам. Гид утверждал, что это вазы для цветов. Я считаю, что это бред, так как во-первых, слишком мелкие для вазы, а во-вторых вазу бы делали правильной формы – круг, квадрат и т.п. из эстетических соображений. Впечатление – служили гнездами для вставки чего-то (неких девайсов, загадочных устройств?) соответствующей формы, до чего можно было дотянуться с диванчика. Да и диванчик для траходрома маловат, и потолок низковат… На нем как бы надо чинно сидеть одному. Медитировать… Размышлять… Или...
Предположение: эти ниши были предназначены для того, чтобы в левую - установить большую по размерам "сумку", которая могла быть блоком питания, а в правую - "инструмент" чечевицеобразной формы, который мог быть излучателем.
В первой части своего рассказа я акцентировал внимание на том, что эта комната расположена справа по ходу движения (при подъеме с первого яруса садов на второй, защищенный ярус), на небольшом расстоянии после узкого прохода-арки, сформированного двумя большими скалами (где пройти рядом могут не более двух человек). Комната расположена так, что сидящий на скамейке сидел ЛИЦОМ к арке, то есть лицом ко входу на свой уровень.
Так вот, кроме медитаций, эта комната могла быть использована как боевой пост. Могу авторитетно заявить, что сидящий там пулеметчик (например ) мог бы в одиночку остановить ЛЮБОЕ количество нападающих, поднимающихся по арочному проходу между скал. Слева, сзади и сверху эта комната защищена твердым гранитом скальной породы, так что сидящий там был НЕУЯЗВИМ для атаки снаружи (с нижнего уровня комплекса) примитивным оружием. Как минимум, он мог эффективно прикрыть отход, задержав кого угодно на длительное время, чтобы позволить остальным "своим" уйти на верхний, пятый уровень (вершину скального плато), который был на 100% неприступен (если, конечно, у нападавших не было авиации).
Здесь, конечно же, возникает вопрос о настоящем возрасте Сигирии. Ведь мои предположения отодвигают дату ее постройки до 4 тысячелетия до нашей эры и даже раньше...
Факты: Возраст Сигирии ученые определяют по хронике Махавамса - "Великая Хроника", жизнеописанию королей, причем оригинальная хроника (исходная версия, пакет документов, написана на языке ПАЛИ) охватывает период с 543 г. до н.э. до трехсотых годов н.э. В последствии хроника неоднократно дописывалась, велась буддистскими монахами (на СИНГАЛЬСКОМ языке). В соответствии с некоторыми поздними записями в ней Сигирия была построена королем Касапой (477-495 года н.э.).
Предположение: Понятное дело, как любая другая хроника, она могла быть написана либо переписана много раз в угоду конкретному правителю. Других свидетельств возраста Сигирии вроде как нет.
3. Отвесная скала и тропа вдоль нее, огражденная от пропасти "Зеркальной Стеной" – нижняя половина скалы Сигирия, 3-й уровень. Крутая лестница из кирпича со знакомыми нам старинными беломраморными ступенями привела нас к отвесной скале, собственно самой Сигирии, и началось восхождение. Наблюдение: лестница, по которой осуществлялся подъем на скалу на протяжении 3-го уровня – "родная", каменная, вымощенная уже знакомыми нам беломраморными плитами, со стеной более 2-х метров высотой, ограждающей путь от пропасти.
Стена ограждения, несмотря на прошедшие тысячелетия, ВЫГЛЯДИТ ИДЕАЛЬНО, как будто только после ремонта – фактура поверхности, цвет, равномерность окраски. Многочисленные, но едва заметные древние царапинки-письмена типа "здесь был Касапа" не в счет.
Часть стены, называемая ЗЕРКАЛЬНОЙ СТЕНОЙ, изготовлена из ПОЛИРОВАННОГО ФАРФОРА, идеально гладкая, идеально вертикальная (видно по висящим везде отвесам с грузиками), но в проекции сверху имеет волнистую форму. Начиная с 8-го века н.э. посетители царапали на ней лирические стихи, которые можно читать и сейчас… Амплитуда волны (впадина, кривизна волнистой стены) такая, что в нее прячется человек и из дальнего конца "коридора" его не видно, а стена визуально выглядит ровной, что с успехом продемонстрировал нам охранник. Кстати, охрана вооружена и везде висят таблички, что за повреждение памятников - уголовное наказание вплоть до смертной казни.
