Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Беседка
Правила форума
Форум посвящен древней истории. Оформление новых тем в соответствии с Правилами обязательно.

Модератор: Ratnik

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #21  леовол » 18 янв 2015, 17:06

Камень по камню хорошо скользит,если площадь перемещаемого в точке скольжения сравнительно небольшая,образует колею,снимает неровности.
Аватар пользователя
леовол
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 283
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 06:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 3

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #22  RandoMan » 18 янв 2015, 17:26

Юрий_Ск писал(а):Про одиночную колею. Я все о том же, стараясь не привлекать посторонних сущностей: человек ехал верхом, ослик сам выбирал куда ставить ножки, а человек не мешал. Породы неоднородны, где-то помягче, где-то потверже... к тому же, в показанном месте (с одиночной колеей) примерно видно, что справа и слева почва имеет уклоны, опасные, например в дождь - вот ослик и прокладывал путь по локальным горизонталям.
Теперь про подточки бортов. Груз чиркал. А где он явно не проходил, там человек помогал, и надеюсь, без привлечения газовых горелок (отсюда и отколотый кубик на брошенной дороге). Когда дело становилось плохо, эту колею бросали, поэтому мы сейчас видим предельно неудобную для проезда картину, а там уже никто не ездил...


Стремление избегать лишних сущностей это хорошо, но в меру.
Я, например, не понял, какая связь между узкой колеей и осликом. Вы считаете, что это ослики оставили эту узенькую, ровную колею, вокруг которой нет других следов, в том числе и широкой колеи? В камне?
Так же я не понял, почему про откалывании туфа должен был получиться параллелепипед. Где-то есть исследования, что наиболее вероятный скол туфа - именно такой формы? Я пока читал только, что что слоистость у туфа проявлена плохо и грубо.

Против чирков грузов говорит их геометрия. Чиркающий груз должен поворачиваться при соударении с краем тоннеля, и к центру воздействие груза должно было стать минимальным. Но ни на одной из фотографий не заметно разницы в разрушении края и центра царапин. Это даже не вспоминая о том, что груз должен быть плоским, и перевозиться в узком диапазоне жизненной истории дороги.
Даже если груз был упругим, то разрушение края все равно должно было быть больше. Хоть скругление малое, но должно быть. А его тут нет, совсем.

Мое мнение такое - отказ от идеи о том, что следы были оставлены в еще не застывшем материале (а сверхъестественного в этом пока только датировки в 15 миллионов лет) приводит нас к необходимости выстраивать немало предположений о характере осликов, груза, и структуре туфа. Даже если там использовались волокуши, то использовались они тогда, когда туф еще не полностью окаменел, а вполне поддавался срезанию материала.

К волокушам как таковым, у меня тоже есть вопрос вот по этому фото.

Изображение


Я показал место, в котором наблюдается сильное расхождение по точке перегиба вниз на колеях. Можно увидеть, что левая колея уходит вниз раньше, чем правая, при этом плоскость правой колеи совсем не наклоняется влево. Обычно такое может происходить при независимой работе левого и правого носителя, чем бы он ни был. Других предположений у меня нет. У вас, может быть, есть?
Если предположить, что левая колея была углублена при совместной работе с еще более левой колеей, то мы будет сделать вывод о крайне высоком клиренсе волокуш. При этом становится непонятно - почему между волокушами столь скромная высота относительно получающегося мега-клиренса.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #23  RandoMan » 18 янв 2015, 17:30

Да, кстати, на этой же фотографии можно и клиренс волокуш увидеть. Следующая колея вправо. В точности видно, на какой высоте царапало. Довольно высокие санки должны быть. Высота самих носителей больше, чем их ширина. Я вот не знаком с характерными свойствами волокуш - есть ли образцы с таким клиренсом?
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #24  Юрий_Ск » 19 янв 2015, 12:24

Остановимся на том, что мы видим колеи, по которым стало невозможным ездить. Всякий раз, когда колея становилась непригодной для провоза груза на волокуше (колесо реально невозможно применить - кто ж тебе дорог наделает?), люди начинали "благоустраивать" следующую пару колей. А что происходило со старыми заброшенными колеями и тропами? - их "добивали" стада.
Изображение
Что видится мне? Я вижу здесь три парных колеи для волокуш, окончательно пришедших в негодность после тысячекратного прогона стад домашних животных.
Обратим внимание на следы подтесывания борта ближайшей к нам колеи - можно придти к выводу, что это просто остатки ранее существовавшей "окультуренной" колеи, когда она только-только начинала эксплуатироваться. Затем колея углубилась вследствие разных причин, а остаток ранней колеи превратился в след подтесывания на ее бортике...
Аватар пользователя
Юрий_Ск
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 51
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 09:43
Откуда: Керчь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #25  Mеханоид » 19 янв 2015, 12:49

Юрий_Ск писал(а):Почему править нельзя?

Сейчас время правки ограничено 10 минутами. Смысл в том, что другой пользователь успевает ответить на предыдущее сообщение, по сути, может и не заметить добавки либо подмены в тексте... Плодите - ничего страшного, либо пользуйтесь предпросмотром.
Уточняю объём черепных коробок (погрешность измерения 0,01 куб.мм)
Аватар пользователя
Mеханоид
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 3159
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 05:55
Откуда: Россия, г. Челябинск
Благодарил (а): 1822 раз.
Поблагодарили: 1459 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 174

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #26  Юрий_Ск » 19 янв 2015, 13:31

Оффтопик
Меня напрягает тот момент, что я не могу отточить собственную мысль. Счастливый Толстой мог править "Войну и Мир" 11 раз, я же не могу сделать исправления собственного даже крошечного сообщения и это делает меня несчастным. Возьмем сообщение 24. По прошествии небольшого времени я заметил, что первую фразу "Остановимся на том, что мы видим колеи, по которым стало невозможным ездить" читатель может отнести к приведенному ниже кадрику, хотя я имел ввиду все ранее написанное мною по Фригийской долине. Теперь мне хочется переделать эту фразу (хотя бы для того чтобы не запутывать читателя), и написать что-нибудь вроде: "Итак, по приведенным в упомянутой статье снимкам, я лично прихожу к выводу, что они изображают колеи, по которым практически стало невозможным перевозить грузы". И ПОЧЕМУ МНЕ ЗАПРЕЩЕНО ЭТО СДЕЛАТЬ? Каков возможный вред, от "нанесенной" мною правки, что - сайт и форум не выдержит и лопнет? Думаю, что если админсостав будет и дальше выдерживать непонятную железную позицию в этом вопросе, то я уйду, хотя бы чтобы больше не расстраивать себя и других...

Отредактировано модератором. Коровьев.
Аватар пользователя
Юрий_Ск
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 51
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 09:43
Откуда: Керчь
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #27  Mеханоид » 19 янв 2015, 13:44

Нам будет очень жаль. Движок форума не позволяет сделать отдельные права топик мастеру темы. Если каждый отправивший сообщение будет править оные после того, как их проверил модератор в любое время дней и месяцев, сами понимаете что будет...

Сообщения по функционалу форума будут перенесены в эту тему viewtopic.php?f=141&t=2307&start=15 где можно популярно обосновать продление редактирования сообщений свыше 10 минут (скажем на 15-20...).
Уточняю объём черепных коробок (погрешность измерения 0,01 куб.мм)
Аватар пользователя
Mеханоид
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 3159
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 05:55
Откуда: Россия, г. Челябинск
Благодарил (а): 1822 раз.
Поблагодарили: 1459 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 174

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #28  Коровьев » 20 янв 2015, 04:38

RandoMan писал(а):А тут такое ощущение, что проехали и даже не чихнули.

