Маленькие секреты большой вазы

Версии и предположения. Инструменты и материалы.
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.
Технология - совокупность методов применения материалов, веществ и инструментов для достижения желаемого результата.

Модератор: Atlantuk

Маленькие секреты большой вазы

Сообщение #41  Tramper » 20 фев 2013, 21:14

Помимо мегалитических сооружених,технология производства которых до сих пор непонятна современным исследователям,есть еще и "мелочи", чье производство тоже весьма загадочно. Я говорю о фарфоре. Во всем мире бытует мнение,что фарфор начали производить в Китае около 600 года н.э.,а то и намного раньше. Некоторые авторы статей , например, некто Фарфорушка, на своем сайте http://farforushka.ru/kitajskij-farfor- ... u-zamkami/ пишут безграмотные в технологическом смысле тексты (цитирую)-"После того, как масса отлежиться ее отбивали, чтобы также повысить пластичные сойства. Без этого лепить из фарфоровой массы было нельзя, он просто рассыпалась в руках мастера."Не буду вдаваться в тонкости этого малограмотного текста, замечу только,что большое вещи,такие,как китайские знаменитые вазы не лепят,их отливают в специальных формах из гипса. (Из специальных сортов фарфора-бумажная масса,париан,южный лед-лепить можно самые тончайшие изделия,например,цветы,отдельные элементы декора,но не более того) Но вазы,чашки,тарелки и так далее ОТЛИВАЮТ из ЛИТЬЕВЫХ сортов фарфора. Сначала из гипса вытачивают на специальных станках разной формы резцами-клюшками.. болванку,.Потом, по этой болванке делают форму.Для вазы простой формы,как правило, из двух-трех кусков-дно и две половинки вазы или просто две половинки вазы.
При этом учитывают усадку фарфора при высыхании и обжиге.В разных сортах фарфора усадка колеблется от 10 до 25 %. Значит,например,чтобы получить готовую вазу высотою в метр,нужно выточить форму,внутренняя высота которой будет 125 см.Прибавьте к этому толщину формы,которая должна будет выдержать вес залитой в нее жидкой фарфоровой массы.(При производстве фарфоровых изделий,форму заливают полностью жидким фарфором(шликером),ждут,когда стенки формы "наберут" толщину стенок изделия,остальную массу сливают)Толщина стенок формы для вазы высотою в метр,дожна быть не менее 15-17 см,а то и больше.Значит,внешняя высота формы дожна быть,прмерно,150-160 см.Формы,учтите,делаются разъемными,чтобы была возможность вынуть сырую очень хрупкую вазу(любое изделие).Далее идет сушка и первый,так называемый,утельный обжиг при температуре от 700 до 900 градусов по Цельсию,для придания относительной прочности изделию. Потом следует подглазурная роспись "кобальтом"-знаменитой синей краской для подглазурной росписи.( я здесь специально не затрагиваю тему о НАДГЛАЗУРНОЙ росписи-это отдельная песня)Затем изделие покрывается глазурью,сушится и обжигается,именно кобальтовая роспись,при температуре,как минимум, 1300 градусов.Но ни в одном тексте,а я за многие годы работы реставратором и керамистом, перелопатила горы книг по этой теме, я не встретила объяснения на возникшие вопросы:
1.На каких станках в Древнем Китае вытачивались такие огромные вазы?Такие станки отчасти похожи на токарные. На большой железный штырь наращивают гипсовую "колонну" и закрепляют ее вертикально на горизонтальной вращающейся поверхности. Потом влючают мотор,болванка вращается,а мастер, по шаблону,вытачивает резцом-клюшкой,форму. Сейчас станок приводится в действие электромоторами.Вращение должно быть равномерным,а вращающаяся плоскость,жестко закреплена в горизонтальном положении,чтобы не было перекосов,иначе кривая ваза просто лопнет при обжиге. Ни одного упоминания о древних станках ни в одной книге я не встретила. При личном разговоре с китайскими искусствоведами, занимающимися вопросами древней керамики, я задала вопрос о станках.Вежливо улыбаясь,мне ответили,что это древние секреты призводства.