Кстати, о фарфоре и керамике вообще. В настоящий момент я работаю на предприятии, которое производит керамическую плитку. Мы обжигаем ее в газовой печи при температуре 1200 градусов Цельсия, и малейшее нарушение режима обжига (температуры, скорости) ведет к появлению дефектов на поверхности керамики. Я просто не могу представить, как можно было обжечь стену длиной в сотни метров? Какой должна быть печь для этого? Это сворачивает мозги, современные технологии вряд ли позволили бы выполнить такую работу.
Не менее шокирующая часть 3-го уровня – фрески на нижней части "козырька" скальной породы, нависающие на высоте около двадцати пяти метров над лестницей. Взбирались туда по винтовой металлической лестнице.
Оштукатуренный гранит, на нем фрески, висящие В ПУСТОТЕ НАД ОБРЫВОМ, на высоте более 50 метров – для кого, зачем? С земли в бинокль рассматривать? Лестниц там не было, никаких следов на камне. Когда-то было около 500 фресок, уцелело лишь несколько. Удивительно яркие краски, не потускневшие за полторы тысячи лет, великолепная, ни на что не похожая техника живописи. По крайней мере, аналогов (чего либо подобного по технике исполнения) я не видел ни в какой другой культуре цивилизаций того времени, до или даже после. Прекрасные девушки с обнаженной грудью, старательно прорисованные черты лиц, мимика, головные уборы, украшения, цветы. Впечатление – я видел девушек, представляющих разные этносы: ланкиек, индусок, китаянку, африканку и даже, как мне показалось, славянку. Судите сами.
Панорама - вид, открывающийся с зеркальной стены:
По лестнице движемся дальше и идем мимо промежуточной площадки, на которой нет ничего особенного, если бы не камень, установленный на дальнем склоне.
Гранитный камень продолговатой формы (плоское дно и выпуклая верхушка-полусфера), метров пятнадцати в диаметре (по плоскости дна), установлен на многочисленных тонких каменных подпорках. Считаем грубо вес камня. Объем шара с радиусом 7,5 м =4/3*πr3≈1766 м3; Так как у нас полусфера, делим на 2 = 883 м3 умножаем на 2600 кг/м3 (плотность гранита) и получаем массу камешка (та-рам!) = 2 295 тонн!
На фотографии видно, что камень весом около 2300 тонн был именно УСТАНОВЛЕН на это место и не может иметь природное происхождение. Так, для установки тонких камней-подпорок в нижней скале были вырезаны специальные глубокие пазы. Причем они были изготовлены и "подпорки" были смонтированы с учетом неровностей поверхности камня, плотно прилегая к его нижней плоскости. На установленные в пазы тонкие каменные подпорки был уложен сверху собственно наш большой камень, где и пролежал успешно тысячи лет, несмотря на сейсмическую активность - многочисленные землетрясения, имевшие место за все эти годы. Камень лежит с наклоном по отношению к линии горизонта, под углом 25-27 градусов. На камне и на скале под ним есть отверстия квадратного сечения небольшой глубины. Следует справедливо заметить, что у строителей с термехом и сопроматом все было в порядке.
Итак, масса камня около 2 300 тонн, угол наклона плоскости, на которой лежит камень - около 25 градусов. И он, гад, не падает! Гид высказал мысль, что камешек установлен здесь с оборонительной целью. Якобы когда наступает враг, подпорки сбивают и камень сползает на головы нападающих. У меня по этому поводу сразу возникает два вопроса - как часто его сталкивали на головы врагов и как его туда затащили?
Впечатление: на сегодняшний день установить этот камень было бы НЕВОЗМОЖНО, так как НЕВОЗМОЖНО ЗАТАЩИТЬ ТУДА КРАН, который бы смог поднять такой груз. А если бы собирать (а потом разбирать) кран на месте, специально для установки этого камня, такое занятие было бы полной идиотией, так как затраченные на это силы и средства не идут ни в какое сравнение с полученным результатом. Напрашивается мысль о том, что поднимать такие грузы для строителей Сигирии было не особо затруднительно, как и для строителей храма в Баальбеке или Мачу Пикчу, например.
Предположение: Этот камень имеет смысл, как датчик сейсмических колебаний. Установленный на относительно подвижных опорах, за счет своей огромной массы и, соответственно, инерционности, он может реагировать даже на незначительную сейсмическую активность.
Для справки: На сегодняшний день LR13000 (на картинке внизу) — самый большой кран в мире, который в состоянии самостоятельно передвигаться. Его грузоподъемность составляет 3000 тонн. Такой груз эта машина может поднять на высоту до 12 метров.
Основным предназначением этой большой машины являются работы по строительству химических и нефтяных заводов. Кран поднимает и устанавливает химические реакторы и перегонные колонны, весом до 1500 тонн. Также такие краны применяются при строительстве ядерных объектов, когда также необходимо поднять и установить большие блоки.