Да ещё и вон чего на стенках пооставляли:

Изображение

Какие там ослики... Никакие ослики не оставили бы столь ровных параллельных борозд, да ещё на вертикальной стенке.
- Фамилия моя - ну, скажем, Коровьев. ©
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #29  RandoMan » 20 янв 2015, 05:23

Юрий_Ск писал(а):Остановимся на том, что мы видим колеи, по которым стало невозможным ездить. Всякий раз, когда колея становилась непригодной для провоза груза на волокуше (колесо реально невозможно применить - кто ж тебе дорог наделает?), люди начинали "благоустраивать" следующую пару колей. А что происходило со старыми заброшенными колеями и тропами? - их "добивали" стада.
Изображение
Что видится мне? Я вижу здесь три парных колеи для волокуш, окончательно пришедших в негодность после тысячекратного прогона стад домашних животных.
Обратим внимание на следы подтесывания борта ближайшей к нам колеи - можно придти к выводу, что это просто остатки ранее существовавшей "окультуренной" колеи, когда она только-только начинала эксплуатироваться. Затем колея углубилась вследствие разных причин, а остаток ранней колеи превратился в след подтесывания на ее бортике...


Это все хорошо, но вы не ответили ни на один из поставленных вопросов. Черт с ним со следом стесывания, отсюда не разглядеть - он может быть и старым следом, а может быть и участком горочки до появления следов. И то и другое меня устраивает. Но что делать с остальными деталями?
Вообще лично я сомневаюсь, что тысячекратное использование деревянных волокуш оставило бы столь точные прямоугольные и столь глубокие следы. Сомнения исходят как из мотивации в изначальном "оквадрачивании" полозьев, так и сохранности этой формы в процессе использования.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #30  vlgrus » 20 янв 2015, 10:57

Эти колеи скорее напоминают специфичную для ДЦ выборку материала для постройки мегалитов.
похоже на:
http://lah.ru/expedition/peru2007-2/06saqs/saq13.jpg

http://lah.ru/expedition/peru2007-2/06saqs/saq14.jpg

То есть из этого материала что-то недалеко настроили/"налепили".
Аватар пользователя
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 991
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 136 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 34

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #31  RandoMan » 20 янв 2015, 12:30

vlgrus писал(а):Эти колеи скорее напоминают специфичную для ДЦ выборку материала для постройки мегалитов.
похоже на:
http://lah.ru/expedition/peru2007-2/06saqs/saq13.jpg

http://lah.ru/expedition/peru2007-2/06saqs/saq14.jpg

То есть из этого материала что-то недалеко настроили/"налепили".


Я полагаю, что приведенные вами фотографии к ДЦ отношения не имеют, а образовались простым геологическим способом. А вот то, что там потом вырезали всякие выемки в форме параллелепипедов - это уже другой вопрос.
Да и похожего ничего нет, кроме продольных полос как таковых.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #32  Коровьев » 20 янв 2015, 13:43

vlgrus писал(а):То есть из этого материала что-то недалеко настроили/"налепили".

Если посмотреть на панораму в целом, а не на "котлеты - отдельно, мухи - отдельно":

Изображение

то складывается впечатление, что со скал ободрали материал, чтобы налепить из него блоков для полигоналки. "Пластилиновая технология" как-никак, нет?

Но с "колеями" Фригийской долины там действительно мало общего, тут я согласен с RandoMan'ом.
- Фамилия моя - ну, скажем, Коровьев. ©
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #33  vlgrus » 20 янв 2015, 13:53

http://www.dopotopa.com/megaliticheskie ... urcia.html
"....
В мае 2014 г. мы также посетили другие районы Фригийской долины в Центральной Анатолии. В числе объектов, которые нам удалось исследовать оказались руины двух мегалитических крепостей, которые я назвал за сходство с крепостями из фильмов "Властелин колец" и "Хроники Нарнии" "эльфийскими" крепостями. Они названы на туристической карте данной части Фригийской долины и указателях на дороге Пишмиш Кале или Крепость (Pismis Kale/Fortress) и Акпара Кале или Крепость (Akpara Kale/Fortress). В данном районе есть еще несколько таких крепостей Гёкгёз Кале (Gokgoz Kale/Fortress), Кокабаш Кале (Akpara Kale/Fortress), Девебойну Кале (Deveboynu Kale/Fortress), Кумбет Асар Кале (Kumbet Asaz Kale/Fortress) и не обозначенные на схеме. Никакой информации об этих крепостях в справочной литературе не приводится (ни на русском. ни на английском языках)...."

http://www.dopotopa.com/files/great_yaz ... 90_big.jpg

Много фоток этих сооружений. Примерно такая же манера обработки камня как в ЮА.(имхо)
Аватар пользователя
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 991
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 136 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 34

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #34  vlgrus » 23 янв 2015, 00:13

(Может и было на форуме)
http://www.e-reading.link/bookreader.ph ... inym_.html

Книга: Каменный век был иным…


Рельсовые пути под водой

На многих участках побережья, в частности в заливе Сент-Джордж и к югу от Дингла, древние колеи уходят прямо в голубые воды Средиземного моря! Там, на небольшой глубине, они пролегают по дну, а затем оканчиваются у самого края скального рифа, круто обрывающегося вниз. Видимо, продолжения этих борозд опустились в пучины морские вместе со скальным ложем.

В научных трудах мне приходилось встречать утверждение о том, что эти «колеи» появились в бронзовом веке. Чепуха, да и только! В таком случае пришлось бы признать, что создателями этих подводных дорог были… мыслящие рыбы! Иначе получается, что строители того времени имели специальные бронзовые акваланги с масками, деревянными трубками и прозрачными пластинами, позволявшими им работать на солидной глубине, не так ли? Кроме того, позвольте полюбопытствовать: а зачем вообще нужны под водой «рельсовые пути»? Зачем нужны такие дороги, остатки которых сохранились на Мальте и Гозо, в Кадисе и Ликсусе?

В данном случае мы вступаем в область неизведанного. Можно сколько угодно пускаться в компромиссы, отвергать очевидные факты и не соглашаться с единственно возможным и логичным объяснением…

Дело в том, что подводные колеи возникли тогда, когда уровень Мирового океана был гораздо ниже. Да, именно так! Там, где сегодня плещутся воды морские, в седой древности простиралась суша. В древности? И когда же именно? Да приблизительно 10 700 лет тому назад!

Отредактировано модератором. Коровьев.
Аватар пользователя
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 991
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 136 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 34

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #35  vlgrus » 23 янв 2015, 01:05

Похожий взгляд:
http://earth-chronicles.ru/news/2015-01-04-75031
Тайна Фригийской долины
много фоток долины и:
"...
Изображение



Изображение

..."
Аватар пользователя
vlgrus
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 991
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 10:11
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 136 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 34

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #36  TVI » 23 янв 2015, 02:38

RandoMan писал(а):Вообще лично я сомневаюсь, что тысячекратное использование деревянных волокуш оставило бы столь точные прямоугольные и столь глубокие следы. Сомнения исходят как из мотивации в изначальном "оквадрачивании" полозьев, так и сохранности этой формы в процессе использования.


RandoMan, если деревянные полозья были «обшиты» или армированы (в контактной поверхности полоза выбирают продольный паз либо поперечные пазы, в которые устанавливают армирующий элемент или элементы, например бронзовые), то вполне могли остаться такие следы.
Аватар пользователя
TVI
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 09 апр 2013, 15:49
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #37  RandoMan » 23 янв 2015, 04:43

TVI писал(а):
RandoMan писал(а):Вообще лично я сомневаюсь, что тысячекратное использование деревянных волокуш оставило бы столь точные прямоугольные и столь глубокие следы. Сомнения исходят как из мотивации в изначальном "оквадрачивании" полозьев, так и сохранности этой формы в процессе использования.