2.Самый главный вопрос. КАК И В КАКИХ ПЕЧАХ обжигались эти вазы? Для того,чтобы обжечь изделие при температуре 1400 градусов нужна не просто печь,а печь изнутри выложенная огнеупорным материалом,выдерживающим температуру более 1500 градусов(чтобы изделия не "припаялись" к поверхности печи,а стенки печи не расплавились во время обжига.) И еще этот огнеупор дожен иметь маленький объем термического расширения,иначе внуренняя обшивка печи треснет. Сейчас для этих целей используются специальные огнеупорные материалы,например,динас.Огнеупорность динаса до 1680—1730°С
И какое топливо использовали для получения таких температур?Современные печи,в своем большинстве,электрические.Сейчас используются платиновые термопары и нагревательные элементы из специальных сплавов(Мегапир 150,Нихром и т.д) или карбидкремнивые стержни. Для интерса можете заглянуть на сайт Гжели,где предлагаются в продажу разные огнеупоры. http://www.ceramgzhel.ru/
Далее..Внутренний объем печи,где будет обжигаться изделие высотою в 125 см и шириной,примерно,70 см,должен быть,примерно, 135х80х80.А во всех книгах пишут,что китайцы доверху забивали вазами печи.Ну,во-первых,при высокотепературном обжиге одну вещь на другую ставить нельзя-они все деформируются по весом верхних изделий,а верхние из-за перекосов станут кривыми.Значит,должны быть еще и полки из огнеупорного металла или другого огнеупора и лещадки(полочки),из которых стоится нечто вроде карточного домика и,которые выдержат вес всех загружаемых ваз(а это,примерно ,если загрузить 5 полуторметровых ваз-150-200кг) и температуру до 1500 градусов.На современных печах есть режимы скоростного обжига.Но на древних печах такого режима быть не могло.Обжиг длится от 8 до 48 и более часов,в зависимости от величины изделия. Потом очень крупные изделия остывали в печи до нескольких дней.Производство фарфора очень энергоемко. Какого же размера должны были быть древнекитайские печи,чтобы в них поместилось хотя бы 4-5 ваз?И сколько топлива( и какого??? раз мы ислючили электроэнергию) понадобится для достижения такой температуры?
Не буду больше вдавться в технические и технологические подробности производства фарфора. Задам себе и вам пару вопросов вопросов-
На каких станках производили огромные формы для отливки больших изделий?
Каким же образом обжигали в Древнем Китае огромные,двухметровые вазы?
Каким образом производили точайший фарфор(а для этого нужен тончайший помол составляющих),составы и производство которого очень высокотехнологичны и трудны даже для современных производителй и допустимый процент брака на произвдстве около 20%?
Какое топливо(при отсутствии электричества) давало нагрев печи до 1400 градусов?Какие огнеупоры использовались для внутренней облицовки печей?
Из каких огнеупоров делались стойки и лещадки?(А для облицовки печей,стоек и лещадок используются совершенно разные огнеупоры,с разными свойствами)Да и то,что рецепт самой фарфорой массы открыт эмпирически,весьма сомнительно.Это очень сложный и ПРОСЧИТАННЫЙ для разных масс состав.(Если вспомнить мучительные опыты Дмитрия Ивановича Виноградова, на Императорском Фарфоровом Заводе, по составлению отечественной фарфоровой массы,то становится понятным,что без базовых знаний физических и химических свойств исходных материалов,и основ теплотехники ,создать фарфор невозможно.)Для каждой разновидности фарфора технологами составляется специальный состав смеси,учитывающий физические и химические свойства исходных материалов.Производятся многократные испытательные обжиги с вариациями составляющих , при разных темпаратурах и режимах обжига..А это занимает,порой время от нескольких месяцев до нескольких лет,в зависимости от поставленной задачи.И это в современных условиях,при большой накопленной базе прежних технологических разработок , владении прикладными химией и физикой ,в прекрасных печах с регулируемыми режимами и температурой обжигов.
У меня за много лет работы накопилось множество вопросов.А ответов всего два и то не явных ,а второй "ответ" порождает массу вопросов...
1) Либо изготовление фарфора в 600 годах н.э. - хвастливая ложь китайцев (ввозить в Европу фарфор начали ,более чем на 1000 лет позднее),
2) либо они владели неизвестными нам и утраченными ныне технологиями. (Кстати,современный китайский фарфор очень средненького качества)