4. «Львиные врата» и подъем с середины на верхушку скалы Сигирия - Четвертый уровень.
После «камешка» лестница выводит нас на широкую площадку, оформление которой и дало название скале (сингх – в переводе означает лев). Лестница, начинающаяся между огромных, высеченных из гранита лап, ведет наверх, на самую верхушку скалы. Говорят, ранее у «льва» была голова, и путь наверх лежал через пасть. Но потом голова якобы «отвалилась» и непонятно куда подевалась. Современная стальная лестница проложена, по-видимому, в том же месте, где проходила древняя. Это видно по выемкам на поверхности скалы, глубоким бороздам, отверстиям и другим следам обработки скальной породы.
Впечатление: лапы вроде бы как не совсем львиные, на кошачьи не похожи совершенно. Три пальца, четвертый палец рудиментарный. Очень высокий, не характерный для пород кошачьих подъем стопы, огромные когти. Скорее напоминают лапы рептилии. Порывшись на форумах, посвященных исследованиям Сигирии, и в частности принадлежности лап, нашел устойчивое мнение, что уж больно похоже на лапы динозавра. Троодонта, например, хотя по этому поводу можно спорить бесконечно.
Опять же, где голова? Если бы она отвалилась/развалилась, были бы обломки, глыбы и развалины. Ничего нет. Куда девали? Может быть, голова целиком укатилась вниз, в обрыв напротив лап? Может быть, я ходил туда, заглядывал с обрыва вниз, в джунгли. Из деревьев торчит край какого-то огромного камня, но ничего не понятно и ни на что не похоже. Кроме того, если бы многотысячетонная голова отвалилась и катилась вниз, то она сокрушила бы и смела всё на своем пути, все эти кирпичи и террасы, площадку и грунт на ней, оставив весьма заметный след.
Напрашивается мысль о том, что кирпичи, формирующие террасу перед лапами, были уложены значительно ПОЗЖЕ того, как отвалилась голова (впрочем, как и везде). Не покидает устойчивое чувство того, что полторы тысячи лет назад подданные Касапы просто обложили кирпичами постройки, которые существовали задолго до этого и были заброшены уже давным-давно…
5. Ступенчатая пирамида на вершине Сигирии, сады, бассейны и странные собаки-хранители – пятый, верхний уровень.
Когда взобрались на самую вершину, мнение о том, что здесь никогда не было никаких дворцов, стало еще сильнее. Ступенчатая пирамида с множеством террас и лестниц. Шикарный бассейн. Несколько бассейнов поменьше. Как я уже говорил, размеры верхней площадки - 17 м на 11 м (площадь 187 м2), дорожки по периметру площадки выложены древними плитами из белого мрамора, и один-единственный торчащий из площадки мраморный камень, как швартовочный узел. Ступеньки на плоскую вершину ведут с двух сторон, противоположных лестнице (входу на вершину скалы) и нижнему каскаду садов 1 уровня (чтобы в бинокль не подсматривали, кто с небес на землю спускается, и наоборот).
Удивили спящие на вершине собаки. Их было две, как инь и янь. Они там именно БЫЛИ, хотя совершенно непонятно, зачем. Они не клянчили еду, ни к кому не приставали и не реагировали на людей. С точки зрения логики, даже собачьей – делать им там было совершенно нечего, охотиться не на кого. Вся еда внизу, в кафешках. Но они сознательно выперлись на самую вершину и либо спали, либо неспешно бродили по ней. Менялись, как в карауле – позже мы встретили на лестнице собаку, самостоятельно идущую наверх с таким видом, как будто она точно знает, куда и зачем идет. А другая шла вниз. Наверное, служба такая. Чего-то охраняют.
Видео подъема на площадку на вершине пирамиды:
phpBB [video]
Еще одно видео на самой верхней точке Сигирии:
phpBB [video]
Лестницы, террасы, ступенчатые уступы из кирпича. Ширина мраморных ступеней – как половина длины моей стопы (у меня честный 45-й размер). Места для «дворцовых» помещений нет. Еще один вырезанный из гранитной скалы «трон». Впечатление: это не трон, а садовая скамейка, чтобы сидя на ней, любоваться пейзажем. Почему? Перед «троном» вообще нет площадки, на которой мог бы кто-то преклонять колени или получать ценные указания. Обрыв, несколько уступов и мраморная лестница в метр шириной, как раз чтобы идти в одиночку.