RandoMan, если деревянные полозья были «обшиты» или армированы (в контактной поверхности полоза выбирают продольный паз либо поперечные пазы, в которые устанавливают армирующий элемент или элементы, например бронзовые), то вполне могли остаться такие следы.


Для такого решения у них должно быть дохрена бронзы, и очень мало дерева... Да и не помогло бы это ИМХО (вполне оспоримое).
На некоторых фотографиях можно заметить, что в поворотах внешняя сторона колеи становится изогнутой. Это должно непременно произойти для колесной техники, но затрудняюсь ответить, характерный ли это износ для поворачивающих волокуш.

Изображение


Есть и вот такие следы. Верхняя часть следов действительно неплохо вписывается в идею о волокушах - можно отметить линию, по которой они поворачивались и стачивали грунт. Но при этом тут же можно видеть и точный, четкий след постоянной ширины там, где колею должно было расточить шире. Гипотетически это могли бы объяснить короткие волокуши. Но я себе как-то не представляю короткие волокуши с гигантским клиренсом. Скорее верхняя часть следа относится к более старой колее. Но зачем пробивать колею так, чтобы в месте с меньшим износом ее переделывать, а в месте с максимальной глубиной - нет - я несколько затрудняюсь ответить. К тому же на других глубоких поворотах таких следов нет.
Да и вообще я бы поставил под сомнение целесообразность поворота в таком месте. Его проще пересечь прямо, а повернуть там, где помельче.

Изображение
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #38  malder » 23 янв 2015, 08:46

Всё не решался написать, что напоминают мне эти следы... Ну да ладно. Как-то мне довелось поучаствовать в джиперских покатушках по бездорожью в Геленджикском районе. В ралли кроме легковых джипов участвовали такие монстры как ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. Так вот, если не считать отсутствия на Турецких колеях следов от протекторов, они буквально один в один похожи на колеи, оставленные в грязи тяжелыми вездеходами. Даже точно такие же "выборки" сбоку колеи, от бампера, порога и прочих выступающих частей машины присутствуют... Ни на чем особо не настаиваю, но повторюсь, следы практически идентичны !
Истина где-то рядом...
Аватар пользователя
malder
Главный модератор
Цитата
 
Сообщений: 1433
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 18:52
Откуда: Краснодарский край.
Благодарил (а): 390 раз.
Поблагодарили: 450 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 83

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #39  crimea » 23 янв 2015, 09:17

С этими колеями такое чувство, все достаточно прозаично, да и следы могут иметь разные происхождения и время образования. В голове крутится слабооформленная мысль про окаменевшие грязевые вулканы, образование слоями, наплывами, преграда на пути наплыва, например - иной ландшафт земляной, песчаный, в то время, то что могло подвергнуться эрозии позже, после окаменения, и послужить основой для формирования краев оплыва, так же если брать во внимание иной рельеф, в плотную к краю "массы", что может изменить "удобность" передвижения на чем-либо оставившем след "колес"...или поток тягучей жижи мог не быть дорогой, а наступать на оную, и древние могли ставить некие щиты опалубки дабы сохранить путь, а консистенция была такова, что все более ли менее мелкие детали затягивало.... но со временем преграды не помогли и колеса дополнили картину....на самом деле весьма сумбурно и наскоком, но замечал, что иной раз подобный, не замыленный, отработанной и взлелеянной версией взгляд, может принести некий намек более углубившимся в проблематику форумчанам.... ну а если сочтете мои скромные мысли в слух - контрпродуктивными, готов понести всеобщее порицание . В любом случае наша тематика сомнительна, по мне как :)
Я не спорю с дураками, ибо они опускают до своего уровня, а затем побеждают за счет опыта.
Samuel Langhorne Clemens
Аватар пользователя
crimea
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 493
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 06:42
Откуда: Крым
Благодарил (а): 183 раз.
Поблагодарили: 277 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 73

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #40  RandoMan » 23 янв 2015, 10:58

crimea писал(а):С этими колеями такое чувство, все достаточно прозаично, да и следы могут иметь разные происхождения и время образования. В голове крутится слабооформленная мысль про окаменевшие грязевые вулканы, образование слоями, наплывами, преграда на пути наплыва, например - иной ландшафт земляной, песчаный, в то время, то что могло подвергнуться эрозии позже, после окаменения, и послужить основой для формирования краев оплыва, так же если брать во внимание иной рельеф, в плотную к краю "массы", что может изменить "удобность" передвижения на чем-либо оставившем след "колес"...или поток тягучей жижи мог не быть дорогой, а наступать на оную, и древние могли ставить некие щиты опалубки дабы сохранить путь, а консистенция была такова, что все более ли менее мелкие детали затягивало.... но со временем преграды не помогли и колеса дополнили картину....на самом деле весьма сумбурно и наскоком, но замечал, что иной раз подобный, не замыленный, отработанной и взлелеянной версией взгляд, может принести некий намек более углубившимся в проблематику форумчанам.... ну а если сочтете мои скромные мысли в слух - контрпродуктивными, готов понести всеобщее порицание . В любом случае наша тематика сомнительна, по мне как :)


Мысли это хорошо. Было бы неплохо представить, что могло бы подтвердить это, и найти соответствующие следы.
Но пока я не видел нигде ни майлейшего намека на то, что всё это текло в момент взаимодействия с тем, что оставило следы.
Честно говоря ни я, ни автор фото нигде не увидели ничего, кроме таких следов за исключением места, где есть две выемки в форме прямоугольных параллелепипедов и еще одного узкого следа, о котором я уже писал.

Вновь призываю в тему геологов - хотелось бы знать, что представляет из себя вулканический туф в разные периоды своего затвердевания. Есть ли у него такая фаза, когда он уже не пропитан избытком воды, но еще обладает некоторой текучестью?
Может быть еще какие-то интересные свойства в этой фазе, если таковая есть?
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #41  fBrown » 23 янв 2015, 13:08

Оффтопик
RandoMan писал(а):Вновь призываю в тему геологов

Здесь не работают спеллы низкого уровня.
Только личные приглашения срабатывают.
Хорошо известен тот факт, что девять десятых человеческого мозга никак не используются, но, как и большинство хорошо известных фактов, данное утверждение совершенно не соответствует действительности. ©
Аватар пользователя
fBrown
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 773
Зарегистрирован: 04 фев 2013, 06:27
Откуда: Россия, Красноярск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 16

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #42  TVI » 23 янв 2015, 13:34

RandoMan писал(а):... Для такого решения у них должно быть дохрена бронзы, и очень мало дерева... Да и не помогло бы это ИМХО (вполне оспоримое).
На некоторых фотографиях можно заметить, что в поворотах внешняя сторона колеи становится изогнутой. Это должно непременно произойти для колесной техники, но затрудняюсь ответить, характерный ли это износ для поворачивающих волокуш.


