Сигирия (там. சிகிரியா — «львиная скала») — скальное плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря и около 170 метров над окружающей равниной в самом центре острова Шри-Ланка. С 1982 г. Сигирия состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Версия первая. Официальная. Касапа – сумасшедший гений (озвучиваемая).
В последней четверти V века н. э. царь Касапа ( годы правления 477 – 495 ) устроил на скале неприступную крепость и свои чертоги, вокруг которых были прочерчены наполненные водой рвы. Вокруг скалы были разбиты бескрайние сады, в которых били едва ли не первые в мире фонтаны. На верх плато вели монументальные Львиные ворота. До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь.
О существовании крепости европейцам стало известно только в 1907 году, когда британский исследователь Джон Стил (о нем никаких данных найти не удалось ) описал «огромную картинную галерею» Сигирии — «возможно, крупнейшую картину в мире». Речь идёт о зеркальном зале, прежде облицованном фарфором (фарфор, как таковой, впервые получен в 620 г в Китае), с многочисленными фресками, которые простираются на 140 метров в длину и 40 метров в высоту. Излюбленный мотив сигирийской стенописи — обнажённые женщины-танцовщицы.
Версия вторая. Конфессиональный конфликт (неозвучиваемая).
На основании литературных свидетельств и археологических раскопок существует другая версия назначения Сигирии. Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль-март - единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны. Так что из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчистка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и" зеркальной стены", подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок.
Археологии обнаружили по крайней мере 2 периода строительства на вершине скалы и 5 у подножия. Если дворец и сады Сигирии дело рук Касапы, то кто несет ответственность за остальные 4 периода строительной активности?
Археологические раскопки подтверждают, что уже во II в. до нашей эры здесь существовал большой монастырский комплекс, о чем свидетельствует наличие большого количества пещерных храмов на западном и северном склонах (раскопки еще не велись на южном и восточных склонах). В одной из пещер обнаружены надписи II века н.э. учитывая это, нельзя даже допустить и мысли,чтобы Касапа в сложной для себя ситуации, - перманентной борьбы за власть, решился пойти на конфликт с монахами только для того, чтобы построить дворец на вершине скалы. Невозможно также и присутствие армии на территории монастыря. Наоборот, король, армия и население должны были всячески поддерживать и оберегать хранителей учения Будды, что Касапа и делал. Касапа не мог рубить сук на котором сидел. В этот период времени храм Зуба Будды и сама реликвия (символ королевской власти) находились в Анурадхапуре, где также находилось и правительство. В Анурадхапуре Касапа построил несколько храмов, в том числе храм Касуб - Бо -Упульван (в честь бога Вишну). Все эти факты говорят за то, что Касапа посещал Сигирию, но не мог там жить.
Вряд ли строительные работы Касапы в Сигирии, покровителя секты Махаяна (либерального направления буддизма), могли получить одобрение в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, из которых мы узнаем историю Сигирии и которые писались в XIII веке сектой Теравада (учение старших - ортодоксальное направление буддизма). Перерыв в семь веков между событиями и их записью был на руку писавшим хроники: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни.
Смысл живописи Сигирии можно понять только тогда, когда понятно назначение самого комплекса. Обычно живопись выполняет определенную роль: декоративную (как, например обо), либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна - богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувсвом бесконечности. Примеры этому найдены в Индии, Цетральной Азии, Китае, Индонезии, Бирме.
Одним из таких примером на Шри-Ланке является Пещерный храм Дамбулла. Надписи на "зеркальной стене", оставленные в основном посетителями VIII-X веков, упоминают место как Sihigiri - скала Поминовения. А хроники XIII века Махавамса называют скалу Sihigiri - Скала Льва. Верующие, поднимаясь в галерею, на "платформу льва" и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары. Сигирия - это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара. По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с "платформы льва", были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом найдены в Индии (Ghost, M - Развитие буддийской иконографии восточной Индии: 1980 г). С течением времени Тара была забыта простыми людьми. За это говорит тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами Касапы, что поощрялось пропагандой секты Теравада.
Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: Сигирия никогда не являлась ни столицей, ни крепостью. Это был эстетически спланированный монастырский комплекс буддийской секты Махаяна в течении более 20 веков. Так называемый дворец был ни чем иным, как открытым залом для медитаций, а цветущие сады и водоемы создавали для этого идеальную обстановку….
В дискуссиях на форуме, обычно, рассматривается версия невозможности за 18 лет (гид во время поездки, вообще, говорил -8-ми) построения всего, что мы видим в Сигирии. А за 20 веков ? какими – нибудь «монастрырскими рабочими» под руководством приглашаемых монахами архитекторов, а если еще с привлечением «широких народных масс» для масштабних работ по «местно-ленинскому призыву», как на строительство Петербурга, например…
Лично я склоняюсь ко второй версии, как более логичной, с оговоркой, что те немногие объекты, исполнение которых больше похоже на применение машинных технологий, были уже там до прихода буддийских монахов…
Путешествие состоялось в декабре 2013 года. По ссылкам можно посмотреть фото в большем разрешении.
Версия первая. Официальная. Касапа – сумасшедший гений (озвучиваемая).
В последней четверти V века н. э. царь Касапа ( годы правления 477 – 495 ) устроил на скале неприступную крепость и свои чертоги, вокруг которых были прочерчены наполненные водой рвы. Вокруг скалы были разбиты бескрайние сады, в которых били едва ли не первые в мире фонтаны. На верх плато вели монументальные Львиные ворота. До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь.