Трон, который хочется использовать как диван-кровать. Тот же дизайн, та же высококлассная, идеальная обработка гранита. Горизонтальные полосы над спинкой трона можно считать следами проходов режущего инструмента. А может, просто структура камня такая.
А вот как выглядят пирамидальные уступы:
И парочка панорамных фото, позволяющих судить о том, как выглядит верхушка Сигирии целиком:
Хочется отдельно остановиться на уникальном, целиком вырезанном в гранитной скале большом бассейне. С двух сторон идущих вниз склонов скалы, бассейн огорожен кирпичной стеной высотой более двух метров.
А теперь немного арифметики, чтобы представить себе грандиозность работ и трудозатраты при строительстве бассейна.
Бассейн имеет такие размеры: длина – 27,7 м; ширина – 20,72 м; Высота гранита над водой с угла, ближайшего к вершине пирамиды – не менее 3 м, противоположного по диагонали – 0 м, поэтому для расчетов принимаем среднее значение – 1,5 м.
Глубина бассейна – около 2 м, точнее померить не мог, поэтому принял это значение.
Итак, объем вынутого при строительстве бассейна гранита = 27,7 х 20,72 х 3,5 = 2 009 м3.
Плотность гранита = 2 600 кг/м3.
Итого, масса вырезанного при строительстве бассейна гранита = 2 009 х 2 600 = 5 223,4 тонн.
Интересное наблюдение 1: Технологический процесс удаления больших гранитных пластов предполагает сначала сверление гранита по линии откола, а затем (в древнем варианте) – вбивание туда деревянных клиньев, которые при поливании водой разбухают и откалывают эти пласты, либо (в современном варианте) – помещение в высверленные полости взрывчатки и откалывание путем ее подрыва. И в том, и в другом варианте на поверхности гранита остаются характерные следы, которых в данном случае я не заметил вообще. Вариант с дисковой пилой тоже не подходит, так как на вид поверхность гранита как бы «умеренно природная». Кроме того, дренажная система работает до сих пор. Шли дожди, бассейн был полон, но не переполнен.
Интересное наблюдение 2: Обратите внимание на места, указанные стрелками:
В дальнем конце бассейна (в направлении центра пирамиды) есть лестница, вырубленная в гранитной скале и ведущая из воды на вырубленную в той же скале маленькую ПЛОЩАДКУ, ИЗ КОТОРОЙ НЕТ ВЫХОДА. Вторая такая ступенчатая лестница ведет вправо (вдоль меньшей стороны бассейна) на такую же, не имеющую выхода площадку, расположенную точно на том же уровне. Внимательно присмотревшись, видно, что пол этих площадок находится точно на одном уровне с верхним краем забора, ограждающего бассейн. Напрашивается единственно логичное объяснение – эти ступеньки с площадками были предназначены исключительно для того, чтобы купаясь в бассейне, при необходимости можно было ОЧЕНЬ БЫСТРО ПОДНЯТЬСЯ на уровень выше забора И ПОСМОТРЕТЬ – а что ж там СНАРУЖИ делается и пора ли кричать «караул»? Другого объяснения я не вижу. А куда смотреть в том направлении? Вниз? Эка невидаль… внизу – джунгли. Во все стороны. Интересно другое – что сектор обзора (более 110⁰) с этих площадок позволяет ВИДЕТЬ НЕБО НАД ГОРИЗОНТОМ от востока - над древним городом Поллонарува (28 км по прямой, интересен древними памятниками с мегалитической кладкой, обработка блоков по принципу всех мегалитов, то есть прирезка гранита по месту, как ножом по маслу), до юга – в направлении на Пик Адама (гора Шри Пада, 130 км по прямой).
Видео бассейна:
phpBB [video]
Панорамная фотография бассейна:
И немного мистики. Говоря о Пике Адама, ощущается мощная, устойчивая связь этого сакрального места с Сердцем Шри-Ланки – Сигирией. Так, это загадочное место стало объектом поклонения всех представленных здесь четырех религий: индуизма, буддизма, ислама и христианства. С некоторым преувеличением можно назвать его одним из самых почитаемых мест в мире. На выдающейся скале на вершине этой горы есть «отпечаток ноги, священный след». Индуисты верят, что этот след оставил танцующий верховный бог Шива при сотворении мира и называют гору Шриван Адипатам ("космический танец Шивы"). Буддисты считают его следом Будды Гаутамы, против чего особенно не выступают и индуисты, считая Будду воплощением (аватаром) бога Вишну. В исламе считается, что именно в этом месте Адам ступил на землю после изгнания из Эдема. А
мусульмане весьма чтут Адама, считая его представителем Бога на Земле, первым его пророком и настоящим создателем священного камня Каабы в Мекке.