RandoMan, характерный, а бронза в качестве примера: поверхность детали шаржируется твердыми частицами, приповерхностный слой бронзы приобретает абразивные свойства и активно «изнашивает» колею. Что там было на самом деле одному Богу известно.
Если бы я решал подобную задачу, то использовал бы короткий полоз – длина полоза не более пятикратной ширины, и установил под груз два блока полозьев (опор). И блок, как целое в горизонтальной плоскости, и полозья, каждое отдельно в вертикальной плоскости, должны быть поворотными, как лыжные опоры самолета. Вся система – груз + опоры - должна быть «гибкой», или «податливой», иначе по такой местности не пройти.
Аватар пользователя
TVI
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 09 апр 2013, 15:49
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #43  RandoMan » 23 янв 2015, 14:09

TVI писал(а):RandoMan, характерный, а бронза в качестве примера: поверхность детали шаржируется твердыми частицами, приповерхностный слой бронзы приобретает абразивные свойства и активно «изнашивает» колею. Что там было на самом деле одному Богу известно.
Если бы я решал подобную задачу, то использовал бы короткий полоз – длина полоза не более пятикратной ширины, и установил под груз два блока полозьев (опор). И блок, как целое в горизонтальной плоскости, и полозья, каждое отдельно в вертикальной плоскости, должны быть поворотными, как лыжные опоры самолета. Вся система – груз + опоры - должна быть «гибкой», или «податливой», иначе по такой местности не пройти.


Это хорошо, что вы заметили про бронзу и абразив. Я об этом не подумал. А теперь подумаем, захотели бы вы тащить один абразив по другому абразиву? :) Нет, я думаю, вы бы оставили деревянные полозья...
Поворотная конструкция, конечно, некоторые особенности может объяснить, но как-то чересчур усложненная она выходит. Добавим к этому клиренс, и вообще интересное распределение нагрузок будет.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #44  TVI » 23 янв 2015, 22:14

RandoMan писал(а):... я думаю, вы бы оставили деревянные полозья...
Поворотная конструкция, конечно, некоторые особенности может объяснить, но как-то чересчур усложненная она выходит. Добавим к этому клиренс, и вообще интересное распределение нагрузок будет.


Дерево в этом случае точно также будет «приобретать абразивные свойства», только износится быстрее.
Поворотная конструкция в моем изложении сложная, а применяли что-то простое, из доступных материалов и надежное.
Аватар пользователя
TVI
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 09 апр 2013, 15:49
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #45  Cavin » 24 янв 2015, 19:38

flight писал(а):Хотя и пишут что колея стандартная, на самом деле ( гулял я по колеям на Мальте) ширина колеи разная плюс/минус 10 см, на вскидку по памяти.
Глубина колеи разная.


Когда я писал, что она стандартная - я имел в виду именно то как есть в Турции, а не как на Мальте.

Повторюсь - все колеи, которые мы прошли (а это несколько тысяч участков) имею одинаковую ширину, одинаковые профиль (кроме случаев плохой сохранности, где профиль уже и не виден). Толщина колес тоже одинаковая.

Наиболее интересным моментом "одинаковости" является боковая царапка в форме трапеции, которая несколько раз показана в статье. Эта царапка тоже стандартизована и на каждом следе, где высота стенки достаточна, она находится на одной и той же высоте. Мы насчитали их штук 10.



malder писал(а):Если тягловых животных было два, то следы от повозки (про волокуши не подумал) легко могли скрыть их следы.


Посмотрите еще раз на фотографии прохода между двумя холмами. Колея почти вертикально уходит в стенку (станка расходится максимум на 10 см/метр).

Туда не только не пролезет даже ослик, даже если мы представим что царапка - это след от оглобли, хотя для следа от оглобли он предельно низко будет (ведь если ослик и пролез, то он шел не по дну колеи, а на уровне центра).

Вообще чем больше смотришь на проезд между холмами - тем меньше шансов животному там пройти вдоль края (который вряд ли был вертикальным на момент прохода?).

Если же мы говорим о многократном проходе - то количество материала, который противоречит этому варианту настолько большое, что о животных говорить рано и надо обсудить, какие доводы есть за то, что колеи проезжали десятки тысяч раз.


Юрий_Ск писал(а):Ослики послушно ходят в связке, ослики узко расставляют ноги и вполне могут шагать непосредственно в колее волокуши.

Это, опять же в том случае, если мы считаем колеи прокатанными многократно и постепенно, чему пока нету никаких качественных доказательств.

Нелли писал(а):Читала и где-то на форуме приводила ссылки, что колеи специально вырубали, а потом ездили. Это видно по тому, что профиль колей подпрямоугольный.




Если колеи делали бы специально - осталось бы хоть одна незавершенная, которую не доделали, потому что выбрали неудачное направление или просто исправление - когда понимали что пошли не туда и исправлялись, ничего такого. Возможно мы хоть где то увидели бы следы обработки, как хорошо видно на гробницах - но нет, гробницы и лестницы выглядят примитивнее чем следы (хотя их лесенки мне нравятся).

Мы видели много примеров, когда колея использовалась 2-3 раза, это делало ее пошире, иногда попадались места схождения или расхождения - при этом суммирующая колея не была идентичной одиночным, она была пошире и в ней был горбик от съехавшего при втором прокате грунта.

По остальным пунктам полностью согласен с RandoMan:
RandoMan писал(а):Колей в том месте буран (всё это материалы последнего отчета на lai.ru о поездке во фригийскую долину). Пробивать рядом десятки колей имея уже рабочие (в том числе и неглубокие), да еще и через возвышенность, когда рядом есть места и пониже, лично я не вижу смысла.
Помимо этого, на приведенной фотографии видны следы по обеим сторонам на уровне полуметра по высоте. Они не гладкие, они, похоже, срезаны какой-то деталью ТС, находящейся на этом уровне и выступающей за колею. Автор пишет, что в этом следе множество царапин, при этом все они начинаются сразу и идут до конца. То есть это не было результатом выдалбливания. Значит срезало само ТС, Но не в затвердевшем же камне.
Также, по поводу этого глубокого следа можно задать вопрос практичности. Зачем выпендриваться и делать ровные стенки вертикальные, если можно махнуть кайлом пошире, откусив большой шмат, чтобы точно ничему не мешало при транспортировке? Я б так сделал.
В общем, пока нет убедительных аргументов по поводу того, что это вырубалось в камне.



Нелли писал(а):Колесами (и волокушей) так не проездишь...

Про волокуши согласен - особенно интересно, что они не могут поворачивать, не разрушая стенку колеи, противоположную повороту.
Про колеса - почему бы и нет? если в глине колесо едет медленно, а телега везет тяжелый груз, то примерно так и будет выглядеть результат. К сожалению проанализировать плотность материала изнутри и извне колеи почти невозможно, он очень хрупкий, это разве что резать керн, а мне б
ыло нечем и запрещено.

Andromeda писал(а):Можно ссыль на (по уверениям геологов)миллионы лет назад?

Я взял данные из геологической карты Турции, которую можно найти в интернете. Весь туф Фригийской долины, который мы исследовали датирутся миоценом.


malder писал(а):Просто я лично знаком с автором статьи Александром Колтыпиным и этот вопрос обсуждали с ним в приватной беседе. А он таки кандидат геологических наук.

Ну вот, в статье даже написано, кто ее автор) Но в любом случае, вариантов извержений за последние тысячи лет пока никто не предлагал. С другой стороны пока никто не смог доказать, что этот туф точно нельзя размягчить до состояния глины с последующим застыванием, так что есть куда искать.

Юрий_Ск писал(а):потому что рельеф дороги был уже довольно "неездабельным" (повод для смены колеи),

Вы читали статью? Если да, то вы не согласны с версией однократного проката, как я вижу. Скажите, почему? Какие соображения и анализ наталкивают на мысль о многократном проезде?