Изображение

Изображение


Изображение




Изображение


Изображение

Изображение
«Наука имеет много гитик».
Л.Кассиль"Кондуит и Швамбрания"
Аватар пользователя
Tramper
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 21:52
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 5

Re: Маленькие секреты большой вазы

Сообщение #42  flight » 17 мар 2013, 16:24

Tramper писал(а):Обжиг участками произвести невозможно,к сожалению.
Скорее всего "выложено плиткой" и это могут подтвердить физики, проблема (на уровне моих знаний) не знаю физику волны, которая отражается от поверхности, допуски на разрывы/щели между плитками и качество/идеальность поверхности плитки.
Во время ответа увидел, обезжировать довольно сложно (простой пример как помыть перфорированный киноэкран, проще поменять) предлагаю снять дважды стружку и будет обезжирена плитка.
Или другой способ, желеобразные растворители жира, чтобы растворённый (преобразованный) жир не оставался на поверхности и уносился вместе с массой желе.
Для очистки пластикового 3D светофильтра мы применяем изопропаноловый спирт.
Сказка явь параллельного мира.
Аватар пользователя
flight
Участник семинара ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 985
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 02:39
Откуда: Германия, Лёррах
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 125 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 32

Re: Маленькие секреты большой вазы

Сообщение #43  Приколист » 17 мар 2013, 19:59

Tramper писал(а):Глазурь,это- упрощенно сказать,стекло.Керамическая краска бывает нескольких видов.Все эти виды включают в себя пигменты,которые являются солями,окислами или окисями металлов. Пигменты смешанные с флюсом,который является стеклом по сути-надглазурная краска(обжиг от 700 до 900 градусов).Пигменты,смешанные с глицерином,глузурью,декстрином и шликером-подглазурные краски(обжиг от 1000 до 1300 градусов).И так далее..Сам фарфор отличается от всех других видов керамики тем,что имеет остекловывающие составляющие-плавни.
Плавни в глазурях могут быть не только калиевые и натриевые,но, и глет.
Силикат калия или натрия добавляют только для улучшенного стеклования черепка.Если его не добавлять,то ничего существенного не произойдет.Его добавляют по желанию мастера.
Сам шликер является водной суспензией,а не раствором.Значит,имеет составляющие..Введя ЛЮБУЮ кислоту в эту суспензию,вы измените свойства составляющих.
Никакой обжиг не исправит ошибку технолога,а только увеличит ее.

Поймите главное.
Важным является только соотношение компонентов (химсостав) смеси (самого фарфора, или глазури), и технология обжига.
Предыстория абсолютно никакого значения не имеет.
Поэтому обработка глины, для получения фарфора, в общем - обычная химия.
Кислота действует (или не действует) на все хим. вещества, компоненты, строго определённым образом.
И, согласно законам этой самой химии, на окись алюминия и окись кремния органические кислоты не действуют никак.
Оксиды железа (паразитная примесь) в кислотах растворяются.
Оксиды щелочных и щелочноземельных металлов из алюмосиликатов, разумеется, тоже реагируют с кислотами, и я об этом сказал.
Причём реагируют с образованием растворимых соединений.
После фильтрования содержание натрия и калия действительно будет пониженным.
Но, во-первых, вы и сами знаете, что их можно добавить (в виде карбоната, нитрата, силиката, или щёлочи).
А во-вторых, в самом фарфоре они в большом количестве и не нужны.

Мне не понятно другое.
А зачем вообще нужны такие заморочки, если в Китае реально существуют залежи высококачественного белого каолина?
То есть изначально подходящего для создания фарфора.
Это сейчас фарфоровые изделия выпускают в огромных количествах, и подходящей глины на всех не хватает.
Да и химпром развит уже настолько, что гораздо проще взять "какую-нибудь" глину под ногами, и очистить её от ненужных примесей.
А в древности намного проще было взять природный белый каолин, и с ним работать.