Интересная деталь: именно на этой горе собираются ежегодно тысячи и тысячи бабочек в последние часы своей жизни, чтобы там умереть. Говорят, очень красивое зрелище.
Подводя итоги, можно признать, что посещение Сигирии вызвало у меня ощущение того, что ее волшебные сады с равной степенью вероятности могли бы оказаться как Райскими Садами Эдема, из которых в свое время и был изгнан Адам, так и древней рекреационной зоной, Диснейлендом, курортом, неприступным и безопасным, куда могли бы спускаться с небес боги древних Шумеров, паркуя свои воздушные колесницы-виманы на верхней площадке пирамиды. А может быть, и тем, и другим вместе.
Версия со строительством дворца Касапы силами рабов за короткий, в несколько лет срок выглядит не менее сказочно ввиду огромного объема работ, применения необъяснимых, недоступных человеку технологий и просто отсутствия здравого смысла в строительстве такого грандиозного парка развлечений, который просто не мог строиться с целью быть дворцом, с точки зрения элементарных принципов архитектуры и строительства. То, что Касапа мог использовать уже имеющийся комплекс, как свой дворец, вполне логично – почему бы и нет, он был беглецом, и у него могло не быть иного выбора (более шикарного места). Но вряд ли он имел там царский комфорт, будучи вынужденным регулярно карабкаться на огромную высоту и проживая в деревянных времянках на террасах ступенчатой пирамиды величественной Сигирии.
Но у Сигирии есть еще одна, не менее загадочная тайна, разгадка которой могла бы пролить свет на истинное предназначение этого грандиозного комплекса и показать его взаимосвязь с другими разбросанными по всей Земле объектами, о которы официальная наука предпочитает просто умалчивать.
Это Пидурангала - гора-соседка Сигирии, исследование которой позволило мне предположить, что в древние времена она могла использоваться как загоризонтная РЛС для наблюдения за пространством над Аравийским полуостровом, севером Африки (в т.ч. и пирамидами на плато Гиза), и обеими - Северной и Южной Америками. Здесь Сигирия предстает в совершенно ином свете - не только как курорт, но и как важнейший объект стратегического назначения.
Итак, мы видим, что верхушка гранитной горы срезана, как ножом, формируя ровную плоскость, представляющую собой в проекции равносторонний треугольник. Согласитесь, это наводит на некоторые мысли о ее происхождении...
Ровно в 1 км (расстояние по центрам) от скального плато Сигирия находится Пидурангала - необычная "лысая" гора с гранитной верхушкой, как будто срезанной наискось гигантским ножом. На этой горе находится пещерный монастырь, который существовал еще задолго до правления Касапы. Существуют наскальные надписи, относящиеся к 3 веку до н.э.
Вот как она выглядит с вершины пирамиды на Сигирии:
На верхушке горы хорошо виден так называемый "балансирующий камень", как его назвал гид. Он утверждал, что камень находится в неустойчивом положении и может быть приведен в движение с приложением сравнительно небольшой силы. И что он предназначен для защиты, для сбрасывания на головы врагов в случае атаки. Так же, как и с камнем "на ножках", эта версия кажется мне наименее вероятной, так как даже по самым скромным расчетам этот камень должен весить не менее 5000 тонн. Сегодня, с применением современной техники и технологий, затащить этот камень наверх было бы невозможно. Что уж говорить о Касапе, в распоряжении которого были только рабы, веревки да деревянные палки?
Единственным логичным объяснением может быть то, что этот камень тоже использовался, как датчик сейсмических колебаний, чтобы по их интенсивности можно было судить о возможном изменении положения скалы и, соответственно, параметров антенны.
С вершины Сигирии плоско срезанной "макушки" соседней горы не заметно, так как она направлена в другую сторону (от нас и влево), находится с обратной стороны горы. Но ее можно подробно рассмотреть вGoogle Earth (гора со срезанной наклонной плоскостью обведена желтым кругом).
Острый выступ - это самый нижний край наклонной плоскости, имеющей правильную форму, она вписывается в равносторонний треугольник. Направление ската наклонной плоскости (сверху вниз) обозначено желтой стрелкой.
Если верить Google Earth, высота над уровнем моря в точке А - 252м, в точке В - 309м. От точки А до точки В плоскость скалы имеет равномерный наклон. От точки В до точки С - наклона нет, плоскость параллельна поверхности земли. АВ = 160 м, h = 57м. Я рассчитал угол наклона плоскости:
Cosec α = 160/57 = 2,8070175
α = 20,87⁰ или 0,36425 рад.