Второй вопрос согласны ли вы с тем, что дорогу (особенно для волокуш) надо держать в надлежащем виде? Я имею в виду, что засыпать эту колею щебенкой не представляет проблем. Зачем же вместо этого гнать осликов (чуть не написал слоников) через холмы вокруг?

Ведь получается, что колею чистили - иначе в ней волокуши бы застревали гораздо раньше, чем она становилась 20-30см глубиной. Чистить от веток и крупных камней - могли, а засыпать щебенкой нижний сантиметр - нет? Это может быть только в случае, если щебенка имеет фикцию больше чем свежий участок туфа, а это не так, я проверял)

P.S. Туф он как наждак... Волокуши сотрутся очень и очень быстро.

Нелли писал(а):Колеи в известняке прокатать или прорубить - дело немыслимое? В твердом камне... "Капля камень точит" - ни о чем не говорит? Нет свидетельств прокатанных колей в историческое время?


Про прорубить RandoMan уже сказал - зачем прорубать десятки и сотни параллельных колей? А к ним еще царапины царапать.

Про прокатать - подробно написано в статье. У меня сейчас нету сомнений (особенно после второй экспедиции), что колеи прокатаны за один раз, если у вас есть объективное возражение - скажите его, это очень важный момент.

В мире существует довольно много колей, которые известно кто прокатал. Но объем, который мы видим есть только в Турции и на Мальте. Нельзя сравнивать одну или две колеи Римской эпохи с десятками параллельных. На гору, где находится город Мидаса ведет одна колея очень похожая на то, что мы нашли - ее мы увидели раньше, чем все остальное, я тогда еще взглянул и подумал "хорошую выдолбили колею, чтобы при заходе на гору лошадь с телегой не кувырнулась" и дальше пошел.
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #46  malder » 24 янв 2015, 20:06

Cavin писал(а): У меня сейчас нету сомнений (особенно после второй экспедиции), что колеи прокатаны за один раз, если у вас есть объективное возражение - скажите его

Да есть маленько :smile: Если за один раз была прокатана (читай продавлена) такая глубокая колея как на фото выше, то куда девался выдавленный материал ? А ведь выдавлено было немало, на вскидку несколько кубометров !
Истина где-то рядом...
Аватар пользователя
malder
Главный модератор
Цитата
 
Сообщений: 1433
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 18:52
Откуда: Краснодарский край.
Благодарил (а): 390 раз.
Поблагодарили: 450 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 83

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #47  Cavin » 24 янв 2015, 20:17

Коровьев писал(а):И боковые "выточки" по обеим сторонам колеи тоже ослики сделали?

Хвостиком.

RandoMan писал(а):
Изображение

О, спасибо за эту фотографию, я забыл, что хотел написать про неё. Помимо выточек здесь отчетливо видно два "упавших ящика" по правой стороне. Вытесывать эти выемки, да еще столь правильной формы в этом месте было бы крайне бессмысленно.


Не не, это не ящики, это разрушения. Оно просто красивое, но в нем случайная геометрия по какой то трещине.

Изображение

Изображение

Юрий_Ск писал(а):Про одиночную колею. Я все о том же, стараясь не привлекать посторонних сущностей: человек ехал верхом, ослик сам выбирал куда ставить ножки, а человек не мешал. Породы неоднородны, где-то помягче, где-то потверже... к тому же, в показанном месте (с одиночной колеей) примерно видно, что справа и слева почва имеет уклоны, опасные, например в дождь - вот ослик и прокладывал путь по локальным горизонталям.


Ничего не понял. Ослик сам что ли сделал одиночную узкую колею очень равную? это как?
Мы кстати нашли во второй экспедиции вот такую картинку: (ширина колеи и колес не соответствует стандарту, найдено там же где одинарная). Что вы про нее скажете?)

Изображение

Изображение

Изображение

RandoMan писал(а):Я показал место, в котором наблюдается сильное расхождение по точке перегиба вниз на колеях. Можно увидеть, что левая колея уходит вниз раньше, чем правая, при этом плоскость правой колеи совсем не наклоняется влево. Обычно такое может происходить при независимой работе левого и правого носителя, чем бы он ни был. Других предположений у меня нет. У вас, может быть, есть?
Если предположить, что левая колея была углублена при совместной работе с еще более левой колеей, то мы будет сделать вывод о крайне высоком клиренсе волокуш. При этом становится непонятно - почему между волокушами столь скромная высота относительно получающегося мега-клиренса.


Независимую подвеску мы во второй экспедиции нашли) во второй статье опишу подробнее.


Юрий_Ск писал(а):Обратим внимание на следы подтесывания борта ближайшей к нам колеи - можно придти к выводу, что это просто остатки ранее существовавшей "окультуренной" колеи, когда она только-только начинала эксплуатироваться. Затем колея углубилась вследствие разных причин, а остаток ранней колеи превратился в след подтесывания на ее бортике...


Ваша изобретательность не знает границ) В этом месте видно так себе, но вообще это след днища, а эта колея как раз имеет разных клиренс колес, правое было ниже, как раз высота подходит, в остальных местах где видно дно оно примерно на этой высоте, слушайте RandoMan. Использовать ее как доказательство независимой подвески сложно - больно много вокруг колей, но всеже.

malder писал(а):Всё не решался написать, что напоминают мне эти следы... Ну да ладно. Как-то мне довелось поучаствовать в джиперских покатушках по бездорожью в Геленджикском районе. В ралли кроме легковых джипов участвовали такие монстры как ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. Так вот, если не считать отсутствия на Турецких колеях следов от протекторов, они буквально один в один похожи на колеи, оставленные в грязи тяжелыми вездеходами. Даже точно такие же "выборки" сбоку колеи, от бампера, порога и прочих выступающих частей машины присутствуют... Ни на чем особо не настаиваю, но повторюсь, следы практически идентичны !


Тихо, не палите контору)

TVI писал(а):Если бы я решал подобную задачу, то использовал бы короткий полоз – длина полоза не более пятикратной ширины, и установил под груз два блока полозьев (опор). И блок, как целое в горизонтальной плоскости, и полозья, каждое отдельно в вертикальной плоскости, должны быть поворотными, как лыжные опоры самолета. Вся система – груз + опоры - должна быть «гибкой», или «податливой», иначе по такой местности не пройти.


Да, это крутая идея... и все развалится от малейшего чиха и вся механика все время будет замусориваться и... Фригийцы знали и колесо и железо и колесо и зачем им по наждачному туфу полозья придумывать?)

Отдельно всем, кому интересно: следы многократного проката.

В центре, жирная колея с идеально ровными краями - по ней раз 5 проехали, она не стала глубже почти, зато стала шире, как и колея в глине.

Совсем слева (без колеи) видны следы современного проселка - по нему ездят машины и телеги с осликами, следов ни те ни другие не оставляют, постепенно полируют туф.

Правее широкой колеи мы видим те, которые с ней слились, а точнее те, которые слились, а потом по ним уже проехали еще пару раз, сделав более жирную колею.

Справа видна колея, которая кончилась. Почему она кончилась - не понятно. Либо материал был тверже, либо (что в данном случае вероятнее) эрозия съела ее, это заметно по тому что она не стала менее глубокой, а как будто у нее просто исчезли стенки. Такие колеи обычно имеют продолжение метров через 10, такое же плавно появляющееся.

Изображение

Если хотите еще фотографий, пишите, их у меня слишком много)
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #48  Cavin » 24 янв 2015, 20:27

malder писал(а):
Cavin писал(а): У меня сейчас нету сомнений (особенно после второй экспедиции), что колеи прокатаны за один раз, если у вас есть объективное возражение - скажите его

Да есть маленько :smile: Если за один раз была прокатана (читай продавлена) такая глубокая колея как на фото выше, то куда девался выдавленный материал ? А ведь выдавлено было немало, на вскидку несколько кубометров !