Для того,чтобы создаваемая глазурь приплавилась к черепку,делают рассчет соответствий КТР глазури и черепка.Если этого не сделать,глазурь либо даст(в лучшем случае) цек,либо(в худшем случае) просто случтся то,что в керамике называют отскок.
Разные глазури требуют окислительного,восстановительного,нейтрального или комбинированного обжига.Какой обжиг был применен для обжига глазури на камне?Какая температура плавления у камня?Как рассчитать состав и КТР глазури для камня,имеющего неоднородный состав?Как сделать так,чтобы налитая(намазанная,набрызганная) на камень глазурь приплавлялась равномерно(в противном случае участки глазури будут отлетать,что случается даже на сравнительно небольших изделиях при неравномерном нагреве печи)Каким макаром обесжирить огромную поверхность камня(в противном случае глазурь просто не ляжет на поверхность?Каким образом не допустить хотя бы небольшое запыления?В противном случае получится,так называемая ,задувка или ошлаковывание глазури.
Как избежать неравномерной пористости камня?В противном случае получится так,что одни места будут матово -пористыми,другие места будут с натеками(Этот дефект даже на фарфоре исправить сложно)

Все эти сложности возникают тогда, когда источники глины - разные, а соответственно и состав фарфора разный.
И плюс к этому существует огромное количество разных по составу глазурей.
Если же глина берётся из одной "кучи", то её состав всегда один и тот же.
Тот, кто научил делать фарфор, мог точно так же рассказать несколько рецептов получения подходящих для этого фарфора глазурей.
А повторять уже известное - это не самому разрабатывать, много ума не надо.
Вот "кто их всему этому научил?" - это действительно вопрос... :)


Современным исследователям, пытающимся понять, как то или иное могли делать в древности, часто мешает знание современных технологий.
Поскольку в этом случае они не рассматривают иные способы и технологии.
Но только лишь задаются вопросом: "а как точно такая же технология могла быть реализована в древности?"
И ответа, разумеется, не находят.

Взять тот же вопрос получения глины тонкого помола, из которой получается фарфор высочайшего качества.
Если искать ответ, как древние китайцы могли растереть глину в тончайший порошок, то такого ответа не найти.
Но ведь можно пойти и другим путём.
Взять подходящее сито, и отсеять все относительно крупные частицы.
И такое сито у китайцев было.
Шёлковая ткань, известная с древнейших времён.
Если деревянной или фарфоровой ложкой аккуратно протирать суспензию глины через такую ткань, "пройдут" через неё только самые мелкие частицы.
Вполне неплохой способ для мелкосерийного производства.

Но есть и другой способ, куда менее трудоёмкий, и намного более технологичный.
Седиментация
Если взять нерастворимый в воде порошок, и взболтать его в большом количестве воды, а потом оставить в покое, то осаждение твёрдых частиц будет происходить неравномерно.
Сначала осядут самые крупные частицы, потом те, которые поменьше, потом ещё меньше, и на самом верху окажутся самые маленькие частички.
Почему так происходит?
Масса пропорциональна кубу линейных размеров, а площадь поверхности пропорциональна квадрату.
Чем меньше размер, тем больше отношение площади поверхности к массе.
Тем больше сила трения частицы о среду, тем меньше скорость падения/оседания.
В воздухе пылинки падают очень медленно по той же самой причине (пыль, оседающая за автомобилем, проехавшем по грунтовой дороге).
Для получения "тонкой" глины достаточно взять обычную, взболтать в большом количестве воды, и подождать, пока она осядет.
Верхний слой глины как раз и будет состоять из частиц самого мелкого размера.
Что и требуется.

Но при этом возникает стандартный вопрос.
А откуда в древнем Китае появились такие знания?
Про седиментацию я вообще молчу... :)
Но даже до фильтрования глины через ткань, ради получения более качественной керамики, не так-то просто додуматься.
Поскольку случайно на это наткнуться в принципе невозможно.
При таком фильтровании никакой разницы поначалу не видно.
Сверху глина, и снизу глина.
И только профильтровав значительное количество, можно заметить, что разница всё-таки есть.
Так при этом надо ещё и суметь как-то догадаться, что использование глины тонкого помола позволит создавать керамику более высокого качества.

