Мавзолей Белеви.
Во время нашей экспедиции в октябре 2015 года, отчет о которой размещен здесь: http://lah.ru/expedition/turkey2015-2/shapka.html, Мавзолей Белеви был основным объектом исследования. Формат отчета не позволяет донести информацию достаточно подробно, поэтому в данном альбоме можно ее почерпнуть в более расширенном варианте.
Немного истории. При сборе информации об этом объекте мы сразу же столкнулись с проблемой – ее, практически, нет….Все, что удалось собрать, в буквальном смысле, по крупицам, сводилось к следующему. Этот мавзолей был возведен для одного из диадохов Александра Великого – Лисимаха, по его же распоряжению, очевидно, потому как с его именем связывают основание Эфеса (во всяком случае того, который «дожил» до наших дней), но «воспользоваться» этим сооружением ему было не суждено….Здесь следует упомянуть один нюанс, - когда упоминается о возведении мавзолея Белеви Лисимахом, употребляется глагол «считается»….Что означает в истории понятие «считается» расшифровывать не буду….скажу только, что это значит, что никаких документальных подтверждений этому факту не существует…Теперь, - к фактам. Фактом является то, что в этом сооружении был захоронен Антиох II Теос, саркофаг которого, в настоящее время находится в музее г. Сельчук. В принципе – это вся информация, как говорится, имеющая место быть.
Теперь о самом Мавзолее. Само название «мавзолей», мягко говоря, не совсем соответствует тому, что мы увидели воочию. Первый вопрос, который возникает, в связи с этим понятием, почему мавзолей «возводился» в 20 км от г. Эфеса, связываемым с именем Лисимаха, а не был «построен» в самом Эфесе, для увековечивания «великого Лисимаха» в памяти «эфесского народа»? Второй вопрос, следующий сразу же за первым, почему «вход» в мавзолей расположен «лицом» в гору, на склоне, которой он и находится? Может быть это и, в некоторой степени, стереотип, но тяжело себе представить мавзолей Ленина лицевой частью и входом – к Кремлевской стене или тот же Тадж – Махал, смотрящий лицевой частью в какой – нибудь холм…..
Но чтобы не быть превратно истолкованным, и не терять объективность, мы вполне отдавали себе отчет, что IV – Ш в. до н. э., конечно же, не XXVI – й, но….давайте разбираться.
Есть несколько признаков, которые, как минимум., «роднят» данный объект с известными объектами, относимыми к деятельности ДВЦ и подталкивают к размышлению о применении машинных технологий при его сооружении и повторном использовании объекта в эпоху селевкидов.
Вот они.
1. Основой объекта является подготовленное для последующего строительства скальное основание.
2. Кладка, если и не из мегалитических, то, достаточно больших, в несколько, а возможно и до десятка, тонн, блоков, идеально подогнанных друг к другу без всякого скрепляющего раствора, местами имеющие металлические стяжки.
3. «Знаменитые» боссы на блоках, которые, почему – то никто не удалял.
4. Безупречное исполнение криволинейных поверхностей по всей длине (около 20 м).
5. Замковые соединения отдельных блоков.
6. Наличие окружения селевыми отложениями около 3 метров толщиной с западной стороны и до 4 – 5 метров с южной (лицевой). Строение (как раз то, что осталось – «серцевина» ) скорее выкопано, чем построено.
Немного истории. При сборе информации об этом объекте мы сразу же столкнулись с проблемой – ее, практически, нет….Все, что удалось собрать, в буквальном смысле, по крупицам, сводилось к следующему. Этот мавзолей был возведен для одного из диадохов Александра Великого – Лисимаха, по его же распоряжению, очевидно, потому как с его именем связывают основание Эфеса (во всяком случае того, который «дожил» до наших дней), но «воспользоваться» этим сооружением ему было не суждено….Здесь следует упомянуть один нюанс, - когда упоминается о возведении мавзолея Белеви Лисимахом, употребляется глагол «считается»….Что означает в истории понятие «считается» расшифровывать не буду….скажу только, что это значит, что никаких документальных подтверждений этому факту не существует…Теперь, - к фактам. Фактом является то, что в этом сооружении был захоронен Антиох II Теос, саркофаг которого, в настоящее время находится в музее г. Сельчук. В принципе – это вся информация, как говорится, имеющая место быть.
Теперь о самом Мавзолее. Само название «мавзолей», мягко говоря, не совсем соответствует тому, что мы увидели воочию. Первый вопрос, который возникает, в связи с этим понятием, почему мавзолей «возводился» в 20 км от г. Эфеса, связываемым с именем Лисимаха, а не был «построен» в самом Эфесе, для увековечивания «великого Лисимаха» в памяти «эфесского народа»? Второй вопрос, следующий сразу же за первым, почему «вход» в мавзолей расположен «лицом» в гору, на склоне, которой он и находится? Может быть это и, в некоторой степени, стереотип, но тяжело себе представить мавзолей Ленина лицевой частью и входом – к Кремлевской стене или тот же Тадж – Махал, смотрящий лицевой частью в какой – нибудь холм…..
Но чтобы не быть превратно истолкованным, и не терять объективность, мы вполне отдавали себе отчет, что IV – Ш в. до н. э., конечно же, не XXVI – й, но….давайте разбираться.
Есть несколько признаков, которые, как минимум., «роднят» данный объект с известными объектами, относимыми к деятельности ДВЦ и подталкивают к размышлению о применении машинных технологий при его сооружении и повторном использовании объекта в эпоху селевкидов.
Вот они.
1. Основой объекта является подготовленное для последующего строительства скальное основание.
2. Кладка, если и не из мегалитических, то, достаточно больших, в несколько, а возможно и до десятка, тонн, блоков, идеально подогнанных друг к другу без всякого скрепляющего раствора, местами имеющие металлические стяжки.
3. «Знаменитые» боссы на блоках, которые, почему – то никто не удалял.
4. Безупречное исполнение криволинейных поверхностей по всей длине (около 20 м).
5. Замковые соединения отдельных блоков.
6. Наличие окружения селевыми отложениями около 3 метров толщиной с западной стороны и до 4 – 5 метров с южной (лицевой). Строение (как раз то, что осталось – «серцевина» ) скорее выкопано, чем построено.
Небезынтересны также и макрофото. Если говорить о декоре,создается впечатление, что создание его элементов производилось за один раз - вместе со шлифовкой.