Да, действительно, материал должен куда-то деваться. Есть несколько соображений на эту тему:
1) Если:
- груз действительно тяжелый
- колеса имели радиус около 120см (пока это предположение, но оно близко к реальности)
- скорость была низкой или очень низкой
- консистенция туфа была как у мокрой грязи (мы же не знаем какой она была, он сейчас очень хрупкий и может впитать очень много воды, а значит он пористый).

То материал мог просто уплотниться под следом. Возьмите кусок глины и аккуратно вдавите в нее небольшой предмет с тупым окончанием - окажется что глина (кстати обычно очень плотная и не впитывающая воду) готова неплохо прожаться внутрь. Видели следы, оставленные детьми на застывающем бетоне? Они обычно не имеют корки выдавливания материала по краям, просто следы.

2) Второй вариант проще - материал выплескивался вокруг. Его много конечно, но не так много, чтобы его нельзя было размазать вокруг.

3) Третий вариант еще проще - вылетевший материал после увеличения площади контакта с воздухом переставал быть столь пластичным и уже обратно не возврался в массив, тогда эрозия просто раньше всего его в песок превратила.

Даже если мы берем прокат между холмов - если там ехало чтото адски мощное, то оно его выталкало и разложило по сторонам, можно попробовать поискать, зато найдем направление движения.
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #49  malder » 24 янв 2015, 20:30

Cavin, а с местными вы не разговаривали ? Какая у них версия происхождения этих следов ? ... Хотя что я спрашиваю, это ж Турция :(
Истина где-то рядом...
Аватар пользователя
malder
Главный модератор
Цитата
 
Сообщений: 1433
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 18:52
Откуда: Краснодарский край.
Благодарил (а): 390 раз.
Поблагодарили: 450 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 83

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #50  Cavin » 24 янв 2015, 20:33

malder писал(а):Cavin, а с местными вы не разговаривали ? Какая у них версия происхождения этих следов ? ... Хотя что я спрашиваю, это ж Турция :(


Пастух, стоя на следах сказал нам "это машины ездили, автомобили, вы не туда пришли - монумент вон там недалеко".
Местным наплевать, их интерсует только чай, овцы и золото из моглильников.
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #51  RandoMan » 24 янв 2015, 20:36

Cavin, очень хорошо, что вы сразу ответили на еще не заданный вопрос - касательно высоты расположения "бамперных" царапин .)
А вообще, можно архивчик фотографий у вас попросить? Хочется найти максимум мелочей, которые, возможно, смогут дать еще какие-нибудь подсказки. Больше всего меня интересуют повороты со всех возможных ракурсов, на всех глубинах.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #52  Cavin » 24 янв 2015, 20:42

RandoMan писал(а):Cavin, очень хорошо, что вы сразу ответили на еще не заданный вопрос - касательно высоты расположения "бамперных" царапин .)
А вообще, можно архивчик фотографий у вас попросить? Хочется найти максимум мелочей, которые, возможно, смогут дать еще какие-нибудь подсказки. Больше всего меня интересуют повороты со всех возможных ракурсов, на всех глубинах.


Ответил в ЛС, буду признателен за любую помощь!
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #53  Нелли » 24 янв 2015, 21:30

Cavin писал(а): Но объем, который мы видим есть только в Турции и на Мальте.

Нет-нет. Есть еще куда больший объем :wink:
Гуглим Le Vie Cave или виа кава тоскана

А вот мое любимое


Тоскана. Этруски. "Пещерные дороги". Вулканический туф. Первое место по объему.


Только на Мальте не туф. На Мальте известняк. И колеи совсем иначе выглядят. Абсолютно иначе. Неправильно в одну кучу валить прокатанные (или вырубленные) в известняке колеи и колеи в свежем туфе из вулканического пепла или туфе другого происхождения.
Таком туфе, как, например, тут:
Аватар пользователя
Нелли
Эксперт ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 5825
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 12:42
Благодарил (а): 2935 раз.
Поблагодарили: 2786 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 215

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #54  TVI » 24 янв 2015, 21:43

Cavin писал(а):
TVI писал(а):Если бы я решал подобную задачу, то использовал бы короткий полоз – длина полоза не более пятикратной ширины, и установил под груз два блока полозьев (опор). И блок, как целое в горизонтальной плоскости, и полозья, каждое отдельно в вертикальной плоскости, должны быть поворотными, как лыжные опоры самолета. Вся система – груз + опоры - должна быть «гибкой», или «податливой», иначе по такой местности не пройти.


Да, это крутая идея... и все развалится от малейшего чиха и вся механика все время будет замусориваться и... Фригийцы знали и колесо и железо и колесо и зачем им по наждачному туфу полозья придумывать?)




Жесткая система развалится, а гибкая и податливая нет. В качестве примера – современный трубовоз или лесовоз.
Возможно, полозья использовали потому, что колеса не могли пройти «грязь»? Мы привыкли к современному колесу, у которого ширина миллиметров 100, не меньше, а деревянное колесо, стянутое стальным обручем, примерно 50 миллиметров. Поставить повозку на полозья - и можно двигаться по «грязи», замусориваться там нечему. Тогда и происхождение следов на стенке можно объяснить – от осей повозки.
Аватар пользователя
TVI
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 09 апр 2013, 15:49
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #55  Cavin » 24 янв 2015, 21:58

TVI писал(а):Жесткая система развалится, а гибкая и податливая нет. В качестве примера – современный трубовоз или лесовоз.
Возможно, полозья использовали потому, что колеса не могли пройти «грязь»? Мы привыкли к современному колесу, у которого ширина миллиметров 100, не меньше, а деревянное колесо, стянутое стальным обручем, примерно 50 миллиметров. Поставить повозку на полозья - и можно двигаться по «грязи», замусориваться там нечему. Тогда и происхождение следов на стенке можно объяснить – от осей повозки.


Даже в современности - чем больше деталей тем меньше надежность, это действет всегда.
Когда я говорю про "развалится", я имею в виду не силы, которые будут действовать, а общую надежность системы.

Мысль про полозья под колесами и ось, которая не вращалась из-за этого конечно веселая, но при повороте полозья все равно давали бы какието артефакты, особенно по нижней кромке колеи - колея бы снизу имела царапины на всех поворотах - такого, как видно на фотографиях, нету.

К тому же, даже если полозья были короткими, они снижали нагрузку колес по крайней мере в 2-3 раза, а если мы берем стандартные колеса телег (как вы правильно заметили около 5 сантимтров), то получится что нагрузка распределялась раз в 10-15. Вопрос: какой должен быть вес, чтобы продавливать так глубоко полозьями? Опять же, хоть гдето такая штука бы отвалилась и колесо бы напрочь застряло, поэтому "обувные" полозья - чтото совсем странное при таком весе. Тут опять можно вернуться к вопросу - кто тащил по настолько мокрому и не оставил следов.
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #56  Cavin » 24 янв 2015, 22:04

Нелли писал(а):Нет-нет. Есть еще куда больший объем


Пока по фотографиям я вижу по одной колее за раз. Это как с лестницами - одна лестница это нормально, две это удобно, но если мы увидим гору, на которую идет двести лестниц, то мы уже не скажем "это были лестницы, чтобы ходить на гору, видом наслаждаться" - это будет либо священная гора, либо соблюдение обета либо чтото еще, но никак не "а, просто много лестниц".