То есть китайцы явно получили эти знания уже в готовом виде.
Откуда? :)
Аватар пользователя
Приколист
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 12 фев 2013, 19:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Маленькие секреты большой вазы

Сообщение #44  Tramper » 19 мар 2013, 10:09

Приколист писал(а):
Tramper писал(а):Глазурь,это- упрощенно сказать,стекло.Керамическая краска бывает нескольких видов.Все эти виды включают в себя пигменты,которые являются солями,окислами или окисями металлов. Пигменты смешанные с флюсом,который является стеклом по сути-надглазурная краска(обжиг от 700 до 900 градусов).Пигменты,смешанные с глицерином,глузурью,декстрином и шликером-подглазурные краски(обжиг от 1000 до 1300 градусов).И так далее..Сам фарфор отличается от всех других видов керамики тем,что имеет остекловывающие составляющие-плавни.
Плавни в глазурях могут быть не только калиевые и натриевые,но, и глет.
Силикат калия или натрия добавляют только для улучшенного стеклования черепка.Если его не добавлять,то ничего существенного не произойдет.Его добавляют по желанию мастера.
Сам шликер является водной суспензией,а не раствором.Значит,имеет составляющие..Введя ЛЮБУЮ кислоту в эту суспензию,вы измените свойства составляющих.
Никакой обжиг не исправит ошибку технолога,а только увеличит ее.

Поймите главное.
Важным является только соотношение компонентов (химсостав) смеси (самого фарфора, или глазури), и технология обжига.
Предыстория абсолютно никакого значения не имеет.
Поэтому обработка глины, для получения фарфора, в общем - обычная химия.
Кислота действует (или не действует) на все хим. вещества, компоненты, строго определённым образом.
И, согласно законам этой самой химии, на окись алюминия и окись кремния органические кислоты не действуют никак.
Оксиды железа (паразитная примесь) в кислотах растворяются.
Оксиды щелочных и щелочноземельных металлов из алюмосиликатов, разумеется, тоже реагируют с кислотами, и я об этом сказал.
Причём реагируют с образованием растворимых соединений.
После фильтрования содержание натрия и калия действительно будет пониженным.
Но, во-первых, вы и сами знаете, что их можно добавить (в виде карбоната, нитрата, силиката, или щёлочи).
А во-вторых, в самом фарфоре они в большом количестве и не нужны.

Мне не понятно другое.
А зачем вообще нужны такие заморочки, если в Китае реально существуют залежи высококачественного белого каолина?
То есть изначально подходящего для создания фарфора.
Это сейчас фарфоровые изделия выпускают в огромных количествах, и подходящей глины на всех не хватает.
Да и химпром развит уже настолько, что гораздо проще взять "какую-нибудь" глину под ногами, и очистить её от ненужных примесей.
А в древности намного проще было взять природный белый каолин, и с ним работать.

Для того,чтобы создаваемая глазурь приплавилась к черепку,делают рассчет соответствий КТР глазури и черепка.Если этого не сделать,глазурь либо даст(в лучшем случае) цек,либо(в худшем случае) просто случтся то,что в керамике называют отскок.
Разные глазури требуют окислительного,восстановительного,нейтрального или комбинированного обжига.Какой обжиг был применен для обжига глазури на камне?Какая температура плавления у камня?Как рассчитать состав и КТР глазури для камня,имеющего неоднородный состав?Как сделать так,чтобы налитая(намазанная,набрызганная) на камень глазурь приплавлялась равномерно(в противном случае участки глазури будут отлетать,что случается даже на сравнительно небольших изделиях при неравномерном нагреве печи)Каким макаром обесжирить огромную поверхность камня(в противном случае глазурь просто не ляжет на поверхность?Каким образом не допустить хотя бы небольшое запыления?В противном случае получится,так называемая ,задувка или ошлаковывание глазури.
Как избежать неравномерной пористости камня?В противном случае получится так,что одни места будут матово -пористыми,другие места будут с натеками(Этот дефект даже на фарфоре исправить сложно)