О существовании крепости европейцам стало известно только в 1907 году, когда британский исследователь Джон Стил (о нем никаких данных найти не удалось ) описал «огромную картинную галерею» Сигирии — «возможно, крупнейшую картину в мире». Речь идёт о зеркальном зале, прежде облицованном фарфором (фарфор, как таковой, впервые получен в 620 г в Китае), с многочисленными фресками, которые простираются на 140 метров в длину и 40 метров в высоту. Излюбленный мотив сигирийской стенописи — обнажённые женщины-танцовщицы.
Версия вторая. Конфессиональный конфликт (неозвучиваемая).
На основании литературных свидетельств и археологических раскопок существует другая версия назначения Сигирии. Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль-март - единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны. Так что из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчистка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и" зеркальной стены", подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок.
Археологии обнаружили по крайней мере 2 периода строительства на вершине скалы и 5 у подножия. Если дворец и сады Сигирии дело рук Касапы, то кто несет ответственность за остальные 4 периода строительной активности?
Археологические раскопки подтверждают, что уже во II в. до нашей эры здесь существовал большой монастырский комплекс, о чем свидетельствует наличие большого количества пещерных храмов на западном и северном склонах (раскопки еще не велись на южном и восточных склонах). В одной из пещер обнаружены надписи II века н.э. учитывая это, нельзя даже допустить и мысли,чтобы Касапа в сложной для себя ситуации, - перманентной борьбы за власть, решился пойти на конфликт с монахами только для того, чтобы построить дворец на вершине скалы. Невозможно также и присутствие армии на территории монастыря. Наоборот, король, армия и население должны были всячески поддерживать и оберегать хранителей учения Будды, что Касапа и делал. Касапа не мог рубить сук на котором сидел. В этот период времени храм Зуба Будды и сама реликвия (символ королевской власти) находились в Анурадхапуре, где также находилось и правительство. В Анурадхапуре Касапа построил несколько храмов, в том числе храм Касуб - Бо -Упульван (в честь бога Вишну). Все эти факты говорят за то, что Касапа посещал Сигирию, но не мог там жить.
Вряд ли строительные работы Касапы в Сигирии, покровителя секты Махаяна (либерального направления буддизма), могли получить одобрение в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, из которых мы узнаем историю Сигирии и которые писались в XIII веке сектой Теравада (учение старших - ортодоксальное направление буддизма). Перерыв в семь веков между событиями и их записью был на руку писавшим хроники: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни.
Смысл живописи Сигирии можно понять только тогда, когда понятно назначение самого комплекса. Обычно живопись выполняет определенную роль: декоративную (как, например обо), либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна - богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувсвом бесконечности. Примеры этому найдены в Индии, Цетральной Азии, Китае, Индонезии, Бирме.
Одним из таких примером на Шри-Ланке является Пещерный храм Дамбулла. Надписи на "зеркальной стене", оставленные в основном посетителями VIII-X веков, упоминают место как Sihigiri - скала Поминовения. А хроники XIII века Махавамса называют скалу Sihigiri - Скала Льва. Верующие, поднимаясь в галерею, на "платформу льва" и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары. Сигирия - это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара. По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с "платформы льва", были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом найдены в Индии (Ghost, M - Развитие буддийской иконографии восточной Индии: 1980 г). С течением времени Тара была забыта простыми людьми. За это говорит тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами Касапы, что поощрялось пропагандой секты Теравада.
Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: Сигирия никогда не являлась ни столицей, ни крепостью. Это был эстетически спланированный монастырский комплекс буддийской секты Махаяна в течении более 20 веков. Так называемый дворец был ни чем иным, как открытым залом для медитаций, а цветущие сады и водоемы создавали для этого идеальную обстановку….
В дискуссиях на форуме, обычно, рассматривается версия невозможности за 18 лет (гид во время поездки, вообще, говорил -8-ми) построения всего, что мы видим в Сигирии. А за 20 веков ? какими – нибудь «монастрырскими рабочими» под руководством приглашаемых монахами архитекторов, а если еще с привлечением «широких народных масс» для масштабних работ по «местно-ленинскому призыву», как на строительство Петербурга, например…
Лично я склоняюсь ко второй версии, как более логичной, с оговоркой, что те немногие объекты, исполнение которых больше похоже на применение машинных технологий, были уже там до прихода буддийских монахов…
Путешествие состоялось в декабре 2013 года. По ссылкам можно посмотреть фото в большем разрешении.
Сигирийская скала.
Место съемки: вход на территорию комплекса.
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 58/?page=0
Размер: 3,3 Мб
Место съемки: вход на территорию комплекса.
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 98/?page=0
Размер: 2,8 Мб
Место съемки: вершина скалы
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 72/?page=0
Размер: 3,4 Мб
Каналы, прорытые вокруг всего комплекса (общая протяженность сохранившихся более 2 км.), обложены вдоль берегов рваным камнем на растворе.
Место съемки: территория комплекса
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/view/941452?page=0
Размер: 3,0 Мб
Место съемки: территория комплекса.
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 99/?page=0
Размер: 3,0 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10-13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 50/?page=0
Размер: 3,4 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/view/941451?page=0
Размер: 3,8 Мб
Бассейны.
Место съемки: территория комплекса.
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/view/941404?page=0
Размер: 2,9 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10-13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 12/?page=0
Размер: 2,8 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/view/941408?page=0
Размер: 2,7 Мб
Место съемки: территория комплекса.
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/view/941475?page=2
Размер: 3,7 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10-13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/view/941477?page=2
Размер: 3,9 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 78/?page=2
Размер: 3,9 Мб
Место съемки: территория комплекса.
Время: 10 -13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 80/?page=2
Размер: 3,5 Мб
Место съемки: территория комплекса
Время: 10-13 часов (время местное) 12 декабря 2013 года.
Оригинал: http://fotki.yandex.ru/users/vantsak/vi ... 79/?page=2
Размер: 4,2 Мб