Мы с вами одинаково используем слово "объем" в данном диалоге? Я имею в виду количество, а не объем выбранного камня. Если вы имели в виду другое, то прошу прощение за введение в заблуждение.


Нелли писал(а):Только на Мальте не туф. На Мальте известняк. И колеи совсем иначе выглядят. Абсолютно иначе.

Я в статье написал, что сравнивать сами колеи нельзя. Я имею в виду тоже - только количество. Больше нигде в мире я пока не слышал о таком количестве как на Мальте и в Турции.
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #57  TVI » 25 янв 2015, 00:38

Cavin писал(а):
...К тому же, даже если полозья были короткими, они снижали нагрузку колес по крайней мере в 2-3 раза, а если мы берем стандартные колеса телег (как вы правильно заметили около 5 сантимтров)
...кто тащил по настолько мокрому и не оставил следов.


Полозья уменьшают удельное давление на «грунт». Если ширина полоза вдвое больше ширины обода (Ш) колеса, а длина полоза равна удвоенной ширине, то это уже восемь, если исходить из площади пятна контакта колеса, равной квадрату его ширины (2*Ш*2*2*Ш=8Ш).
Из-за отсутствия следов животных остаются возможными оба варианта:
- «сухая» дорога, многократные проходы (колесами, полозьями);
- «грязная» дорога, но не топкая, снова многократные проходы, например сдвоенными (уширенными) деревянными колесами. Мне показалось, что на фото отметки на стенке оставлены далеко не за один проход.
Аватар пользователя
TVI
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 09 апр 2013, 15:49
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 2

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #58  леовол » 25 янв 2015, 00:51

Может быть,на это каменистом плато сохранились следы чьей-то недоделанной работы.Например,для выращивания растений могли использовать т.н.колеи,по ним же подводить воду.
Аватар пользователя
леовол
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 283
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 06:36
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 3

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #59  Коровьев » 25 янв 2015, 09:03

леовол писал(а):по ним же подводить воду

Но зачем для подведения воды сдвоенные колеи? И одной бы "канавы" хватило.
- Фамилия моя - ну, скажем, Коровьев. ©
Аватар пользователя
Коровьев
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 3387
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 16:38
Благодарил (а): 1106 раз.
Поблагодарили: 1103 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 75

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #60  Cavin » 25 янв 2015, 13:18

TVI писал(а):Полозья уменьшают удельное давление на «грунт». Если ширина полоза вдвое больше ширины обода (Ш) колеса, а длина полоза равна удвоенной ширине, то это уже восемь, если исходить из площади пятна контакта колеса, равной квадрату его ширины (2*Ш*2*2*Ш=8Ш).


Я и имел в виду удельную нагрузку. Кстати о площади контакта колеса - в случае мягкого грунта расчет будет другой, даже в статичном состоянии (без движения) для передних колес распределение веса будет примерно вдвое больше чем для задних, в связи с контактом передней части колеса с непродавленным грунтом.

TVI писал(а):Из-за отсутствия следов животных остаются возможными оба варианта:
- «сухая» дорога, многократные проходы (колесами, полозьями);
- «грязная» дорога, но не топкая, снова многократные проходы, например сдвоенными (уширенными) деревянными колесами. Мне показалось, что на фото отметки на стенке оставлены далеко не за один проход.


Пока не вижу качественных доказательств многократного проката, как минимум потому что видел много примеров колей, по которым проехали несколько раз. В таких коелях даже боковые царапины кривые, потому что их перечертили 2-3 раза.

Вот как тут вообще думать о многократном прокате:
Изображение

А тут проехали раза три по крайней мере, боковая царапка кривая вся, колея немного глубже (видно по царапинам от днища), но значительно шире остальных 
Изображение


леовол писал(а):Может быть,на это каменистом плато сохранились следы чьей-то недоделанной работы.Например,для выращивания растений могли использовать т.н.колеи,по ним же подводить воду.

Вы имеете в виду, что их делали вручную? Я уже слышал эту версию, но совершенно не могу с ней соглаиться.

- Зачем их делать парными со строгим расстоянием?
- Откуда и зачем боковые царапины?
- Почему часть идут ниже холмов (там будет собираться вода), часть выше (там никогда не будет достаточно воды)
- Почему нету зависимости от сторон света?
- Откуда следы днища (а то, что это днище не вывзывает сомнений - такие следы есть только между колеями, но не вокруг них).
- Зачем перекрестки?
- Зачем длинные участки где есть всего 2-3 колеи?
- Зачем схождения и расхождения?

Таких вопросов можно задать еще массу. А вот найти доводы в пользу создания таких террас вручную очень и очень сложно.
Отдельно можно спросить - а почему следы недоделанной работы? Чего в ней не хватает?
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #61  RandoMan » 25 янв 2015, 14:39

Не зависимо от того, какие ТС оставили эти следы у меня все больше и больше появляется убеждения, что мы неправильно понимаем процесс их образования. Они не были продавлены одномоментно в горах пепла, болота или туфа, но и не были выточены шорканьем по камню.
Скорее всего эта дорога действовала до того, как произошло извержение (или несколько извержений), во время, и какое-то время после.
Мокрый пепел (или слежавшийся) нарастал в тех местах, куда его сгонял ветер, а ТС продолжали кататься/тащиться по этой местности, а с ростом уровня осадков образовались выбранные направления, по которым удобнее всего было катить/тащить, в них образовались колеи, которыми все пользовались.
Как бы мы не скомпоновали процессы выпадения, сбора, слеживания/намокания вулканического пепла (или иных процессов, о которых я ничего не знаю) и воздействия на них, но мне кажется наиболее вероятным, что эти следы - очевидцы того извержения, из которого в дальнейшем образовался туф. По крайней мере те глубоченные следы, для объяснения которых при любом раскладе надо делать массу допущений. Скорее всего там найдутся следы, которые будут опровергать эту идею (самые очевидные - это одни следы поверх других на разных уровнях), но тут самое время будет вспомнить про то, что все-таки разные следы могли образоваться в немного разные периоды с разным состоянием материала, а извержений, то есть слоёв туфа, тоже могло быть несколько.

Пока это лишь идея, хотелось бы услышать какие-либо комментарии, за или против.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #62  Cavin » 25 янв 2015, 17:47

RandoMan писал(а):Пока это лишь идея, хотелось бы услышать какие-либо комментарии, за или против.


Конечно, первое, что приходит в голову - это образование следов в еще не сцементировавшемся туфе. И если бы 3-4-5 тысяч лет назад в этих местах были такие извержения, то сомнений в датировке бы не возникло.

К примеру вулкан Немрут-Даг извергается регулярно - и не будет особого удивления обнаружить там любые следы - хоть от танка, хоть от адидаса.

На единственной нормальной публично доступной геологической карте ( http://yerbilimleri.mta.gov.tr/anasayfa.aspx ) самые молодные породы датируются как раз миоценом, остальное старше. Впрочем это еще вопрос, что вообще фиксируют такие карты, но вулканов во фригийской долине нету.

Касательно дифференциации в возрасте самих следов:
1) Мы не нашли никаких указаний на то, что следы разнятся по возрасту.
2) Мы нашли как очень сохранные следы, так и крайне разрушенные, расстояние между одними и другими бывает менее 500 метров.

В чем же тут подвох? На первый взгляд кажется - если одни колеи словно появились вчера, а по другим уже "течет" камень, то вторые значитеьно старше. Есть одно "но" - окружающий следы туф имеет теже самые различия в разрушении, что и сами следы. То есть разрушения и эрозия в одной локализации всегда характерны и колеям и самому ландшафту. Есть места, где разрушения настолько высоки, что остатки колей буквально висят в воздухе.