Все эти сложности возникают тогда, когда источники глины - разные, а соответственно и состав фарфора разный.
И плюс к этому существует огромное количество разных по составу глазурей.
Если же глина берётся из одной "кучи", то её состав всегда один и тот же.
Тот, кто научил делать фарфор, мог точно так же рассказать несколько рецептов получения подходящих для этого фарфора глазурей.
А повторять уже известное - это не самому разрабатывать, много ума не надо.
Вот "кто их всему этому научил?" - это действительно вопрос... :)


Современным исследователям, пытающимся понять, как то или иное могли делать в древности, часто мешает знание современных технологий.
Поскольку в этом случае они не рассматривают иные способы и технологии.
Но только лишь задаются вопросом: "а как точно такая же технология могла быть реализована в древности?"
И ответа, разумеется, не находят.

Взять тот же вопрос получения глины тонкого помола, из которой получается фарфор высочайшего качества.
Если искать ответ, как древние китайцы могли растереть глину в тончайший порошок, то такого ответа не найти.
Но ведь можно пойти и другим путём.
Взять подходящее сито, и отсеять все относительно крупные частицы.
И такое сито у китайцев было.
Шёлковая ткань, известная с древнейших времён.
Если деревянной или фарфоровой ложкой аккуратно протирать суспензию глины через такую ткань, "пройдут" через неё только самые мелкие частицы.
Вполне неплохой способ для мелкосерийного производства.

Но есть и другой способ, куда менее трудоёмкий, и намного более технологичный.
Седиментация
Если взять нерастворимый в воде порошок, и взболтать его в большом количестве воды, а потом оставить в покое, то осаждение твёрдых частиц будет происходить неравномерно.
Сначала осядут самые крупные частицы, потом те, которые поменьше, потом ещё меньше, и на самом верху окажутся самые маленькие частички.
Почему так происходит?
Масса пропорциональна кубу линейных размеров, а площадь поверхности пропорциональна квадрату.
Чем меньше размер, тем больше отношение площади поверхности к массе.
Тем больше сила трения частицы о среду, тем меньше скорость падения/оседания.
В воздухе пылинки падают очень медленно по той же самой причине (пыль, оседающая за автомобилем, проехавшем по грунтовой дороге).
Для получения "тонкой" глины достаточно взять обычную, взболтать в большом количестве воды, и подождать, пока она осядет.
Верхний слой глины как раз и будет состоять из частиц самого мелкого размера.
Что и требуется.

Но при этом возникает стандартный вопрос.
А откуда в древнем Китае появились такие знания?
Про седиментацию я вообще молчу... :)
Но даже до фильтрования глины через ткань, ради получения более качественной керамики, не так-то просто додуматься.
Поскольку случайно на это наткнуться в принципе невозможно.
При таком фильтровании никакой разницы поначалу не видно.
Сверху глина, и снизу глина.
И только профильтровав значительное количество, можно заметить, что разница всё-таки есть.
Так при этом надо ещё и суметь как-то догадаться, что использование глины тонкого помола позволит создавать керамику более высокого качества.

То есть китайцы явно получили эти знания уже в готовом виде.
Откуда? :)