Таким образом, можно предположить, что наклонная вершина этой скалы - это отражатель большой антенны, который мог быть:
1. радиотелескопом, предназначенным для слежения за космическими объектами, либо, что в равной степени вероятно:
2. частью станции слежения за пространством над территорией в направлении Египта (а возможно и Междуречья - современный Ирак) и дальше, вплоть до обеих Америк. Частью системы раннего предупреждения о пусках ракет. Нынешние антенны систем разведки и противоракетной обороны (антенны загоризонтных РЛС дальнего обнаружения) выглядят примерно так же - огромные наклонные плоскости, как в Аккарже (он же Овидиополь-2, Одесская область, Украина, при СССР была объектом ГРУ).
3. либо и тем, и другим одновременно.
Значит, в том направлении надо искать следы древних космодромов. Пусковые установки межконтинентальных ракет с ядерными боевыми частями вряд ли могли сохраниться. Хотя если они строили их в шахтах, как это делаем сейчас мы (так ракета более всего защищена), то шахты могли бы и остаться, если они были вырублены в граните.
Для того, чтобы определить, куда же направлена эта антенна, я немного поработал с Google Earth и установил следующее: вкратце, антенна предназначалась для контроля воздушного пространства над Северной и Южной Америками. Всеми. Целиком.
Если провести прямую по линии оси симметрии плоскости (антенного отражателя) от высшей до низшей ее точки и дальше, получаем следующую картину:
За исходную точку была принята точка позади скалы с координатами: 7⁰57'52.40" N и 80⁰45'56.01" E
Проведя линию дальше, я обнаружил, что линия прошла через территорию Омана, Саудовской Аравии, Египта.
В Египте линия пересекла р. Нил в точке с координатами: 24⁰14'49.92" N и 32⁰52'35,60" E
Расстояние от этой точки до пирамид на плато Гиза - 685 км по прямой. Расстояние от Сигирии до этой точки - 5397 км. Таким образом, отклонение на Гизу составляет не более 7⁰ от нашей прямой, так что Гиза однозначно попадает в рабочий сектор антенны. Кроме того, есть еще погрешность...
Далее линия проходит по территории Алжира, цепляет Мавританию и через Западную Сахару выходит в Атлантический океан.
Пройдя над океаном, линия упирается ПРАКТИЧЕСКИ В СТЫК между Северной и Южной Америками. В моем случае она прошла над о. Тринидад и Тобаго, Венесуэлой и Колумбией (точно над Боготой). Остановил я эту линию в точке с координатами: 2⁰26'05.49" N и 78⁰08'09.02" W.
Если посчитать, оказывается, что угол направления от Сигрии на самую южную точку Южной Америки до самой северной точки Северной Америки составляет около 60⁰, то есть если рабочий сектор (сектор обзора в горизонтальной плоскости) этой антенны был не менее 60⁰, она позволяла контролировать и воздушное, и космическое пространство над всей территорией в том направлении.
Таким образом, смею предположить, что антенна в Сигирии была предназначена для контроля воздушного пространства не только над Аравийским полуостровом и Африкой, но в основном, над обеими - Северной и Южной Америками. Да и сам объект Сигирия выглядит в этом свете не только как комфортное место для отдыха и развлечений, но и как стратегический объект особой важности - разведки, противоракетной и космической обороны древних цивилизаций.
Конечно, могут быть возражения – стоило ли проделывать такую огромную работу для того, чтобы просто закрепить на верхушке скалы металлический рефлектор антенны?
На мой взгляд, наоборот, все логично. Если у меня есть инструмент, одним взмахом которого я могу рассечь скалу, я не буду утруждать себя длительным и хлопотным монтажом многочисленных металлических ферм под антенну, высотой в несколько сот метров. Тем более, каменная скала, как основание для крепления металлического рефлектора антенны, намного крепче, чем конструкция из металлических ферм. Так что здесь все даже очень логично - каменная "подставка" намного проще, надежнее и лучше.
Неровности поверхности площадки антенны тоже могут быть объяснены с точки зрения нашей логики. По сути, это не принципиально - каменная поверхность вряд ли использовалась сама по себе, как отражатель. Поэтому она и не должна быть ИДЕАЛЬНО ровной. Скорее всего, это основание, на котором был смонтирован металлический рефлектор.
Кроме того, есть еще одно объяснение неровностей поверхности "скальной антенны". Понятно, что такие объекты в военное время являются ПРИОРИТЕТНЫМИ ЦЕЛЯМИ и удар по ним наносится в первую очередь. С учетом того, что город Мохенджо-Даро был разрушен ударом ядерного боеприпаса (или оружия с подобными поражающими факторами), можно смело предположить, что древние цивилизации, о которых мы ведем здесь речь, конкурировали и иногда ссорились.
