При этом учитывают усадку фарфора при высыхании и обжиге.В разных сортах фарфора усадка колеблется от 10 до 25 %. Значит,например,чтобы получить готовую вазу высотою в метр,нужно выточить форму,внутренняя высота которой будет 125 см.Прибавьте к этому толщину формы,которая должна будет выдержать вес залитой в нее жидкой фарфоровой массы.(При производстве фарфоровых изделий,форму заливают полностью жидким фарфором(шликером),ждут,когда стенки формы "наберут" толщину стенок изделия,остальную массу сливают)Толщина стенок формы для вазы высотою в метр,дожна быть не менее 15-17 см,а то и больше.Значит,внешняя высота формы дожна быть,прмерно,150-160 см.Формы,учтите,делаются разъемными,чтобы была возможность вынуть сырую очень хрупкую вазу(любое изделие).Далее идет сушка и первый,так называемый,утельный обжиг при температуре от 700 до 900 градусов по Цельсию,для придания относительной прочности изделию. Потом следует подглазурная роспись "кобальтом"-знаменитой синей краской для подглазурной росписи.( я здесь специально не затрагиваю тему о НАДГЛАЗУРНОЙ росписи-это отдельная песня)Затем изделие покрывается глазурью,сушится и обжигается,именно кобальтовая роспись,при температуре,как минимум, 1300 градусов.Но ни в одном тексте,а я за многие годы работы реставратором и керамистом, перелопатила горы книг по этой теме, я не встретила объяснения на возникшие вопросы:
1.На каких станках в Древнем Китае вытачивались такие огромные вазы?Такие станки отчасти похожи на токарные. На большой железный штырь наращивают гипсовую "колонну" и закрепляют ее вертикально на горизонтальной вращающейся поверхности. Потом влючают мотор,болванка вращается,а мастер, по шаблону,вытачивает резцом-клюшкой,форму. Сейчас станок приводится в действие электромоторами.Вращение должно быть равномерным,а вращающаяся плоскость,жестко закреплена в горизонтальном положении,чтобы не было перекосов,иначе кривая ваза просто лопнет при обжиге. Ни одного упоминания о древних станках ни в одной книге я не встретила. При личном разговоре с китайскими искусствоведами, занимающимися вопросами древней керамики, я задала вопрос о станках.Вежливо улыбаясь,мне ответили,что это древние секреты призводства.
2.Самый главный вопрос. КАК И В КАКИХ ПЕЧАХ обжигались эти вазы? Для того,чтобы обжечь изделие при температуре 1400 градусов нужна не просто печь,а печь изнутри выложенная огнеупорным материалом,выдерживающим температуру более 1500 градусов(чтобы изделия не "припаялись" к поверхности печи,а стенки печи не расплавились во время обжига.) И еще этот огнеупор дожен иметь маленький объем термического расширения,иначе внуренняя обшивка печи треснет. Сейчас для этих целей используются специальные огнеупорные материалы,например,динас.Огнеупорность динаса до 1680—1730°С
И какое топливо использовали для получения таких температур?Современные печи,в своем большинстве,электрические.Сейчас используются платиновые термопары и нагревательные элементы из специальных сплавов(Мегапир 150,Нихром и т.д) или карбидкремнивые стержни. Для интерса можете заглянуть на сайт Гжели,где предлагаются в продажу разные огнеупоры. http://www.ceramgzhel.ru/
Далее..Внутренний объем печи,где будет обжигаться изделие высотою в 125 см и шириной,примерно,70 см,должен быть,примерно, 135х80х80.А во всех книгах пишут,что китайцы доверху забивали вазами печи.Ну,во-первых,при высокотепературном обжиге одну вещь на другую ставить нельзя-они все деформируются по весом верхних изделий,а верхние из-за перекосов станут кривыми.Значит,должны быть еще и полки из огнеупорного металла или другого огнеупора и лещадки(полочки),из которых стоится нечто вроде карточного домика и,которые выдержат вес всех загружаемых ваз(а это,примерно ,если загрузить 5 полуторметровых ваз-150-200кг) и температуру до 1500 градусов.На современных печах есть режимы скоростного обжига.Но на древних печах такого режима быть не могло.Обжиг длится от 8 до 48 и более часов,в зависимости от величины изделия. Потом очень крупные изделия остывали в печи до нескольких дней.Производство фарфора очень энергоемко. Какого же размера должны были быть древнекитайские печи,чтобы в них поместилось хотя бы 4-5 ваз?И сколько топлива( и какого??? раз мы ислючили электроэнергию) понадобится для достижения такой температуры?
Не буду больше вдавться в технические и технологические подробности производства фарфора. Задам себе и вам пару вопросов вопросов-
На каких станках производили огромные формы для отливки больших изделий?
Каким же образом обжигали в Древнем Китае огромные,двухметровые вазы?
Каким образом производили точайший фарфор(а для этого нужен тончайший помол составляющих),составы и производство которого очень высокотехнологичны и трудны даже для современных производителй и допустимый процент брака на произвдстве около 20%?
Какое топливо(при отсутствии электричества) давало нагрев печи до 1400 градусов?Какие огнеупоры использовались для внутренней облицовки печей?
Из каких огнеупоров делались стойки и лещадки?(А для облицовки печей,стоек и лещадок используются совершенно разные огнеупоры,с разными свойствами)Да и то,что рецепт самой фарфорой массы открыт эмпирически,весьма сомнительно.Это очень сложный и ПРОСЧИТАННЫЙ для разных масс состав.(Если вспомнить мучительные опыты Дмитрия Ивановича Виноградова, на Императорском Фарфоровом Заводе, по составлению отечественной фарфоровой массы,то становится понятным,что без базовых знаний физических и химических свойств исходных материалов,и основ теплотехники ,создать фарфор невозможно.)Для каждой разновидности фарфора технологами составляется специальный состав смеси,учитывающий физические и химические свойства исходных материалов.Производятся многократные испытательные обжиги с вариациями составляющих , при разных темпаратурах и режимах обжига..А это занимает,порой время от нескольких месяцев до нескольких лет,в зависимости от поставленной задачи.И это в современных условиях,при большой накопленной базе прежних технологических разработок , владении прикладными химией и физикой ,в прекрасных печах с регулируемыми режимами и температурой обжигов.
У меня за много лет работы накопилось множество вопросов.А ответов всего два и то не явных ,а второй "ответ" порождает массу вопросов...
1) Либо изготовление фарфора в 600 годах н.э. - хвастливая ложь китайцев (ввозить в Европу фарфор начали ,более чем на 1000 лет позднее),
2) либо они владели неизвестными нам и утраченными ныне технологиями. (Кстати,современный китайский фарфор очень средненького качества)