flight писал(а):Хотя и пишут что колея стандартная, на самом деле ( гулял я по колеям на Мальте) ширина колеи разная плюс/минус 10 см, на вскидку по памяти.
Глубина колеи разная.
Когда я писал, что она стандартная - я имел в виду именно то как есть в Турции, а не как на Мальте.
Повторюсь - все колеи, которые мы прошли (а это несколько тысяч участков) имею одинаковую ширину, одинаковые профиль (кроме случаев плохой сохранности, где профиль уже и не виден). Толщина колес тоже одинаковая.
Наиболее интересным моментом "одинаковости" является боковая царапка в форме трапеции, которая несколько раз показана в статье. Эта царапка тоже стандартизована и на каждом следе, где высота стенки достаточна, она находится на одной и той же высоте. Мы насчитали их штук 10.
malder писал(а):Если тягловых животных было два, то следы от повозки (про волокуши не подумал) легко могли скрыть их следы.
Посмотрите еще раз на фотографии прохода между двумя холмами. Колея почти вертикально уходит в стенку (станка расходится максимум на 10 см/метр).
Туда не только не пролезет даже ослик, даже если мы представим что царапка - это след от оглобли, хотя для следа от оглобли он предельно низко будет (ведь если ослик и пролез, то он шел не по дну колеи, а на уровне центра).
Вообще чем больше смотришь на проезд между холмами - тем меньше шансов животному там пройти вдоль края (который вряд ли был вертикальным на момент прохода?).
Если же мы говорим о многократном проходе - то количество материала, который противоречит этому варианту настолько большое, что о животных говорить рано и надо обсудить, какие доводы есть за то, что колеи проезжали десятки тысяч раз.
Юрий_Ск писал(а):Ослики послушно ходят в связке, ослики узко расставляют ноги и вполне могут шагать непосредственно в колее волокуши.
Это, опять же в том случае, если мы считаем колеи прокатанными многократно и постепенно, чему пока нету никаких качественных доказательств.
Нелли писал(а):Читала и где-то на форуме приводила ссылки, что колеи специально вырубали, а потом ездили. Это видно по тому, что профиль колей подпрямоугольный.
Если колеи делали бы специально - осталось бы хоть одна незавершенная, которую не доделали, потому что выбрали неудачное направление или просто исправление - когда понимали что пошли не туда и исправлялись, ничего такого. Возможно мы хоть где то увидели бы следы обработки, как хорошо видно на гробницах - но нет, гробницы и лестницы выглядят примитивнее чем следы (хотя их лесенки мне нравятся).
Мы видели много примеров, когда колея использовалась 2-3 раза, это делало ее пошире, иногда попадались места схождения или расхождения - при этом суммирующая колея не была идентичной одиночным, она была пошире и в ней был горбик от съехавшего при втором прокате грунта.
По остальным пунктам полностью согласен с RandoMan:
RandoMan писал(а):Колей в том месте буран (всё это материалы последнего отчета на lai.ru о поездке во фригийскую долину). Пробивать рядом десятки колей имея уже рабочие (в том числе и неглубокие), да еще и через возвышенность, когда рядом есть места и пониже, лично я не вижу смысла.
Помимо этого, на приведенной фотографии видны следы по обеим сторонам на уровне полуметра по высоте. Они не гладкие, они, похоже, срезаны какой-то деталью ТС, находящейся на этом уровне и выступающей за колею. Автор пишет, что в этом следе множество царапин, при этом все они начинаются сразу и идут до конца. То есть это не было результатом выдалбливания. Значит срезало само ТС, Но не в затвердевшем же камне.
Также, по поводу этого глубокого следа можно задать вопрос практичности. Зачем выпендриваться и делать ровные стенки вертикальные, если можно махнуть кайлом пошире, откусив большой шмат, чтобы точно ничему не мешало при транспортировке? Я б так сделал.
В общем, пока нет убедительных аргументов по поводу того, что это вырубалось в камне.
Нелли писал(а):Колесами (и волокушей) так не проездишь...
Про волокуши согласен - особенно интересно, что они не могут поворачивать, не разрушая стенку колеи, противоположную повороту.
Про колеса - почему бы и нет? если в глине колесо едет медленно, а телега везет тяжелый груз, то примерно так и будет выглядеть результат. К сожалению проанализировать плотность материала изнутри и извне колеи почти невозможно, он очень хрупкий, это разве что резать керн, а мне б
ыло нечем и запрещено.
Andromeda писал(а):Можно ссыль на (по уверениям геологов)миллионы лет назад?
Я взял данные из геологической карты Турции, которую можно найти в интернете. Весь туф Фригийской долины, который мы исследовали датирутся миоценом.
malder писал(а):Просто я лично знаком с автором статьи Александром Колтыпиным и этот вопрос обсуждали с ним в приватной беседе. А он таки кандидат геологических наук.
Ну вот, в статье даже написано, кто ее автор) Но в любом случае, вариантов извержений за последние тысячи лет пока никто не предлагал. С другой стороны пока никто не смог доказать, что этот туф точно нельзя размягчить до состояния глины с последующим застыванием, так что есть куда искать.
Юрий_Ск писал(а):потому что рельеф дороги был уже довольно "неездабельным" (повод для смены колеи),
Вы читали статью? Если да, то вы не согласны с версией однократного проката, как я вижу. Скажите, почему? Какие соображения и анализ наталкивают на мысль о многократном проезде?
Второй вопрос согласны ли вы с тем, что дорогу (особенно для волокуш) надо держать в надлежащем виде? Я имею в виду, что засыпать эту колею щебенкой не представляет проблем. Зачем же вместо этого гнать осликов (чуть не написал слоников) через холмы вокруг?
Ведь получается, что колею чистили - иначе в ней волокуши бы застревали гораздо раньше, чем она становилась 20-30см глубиной. Чистить от веток и крупных камней - могли, а засыпать щебенкой нижний сантиметр - нет? Это может быть только в случае, если щебенка имеет фикцию больше чем свежий участок туфа, а это не так, я проверял)
P.S. Туф он как наждак... Волокуши сотрутся очень и очень быстро.
Нелли писал(а):Колеи в известняке прокатать или прорубить - дело немыслимое? В твердом камне... "Капля камень точит" - ни о чем не говорит? Нет свидетельств прокатанных колей в историческое время?
Про прорубить RandoMan уже сказал - зачем прорубать десятки и сотни параллельных колей? А к ним еще царапины царапать.
Про прокатать - подробно написано в статье. У меня сейчас нету сомнений (особенно после второй экспедиции), что колеи прокатаны за один раз, если у вас есть объективное возражение - скажите его, это очень важный момент.
В мире существует довольно много колей, которые известно кто прокатал. Но объем, который мы видим есть только в Турции и на Мальте. Нельзя сравнивать одну или две колеи Римской эпохи с десятками параллельных. На гору, где находится город Мидаса ведет одна колея очень похожая на то, что мы нашли - ее мы увидели раньше, чем все остальное, я тогда еще взглянул и подумал "хорошую выдолбили колею, чтобы при заходе на гору лошадь с телегой не кувырнулась" и дальше пошел.