Я не говорю о том, что данная "скальная антенна" была уничтожена ядерным взрывом, нет, там нет никаких признаков этому. Но то, что она в случае боевых действий должна была быть уничтоженной/поврежденной в первую очередь - это факт. Остальное сделали годы и дожди.
Кроме того, в пользу теории с антенной свидетельствуют и два датчика сейсмоактивности - камень "на ножках" на скале Сигирия и "балансирующий камень" на антенной скале. В такой версии они имеют смысл - понимать, изменилось ли положение, а следовательно и характеристики (направленность и т.п.) антенны в результате землетрясений, или нет. Особенно в том случае, если Вы посещаете объект после долгого отсутствия, например - если камешек завалился на бок, 100% нужен капремонт. Если комплекс был предназначен просто для отдыха, никакого смысла в таких датчиках просто не было бы.
Естественно, такие объекты нельзя рассматривать отдельно от других подобных, их нужно рассматривать только в комплексе, так как они должны были являться частью огромной системы, расположенной на больших пространствах - в разных странах, а может быть и континентах. С этой точки зрения, для проверки данной теории, целесообразно составить карту подобных древних сооружений и попытаться установить взаимосвязь между ними.
Вот как она выглядит с вершины пирамиды на Сигирии:
На верхушке горы хорошо виден так называемый "балансирующий камень", как его назвал гид. Он утверждал, что камень находится в неустойчивом положении и может быть приведен в движение с приложением сравнительно небольшой силы. И что он предназначен для защиты, для сбрасывания на головы врагов в случае атаки. Так же, как и с камнем "на ножках", эта версия кажется мне наименее вероятной, так как даже по самым скромным расчетам этот камень должен весить не менее 5000 тонн. Сегодня, с применением современной техники и технологий, затащить этот камень наверх было бы невозможно. Что уж говорить о Касапе, в распоряжении которого были только рабы, веревки да деревянные палки?
Единственным логичным объяснением может быть то, что этот камень тоже использовался, как датчик сейсмических колебаний, чтобы по их интенсивности можно было судить о возможном изменении положения скалы и, соответственно, параметров антенны.
С вершины Сигирии плоско срезанной "макушки" соседней горы не заметно, так как она направлена в другую сторону (от нас и влево), находится с обратной стороны горы. Но ее можно подробно рассмотреть вGoogle Earth (гора со срезанной наклонной плоскостью обведена желтым кругом).
Острый выступ - это самый нижний край наклонной плоскости, имеющей правильную форму, она вписывается в равносторонний треугольник. Направление ската наклонной плоскости (сверху вниз) обозначено желтой стрелкой.
Если верить Google Earth, высота над уровнем моря в точке А - 252м, в точке В - 309м. От точки А до точки В плоскость скалы имеет равномерный наклон. От точки В до точки С - наклона нет, плоскость параллельна поверхности земли. АВ = 160 м, h = 57м. Я рассчитал угол наклона плоскости:
Cosec α = 160/57 = 2,8070175
α = 20,87⁰ или 0,36425 рад.
Таким образом, можно предположить, что наклонная вершина этой скалы - это отражатель большой антенны, который мог быть:
1. радиотелескопом, предназначенным для слежения за космическими объектами, либо, что в равной степени вероятно:
2. частью станции слежения за пространством над территорией в направлении Египта (а возможно и Междуречья - современный Ирак) и дальше, вплоть до обеих Америк. Частью системы раннего предупреждения о пусках ракет. Нынешние антенны систем разведки и противоракетной обороны (антенны загоризонтных РЛС дальнего обнаружения) выглядят примерно так же - огромные наклонные плоскости, как в Аккарже (он же Овидиополь-2, Одесская область, Украина, при СССР была объектом ГРУ).
3. либо и тем, и другим одновременно.
Значит, в том направлении надо искать следы древних космодромов. Пусковые установки межконтинентальных ракет с ядерными боевыми частями вряд ли могли сохраниться. Хотя если они строили их в шахтах, как это делаем сейчас мы (так ракета более всего защищена), то шахты могли бы и остаться, если они были вырублены в граните.
Для того, чтобы определить, куда же направлена эта антенна, я немного поработал с Google Earth и установил следующее: вкратце, антенна предназначалась для контроля воздушного пространства над Северной и Южной Америками. Всеми. Целиком.