Тем более мы не нашли разницы между следами внутри одной локализации - у них примерно одинаковая глубина, одинаковая ширина (кроме случаев многократных прокатов, где ширина больше). У них одинаково ровно или уже одинаково эродировавшее дно.

Если бы все следы были такими, я бы первый сказал, что это природные образования (заметтье одинаковый уровень разрушения следов и окружения):
Изображение

А вот фотография, сделанная в 300 метрах от предыдущей (видно, на горизонте одни и теже формации, эта фотография сделана левее):
Изображение
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #63  RandoMan » 25 янв 2015, 18:27

Ну тут основная идея даже не в том, что он не сцементировался, а в том, что само выпадение произошло именно во время использования дорог.
По моему мнению это может объяснить то, что следы есть не везде, и появляются ниоткуда, пересекают глубокую кучу, и снова исчезают в никуда до следующей кучи. Как и логику водителя, который по какой-то причине таранил высокую кучу, хотя казалось бы, рядом есть места и помельче. И отсутствие следов выдавленного грунта становится не предметом для загадки, а прямым следствием.
Если процесс выпадания был достаточно длительным (или многократным за геологически небольшой промежуток времени), то и разницы во времени образования, наверное, не было бы заметно.
Может быть с точки зрения датировки это не дает существенного различия, однако,позволяет иначе смотреть на процесс появления особенностей следов и технические характеристики транспортных средств.

Еще следует определиться с ландшафтом. Нынешний ландшафт не позволяет предполагать, что уровень озера мог существенно повыситься и долго удерживаться в этом состоянии - широченная долина на 25-30 метров ниже и плавно уходит вниз. Однако соседняя со следами горка имеет очень занятную форму, похожая на те, что промываются в каньонах. Но возможно, что это дела уже совсем давних дней и к загадке отношения не имеют...
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #64  Cavin » 25 янв 2015, 19:18

RandoMan писал(а):Ну тут основная идея даже не в том, что он не сцементировался, а в том, что само выпадение произошло именно во время использования дорог.


А дорог было по тридцать в ряд? Напомю, что в локализациях глубина колей примерно одинаковая - а при переезде через любой холм глубина увеличивается, как увеличивалась бы в любом варианте, даже в варианте многократного проката.

А следы от копыт по мягкому пеплу тем более кудато пропали? Что это, такие ровные следы колес и никакой тягловой силы.

В любом случае, какая разница каким образом это было сделано, если в данной версии за основу приходится брать датировку в миллионы лет? Какая разница ехали поверх дорог, строго по месту старой дороги или катали по свежему туфу просто ради удовольствия, если надо сначала доказать что это было 5 миллионов лет назад.

Это же сколько туфа должно было поверх чегото тут нападать?
Изображение
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #65  RandoMan » 25 янв 2015, 19:28

Ну... С датировкой у меня туго. Однако как насчет вот этой фотографии?
Изображение


Это обман зрения, или действительно поверх уже прокатанной колеи находятся новые наносы?
Если так, то разве это не свидетельствует однозначно, что эта колея появилась раньше, чем произошел последний выброс пепла в этом районе?
Кстати, меня давно мучает вопрос. Сколько вообще надо времени, чтобы туф сцементировался до такой степени?
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #66  Cavin » 25 янв 2015, 19:35

RandoMan писал(а):По моему мнению это может объяснить то, что следы есть не везде, и появляются ниоткуда, пересекают глубокую кучу, и снова исчезают в никуда

Это вообще не совсем так, следы чаще всего заканчиваются в грунте и появляются из него, в других случаев чаще всего след заканчивается в связи с разрушением породы, это хорошо видно на этой фотографии:

Изображение

Видно, что наплыв материала прозошел позже формирования колеи - хотя бы по тому, что корки, которые есть везде вокруг, отсутствуют именно на этом участке по всей площади промоины.

А этот кусок висит в воздухе, по корке хорошо видно - все что было вокруг уже разрушено:
Изображение

RandoMan писал(а):Если процесс выпадания был достаточно длительным (или многократным за геологически небольшой промежуток времени), то и разницы во времени образования, наверное, не было бы заметно.


Если выпадение было длительным - оно было равномерным и ни о каких кучках речи быть не может я думаю.

Но если выпадало и сбивалось кучками, то почему мы не видим ни одной кучки выпавшей так, что колея заканчивается в нее упершись намертво и даже в идеальном случае продолжается с другой стороны от кучки - получается что по каждой из старых дорог точно проехали хотя бы по разу? Туф - не пух, хоть какуюнибудь колею бы забросили, ан нет.

Вот по поводу материала: во второй экспедиции мы нашли довольно много следов с бортиком и при этом с неровным дном, что позволяет предположить более текучий материал, либо более высокую скорость:

Изображение
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #67  Cavin » 25 янв 2015, 19:43

RandoMan писал(а):Ну... С датировкой у меня туго. Однако как насчет вот этой фотографии?
Изображение


Это обман зрения, или действительно поверх уже прокатанной колеи находятся новые наносы?
Если так, то разве это не свидетельствует однозначно, что эта колея появилась раньше, чем произошел последний выброс пепла в этом районе?
Кстати, меня давно мучает вопрос. Сколько вообще надо времени, чтобы туф сцементировался до такой степени?


А в каком месте здесь новый нанос? Здесь относительная глубина колеи не меняется по всей длине, поперек идет трещена, а в месте куда указывает мой ботинок - приличная эрозия, но даже нету наплыва.
Аватар пользователя
Cavin
Исследователь ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 13:28
Откуда: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 9

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #68  RandoMan » 25 янв 2015, 19:47

Cavin писал(а):А в каком месте здесь новый нанос? Здесь относительная глубина колеи не меняется по всей длине, поперек идет трещена, а в месте куда указывает мой ботинок - приличная эрозия, но даже нету наплыва.


Все, сообразил, куда указывает ваш ботинок :)
Ну эрозия так эрозия. Значит обман зрения. Мне показалось наплывом.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #69  RandoMan » 25 янв 2015, 20:00

Cavin писал(а):Это вообще не совсем так, следы чаще всего заканчиваются в грунте и появляются из него, в других случаев чаще всего след заканчивается в связи с разрушением породы

Ну меня на эту мысль навела вот эта фотография.
Изображение

Cavin писал(а):Но если выпадало и сбивалось кучками, то почему мы не видим ни одной кучки выпавшей так, что колея заканчивается в нее упершись намертво и даже в идеальном случае продолжается с другой стороны от кучки - получается что по каждой из старых дорог точно проехали хотя бы по разу? Туф - не пух, хоть какуюнибудь колею бы забросили, ан нет.

Есть над чем подумать, да...

Cavin писал(а):Вот по поводу материала: во второй экспедиции мы нашли довольно много следов с бортиком и при этом с неровным дном, что позволяет предположить более текучий материал, либо более высокую скорость:

Действительно интересно. При том, что бортик не уплыл, то высокая текучесть скорее всего отпадает. Форма в принципе похожа на выброс на высокой скорости, причем исключительно колесом.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Re: Упоминая телегу и колесо, забываем о волокуше

Сообщение #70  RandoMan » 25 янв 2015, 20:23

Кстати, про бортик. Это же просто особенности выветривания, так?
Как вот тут:
Изображение

А то я изначально неправильно его понял.
Аватар пользователя
RandoMan
Участник форума ЛАИ
Цитата
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 10 янв 2015, 09:52
Откуда: Томск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 0

Вперед

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Беседка

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17