Оригинальное название статьи: The mummy of all mysteries...solved: Archaeologists uncover secrets of how mankind pulled off one of its most awesome miracles - the Great Pyramid of Giza
23 сентября 2017 года на сайте The Daily Mail появилось вот такое сообщение:
Свиток древнего папируса, найденный в морском порту Wadi Al-Jarf, позволил определить роль египетского флота в строительстве пирамиды. Написанный Merer[ом], возглавлявшим команду 40 элитных рабочих, этот документ - единственный рассказ очевидца строительства Великой Пирамиды, содержащий подробное описание транспортировки гранитных и известняковых блоков из Туры в Гизу. Данный археологический материал показывает, как тысячи квалифицированных рабочих транспортировали блоки известняка, весом 2,5 тонны каждый (общим весом 170 000 тонн), по Нилу в деревянных лодках через специально построенную систему каналов к внутреннему порту у подножия пирамиды. В документе также содержится описание работ по преобразованию ландшафта, строительству гигантских дамб, чтобы отвести воды Нила и направить их в пирамиду через искусственные каналы.
Руководитель археологической экспедиции Mark Lehner обнаружил доказательства потерянного водного пути под плато Гиза. "Мы наметили бассейн центрального канала, который, по нашему мнению, и был основным при доставке материалов на плато Гиза", - сказал он.
Также приводятся результаты исследований археологов, изучающих церемониальную погребальную лодку Хеопса. После проведения реставрации и 3D сканирования отдельных элементов сделан вывод о том, что доски, применявшиеся при постройке лодок, скреплялись между собой канатами (верёвками).
После прочтения статьи у меня возникло двоякое чувство: с одной стороны находка выглядит необходимой и очень удобной для египтологов, а с другой - весьма интересной в плане альтернативного взгляда на проблему (при условии точности и объективности опубликованных данных).
Первое, что привлекло внимание - формулировки "подножие пирамиды" и "направление вод Нила в пирамиду (к пирамиде)", но ведь мы сейчас не называем строящееся здание домом, музеем, театром, храмом и т.д., а чаще используем понятия "стройка" или "стройплощадка". Определяя ведущееся строительство, мы говорим "здание строится", "здесь будет...", "...ещё не построен(а/о)", указывая на готовность сооружения в будущем. Из этих соображений выскажу предположение, что речь идёт о вполне готовом сооружении.
Следующий момент - вес блоков и их количество. В "документе" приведены данные о 170 000 блоков весом 2,5 тонны каждый, итого 68 000 блоков. В тоже время, по различным данным, количество блоков в пирамиде, за исключением объёма занятого скальным основанием, составляет ~1,5 млн. единиц. Колоссальное расхождение.
Переходим к транспортным средствам - египетским судам. Наиболее известное судно тех времён - "Солнечная ладья" (Царская ладья) Хеопса имеет длину 43,3 м, ширину 5,6 м, осадку 1,5 м, и не имеет набора (рёбер жёсткости). Ориентировочное водоизмещение этого судна (в грузу) составляет 45 тонн, при этом необходимо помнить, что водоизмещение в грузу - это вес судна с грузом, такелажем, командой и снаряжением, а также прочими необходимыми вещами. Дедвейт данного судна, с учётом прочности корпуса, вряд ли превышал 20-25 тонн при грузоподъёмности 12-15 тонн, таким образом транспортировка блоков весом в 2,5 тонны выглядит вполне вероятной, однако в состав Великой Пирамиды входят блоки и гораздо большего веса. В исторической литературе о мореплавании в древности встречаются упоминания о наличии у египтян понтонов грузоподъёмностью 200 тонн уже к 2600 г. до н.э., но это представляется маловероятным, потому как водоизмещение подобных плавсредств приближалось бы к величине 500-600 тонн и обойтись без набора корпуса, появившимся ко времени битвы в Дельте (1178 г. до н.э.), было бы весьма затруднительно.
В результате таких размышлений напрашивается вывод о производстве ремонтно-восстановительных работ, описание которых изложено в обнаруженном свитке Merer'a.