Если провести прямую по линии оси симметрии плоскости (антенного отражателя) от высшей до низшей ее точки и дальше, получаем следующую картину:
За исходную точку была принята точка позади скалы с координатами: 7⁰57'52.40" N и 80⁰45'56.01" E
Проведя линию дальше, я обнаружил, что линия прошла через территорию Омана, Саудовской Аравии, Египта.
В Египте линия пересекла р. Нил в точке с координатами: 24⁰14'49.92" N и 32⁰52'35,60" E
Расстояние от этой точки до пирамид на плато Гиза - 685 км по прямой. Расстояние от Сигирии до этой точки - 5397 км. Таким образом, отклонение на Гизу составляет не более 7⁰ от нашей прямой, так что Гиза однозначно попадает в рабочий сектор антенны. Кроме того, есть еще погрешность...
Далее линия проходит по территории Алжира, цепляет Мавританию и через Западную Сахару выходит в Атлантический океан.
Пройдя над океаном, линия упирается ПРАКТИЧЕСКИ В СТЫК между Северной и Южной Америками. В моем случае она прошла над о. Тринидад и Тобаго, Венесуэлой и Колумбией (точно над Боготой). Остановил я эту линию в точке с координатами: 2⁰26'05.49" N и 78⁰08'09.02" W.
Если посчитать, оказывается, что угол направления от Сигрии на самую южную точку Южной Америки до самой северной точки Северной Америки составляет около 60⁰, то есть если рабочий сектор (сектор обзора в горизонтальной плоскости) этой антенны был не менее 60⁰, она позволяла контролировать и воздушное, и космическое пространство над всей территорией в том направлении.
Таким образом, смею предположить, что антенна в Сигирии была предназначена для контроля воздушного пространства не только над Аравийским полуостровом и Африкой, но в основном, над обеими - Северной и Южной Америками. Да и сам объект Сигирия выглядит в этом свете не только как комфортное место для отдыха и развлечений, но и как стратегический объект особой важности - разведки, противоракетной и космической обороны древних цивилизаций.
Конечно, могут быть возражения – стоило ли проделывать такую огромную работу для того, чтобы просто закрепить на верхушке скалы металлический рефлектор антенны?
На мой взгляд, наоборот, все логично. Если у меня есть инструмент, одним взмахом которого я могу рассечь скалу, я не буду утруждать себя длительным и хлопотным монтажом многочисленных металлических ферм под антенну, высотой в несколько сот метров. Тем более, каменная скала, как основание для крепления металлического рефлектора антенны, намного крепче, чем конструкция из металлических ферм. Так что здесь все даже очень логично - каменная "подставка" намного проще, надежнее и лучше.
Неровности поверхности площадки антенны тоже могут быть объяснены с точки зрения нашей логики. По сути, это не принципиально - каменная поверхность вряд ли использовалась сама по себе, как отражатель. Поэтому она и не должна быть ИДЕАЛЬНО ровной. Скорее всего, это основание, на котором был смонтирован металлический рефлектор.
Кроме того, есть еще одно объяснение неровностей поверхности "скальной антенны". Понятно, что такие объекты в военное время являются ПРИОРИТЕТНЫМИ ЦЕЛЯМИ и удар по ним наносится в первую очередь. С учетом того, что город Мохенджо-Даро был разрушен ударом ядерного боеприпаса (или оружия с подобными поражающими факторами), можно смело предположить, что древние цивилизации, о которых мы ведем здесь речь, конкурировали и иногда ссорились.
Я не говорю о том, что данная "скальная антенна" была уничтожена ядерным взрывом, нет, там нет никаких признаков этому. Но то, что она в случае боевых действий должна была быть уничтоженной/поврежденной в первую очередь - это факт. Остальное сделали годы и дожди.
Кроме того, в пользу теории с антенной свидетельствуют и два датчика сейсмоактивности - камень "на ножках" на скале Сигирия и "балансирующий камень" на антенной скале. В такой версии они имеют смысл - понимать, изменилось ли положение, а следовательно и характеристики (направленность и т.п.) антенны в результате землетрясений, или нет. Особенно в том случае, если Вы посещаете объект после долгого отсутствия, например - если камешек завалился на бок, 100% нужен капремонт. Если комплекс был предназначен просто для отдыха, никакого смысла в таких датчиках просто не было бы.
Естественно, такие объекты нельзя рассматривать отдельно от других подобных, их нужно рассматривать только в комплексе, так как они должны были являться частью огромной системы, расположенной на больших пространствах - в разных странах, а может быть и континентах. С этой точки зрения, для проверки данной теории, целесообразно составить карту подобных древних сооружений и попытаться установить взаимосвязь между ними.