Простите,но все,что Вы написали-теоретизирование в чистом виде. :pardon:
Химическая обработка составляющих ЛЮБОЙ керамической массы,подчеркиваю,ЛЮБОЙ, НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ!!!Делается только очистка ПРИРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ от примесей.
Для удаления грязи,мелких примесей ,состоящих из чужеродных производится сначала флотация,когда при замачивании веществ более легкие всплывают на поверхность и удаляются.Затем производится очистка магнитами(сейчас-элетромагнитами) удаляющими любые примеси,имеющие магнитные свойства.Затем идет фильтрация с определенным размером сит.Затем идет очень активное замешивание смесей в мешалках типа бетономешалки,чтобы добиться однородности смеси,далее идет отжим,когда удаляется лишняя влага.А потом,в старину, производили ,так называемое "отмучивание"-созревание фарфоровой массы.Вырывали в земле большушие ямы,куда загружали готовую фарфоровую смесь ,засыпали землей и оставляли на несколько лет.Был такой обычай-когда в семье керамиста рождался мальчик,заготавливали такую яму.К тому моменту,когда уже юноша,приступал к самостоятельной работе,фарфоровая масса была готова ка употреблению.Практика отмучивания массы практиковалась и,кое-где практикуется до настоящего времени.
На заводах позднейшего времени,например,на заводе Кузнецова(нынешнее Дулево),который выпускал отнюдь не шедевры,а недорогую массовую продкуцию,тем не менее,было несколько огромных ям для отмучивания,фафор из которых использовали до 50-60 годов 20 века.
Ни в одной книге,как старинной,отечественной или зарубежной нет ни одного слова о химической обработке фарфоровой массы.Да,этого и не нужно.Белизна черепка достигается более простыми способами.Если состав фарфора содержит много мелкодисперсных частиц железа,то проводится ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ обжиг.Для этого атмосфера печи обогащется углекислым газом.Окислы железа восстанавливаются до железа и НЕ ОКРАШИВАЮТ черепок.В старину мастера кидали для этого в печь тряпки,древесный дымный уголь и даже дохлых крыс,которых ловили в мастерских.Сейчас,атмосферу печи насыщают ,как правило,бутаном.Есть еще обжиг окислительный,когда атмосфера печи насыщается кислородом,есть нейтральный,когда мастер не вмешивается в процесс обжига,следя только за температурой(Сейчас и этого не нужно,есть специальные приборы,которые при программировании сами следят за обжигом и отключают печь)
Как вы пишите-предистория значения не имеет.Очень даже имеет.Каолин из разных месторождений отличается друг от друга по многим свойствам и составу.Неизменным остается только базовый состав.Доломиты,полевые шпаты,гематит и так далее,с разных месторождений тоже НЕ ОДИНАКОВЫ.Одинакова только базовая формула.Но даже в случае некоторого различия прмесного состава в минералах,химическая обработка не производится.Учитывая эти различия вычисляется какая атмосфера печи должна быть И не более того.Каолин,конечно,одна из главных составляющих фарфора,но без качественного кварца(песка) обойтись невозможно.Фаянс,например,это по составу почти тот же фарфор,только в нем ниже содержание кварца и плавней.Поэтому,на сколе фаянс имеет матовый,известняковообразный вид.А черепок фарфора на сколе-стеклистый.Месторождия белого песка очень немногочисленны.Применяется хорошего качества желтый песок,окрашенный в этот цвет присутствием окиси железа.Как я выше писала,этот цвет уходит при восстановительной атмосфере,а не химически каким-то воздействием.
То есть,Вы предлагаете схему с настолько излишними процедурами,что она напомнила мне старый анекдот:
Одного йога спросили-"А вы можете водку носом пить?"Иог ответил-"Могу.Но зачем?"
P.S.несмотря на то,что сейчас выпускается очень много фарфоровых изделий-глины-каолина хватает на всех.Месторождения каолина огромны. и многочисленны.Вот только каолина высочайшего качества немного.Как и изумрудов,аквамаринов,малахита или мрамора.НО!
Сейчас существуют технологии позволяющие :
1)Повысить ЛЮБОГО качество каолина до приемлемого.
2)Скрыть ЛЮБЫЕ недостатки фарфоровой массы с помощью специальных глазурей.
Мне кажется,что Вы воочию никогда не видели производство фарфора.Уверяю Вас,он по прежнему,не смотря на высокую технологичность,остается одним из самых архаичных ,по сути своей, производств.
Если Вы живете в Москве,могу пригласить Вас в мастерскую,где Вы сами,своими руками сможете сделать себе(если,уж,не шедевр) то простую чашечку. :)
«Наука имеет много гитик».
Л.Кассиль"Кондуит и Швамбрания"
Аватар пользователя
Tramper
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 21:52
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 5


Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Технологии строительства и изготовления

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron