Книги и статьи по дорожному строительству

Ремесла
Правила форума
Ремесла

Книги и статьи по дорожному строительству

Сообщение #1  Марк Пулий » 30 апр 2013, 20:27

Книги и статьи по дорожному строительству

(Список будет перемещен в Библиотеку)

Статья о объемах римской дорожной системы.

Изображение


Радовский Б.С. Первые представления о прочности и расчете дорожных одежд: дорожные одежды до XX века /Дорожная Техника 2012/

Технология дорожного строительства развивалась постепенно по мере развития общества. После изобретения колеса (примерно 4.тыс. лет до н. э.) и появления колесниц и конных повозок дорожное строительство стало важным видом человеческой деятельности. Широкая панорама развития техники дорожного строительства дана в прекрасной книге (В..Ф. Бабков, 1988).
Считают (например, Исидор Севильский в 15 книге Этимологий, посвященной дорожному строительству), что первые протяженные дороги с твердым покрытием появились в Карфагене (на территории теперешнего Туниса) примерно в 6.м веке д. н. э. и идею их строительства в военных целях переняли победившие Карфаген (в 146 г. до н. э.) римляне, которые, впрочем, приступили к их строительству задолго до этой победы. Римская империя в период расцвета имела 86 тыс. км основных дорог с твердым (каменным) покрытием, связывавших Рим с Британией, Галлией, Испанией и другими ее провинциями, и, кроме того, около 200.тыс. км гравийных и грунтовых дорог (Tillson, 1900). Протяжение римских дорог с твердым покрытием превышало современное протяжение американской Национальной системы межштатных магистральных дорог (Interstate Highway System — 76.тыс. км).

Изображение


Типичная конструкция дорожной одежды римской дороги включала четыре слоя (рис. 1). Эта дорожная одежда была построена в Британии, вблизи г. Редстока (Collins, H. J. and C..A. Hart, 1936). Римляне завоевали Британию в 43 году н. э., а ушли из нее в 406 году, т.е. дорога была построена более 1600 лет назад. Всего на территории теперешней Англии римляне построили 4100 км дорог, соединявших военные лагери, отстоявшие на 30.км друг от друга — на расстоянии однодневного пешеходного марша. Нижний слой представляет собой два или три ряда крупных камней, уложенных плашмя на известковом растворе. Над ним находился подобный бетону слой из камней размером «с кулак» также в известковом растворе. Еще выше располагался аналогичный подобный бетону слой, но на менее крупном заполнителе — камнях размером «с орех». Покрытие представляло собой квадратные или многоугольные плиты из прочного известняка или песчаника, нижняя часть которых была заглублена в подстилающий слой. Применявшийся римлянами вяжущий раствор состоял из 1 части извести, 3 частей пуццоланы (продуктов извержения вулкана) и примерно 3 частей песка. Толщина дорожной одежды — 88 см.
По римскому стандарту «12 Таблиц», обычная ширина проезжей части — 2,4 м, а на поворотах — 4,8 м, но некоторые дороги были шире. Так, Аппиева дорога Рим — Капуя (Via Appia) первоначально длиной 212 км, построенная в 312 году до н. э., имела ширину 3,9 м, что позволяло разминуться двум встречным экипажам, и ее покрытие было выложено из базальтовых плит. Квадратные плиты с размерами 0,9х0,9 м, 1,2х1,2.м или 1,5х1,5 м доставляли из каменоломен на расстоянии свыше 160.км (Blanchard and Drowne, 1914). Вблизи Рима ее ширина увеличивалась до 10.м. Отдельные участки этой дороги сохранились до наших дней.

Изображение

http://www.brrp.bham.ac.uk/maps/midlands.html
http://www.brrp.bham.ac.uk/construction/construction.html

Общая толщина дорожной одежды на римских дорогах составляла от 90 до 120 см. Такие дороги были очень дорогими. Так, по оценкам A.C.Rose (Rose, 1935) дорожная одежда на маршруте Рим — Капуя, подобная представленной на рис.1, в ценах, проиндексированных в дальнейшем на 2000 год, стоит примерно 2 млн долл. за км (Gillette, 1906, р. 1; Rose, 1935), т.е. порядка 500 долл. за квадратный метр. Капитальность римских дорожных одежд явно превосходила требования транспортных нагрузок и интенсивности движения в ту эпоху.
Нет записей о соображениях, которыми руководствовались римляне при выборе конструкции дорожной одежды и назначении толщин слоев. Тем не менее, такие соображения были. Так, на многих римских дорогах покрытие имело поперечный уклон для обеспечения поверхностного стока воды и боковые канавы, а в ряде случаев — дренажные трубы.
После того, как римская империя рухнула под ударами «варваров», наступил продолжительный период упадка дорожного строительства, длившийся более тысячи лет. Римская технология строительства базировалась на неограниченном рабском труде, дававшем возможность строить массивные каменные дорожные одежды. Спустя тысячелетие дорожные работы стало возможно выполнять только силами местного населения, привлекаемого на барщину в ущерб сельскохозяйственным работам. Сохранившиеся римские дороги постепенно разрушались.


Радовский Б.С. Первые представления о прочности и расчете дорожных одежд: дорожные одежды до XX века файл PDF


Упоминаемые в статье авторы:
Бабков, В. Ф. Развитие техники дорожного строительства. – М. : Транспорт, 1988. – 272 с.
Tillson, G.W., Street Pavements and Paving Materials, John Wiley and Sons, New York, 1900.
Collins, H.J. and C.A. Hart, Principles of Road Engineering, Edward Arnold Publishers, Ltd., London, 1936.
Blanchard, A. H., and Drowne, H. B., Textbook on Highway Engineering, First Edition 1914
Rose, A.C., When All Roads Led to Rome, Bureau of Public Roads, U.S. Department of Agriculture, Washington, D.C., 1935.
Gillette, H.P., Economics of Road Construction, The Engineering News Publishing Co., New York, 1906

Список англоязычной литературы
Pavement History
References


Список англоязычной литературы
A treatise on the principles and practice of levelling, showing its application to purposes of railway engineering and the construction of roads
A treatise on the principles and practice of levelling, showing its application to purposes of railway engineering and the construction of roads

http://openlibrary.org/works/OL7554910W/Roads_to_Rome
Статьи http://www.euro-test.ru/cgi-bin/article.cgi



Graham Ross. The story of the road

============================================================================



Изображение

http://www.aqueducs-romains.fr/ecole_de ... ain/image/

Изображение


http://www.aqueducs-romains.fr/ecole_de ... /groma.php




Матвеев А.В. Развитие системы дорог в древности // // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сборник научных трудов. - Омск - Ханты-Мансийск, 2002

Массон В.М. Обмен и торговля в первобытную эпоху // Вопросы истории. - 1973. - №1 - С. 78 -91.

Матвеев А.В. Развитие системы дорог // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. - Омск, 1999. - С. 117-121.

Матвеев А.В. Материальные остатки элементов древних путей сообщения и возможности их фиксации с помощью методов археологической науки // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии: Материалы региональной археолого-этнографической студенческой конференции. - Новосибирск, 2000. - Т.2. - С. 36-38.

Шилик К.К. Влияние природных условий на выбор трасс древних транспортных путей // Взаимодействие общества и природы в процессе эволюции. - М., 1981. - С. 178-187.

Статьи
http://www.sibmuseum.ru/sites/default/f ... ticles.htm







Список литературы и интернет источников

Чтобы увидеть скрытое содержание, зарегистрируйтесь.



Изображение

http://www.romanaqueducts.info/pictured ... /tools.htm

Изображение

http://elnavegadordemercator.blogspot.h ... chive.html


Изображение

Грома. 1 — переносной прибор с поворотной доской-насадкой (2); 3 — угловой крест с визирной нитью A-B и C-D, вращающийся вокруг оси отвеса (4); 5 — основание с нанесенным на камне крестом a-b — продольная ось, c-d — поперечная ось полевого лагеря.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.
http://ancientrome.ru/art/artworken/img.htm?id=1637
http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=219369933

>
http://useless-faq.livejournal.com/3150 ... #t53616375

- А ты уже кончил, Хэмп? - спросил Дэлрой кабатчика, который
старательно писал при свете фонаря.
- Да, - отвечал тот. - Но мне хуже, чем вам. Понимаешь, я знаю, почему
дорога вьется. - И он стал читать на одной ноте:


Сперва налево гнется путь,
Каменоломню обогнуть,
Потом бежит дугой, дугой
Направо от собаки злой,
Потом налево-просто так,
Чтоб в мокрый не попасть овраг,
И вновь направо, потому
Что обогнуть пришлось ему
И обойти издалека
Поместье одного князька,
От смерти коего идет
Уже семьсот десятый год.
И снова влево-от могил,
Где дух священника бродил,
Пока не встретили его
Мертвецки пьяным в Калао.
И вновь направо поворот,
Чтоб нам не миновать ворот
"Короны и ведра" - кабак сей
Несомненно знает всяк.
Опять налево - справа жил
Сэр Грегори, и разрешил,
Рассудку не желая внять,
Цыганам табор основать.
Они бедны, но не честны,
И обойти мы их должны.
И вновь направо-от болот,
Где ведьмы позапрошлый год,
На полисмена налетев,
Избили, догола раздев,
О бедный, бедный полисмен!
И влево, мимо Тоби-лен,
И вправо, мимо той сосны,
Откуда столб и лес видны,
А в том лесу, в тени ветвей,
Дорога лучше и прямей.
Как доктор Лав мне рассказал
(Он вашу тетушку знавал,
Дражайший Вимпол. Много книг,
На наш он перевел язык,
И сам ученый град Оксфорд
Его твореньями был горд),
Как доктор Лав мне говорил,
Сквозь лес дорогу проложил
Строитель-римлянин. И вот
Она прямее здесь идет!
Но кончен лес, и снова путь
Спешит налево завернуть
От рощи, где в глухую ночь
Помещичью однажды дочь
Чуть не повесили. Она
Лишь тем осталась спасена,
Что им веревки стало жаль,
Ночным разбойникам лихим.
И вновь направо вьется путь,
Чтоб рощу вязов обогнуть,
И вновь налево...


- Нет! Нет! Нет! Хэмп! Хэмп! Хэмп!-в ужасе заорал Дэлрой.-Остановись!
Не будь ученым, Хэмп, оставь место сказке. Сколько там еще, много?
- Да,-сурово отвечал Пэмп.-Немало.
- И все правда? -с интересом спросил Дориан Уимпол.
- Да,-улыбнулся Пэмп,-все правда.

Г.К.Честертон, "Перелетный кабак"



http://myriobiblion.byzantion.ru/

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html

http://centant.spbu.ru/hellenis/index.htm
Operae officiales. Служебные дела.
Аватар пользователя
Марк Пулий
Отошёл от дел
Цитата
 
Сообщений: 1877
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 00:55
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1926 раз.
Поблагодарили: 874 раз.
Предупреждения: 0%
Репутация: 176

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.

BBCode ВЫКЛЮЧЕН
   

Вернуться в Ремесла

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2